Латентные функции школы как социального института

Обновлено: 05.07.2024

Социальные институты в теории Р. Мертона и их явные и латентные функции

Роберт Мертон – это выдающийся представитель структурного функционализма, основатель теорий среднего уровня. Он посвятил свои работы вопросам девиантного поведения и изучению средств массовой информации. Одним из центральных понятий в концепции Р. Мертона является понятие социального института.

Социальные институты – это ценностные и нормативные комплексы, которые формируют правила, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях и реализуют их, утверждают их в жизни общества. Также к социальным институтам можно отнести органы и организации, занимающиеся этой же деятельностью.

Американский социолог Роберт Мертон очень много сделал для того, чтобы способствовать становлению структурно-функционального подхода. По сути, он одним из первых начал различать функции социальных институтов, разделив их на две крупные категории:

Латентные же функции относятся к преднамеренным, но неосознанным последствиям. Мертон приводит пример – ритуальные танцы племени хопи, которые те исполняют для того, чтобы призвать в свои края дождь. Эти танцы имеют скрытую, латентную функцию, они способствуют укреплению групповой солидарности. Такие танцы как ритуал могут поддерживать устойчивость племени, непрерывность его функционирования и существования, поскольку танец является объединяющим для многих членов сообщества. Причем, этот танец будет иметь особое значение для группы или подгруппы независимо от того, пойдет после исполнения танца дождь или нет.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, явные функции социальных институтов имеют преднамеренный характер, и люди осознают, что, как и для чего они делают. Как правило, они формально закреплены, описаны в уставных документах, декларированы. Также эти функции могут закрепляться непосредственно в системе ролей и статусов индивидов. Например, они подразумевают принятие законов о науке и образовании, законов и сводов правил в сфере здравоохранения и медицины, даже социальном обеспечении. Поэтому явные функции социальных институтов больше подконтрольны обществу, поскольку они конкретны, четко обозначены, не скрываются, а наоборот открыты к тому, чтобы человек осуществлял их, знакомился с ними. А что касается латентных функций, то в отличие от явных они не могут быть запланированы человеком или социальной группой заранее. Скрытые функции носят непреднамеренный характер, последствия их могут прослеживаться и осознаваться не сразу и практически не всегда. Даже если последствия скрытых функций осознаются и признаются, то скорее всего их признают не явным, а скрытым продуктом. Но исследовательские практики показывают, что эти функции не осознаются человеком до конца, в каком бы развитом обществе он ни проживал.

Иные функции социальных институтов

Помимо явных и скрытых функций социальные институты также играют и иную роль в жизни общества. Более общее понятие предполагает, что социальный институт – это система статусов и социальных ролей, социальных средств и ресурсов, которые необходимы для осуществления социально значимой функции общества. В социальные институты входят члены общества, они же отражают особенности деятельности тех или иных социальных институтов. На сегодняшний день исследователями выделяется несколько типов социальных институтов, в которых человек может реализовывать свою деятельность на протяжении всей жизни:

  1. Институт семьи и брака;
  2. Институт политики;
  3. Институт экономики;
  4. Институт культуры;
  5. Церковь как социальный институт.

Каждый социальный институт проходит через процесс институциализации. Он включает в себя несколько последовательных этапов. Это своего рода алгоритм, который должен пройти каждый институт, чтобы закрепиться в обществе. Во-первых, появляется социальная потребность, и чтобы ее удовлетворить, требуется организовать совместные действия индивидов и социальных групп. Во-вторых, осознаются основные цели, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить потребность (или потребности). Третий шаг – разрабатываются правила, социальные нормы, обозначаются нравственные ограничения, через которые нельзя переходить, чтобы не нанести вред социальной системы. Затем разрабатывается комплекс мер и мероприятий для исполнения правил и норм. Но самое главное – социальный институт должен выполнять соответствующие функции, поскольку только так он демонстрирует свою работоспособность и легитимность.

Явные и скрытые функции по Мертону – это еще не все функции социальных институтов. Исследователи выделяют функцию сохранения общественных отношений и их постепенного воспроизводства; функционирование норм и правил, которые обеспечивают устойчивость и стабильность социального института; интегративная функция социальных институтов, когда все члены группы объединены единым представлением о целях, задачах и возможностях из достижения. Регулятивная функция – она состоит в регулировании общественных отношений и связей, в которых оказываются члены социального института.

· завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Социальные институты образования выполняют следующие функции:

· - социального воспроизводства /репродуктивную/;

· - социального перемещения /изменения социального статуса/;

· - социального регулирования и контроля;

Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование

репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит

накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства

общества. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие,

которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования.

Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в

обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности. В

этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося. Последние

включают три взаимосвязанные стороны: ретроспективную (осознание человеком своего

социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиций и

путей их достижения) и перспективную (выбор будущего социального положения и путей,

этапов движения к нему). Образование предоставляет возможности осуществить все три

стороны социальной ориентации.

Культурно-репродуктивная функция отражает ту реальность, что в ходе учебно-

воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранять и приумножать

культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не

штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом,

тем значимее проявляется культурно-воспроизводящая функция образования.

Коммуникативная функция-это, главным образом, двусторонняя связь между

образованием и окружающим миром. Ценности, которые усваивает личность в процессе

обучения, воспроизводятся также и другими сферами жизнедеятельности общества:

экономической, политической, наукой и т.д.

Селективная функция образования выражается в естественной дифференциации

учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.

Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в силу

экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы

деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний

мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование

уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям

своего народа, региона и т.п.

Инструментальная функция социального института образования проявляется в

разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств

подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах

жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке

превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.

Вопрос №27 Формальные и неформальные институты (на примерах).

Социальный институт — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.

Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д.

К формальным социальным институтам относятся:

1. экономические институты- банки, производственные учреждения;

2. политические институты- парламент, милиция, правительство;

3. воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества.

социальная мобильность (образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. – 53%)

отбор (существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение)

гуманистическая (всесторонне развитие личности учащегося)

Содержание образования и методы обучения не соответствуют современному информационному взрыву. Закрепление социального неравенства

Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Так, потребность в создании материальных ценностей заставляет людей поддерживать производственные отношения, а потребность к самовосстановлению заставляет их вступать в определенные отношения для продолжения рода, воспитания и социализации новых членов общества. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются.

Социальный институт является определенным образом организованной, стандартизированной и согласованной между участниками общественной жизни структурой, направленной на удовлетворение общественно значимых потребностей.

Функции социальных институтов активно описывали в своих работах социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они считали, что главным аспектом в функциях социальных институтов являются их общественные последствия (полезные или вредные), а не цели и намерения людей.

Так, Р. Мертон разделил последствия деятельности социальных институтов на функции и дисфункции.

Функции – это те последствия, которые способствуют сохранению, упрочению, развитию, саморегуляции данной системы. Говоря коротко, это полезные для общества последствия. Дисфункции – это, напротив, последствия, ведущие к дестабилизации, дезорганизации данной системы, изменению се структуры. Это вредные для общества последствия.

Если дисфункций больше, чем функций, то в обществе происходит дезорганизация социальной системы. Например, дисфункциями социального института семьи будут являться следующие процессы: увеличение разводимости, бездетность, проблемы с воспитанием детей, кризис внутрисемейных отношений и т.д.

Социальные институты являются полифункциональными, т.е. имеют множество функций. В социологии выделяют универсальные и специфические функции социальных институтов.

Универсальные и специфические функции социальных институтов

Универсальные функции - общие для всех социальных институтов функции, к которым относятся следующие:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Для каждого социального института характерна своя система норм и ценностей, которые задают рамки деятельности и поведения людей. Так общественные отношения становятся упорядоченными и стабильными.
  2. Регулятивная функция. Осуществляется через регуляцию общественных отношений с помощью норм, образцов поведения и контроля за их соблюдением.
  3. Интегративная функция. Для социальных институтов характерны интегративные процессы, которые предполагают отношения взаимоответственности членов социальных групп. Интегративная функция социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий между людьми, позволяет создавать сложные организации.
  4. Транслирующая функция. С помощью данной функции выполняется трансляция (во времени и пространстве) общественных отношений социальными институтами.
  5. Коммуникативная функция. Социальные институты создают условия для формального и ролевого общения отдельных индивидов. Здесь важно отметить различие коммуникативных возможностей социальных институтов. Например, некоторые институты созданы для передачи информации (газеты, радио, телевидение), в других - возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). Одни институты имеют активный способ получения информации (наука, образование), другие – пассивный (радио, телевидение).

Специфические функции характерны для некоторых социальных институтов. Например, социальный институт государства занимается установлением порядка в обществе, институт образования – обучением и подготовкой к профессиональной деятельности и т.д.>

Явные и латентные функции социальных институтов

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Явные функции закреплены в кодексах и уставах, официально декларируются, контролируются обществом. Явные функции являются необходимыми, осознанными и формализованными.

Латентные функции – это такие последствия социальных институтов, которые не могут быть заранее запланированы, т.к. они являются неосознаваемыми. Латентные функции выполняются институтами непреднамеренно. Например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, однако эта функция не является его основной. Законодательство о запрете игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.

Характеристика функций социальных институтов

Каждый социальный институт выполняет ряд функций, также несколько социальных институтов могут выполнять одну и ту же функцию. Например, воспитанием личности занимается не только институт семьи, но и институты образования, религии, средств массовой информации и т.д.

Полифункциональность социальных институтов приводит к их пересечению и взаимовлиянию. Например, рост экономики в развитых странах приводит к росту грамотности и увеличению квалифицированных специалистов, эффективное производство благодаря налогам формирует бюджет, средства которого отправляются на бесплатное образование и т.д.

Функции социальных институтов могут изменяться, исчезать и трансформироваться в новые.
Состояние социальных институтов – показатель стабильности общественной системы. Если система стабильна, социальные институты имеют понятные и необходимые функции.

Функции и дисфункции бывают явные,если они официально заявлены, все­ми осознаются и очевидны, и латентные,если они скрыты от глаз, не заявляют­ся. Явные функции институтов ожидаемы и необходимы, формируются и де­кларируются в законах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные фун­кции являются непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в Рос­сии в начале 1990-х гг., через парламент, правительство и президента стреми­лось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во всеуслышание цели и задачи. На самом же деле в стране выросла преступность, упал уровень жизни. Таковы побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.

Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной — создание подпольного игорного бизнеса. Хри­стианские миссионеры, представители института религии, в Латинской Аме­рике и в Африке явно стремились обратить жителей в новую веру, а латент­но способствовали разрушению местных племенных культур и, таким обра­зом, дали толчок процессам социальной трансформации.

Контроль КПСС над всеми сферами жизни советского общества явно был призван поддерживать революционный дух советских людей, латентно же породил класс новых партийных бюрократов, несомненно, буржуазных по своим взглядам и устремлениям и все менее склонных к самоотречению и преданности идеалам, что было свойственно большевикам.

Явная функция многих добровольных организаций в Америке заключа­ется в объединении людей и служении на благо общества, латентная — в при­своении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подоб­ным организациям 46 .

К явным функциям школы как института среднего образования относятся обучение грамотности, которая удостоверяется аттестатом зрелости, подго-

45 Мертон Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.С. 379-447.

46 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред.Г.С. Батыгина. М„ 1996. С. 44.

товка к поступлению в вуз, обучение профессиональным ролям, усвоение ба­зисных ценностей общества. Но у школы есть также скрытые функции: при­обретение определенного социального статуса, который позволит поднять­ся на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских свя­зей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к различным специальным ролям и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, мо­рали и идеологии, а неявными — закрепление социального неравенства, име­ющего место при получении высшего образования.

Таким образом, латентные функции выступают как побочный эффект де­ятельности социального института. Они могут быть и позитивными, и нега­тивными. Негативные называются также дисфункциями (о них шла речь выше). В качестве положительного примера использования латентных фун­кций часто называют деятельность Генри Форда — крупного бизнесмена и основателя знаменитой автомобильной компании. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие города, крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в обществе он более чем кто-либо другой сти­мулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные функ­ции этих институтов работают на него, на его бизнес.

Функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для од­них членов общества и латентной для других. То же и с дисфункцией. К при­меру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать полезные знакомства. Пересечение функций, дисфункций, явных и латентных можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 39).


Рис. 39. Логический квадрат функций социальных институтов

Сделаем вывод:социальные институты имеют явные и латентные (скры­тые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они

не наносят вреда. Они показывают, что любой институт может принести го­раздо большую пользу (и прежде всего для себя лично), нежели об этом офи­циально заявляется.

Читайте также: