Лицемерие это что за грех в православии кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Что такое лицемерие?
Словарь Ожегова: Лицемерие – это поведение, прикрывающее неискренность или злонамеренность притворным чистосердечием или добродетелью.
Лицемерие – это подделка убеждений, чувств, добродетелей, которыми человек не обладает. Неискренность.

II. УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О ЛИЦЕМЕРИИ

Б. Имена, которыми Иисус называет лицемерных фарисеев и книжников.
Прочтём Матфея 23:13-33 и перечислим имена, которые Иисус дал книжникам и фарисеям:
Матфея 23:13 – лицемеры.
Матфея 23:16 – вожди слепые.
Матфея 23:17 – безумные и слепые.
Матфея 23:26 – фарисей слепой.
Матфея 23:27 – окрашенные гробы.
Матфея 23:33 - змии, порождения ехидны.

Вопрос №1: Сколько раз Иисус называет фарисеев лицемерами в этом отрывке.
Ответ: 7 раз Иисус назвал фарисеев лицемерами: в стихах 13, 14, 15, 23, 25, 27, 29.

Вопрос: Давайте подумаем, почему лицемеров ожидает такой страшный конец?
Ответ: Дело в том, что лицемерие является антонимом искренности, а без искреннего покаяния никто не может примириться с Богом посредством жертвы Иисуса Христа на кресте. Лицемер только делает вид, что он примирился, но на самом деле это ложь. Лицемер только делает вид, что он изменился, но на самом деле это ложь: он так и продолжает жить в своих грехах. А лжецы и грешники не наследуют Царства Божия.


III. УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ О ЛИЦЕМЕРИИ

Апостолы предупреждают христиан, чтобы они не были лицемерами. Иными словами, чтобы мы не делали, должно быть сделано нелицемерно, ибо лицемерие противно характеру Иисуса Христа. И если Христос живёт в нас, то мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Какие же практические советы и наставления даются в посланиях апостолов для нас?

Дополнительные места Священного Писания, обличающие лицемерие :

IV. ВОПРОС О ЛИЦЕМЕРИИ В ЦЕРКВИ.

Что можно ответить такому человеку?

1. Если вы подняли разговор о лицемерии, то хочу вам прямо сказать, что вы первый из них. И если вы когда-нибудь найдёте совершенную церковь, то вы никогда к ней не присоединитесь, потому что вам не захочется, чтобы ваше лицемерие явно высветилось на фоне искренних и неподдельных людей.

3. Если вы считаете, что все христиане – лицемеры, то посмеем напомнить вам, что.
Во-первых, это заблуждение и запрещённый метод ведения дискуссии. Зачем обобщать? Разве вы знакомы со всеми христианами в мире, чтобы делать такое утверждение?
Во-вторых, не нужно забывать, что среди лицемерных христиан всё же встречаются и искренние. И отказываясь присоединиться к церкви, вы делаете хуже только себе, потому что лишаете себя возможности познакомиться и подружиться с искренними и неподдельными людьми.
В-третьих, с чего вы взяли, что среди индусов, буддистов, кришнаитов, мусульман и представителей других религий нет лицемеров? Лицемерие – универсальная черта человеческого характера.

Знакомясь с лицемерным человеком, мы часто бываем обезоружены, поскольку уверены, что перед нами человек добрый и то, что он проявляет вовне, отражает его внутреннюю жизнь. Нередко мы стремимся завязать дружбу с такими людьми…

13 апреля 2009 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в Покровском храме ставропигиального Новоспасского монастыря. У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встретил наместник обители архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Его Святейшеству сослужили насельники монастыря в священном сане.



§1. Невмешательство в проявления зла, — из-за страха последствий или равнодушия, или ошибочного понимания морально-нравственных и духовных аспектов борьбы со злом и действующих при этом ограничений, — представляет собой широкий спектр пассивного потакания и соучастия в неправедных делах.

Наряду с этим отметим и весьма распространенные в различных сферах человеческой деятельности такие виды активного потакания и соучастия в неправедных делах, как лицеприятие и лицемерие, о которых так много говорится в Священном Писании и святоотеческом учении [1].

§2. Лицеприятие также может выдаваться или восприниматься как нежелание или боязнь человека обидеть своего ближнего. Однако это различные и противоположные по своим причинам понятия. Лицеприятие — всегда лицемерно, обусловлено исключительно корыстными причинами и является грехом. Нежелание человека обидеть своего ближнего, — наоборот, обусловлено причинами добродетельными, порождающими праведные мысли и поступки. Боязнь человека обидеть ближнего, по сути, представляет собой выполнение одной из основных заповедей Божьих — возлюбить ближнего своего, как самого себя (Лев. 19: 18; Мф. 19: 19; 22: 39; Мк. 12: 31, 33; Лк. 10: 27). Кстати говоря, и любовь Божья, в отличие от страха Божьего — боязни наказания, — является нежеланием или боязнью человека огорчить Бога своим непослушанием, или грехом.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «…Даже самое малое заигрывание “со слугами Антихриста и угождение им с какой бы то ни было благовидной целью — уже преступно и не пройдет даром. Не напрасно старая русская поговорка гласит: “Скажи, с кем ты знаком, а я скажу, кто ты таков!” … Наше время — время исповедничества Истины, и оно требует прямолинейности, полной искренности и соответствия дел словам. А если мы будем вилять, и говоря одно, а делая другое, то очень легко соскользнем с пути исповедничества Истины на путь ее предательства.

§3. Один из самых распространённых видов лицеприятия — лесть [3], является тройным грехом:

● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве и/или лжи [4], изобретателем которых является дьявол [5];

● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и в действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя [6], ввести в соблазн (искушение), или подтолкнуть к греху [7], того, кому предназначена лесть;

● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству и лжи льстеца, воспринял лесть, — как истину, — и впал в соблазн.

Затем этот псевдобог был удалён и запрещён к использованию на законодательном уровне. А те, кто ранее критиковал этого псевдобога и его действия, — подвергаясь гонениям, преследованиям, лживым упрёкам, и кого именовали отщепенцами, провокаторами, изгоями, непатриотами и пр., — стали называться борцами за свободу и справедливость, правозащитниками, истинными патриотами, героями. Имена некоторых из них даже были присвоены различным территориям, как в России, так и за рубежом. Так, например, имя А.Д. Сахарова только в России носят около 60 проспектов, площадей и улиц. Его именем также названы и зарубежные площади, проспекты, школа, мост, бульвары, улицы. А много ли было названо именами его основных гонителей и приблудных льстецов этих гонителей, которым было всё равно кого гнать, кому прислуживать — лишь бы получать за это сытный и вкусный корм?!

Вообще, лесть широко распространена в различных сферах деятельности человека. Но иногда она принимает столь гипертрофированные формы, что не только не приносит пользы объекту подхалимства, а, наоборот, может даже нанести вред его имиджу! Это, так называемая, медвежья услуга! И здесь количество восхваления может оказаться совсем не пропорциональной ожидаемому количеству получения материальных благ!

Но что не сделает льстец ради попытки легко увеличить степень собственного материального благополучия в обмен на уменьшение собственного духовного достоинства! Поэтому степень лести всегда пропорциональна степени духовного невежества, или духовного падения, или духовной деградации!

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 1. Ч. 1. Ответственность Любви. 1. Равнодушное поколение.

3. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3. Вторый Предтеча пришествия Христова. Куда мы идём?

4. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

5. Прп. Симеон Новый Богослов. Слово тринадцатое.


Св. Иоанн Златоуст говорит о лицемерах: «От благочестия ожидаешь ты славы? Если ты действительно благочестив и не прикрываешь лукаво свою внутреннюю сущность, радуйся не тому, что ты кажешься благочестивым, но тому, что ты таков на самом деле. Если ты действительно не хочешь быть прославляемым многими, постарайся понять, что не они будут судить нас в день Суда, а Тот, Кто с точностью знает все то, что сейчас не кажется явным. Ты можешь обмануть своим лицемерием людей, но не Бога. Его ты не сможешь обмануть никогда. Бог будет твоим Судией, а не люди.


Давайте послушаем одну историю, чтобы передохнуть немного. Чтобы вы увидели, что лицемерие — это театр. Один монах из Фив получил от Бога дар служения ближним и любви. Если кто-то просил его о помощи, Дух Святый открывал ему, сколько следует подать этому человеку. Он засовывал руку поглубже в мешок и все, что мог ухватить рукой, отдавал. Это как раз было столько, сколько на самом деле было необходимо нуждающемуся. Однажды, когда он раздавал милостыню в городе, к нему подошла женщина в старой и рваной одежде с просьбой помочь. Увидев ее жалкие лохмотья, он засунул руку в мешок, чтобы дать ей побольше монет. Но он смог ухватить лишь несколько монет и достал не так много, как ему хотелось. Святой Дух не позволил ему подать большую милостыню.


Затем подошла другая хорошо одетая женщина. Увидев ее наряд, он вновь запустил руку в мешок, чтобы достать поменьше. Он подумал, что раз у нее богатая одежда, ей много не требуется. Но его рука ухватила довольно крупную сумму. Тогда он расспросил об этих женщинах местных жителей. Оказалось, что та, которая была хорошо одета, происходила из богатой семьи, которая разорилась. Она крайне нуждалась в помощи. Хорошее же платье, которое она надела, просто осталось у нее от былой роскоши. А другая женщина нарочно надела убогую одежду, чтобы получить побольше. Она была лицемерна и на самом деле у нее были деньги.


Таким образом, лицемерие — это театр, а лицемер — никто иной, как артист. Это притворное изображение добродетели и благочестивой жизни. Отсутствие внутренней жизни и истинного благочестия, которое, тем не менее, внешне проявляется как таковое, в то время как на самом деле духовной жизни нет. Это театр в наиболее гнусном и худшем своем проявлении. Лицемеры делают все, как сказал Сам Господь, «чтобы показаться перед людьми (Мф. 6, 5). Это притворное изображение дружбы, за которой скрывается ненависть. Вспомните Иуду…


Это враждебность, которая скрывается под личиной доброжелательности, когда тот, кто тебя ненавидит, ведет себя, как твой самый лучший друг. В наши дни лицемерие настолько развито, что человек может тебя убить, а потом прийти на твои похороны и произнести самую прочувствованную и трогательную речь. Говорить о тебе и проливать крокодиловы слезы. Таких масштабов достигло это явление!


Духовный источник

Духовный листок

Жития святых

Праздники

Проповедь на каждый день

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?

Ваше мнение

Все теги

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Читайте также: