Личностные результаты внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

ЛИЧНОСТНЫЕ, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

ПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально - ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.[3, c . 3]

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы.

Целью организации внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи внеурочной деятельности школы:

- обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,

- организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

- включение учащихся в разностороннюю деятельность;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- формирование здорового образа жизни;

- углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.[2, c .14]

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:

- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

- творческая самореализация детей;

- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

- психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;

- реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. [1, c .56-57]

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

- представление коллективного результата группы обучающихся;

- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. На общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности. Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. [1, c .15 ]
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Результаты и формы внеурочной деятельности по направлениям:

Цель: формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.

Результаты: сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества.

Формы работы: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность в школьном музее, выставки работ. Детям имеют возможность продемонстрировать свои способности на общешкольных мероприятиях.

Социальное — психологическое направление.

Цель: Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром.

Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к школе, городу, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).

Формы работы: игровая, проектная деятельность, тренинги, практическая работа, круглый стол, дискуссия.

Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний об информационных технологиях, а также добывание информации о других странах, о традициях и о культуре.

Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к информационной среде, проектные работы, создание базы данных.

Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа, проекты.

Художественно – эстетическое направление.

Цель: формирование у школьников эстетических знаний, развитие эстетического интереса к искусству.

Результаты: сформированность у школьников позитивного отношения искусству, участие в школьных музыкальных спектаклях, праздниках, концертах, в конкурсах и соревнованиях.

Формы работы: творческая мастерская, игровая, театральная студия, хореогафический кружок, ИЗО-студия, музыкальная студия и др.

Цель: формирование здорового образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Результаты: сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости, участие в соревнованиях и показательных выступлениях.

Формы работы: игровые занятия, шахматный кружок, секции по легкой атлетике, гимнастике, футболу и др.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Дубинец Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый.-2015.-№1.2.-С.13-16.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Воспитание подрастающих поколений сегодня признается одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством.

В современных условиях развития общества цель воспитания приобретает новое значение - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.

Каждый педагог курсов внеурочной деятельности должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идёт продвижение каждого ребёнка о пути усвоения курса внеурочной деятельности и развитие его личности. Оценка должна фиксировать достижения обучающегося, отслеживать его продвижение в личностном развитии.

То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Каждодневный творческий процесс ребёнка должен быть зафиксирован.

Как измерить личностные результаты, если согласно требованиям ФГОС они не подлежат итоговой оценке?

Благодаря такой системе оценки участие родителей во внеурочной деятельности становится более значимым и активным. Уверенность в получении качественного образования и воспитания повышает уровень доверия к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам. Это подтверждает ежегодное анкетирование по выявлению степени удовлетворённости родителей организацией внеурочной деятельности.

Методические рекомендации адресованы в помощь педагогам, реализующим программы курсов внеурочной деятельности в начальной школе.

1. Карта педагогических наблюдений

Разработана с целью: наблюдений за формированием универсальных учебных действий при ознакомлении с курсом внеурочной деятельности.


Разработано с целью: комплексной оценки результатов личностного роста (ребёнок, родители, педагог, психолог)


Разработана с целью: выявления творческих способностей обучающихся при ознакомлении с программой того или иного курса внеурочной деятельности.

В каждом разделе фиксируется выполненная ребёнком творческая работа. В результате прохождения программы по установленным критериям подводится итог. Данные карты составляются по каждому курсу внеурочной деятельности.


Разработана с целью: отражения участия в проектной и исследовательской деятельности.


5. Маршрутный лист индивидуальных достижений

Разработан с целью: отслеживания достижений и активности участия обучающегося в разных курсах внеурочной и внеклассной деятельности.


6. Таблица для исчисления итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов (для педагога)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является статьёй о роли внеурочной деятельности в достижении личностных результатов младших школьников. Она информирует читающих её о важности внеурочной деятельности при формировании личностных результатов у школьников начальной школы.

Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов младших школьников.

Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат.

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.

Значительное место в полноценном развитии личности по новому ФГОС отводится внеурочной деятельности.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязаными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.

Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий.

Эффективным методом работы по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Основное отличие проектной деятельности от других видов деятельности – это направленность на достижение конкретных целей, оригинальный конечный результат.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

СВОЙ ПРИМЕР

В ходе моей педагогической практики сформировалась система деятельности, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся на основе проектной технологии. Работу над проектами начинаю с ознакомления учащихся и их родителей с методом учебных проектов, его основными признаками, этапами работы.

Варианты проектов могут быть самыми разнообразными. Например, создание сборника стихов. 2015 год - юбилейный год в истории России, год70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.Мы проводили ряд мероприятий на эту тему. Классные часы, различные школьные и классные конкурсы. Дети очень прониклись происходящим и мы решили попробовать сочинить свои стихи. Подключили родителей и работа закипела. Собранный материал обработали и отдали в печать. Так у нас появился свой сборник стихов, посвященный 70 летию Великой Победы.

В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать,самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются и личностные результаты.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Читайте также: