Курсовая на тему бихевиоризм как психологическая школа идеи достижения пороки

Обновлено: 05.07.2024

Суть его заключается в том, что в качестве предмета научного исследования бихевиоризм отверг как сознание, так и бессознательное и свел психику к различным формам поведения, как совокупности реакций организма на стимулы внешней среды. Человека можно научить чему угодно, предполагал Уотсон, конечно, в пределах его физических возможностей, а такие факторы, как генетический фон, личностные черты, мысли, никакой роли не играют.

Среди представителей этого направления можно назвать таких ученых, как Э.Торндайк, И.П. Павлов, Ф. Скиннер, К. Халл, оставивших большой след в истории бихевиоризма.

Уотсон видел задачу психологии в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде, а её цель в создании средств, чтобы контролировать поведение. Роль сознания как реального регулятора человеческой деятельности бихевиоризмом отвергается, исходя из того, будто бы оно недоступно для объективного изучения. Связь стимула и реакции бихевиористы принимают в качестве основных механизмов поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Бихевиоризм 460 руб.
  • Реферат Бихевиоризм 240 руб.
  • Контрольная работа Бихевиоризм 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Их основным методом является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма на воздействия окружающей среды. Эксперименты проводились в основном на животных, а установленные закономерности на этом уровне переносились затем на людей.

Бихевиоризм игнорирует социальную природу человека, активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды.

Исходная концепция бихевиоризма таила в себе много методологических изъянов, поэтому уже в 1920-х годах начинается его распад на ряд направлений – гештальт-психология, психоанализ, необихевиоризм.

Но, тем не менее, бихевиоризм расширил область психологии, включив внешние и телесные реакции, оказал влияние на лингвистику, антропологию, социологию и др. Существенный вклад был внесен его представителями в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Бихевиоризм в психологии. Что это такое ↑

Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение.


В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма. Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении.

Личность, по мнению бихевиористов, – это совокупность поведенческих реакций. А практическую ценность для психологии имеет лишь то, что может быть измерено объективно.

Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций.

Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу.


Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.

Таким образом, в бихевиоризме человек рассматривается как индивид, который предрасположен к тому или иному реагированию, то есть является устойчивой системой определенных навыков.

Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.

Мотивы возникновения

Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.

История и задачи ↑

До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию.


На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон.

Готовишься к собеседованию? Узнай о том, что можно написать о себе в резюме. Как завоевать интерес мужчины? Читай в статье.

Он предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать.

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии.

В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного.


Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить.

Направления бихевиоризма

Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии. В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. Основные теории можно рассмотреть в таблице.

Подходы ↑

В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук.


Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:

  1. наблюдение в естественной среде обитания;
  2. наблюдение в условиях лаборатории.

Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека.

Опыты с животными были лишены главного недостатка работы с людьми – наличия эмоциональных и психологических компонентов, которые мешают объективной оценке.

Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).

Плюсы и минусы бихевиоризма

внешние проявления человека

Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.

При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.

Методы ↑

Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения.


Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:

  • наблюдение за подопытным без применения приборов;
  • активное наблюдение с применением приборов;
  • тестирование;
  • дословной записи;
  • методы условных рефлексов.

Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов.

Не хватает интересных идей? Узнай, какой сюрприз любимому на годовщину отношений можно сделать. Как заинтересовать взрослого мужчину? Читай далее.

Настоящий мужчина: какой он? Ответы здесь.

Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов. Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции.


Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования.

Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение.

Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула.

Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций, положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.

В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

Введение
Глава 1. История возникновения и развития бихевиоризма
1.1. Предпосылки возникновения бихевиоризма
1.2. Идеи Дж. Уотсона
1.3. Развитие бихевиоризма учениками Уотсона
Глава 2. Необихевиоризм
2.1. Идеи Э. Толмена и К. Халда
2.2. Необихевиоризм Скиннера
Заключение

  1. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
  2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
  3. Джемс У. Психология. М., 1991.
  4. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
  5. История зарубежной психологии/Под ред. П. Я. Гальперина М, 2006
  6. Скиннер Б. Ф. Бихевиоризм 50-х, 1963.
  7. Скиннер Б. Ф. и Роджерс К. Р. Вопросы о контроле поведения человека, 1956;
  8. Скиннер Б. Ф. Поведение культур, 1961(Американская академия искусства и наук);
  9. Толмен Э. Поведение как молярный феномен//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980
  10. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М, 1926
  11. Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 37
  12. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

Если вас есть вопросы по данному плану или библиографии, вы можете задать их специалисту, заполнив форму.

Курсовая работа по теме:
"Бихевиоризм"

Вы можете взять этот план и библиографию как основу для своей самостоятельной работы по данной теме, или же связаться со специалистом и получить консультацию.

Перед публикацией образца работы специалисты проверяли списки использованной литературы на актуальность и заменяли источники современными, но для поиска самых свежих источников лучше воспользоваться сервисом подбора списка использованной литературы:

Подходящая библиография по данной теме

  1. Томас Оберлехнер. Психология рынка Forex. – М.: Омега-Л, 2005. – 328 с.
  2. Тимур Гагин. Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком. – М.: Добрая книга, 2012. – 440 с.
  3. Тимур Гагин. Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком. – М.: Добрая книга, 2008. – 520 с.
  4. Томас Оберлехнер. Психология рынка Forex. – М.: SmartBook, 2012. – 328 с.
  5. Под редакцией Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуприковой. Психология высших когнитивных процессов. – М.: ИП РАН, 2004. – 304 с.
  6. А.Маслоу, Р.Мэй, Г.Оллпорт, К.Роджерс. Экзистенциальная психология. – М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. – 160 с.
  7. Дж. Б.Уотсон. Психологический уход за ребенком. – М.: Либроком, 2010. – 98 с.
  8. В мире науки, №10, октябрь 2009. – М.: В мире науки, 2009. – 96 с.
  9. Международный психоаналитический журнал, №1, 2011. – М.: Логос-Гнозис, 2011. – 208 с.
  10. Международный психоаналитический журнал, №1, 2011. – М.: Логос, Гнозис, 2011. – 208 с.
  11. Найджел Бенсон. Психология. Графический путеводитель. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 176 с.
  12. Фам Мин Хак. Поведение и деятельность. – М.: Смысл, 2003. – 176 с.
  13. Психология за 30 секунд. – М.: Рипол Классик, 2013. – 160 с.
  14. Михаил Анненков. Стратегические изменения в организациях с точки зрения бихевиоризма. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 100 с.
  15. Томас Оберлехнер. Психология рынка Forex. – М.: SmartBook, 2015. – 328 с.
  16. Джон Дуглас, Марк Олшейкер. Как определить серийного убийцу. Из опыта сотрудника ФБР. – М.: Алгоритм, 2016. – 368 с.
  17. В.В. Гребнева. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 192 с.

Психология (от психо. и. логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.

наук, изучающих природу и общество.

Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания.

фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире.

Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека.

Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.

Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.

Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.

конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]

Курсовая работа

Курсовая работа на заказ - это достаточно серьезная студенческая работа.

При этом мы гарантируем качественное исполнение Вашей работы, соблюдение всех предоставленных Вами требований. Если при заказе курсовой Вы не укажете особых условий, то оформление и содержание работы будут соответствовать предъявляемым к подобным работам требованиям.

Опыт работы показывает, что соблюдение основных требований ГОСТа при выполнении курсовой обеспечивает положительный отзыв преподавателя на работу, а это почти всегда значит удачную защиту курсовой, выполненной на заказ.

Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.

Содержание

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Рассмотрим данный принцип на примере.
Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.
В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.
Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.


Кризис, возникший в психологии в начале XX века, привел к тому, что многолетнее использование интроспективного метода как основного способа научного исследования, изжило себя. С помощью только внутреннего самонаблюдения оказалось невозможным объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии. Кризис привел к краху существующих основных направлений в психологии. Попытки его преодоления были направлены на решение основных проблем психологии. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность из них получили три, что вскоре оформились в самостоятельные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм). Бихевиоризм был присущ в основном американской психологии, которая преследовала наиболее прагматичные цели. Но актуальность темы заключается в том, что и сегодня основные методы и принципы этого направления широко используются в современной психологии и педагогике.

Основная задача бихевиоризма заключалась в наблюдении за поведением людей с таким расчетом, чтобы в каждой ситуации от стимула предсказать реакцию, а по реакции сделать вывод о стимуле [1, с.116].

Уотсон подал классификацию всех реакций по двум принципам: внешние или внутренние; врожденные или приобретенные.

Наблюдения за новорожденными, привели к выводу, что количество сложных врожденных реакций невелико, и они не могут обеспечить приспособление в полной мере. Практически все поведение является результатом обучения, поэтому формирование навыков и процесс научения становятся главной проблемой бихевиоризма.

Э. Толмен стал родоначальником необихевиоризма, и показал, что экспериментальное наблюдение за поведением животных не соответствует уотсоновскому пониманию поведения по схеме S — R. Поведение — целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, пластичностью, селективностью, что проявляется в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Формула поведения приобретает вид S — V — R, где V — это цели, намерения, гипотезы (мотивация). V — это эквивалент сознания. В исследованиях, проведенных на животных установлено: животные проявляют поисковую активность пока не достигнут цели (например, собака, при прохождении лабиринта, чувствует запах кости) при достижении цели останавливают активность; при повторных попытках находят объект быстрее [3, с.224].

Толмен различал три вида детерминантов поведения:

1) Независимые переменные стимулы (причины поведения);

3) Внутренние переменные — это намерения (цели) и познавательные процессы.

Толмен исследовал именно внутренние переменные. Но результаты, полученные при опытах на животных, он, как и Уотсон, переносил на людей [4, с.7].

Теория Халла, как и теория Уотсона, не учитывает факторы сознания, и вместо схемы S — R, Халл вводит формулу предложенную еще в 1929 г. Вудвортсом: Стимул — организм — реакция (S — О — R), где организм — это некоторые, протекающие внутри него, невидимые процессы.

Поведение начинает стимулироваться из внешнего мира или из состояния потребностей и заканчивается реакцией. Основной детерминантого поведения Халл считал потребность, которая и вызывает активность организма. От силы потребностей зависит сила реакции. Потребность определяет характер поведения, которое может быть разным в ответ на различные нужды.

Основателями теории субъективного бихевиоризма выступили Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам. В качестве механизмов, связывающих стимул и реакцию они назвали Образ и План. Образ — это все накопления, приобретенные и организованные знания организма о самом себе, а также о мире, в котором он существует (субъективный опыт). План — это иерархически построенный процесс организма, который способен контролировать последовательность каких-либо операций (алгоритм действий).

Прежде чем выработать некий стереотип действий человек должен убедиться в его эффективности. Например, каждый готовится к экзамену по-своему: кто-то читает дополнительную литературу, кто-то учит конспект, кто-то пишет шпаргалки — и каждый в процессе субъективного опыта убедился, что именно такие действия (их алгоритм) являются успешными. В процессе опыта (Образа) с помощью проб избирается подходящий алгоритм действий — операции (План) [3, с.229].

В целом, субъективный бихевиоризм в трактовке поведения остался в рамках механистической бихевиористической методологии.

Основателем оперантного бихевиоризма считается выдающийся ученый-педагог Б. Скиннер (1904–1990), который создал систему принципов (он предпочел не называть это теорией) для учета человеческого поведения в достойных внимания условиях. Он так же начал с постулата, что обучение в основном является результатом не генетических факторов, а факторов окружающей среды. Скиннер распространил идею о возможном приспособлении принципов условного поведения, то есть уровня поведения, который организмы воспроизводят или могут воспроизводить. Он также подчеркнул важность усиления стимулирования.

Основываясь на экспериментальных исследованиях поведения животных, Скиннер сформировал представление о трех видах поведения: 1) безусловно-рефлекторное; 2) условно-рефлекторное; 3) оперантное [2, с.81].

В своих ранних работах Б. Скиннер даже говорил о том, что развитие речи можно объяснить подобным образом, хотя многие положения с тех пор в значительной степени опровергнуты. В последовательном обращении к требованиям Б. Скиннер утверждал, что их можно значительно усилить посредством принятия четырех простых шагов. Он предложил следующее [5, с.39–40]:

– педагоги должны максимально упростить все, чему они должны учить;

– учеников надо поощрять работать в своем темпе по индивидуальным учебным программам;

– обучение должно быть запрограммировано сочетанием предыдущих шагов и обеспечением чрезвычайно положительных усилий, основанных на максимальном успехе.

Взгляды бихевиористов на обучение были широко восприняты преподавателями иностранных языков и повлияли на развитие аудио-языкового подхода к обучению иностранным языкам. Когда эта теория применяется к изучению иностранного языка, то такой подход рассматривается как поведение, которому нужно научить. Роль учителя заключается в развитии у своих учеников хороших языковых привычек, создаваемых главным образом с помощью лексико-грамматических моделей, запоминания диалогов или повторение хором структурных образцов. Объяснение правил обычно дается тогда, когда языковая тема уже достаточно долго практикуется и соответствующая привычка вызвана.

Другим, более коммуникативным подходам не хватает современной теории обучения. Поведенческая точка зрения имеет, однако, несколько положительных факторов, от которых нельзя легко отмахнуться. Например, акценты, расставленные Б. Скиннером на важнейшие роли, которую играют родители и учителя в создании соответствующих условий обучения и обеспечения основных видов поведенческих последствий, нельзя игнорировать. Более того, очень важна фундаментальная система поощрений как мощное влияние в формировании человеческого поведения. Многие психологи и педагоги выражают заинтересованность в этической модификации поведения, что может рассматриваться как некоторая форма манипуляций в большей степени, чем форма образования. Эта точка зрения дискутировалась бихевиористами. Возможно, самое серьезное обвинение, предъявленное бихевиористам, заключается в том, что они интересуются только поведением в поле зрения видимости [4, с.12].

Благодаря бихевиоризму был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, то есть тех индивидов, которые не могли быть подвергнуты исследованию с помощью интроспекции. Бихевиористами были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.

Однако, проблема ранних теорий бихевиоризма заключается в том, что они концентрировались почти исключительно на природе посторонних стимулов и способов, которые могут меняться для обеспечения пробуждения различных видов стимулов. Однако такое явление имеет ограниченное значение для огромного количества человеческих действий. Выбрав объектом своего внимания исключительно то, что видимо, бихевиоризм отрицает важность чувств как фундаментальных элементов в процессе обучения, позицию о том, что ученики сами стремятся познавать свой мир.

Основные термины (генерируются автоматически): реакция, поведение, поведение животных, том, человеческое поведение, бихевиоризм, животное, подход, субъективный бихевиоризм, субъективный опыт.

Читайте также: