Логопедический проект с родителями в доу

Обновлено: 05.07.2024

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Педагогический проект

Составитель:

Учитель-логопед: Забалуева Я.А.

Выявление проблемы. 3 стр.

Участники проекта 4 стр.

Концептуальные основы 4 стр.

Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта 5 стр.

Организация работы над проектом 6 стр.

Перспективный план реализации проекта 7 стр.

Список литературы. 9 стр.

Приложение № 1 10 стр.

Приложение № 2 11 стр.

Приложение № 3 12 стр.

Приложение № 4 13 стр.

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

Анализ ситуации

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

В. А. Сухомлинский

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.

Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.

В ходе логопедической работы необходимо:

•помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

•разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

•подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:

Учитель-логопед, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Концептуальные основы

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.

Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A . C . Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A . C . Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.

Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

Цель проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

•выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

•выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

4. Заключены дополнительные договоры между родителями и учителем логопедом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

•трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ

(выход: подключение социального педагога и психолога).

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

•выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

•выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса (см. Приложение 2).

2 этап – основной (практический).

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

•проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

•Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Формы и
методы работы

Содержание работы

Ответственный

1. Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей

2. Сбор дидактических
материалов

3. Заключение дополнительных договоров

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логогруппу

Анкета для родителей

2. Основной этап

Конкурс чтецов/скороговорщиков

Праздник красивой и правильной речи

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Тематическая консультация с практической частью

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей
Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба

Картотека игр и упражнений по темам

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии

3. Заключительный этап

Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Выявление уровня речевого развития детей

Анкета для родителей

Сертификат об участии

Список литературы:

•Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

•Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.

•Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

•Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.

•Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

•Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Приложение 1

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)___________________________________________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? __________________________________________________________________________

10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?_______________________________________

11. Присутствуете ли на дет. праздниках?____________________________________________

12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_____________________________

Приложение 2

Договор о сотрудничестве логопеда и родителей.

Предмет договора

Ответственность сторон

Родители обязуются:

•Сотрудничать с логопедом и посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц (по желанию родителей можно чаще).

•Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь для индивидуальной работы (15-20 мин в день)

•Приносить тетрадь для логопедических занятий 1 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в рабочие дни и на выходные).

Логопед обязуется:

•Предоставлять высококвалифицированную коррекционную помощь по устранению дефектов речи у ребенка

•Проводить с родителями еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу продвижения детей.

Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки исправления недостатков речи у детей.

В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре, логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков звукопроизношения и имеет право обратиться к администрации детского сада с просьбой о прекращении коррекционной работы.

Приложение 3

ДНЕВНИК УСПЕХА

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____

Задачи 1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

3. Пополнить предметно-развивающую среду дидактическим материалом для работы с детьми.

6. Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ.

Участники проекта Дети подготовительной группы, родители, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.

Сроки реализации Долгосрочный: сентябрь 2019 – май 2020 г.

Аннотация Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям, посредством использования игровых методов и организации образовательной деятельности детей с участием родителей. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения в коррекционной работе, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой. В данной ситуации нам на помощь приходит игра. Игра становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

На моей логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих. Очень важно привлечь родителей к совместной работе логопеда и педагогов ДОУ в коррекционную работу с детьми с использованием игровых методов. И для этого был создан мой проект.

План реализации проекта

№ Наименование деятельности Сроки Ответственные

1. Подобрать теоретический материал по традиционным и нетрадиционными игровым методам. 1-я неделя сентября учитель-логопед, педагоги ДОУ.

2. Подобрать бросовый материал для изготовления традиционных и нетрадиционных игровых логопедических пособий. 2,3-я неделя сентября учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

3. Привлечь родителей к сбору бросового материала для изготовления нетрадиционных дидактических пособий: бусины разного размера, одноразовая пластиковая посуда и т. п. октябрь учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

4. Привлечь родителей и педагогов к изготовлению традиционных и нетрадиционных игровых логопедических пособий. ноябрь учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

7. Отчет о реализации проекта на общем родительском собрании. май учитель-логопед, педагоги ДОУ.

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб. : Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М. : Центр Полиграф, 2000

9. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. -С. П. :Детство-Пресс,2018.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработка совместных проектов учителя-логопеда

с родителями в ДОУ.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка логопедических проектов. Проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Основными задачами проектов стали:

-объединить усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений,

- широко использовать родительский потенциал,
- стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Реализация проектов имела различные формы, методы и приемы совместной взросло-детской деятельности.

Задачи проекта:

hello_html_m6995d703.jpg

• Дать советы и рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи у детей с ОНР.

• Познакомить родителей с особенностями, принципами, этапами работы логопеда.

• Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы развития артикуляционной моторики, формирования речевого дыхания, развития звукового анализа и синтеза.

• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

Содержание работы:

- Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты)

- Онлайн общение с родителями в интернете.

Задачи проекта:

Формировать представление о звуках и буквах.
• Знакомить с буквами в интересной и доступной форме.
• Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ.

• Повышать интерес детей к непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте.

• Учить различать и узнавать буквы алфавита

Воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека.

Содержание работы:

- Творческий конкурс для детей и родителей по изготовлению букв из различных материалов и различными способами.

Задачи проекта:

• Выявление органов артикуляции, участвующих в образовании звуков речи человека.
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
• Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей в данной области.

Содержание работы:

- Исследование органов артикуляции с помощью игрушек.

- Изучение комплекса артикуляционных упражнение для постановки звука.

Задачи проекта:

• Формировать у детей грамматический строй речи и навыки чтения.

• Развитие речевого дыхания и плавной воздушной струи.
• Развивать фонематический слух.

hello_html_m468300d.jpg

• Формировать у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.).
• Улучшение коммуникативных навыков детей .
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу .
• Повышение компетенции воспитателей в данной области .

Содержание работы:

- Изготовление родителями совместно с детьми дидактических игр направленных на:

формирование грамматического строя речи, речевого дыхания;

развитие фонематического слуха;

- расширение словарного запаса;

- формирование навыка чтения.

Использование метода проектов в коррекционной работе учителя-логопеда будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!

Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом.

Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.

Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.

Целью данного проекта является вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.

Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы, изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.

С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.

В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.

Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.

Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.


Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.


В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.


В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.


В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.


А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.


Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.


Приложение 1.

на 20__-20__ учебный год

Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00

Месяц

Мероприятие

Тема, цель

Взаимодействие с коллегами

Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.

Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий

Согласование времени проведения с воспитателями

Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.

Буклеты для родителей

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ.

Оформление родительского уголка.

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи

Согласование времени проведения с воспитателями

Семинар-практикум в подготовительной к школе группе

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ.

Создание буклетов для родителей

Согласование времени проведения с воспитателями

Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом)

Оформление родительского уголка

Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии

Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ.

Оформление родительского уголка

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения

Читайте также: