Литературные сказки план урока

Обновлено: 06.07.2024

5.3.1.1- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

Ч6 Анализ художественных произведений

5.3.6.1- анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную мысль

П2 Синтез прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала

5.4.2.1 – излагать основное содержание текста на основе прослушанного, прочитанного или аудиовизуального материала

П3 Представление информации в различных формах

5.4.3.1 – представлять информацию в виде рисунков

Использование языковых единиц

ИЯЕ1 Использование грамматических форм слов

5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу.

Обеспечить формирование интереса к изучению русского языка.

Критерии успеха

Учащиеся прогнозируют содержание урока на основе иллюстраций и эпиграфа; составляют кластер;

переводят ключевые слова урока с родного языка на русский и английский языки; восстанавливают предложения и диалог.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважение к родному языку; формировании толерантного отношения к изучаемому русскому и английскому языкам.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: казахский язык, английский язык.

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ не используется

Предварительные знания

Учащиеся имеют представление о слоге, слове, словосочетании и предложении. Умеют определять по родам имена прилагательные.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

- Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.

Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний.

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь.

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки кто читает,

Туда, бывает, попадает.

Про всех сказочных героев

Все он там узнает

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока.

О чём вам говорят имена: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм?

Упр. 319 Прочитайте названия волшебных предметов из сказок: 1) Шарля Перро, 2) Г. Х. Андерсена. Угадайте, из какой сказки каждый из них. Какую роль они сыграли в сказке?

1) Волшебная палочка, тыква, хрустальные туфельки, веретено, сапоги.

2) Санки, горошина, скорлупа грецкого ореха, зеркало, крапива, сундук.

Деятельность учащихся) К Учащиеся отгадывают к какой сказке относятся волшебные предметы


Учебник. Часть 2

Середина урока

III. Изучение нового материала

Учимся применять правило. Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника.

III. Освоение изученного материала.

(К) Упр.323 Прочитайте отрывки из сказок Г. Х. Андерсена. Назовите, из каких они сказок

(Деятельность учащихся) Учащиеся называют героев сказок определяют из каких они сказок.

Работа в группа

Деление на группы по первой букве имени или фамилии (гласные – согласные, звонкие – глухие)

(Г)Задания для первой группы:

1. Упр.324 Поставьте прилагательные в форме женского рода. Составьте с любыми двумя словосочетаниями различные по цели высказывания предложения.

Г)Задания для второй группы:

Физкультурная минутка

IV. Закрепление изученного материала.

Выскажите своё мнение о сказках Ш. Перро и Г. Х. Андерсена. Отвечая на вопросы, начинайте свой ответ со слов: мне кажется…; я считаю…

1) В каких сказках герою помогали находчивость и смекалка?

2) В каких сказках награда приходит за трудолюбие и доброту?

3) Какая сказка вам кажется самой интересной; страшной; весёлой; печальной; поучительной?

Учебник. Часть 2

Учебник. Часть 2

Физкультурная минутка.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Конец урока

(Г) Работа в группах

Составление синквейна к существительному сказочник.

(И) (Деятельность учащихся) После рефлексии учащиеся заполняют таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Олеговна, я проведу у вас урок Чтения.

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность и выполняют все указания учителя.

Создание условия для воспитания художественно-эстетического вкуса

Развитие умени я находить наиболее эффективные способы решения учебных задач

Развиттие умения ставить цель

Слушать других, принимать другую точку зрения, развитие навыка правильного, сознательного, выразительного чтения

Мотивация учебной деятельности учащихся

- Я надеюсь вы узнаете много интересного и будете активными.

Внимательно слушают учителя

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Формулирование познавательной цели;

Осознавать качество и уровень усвоения нового материала.

Строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима,

Вот и сказки половина.

Жили-были три гуся,

Вот и сказка вся.

- Прочитайте его радостно.

- Прочитайте его грустно.

- Прочитайте с удивлением.

Иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету

Строить речевые высказывания в устной форме

Координировать самостоятельную деятельность

Уметь выполнять грамотно выражать свои мысли, строить речевые высказывания

- Ребята, что такое сказка?

- Давайте вспомним, какая сказка нам встретилась в речевой разминке?

- На какие две группы мы можем разделить все сказки?

- Как различить народные сказки и литературные?

- Как думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель поставим на уроке?

- Сказка – это один из основных жанров фольклора, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

- Народные и авторские

- Народные сказки придуманы народом, а авторские имеют автора

- Познакомиться с произведениями, которые мы будем изучать.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, с чем мы познакомимся в новом разделе?

- Как думаете, чему научимся?

- Чему будем учиться?

- Ребята прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.

“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.

- А какие сказки этого писателя вам уже знакомы?

- Что такое присказка?

- Где вы встречались с присказкой? Какие из них вы помните?

- Давайте встанем и немного отдохнем.

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова-это два,

Три-руками три хлопка,

На четыре-руки шире,

Пять –руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

- Продолжаем читать сказку.

- Мы познакомимся со сказками, которые специально для детей написали В. Гаршин, В. Одоевский, Д. Мамин-Сибиряк.

- Мы научимся следить за развитием и последовательностью событий в сказках; пользоваться разными словарями для понимания значения неизвестных слов.

- Отличать литературную сказку от народной;

Сравнивать героев литературной сказки, определять отношение автора к ним.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская литературная сказка"

· Поговорим о русской литературной сказке.

· Узнаем кое-что о писателе Антонии Погорельском.

Стоп! Но последние сказки – вовсе не народные! На обложках даже указаны их авторы.

А всё потому, что это – так называемые авторские, или литературные, сказки. Такие же, как сказки Пушкина, о которых мы совсем недавно говорили.

Русская литературная сказка – это совершенно особый жанр литературы.

Такие сказки могут писаться в стихах или прозе.

Мы уже выяснили на примере пушкинской сказки, что обычно литературная сказка опирается на традиции народной.

Иными словами, у литературной сказки есть корни, и корни эти уходят в устное народное творчество. Создатели литературной сказки опираются на фольклор – это основа, база, для сказки авторской.

Выходит, если мы соединим русскую народную традицию и талант и самобытность автора, у нас как раз получится русская литературная сказка.

Во многом, конечно, она будет похожа на народную. Например, литературные сказки можно разделить на бытовые, волшебные и сказки о животных.

И в литературных сказках точно так же происходят необычные события и превращения, могут разговаривать животные и предметы.

Однако литературная сказка похожа на любого ребёнка. Конечно, она многое взяла от своей матери – народной сказки. Но она росла, развивалась и приобретала собственные качества.

В конце концов получилась вполне самостоятельная литературная личность, которая, правда, не теряет связи и со своей народной матерью.

Но чем же отличаются народная и литературная сказки?

Представим, что нам хочется добавить в сказку каких-то своих деталей.

В народной сказке это можно было сделать, ведь каждый из рассказчиков добавлял что-то своё. Поэтому народные сказки существуют в нескольких вариантах. Но в литературной сказке такое невозможно, ведь её написал конкретный автор.

А что отражается в сказке?

Если сказка народная – в ней, конечно, отразятся ценности народа и народное представление о справедливости.

Но автор будет вкладывать в своё произведение свои мысли, свои ценности и свою философию, так что литературная сказка отражает позицию автора.

Как влияет на сказку эпоха?

Если говорить о народных сказках, то там действия всегда происходят в какие-то очень давние времена. И такие сказки всегда интересны и ценны. К тому же, со временем в них могли добавляться какие-то поздние изменения.

Но литературная сказка очень часто – отражение той эпохи, когда она написана.

Итак, что мы пока что узнали?

Литературная сказка – это сказка, которую сочинил определённый автор.

Литературная сказка берёт свои истоки в народной сказке.

Однако литературную сказку нельзя изменить. Она отражает свою эпоху и взгляды своего автора. И этим отличается от народной сказки.

Интересно, а когда появились авторские сказки?

Но расцвет литературной сказки – это приблизительно 1830-е гг.

Вот, наверное, как счастливы были дети! А вот и нет. В большинстве своём в те времена литературные сказки предназначались не для детей. Считалось, что это вполне взрослая литература.


Антоний Погорельский – это псевдоним. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский. Родился он в 1787 г. и был внебрачным сыном известного русского государственного деятеля.

Алексей Перовский получил блестящее образование. У него была степень доктора философских и словесных наук.

Часто Алексея Перовского изображают на портретах с государственными наградами. Это потому, что он отправился добровольцем на войну с Наполеоном и прошёл её до самого конца.

Он занимал важные должности и удостоен нескольких наград.

Но нам, конечно, интереснее то, что у Перовского был племянник. И его воспитанию Перовский уделял много внимания.

Звали племянника Алексей Константинович Толстой, и потом он тоже стал писателем. Нам ещё предстоит знакомство с его творчеством.


Давайте посмотрим, чем она отличается от народных сказок.

Для начала, мы не можем в ней поменять ни словечка. Конечно, мы принимаем текст таким, каким его написал автор.

И в сказке всё подтверждает, что дело происходит именно там и именно тогда.

Подробно описывается пансион, его двор, традиции и обитатели, упоминаются костюмы, причёски, блюда той эпохи.

Вспомним, как подробно автор описывает, во что одевали Алёшу, главного героя повести. Или припомним вот такой отрывок:

Здесь и старинное название спален, и старушки-голландки, и упоминание Петра Первого – в одном предложении.

Не менее подробны описания героев. Даже второстепенных или эпизодических персонажей автор описывает полно и художественно. Мы узнаём об их привычках, одежде или даже манере речи!

Вспомним, с каким акцентом разговаривает чухонка-кухарка!

— Вотта я паду кассаину и пошалюсь. Шорна курис нада режить. Он леннива. он яишка не делать, он сыплатка не сижить.

А ведь передача таких деталей – это как раз признаки художественной литературы!

Но почему так подробно передаются детали? Да потому что в сказке совмещается действительность и волшебный мир!

Ведь основные действия с Алёшей происходят в реальном мире. И только ночью он вслед за Чернушкой окунается в чудеса подземного мира.

И мы верим событиям в реальном мире, ещё и потому, что персонажи – психологически сложные и достоверные. Они не принцессы и не богатыри. Здесь есть учитель, который хочет гордиться своим учеником, но заискивает перед начальством и может быть и строг, и несправедлив.

Да и Алёша – самый обычный мальчик, в котором есть и доброта, и совесть, и лень, и зазнайство.

И именно внутренней перемене, которая происходит в персонаже, уделяется самое большое внимание в сказке.

После своего невольного предательства Чернушки персонаж многое осознаёт, меняется нравственно и начинает вести себя с людьми иначе.

Причём, внутренние метания и страдания персонажа занимают в повести не одну строчку, чего в народных сказках никогда не бывает.

Мы видим, что Алёша – не богатырь и не герой, а самый обычный человек со слабостями, которые он пытается преодолеть и преодолевает.

Наконец, однозначной победы над злом, торжества справедливости в сказке нет. Подземные жители вынуждены покинуть своё королевство, потому что Алёша проговорился об их тайне. Чернушка остаётся в оковах. Но Алёша осознаёт свою ошибку и будет стараться хоть немного облегчить участь министра. Он вновь обретает друзей, и это как раз – самое главное, что есть в сказке.

В отличие от народной сказки, в повести много описаний и примет эпохи. В ней совмещается реальный и волшебный мир. А герои получают подробные характеристики. Кроме того, большое внимание уделяется внутренним переменам в главном герое – это самое важное, что есть в повести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория литературы: литературная сказка, герои литературных произведений; прозаическая и стихотворная речь.

I. Мотивация учебной деятельности школьников

II. Актуализация опорных знаний

• Каким вы представляете себе А.С. Пушкина?

• Что особенного было в биографии поэта?

• Какая из этих качеств, по вашему мнению, наиболее характерна для Пушкина: патриотизм, талантливость, мужество, образованность?

Свое мнение обоснуйте. (Каждая из этих черт была присуща поэту.)

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

3. Слово учителя

- На уроке мы подробно познакомимся лишь с прологом к поэме.

4. Словарная работа

Поэма - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам;

лукоморье - изгиб морского берега в форме лука;

витязь - рыцарь, воин;

изумрудный - ярко-зеленого цвета;

главарь - предводитель, командир.

Сначала читает учитель, затем ученики (в переводе и на языке оригинала).

6. Обмен впечатлениями о прочитанном

7. Эвристическая беседа, выполнение поисково-исследовательских заданий

• Запишите всех героев и фантастические образы, которые населяют сказочный мир Лукоморья. (Леший, русалка, домик на курьих ножках, тридцать витязей, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба Яга в ступе, царь Кощей, королевич, грозный царь, предводитель морской)

• Из скольких частей состоит, по вашему мнению, пролог? (Из трех: зачина (рус. присказки) - 1-6 строки; основной части - 7-29 строки и конечности - 30-33 строки, характерной для сказок.)

• Сравните текст оригинала и перевода. Сделайте вывод о качестве перевода (точность, художественность).

Словарик к тексту оригинала

Неведомый - неизвестный, неведомый; дол (устаревшее) - долина;

видения - чудеса, видения, фантастические картины;

витязь - воин, рыцарь;

чредой - по очереди, один за одним;

дяди (устаревшее) - воспитатель;

пленяет - берет в плен;

чахнет - худеет, болеет.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков

Найдите логические пары - предмет и его признак.

ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ДОРОЖКИ, БЕРЕГ, ВИТЯЗИ, ЦАРЬ, ВОЛК, ДУХ.

ГРОЗНЫЙ, БУРЫЙ, РУССКИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, УЧЁННЫЙ, МОРСКОЙ, НЕВЕДОМЫХ, ЗЛАТАЯ, ПРЕКРАСНЫХ.

V. Домашнее задание

Я считаю, что народные сказки имеют поучительный смысл, который нужен не только детям, но и взрослым

Я считаю, что сказки - это только забава для детей и все

Я не могу еще определиться со своим мнением

(Дети проявляют свою позицию, поднимая руки или занимая места возле плаката или надписи на доске; мнение обосновывается теми, кто желает.)

Читайте также: