Квест в доу как инновация

Обновлено: 05.07.2024

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач дошкольного учреждения.

Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее актуальной для меня проблемой стал поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

На этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Стандарта. Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательного процесса.

Новизна. Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе Федерального государственного образовательного стандарта заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

Проанализировав я пришла к следующему выводу: для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса.

Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс, строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в игровой форме. Ведь один из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.

Задачи итоговой работы:

Квесты актуальны в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Актуальность применения квест-технологии в современном образовании я вижу в том, что при реализации Федерального государственного образовательного стандарта ключевым условием является использование системно-деятельностного подхода в образовании, т.е. технологии деятельностного типа, к которым так же относится квест-технология.

1. Теоретические аспекты проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не "объекта", а в роли "субъекта" образования, ребёнок - самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И. П. Волков)

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

К числу современных образовательных технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить:

1. Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

ИКТ в работе педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер становится в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно - образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

  • Высокая самостоятельность детей;
  • Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;
  • Развитие мыслительных способностей детей.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

3. Технология проектного обучения - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

  • Личностно-ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, то есть целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

2. Квест-игра: сущностная характеристика понятия, виды, значение в развитии ребенка

Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО.

В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.

Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс.

Использование такой формы работы как квест в образовательной деятельности очень актуально, так как ФГОС ДО требует использования технологий деятельностного типа. Современные дошкольники намного лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного добывания и систематизирования. Именно квесты, необычные и увлекательные, способны сформировать те качества личности, которые полностью отвечают современным требованиям информационного общества. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Идея игры проста - команда, перемещаясь по заданному маршруту, выполняет различные задания, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз - к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Актуальность. Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею - организация образовательной деятельности в виде игры - квест.

Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:

Квест-технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

В каких бы условиях ни проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут:

  • Способствовать всестороннему развитию детей;
  • Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
  • Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
  • Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а также решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.

Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

Реферат на тему

Квест-игра как инновационная форма организации образовательной деятельности

Инструктор по физической культуре

1 квалификационная категория

Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы

1 Квест – игра Понятие Цель Задачи…………………………………………3-4

2 Особенности проведения Квест - игры…………………………………….4-6

Глава II. Педагогические возможности квест - игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Разработка и реализация квест - игры……………………………………….6-7

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач дошкольного учреждения. Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребёнка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной из таких технологий и является Квест-игра.

Актуальность

Одной из проблем в работе с детьми дошкольного возраста является то, что многие дети выражают стремление к коммуникативной деятельности, но не умеют проявлять её. Чаще всего возникает зрительный контакт, значительно реже можно наблюдать речевое взаимодействие. Нередко дети находятся вместе, но при этом играют самостоятельно. Их взаимодействие оказывается эпизодическим, игровые действия они обсуждают редко, могут даже игнорировать игровые действия своего партнера, интересуясь только своей игрой. Самостоятельность, воображение, активность у них ещё не сформированы в должной степени, планировать игровые действия дети умеют далеко не всегда.

Квест-игр дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Говоря о квесте как форме организации детских мероприятий, следует отметить, что здесь в первую очередь идёт речь об игре-приключении, командной чаще всего, имеющей определенный сюжет и включающей задания соревновательного характера, когда для достижения цели участники должны пройти определенные препятствия.

Для детских квестов характерны задания, которые затрагивают различные сферы умений и знаний. Это могут быть интеллектуальные викторины, физические соревнования и эстафеты и пр. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование декораций, музыкального сопровождения.

Главным преимуществом квеста является то, что подобная форма организации праздника ненавязчиво, в занимательном, игровом виде помогает активизировать мыслительные и познавательные процессы участников.

Посредством квест-технологии реализуются следующие задачи:

Ø Образовательные : закрепляются существующие и усваиваются новые знания.

Ø Развивающие : у детей в ходе игры развиваются логика, творческие способности, мышление, повышается мотивация к учению, происходит формирование исследовательских навыков.

Ø Воспитательные: происходит формирование навыков взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, эмпатии, толерантности, индивидуальных положительных качеств детей, взаимопомощи и т.д..

Ø Коррекционные: развиваются и формируются коммуникативные навыки, создаётся мотивация общения, дети учатся извлекать из речевых контактов нужную информацию.

Ø Психопрофилактические: реализуются социально приемлемые формы проявления чувств и эмоций, дети переживают спектр положительных эмоций, полное погружение в атмосферу заданий, непередаваемые ощущения настоящих приключений.

Таким образом, технология квестов помогает заложить основы взаимодействия детей и взрослых как равноправных партнеров.

2 . Благодаря квест технологии преподаватель получает возможность создавать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квеста является нестандартной, увлекательной и интересной для детей.

У квеста существует ряд особенностей, которые важно учитывать в работе с детьми дошкольного возраста:

Ø осуществление образовательной задачи происходит посредством игровой деятельности и носит поисковый характер.

Ø организация образовательного процесса может происходить в форме творческой деятельности, обучающей игры, поисковой и познавательной деятельности детей.

Ø этот процесс может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Ø происходит целенаправленная мотивация интеллектуальной и эмоциональной активности ребенка.

Для эффективной организации детских квестов должны быть соблюдены определенные принципы и условия:

ü нельзя ни при каких обстоятельствах каким-либо образом унижать детское достоинство.

ü поставленные перед детьми задачи должны соответствовать их индивидуальным особенностям и возрасту.

ü все задания и игры должны быть безопасными (то есть нельзя, например, просить детей залезать на дерево или перепрыгнуть через костер).

ü задания должны быть продуманы так, чтобы они были логически взаимосвязаны и последовательны.

ü содержание сценария должно включать различные виды деятельности, поскольку дети указанного возраста не могут выполнять однообразные задания из-за психолого-возрастных особенностей.

ü игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

ü должны быть тщательно продуманы временные интервалы, во время которых у детей будет возможность выполнения задания с сохранением интереса к нему.

ü детям должна быть хорошо понятна цель игры, которую им необходимо достичь (спасти доброго персонажа от злого, найти клад и пр.).

ü педагог в игре должен направлять детей, подводя к правильному решению, но окончательные выводы детьми должны делаться самостоятельно.

Как универсальная игровая технология квест включает соревновательные механизмы у ребёнка, в результате чего создаются условия для более активного включения в игру, достижения результата и повышения качества выполнения заданий. В качестве загадок данная технология даёт возможность включать проектные, деятельностные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания. За короткое время дети могут быть вовлечены в различные виды деятельности.

В такой игре, действуя в условной ситуации, ребёнок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт.

Таким образом, квест технология представляет собой интересное средство, направленное на саморазвитие и самовоспитание ребенка как творческой, физически здоровой личности, имеющей активную познавательную позицию. Это отвечает основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Глава II

Процесс создания захватывающей квест-игры требует от педагога высокого профессионализма и творческого потенциала. Во время подготовки образовательного квеста следует учитывать, что необходимо задействовать всех участников игры, давая им возможность проявить свои индивидуальные качества.

При разработке и реализации образовательных квестов следует:

Ø Сформулировать цель и задачи, которые необходимо реализовать

Ø Определить целевую аудиторию и количество участников

Ø Разработать сценарий (сюжет и форма проведения)

Ø Организовать пространство и подобрать ресурсы

Ø Определить организаторов, количество помощников

Ø Назначить дату и время игры

Ø Заинтриговать участников

Основной проблемой, при организации игры является мотивация. Заинтересовать детей значительно проще, чем взрослых, поэтому необходимо уделить особое внимание данному аспекту.

Технология подготовки сценария образовательного квеста имеет свою структуру:

Ø Введение (выбор сюжета, распределение ролей)

Ø Задания (проработка этапов, подбор вопросов, ролевые задания)

Ø Порядок выполнения (система бонусов и штрафов)

Ø Оценка (способы подведения итогов, вознаграждения)

В зависимости от сюжета и пространства реализации игры, квесты можно разделить на три группы:

Ø Линейные. Квест представляет собой движение по цепочке – выполнив одно задание, игроки получают следующее. Игра развивается таким образом до тех пор, пока не будет пройден весь маршрут.

Ø Штурмовые . Участники получают задание и перечень мест с подсказками, самостоятельно выбирая способы решения поставленных задач.

Ø Кольцевые. Линейный квест, заключенный в круг, то есть игра начинается и заканчивается в одной и той же точке.

Следует уделить особое внимание развивающей предметно-пространственной среды для организации квест-игр, которая должна давать возможность её потенциальным участникам, использовать для достижения целей свое воображение и творческие способности.

Приведу примеры некоторых квестов:

Таких примеров организации квест-игры можно привести множество. Поставленные цели и решаемые задачи могут быть самыми разнообразными. Но следует отметить, что в процессе реализации образовательного квеста появляется возможность осуществлять интеграцию образовательных областей, сочетать различные виды деятельности и формы работы, решать образовательные задачи, а также эффективно взаимодействовать с родителями и активизировать педагогов.

В своей работе я рассмотрела: квест – игру как инновационную технологию, её роль физическом развитии дошкольников. Изучила опыт работы по использованию квест-игры в ДОУ, а также выделила методические основы использования квест-игры в ДОУ.

Использование квест-технологий позволяет реализовать один из основных принципов ФГОС ДО – реализация Программы в формах, специфических для детей определенной возрастной группы, прежде всего в игровой, а также познавательной и исследовательской деятельности, в виде творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.

Образовательные квесты являются современной и эффективной формой реализации требований ФГОС ДО, так как направлены на индивидуализацию образовательной деятельности, развитие самостоятельности ребёнка, его инициативности, поисковой активности.

Квест - игры с детьми дошкольного возраста ценны и тем, что создают условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Для игр нет возрастных ограничений, ведь в них мы играем с раннего возраста. Главное, что должно быть — это желание. Желание дарить детям радость и желание видеть их здоровыми и веселыми.

Список используемой литературы

1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2015. – 121 с.

5. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология/С. А. Осяк [и др]//Современные проблемы науки и образования – 2015 - № 1,2


В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Ключевые слова: речевое развитие, коммуникативная деятельность, общее недоразвитие речи, инновационные технологии, квест-игра.

На сегодняшний день в современном мире количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ОНР. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР является повышенная раздражительность, обидчивость, снижение мотивации, самоконтроля, наблюдательности, затруднение в общении с окружающими людьми.

Проведенные наблюдения за деятельностью дошкольников с ОНР показали, что большинство детей выражают стремление к коммуникации, но не умеют её проявлять. Дошкольники играют вместе, но при этом каждый действует самостоятельно. Взаимодействие в игре у детей данной группы эпизодические, они редко обсуждают игровые действия, интересуясь только своим исполнением.

Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключается в отсутствии навыков распознавать эмоции других людей, нарушение коммуникативного воздействия.

Игровые приёмы и средства являются одним из способов всестороннего и гармоничного развития дошкольников. Опыт показывает, что современные дети легче усваивают новую информацию только в процессе её самостоятельного добывания.

Образовательные: усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.

Развивающие: впроцессе игры у детей повышается образовательная мотивация, развивается логическое мышление, творческие способности и формируется исследовательское навыки.

Воспитательные: формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, толерантности, эмпатии, взаимопонимания и индивидуальных положительных качеств детей.

Коррекционные: создается мотивация общения, формируются и развиваются коммуникативные навыки, способность извлекать информацию из речевого контакта.

Психопрофилактические: спектр положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящих приключений, полное погружение в атмосферу интересных заданий; реализация социально приемлемых форм проявления эмоций и чувств.

Квест — это развлекательная игра, приключение для команды из нескольких человек в специально подготовленном помещении, пространстве. В квесте, как правило, есть определенная цель, задача игроков заключается в том, чтобы применить логику, смекалку, творческую инициативу, активность, самостоятельность, умение работать в команде, проявлять аналитические и коммуникативные способности. В каждом квесте есть элемент обучения, которое происходит ненавязчиво для дошкольников. Но самое главное — это настоящая командная игра, объединяющая дошкольников, помогая проявить лидерские качества.

В игре этого жанра всегда предполагается выполнение нескольких заданий, в которых надо что-то разыскать- предмет, подсказку. Игра проходит в условиях дефицита времени. Когда дети тесно общаются друг с другом, то начинают лучше понимать своих сверстников, вместе находить выход из сложившейся ситуации, вместе радоваться успеху и победе.

Командные конкурсы для детей сближают их, помогают лучше понять друг друга, рождают чувство ответственности за всех членов команды. В командные игры могут играть дети с детьми, дети против родителей или смешанные команды.

Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками являются основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, предоставлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

На наш взгляд, квест-технология — это форма взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования.

Алгоритм подготовки квеста:

  1. Разработка правил проведения квеста.
  2. Составление интересного, захватывающего сценария с головоломками, загадочными кроссвордами, викторинами, ролевыми взаимодействиями.
  3. Разработка маршрута, по которому будут проходить команды.
  4. Определение способов получения командами заданий.
  5. Формирование команд, распределение ролей между игроками.
  6. Продумывание системы оценок выполнения командами заданий.
  7. Подсчёт максимального времени игры.
  8. Обеспечение безопасности детей в ходе прохождения маршрута и выполнения заданий.
  9. Оформление и подбор необходимого игрового материала, иллюстраций, атрибутов.

Задания могут быть оборудованы необходимыми материалами, инструментами и проходить в несколько уровней.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

‒ Маршрутный лист- загадки, ребусы, кроссворды, зашифрованные слова, задачки, примеры, ответ на которые будет то место, куда надо последовать;

‒ Карта- схематическое изображение маршрута.

Занимательная игра-путешествие непременно сопровождается ярким наглядным материалом. Можно использовать компьютер с видеопроектором и большим экранам или интерактивную доску. Если такой возможности нет, то можно использовать распечатанные картинки. Увлекательные квесты помогут детям раскрепоститься, что необходимо для детей с нарушением речи, так как они часто застенчивы. Необходимо поощрять, хвалить детей за стремление к старанию, желанию добиваться успеха.

В современном образовательном процессе становится актуальным использование педагогами инновационных методик и технологий, позволяющих расширить рамки образовательного процесса.

Итак, если Вы целеустремлённый, творческий, современный и играющий педагог, ищущий нестандартные подходы в образовательной деятельности детей, если вы стремитесь развивать в дошкольниках самостоятельность, логическое мышление, то образовательный квест непременно найдёт применение в вашей практической деятельности.

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.- М., 2011
  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. –М., 2000
  3. Уханова А. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка.- СПб., 2011
  4. Фокина А. Приёмы взаимодействия родителей с детьми с нарушением речи// Справочник педагога-психолога.- 2017г- № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задание, дошкольник, дошкольное образование, игра, квест, команда заданий, логическое мышление, уровень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест–технология- это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельности ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды; происходит интеграция различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Квест - это путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.


Этапы прохождения квеста Пролог (организационная часть квеста) включает: Распределение детей на команды Знакомство с правилами Раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы. Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей

Этапы прохождения квеста

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки

Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания.

Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию.

Читайте также: