Культурно досуговая деятельность в младшей группе детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Прокопенко Элла Геннадьевна
Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей предполагает решение следующих задач.

ü Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.

ü Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях, праздниках.

ü Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

ü Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

ü Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями интересами детей.

Автор: Прокопенко Элла Геннадьевна

План культурно-досуговой деятельности с детьми второй группы ясельного возраста на 2019-2020 учебный год.

Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей предполагает решение следующих задач.

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.

Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях, праздниках.

Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями интересами детей.

вызвать положительные эмоции; р азвивать умение подражать голосам, жестам героев.

4. Спортивное развлечение: «В гостях у героев сказки: с оздать радостно-эмоциональное настроение детей от встречи с героями сказки; закрепить основные движения, цвета .; вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие, воспитывать у детей соблюдать элементарные правила игры.

Воспитывать эмоциональность при зрительном и слуховом восприятии материала , учить переживать радость от общения друг с другом и героем.

Учить навыкам кукловождения в настольном театре;

развивать средства общения и взаимодействия со

взрослым и детьми в совместной театрализованной

деятельности; развивать выразительность речи при

исполнении разных по характеру ролей (изменение

тембровой окраски голоса, выразительность движений; развивать память, внимание, воображение; воспитывать интерес

к театрализованным играм.

Учить детей спрыгивать с невысоких предметов,

мягко приземляясь на полусогнутые ноги;

продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное

построение; воспитывать интерес к занятиям по

Закрепить знания детей о светофоре, правил перехода

улицы; развивать ориентировку в пространстве;

создать радостную, благоприятную обстановку.

Учить воспроизводить текст знакомой сказки в

театральной игре, отгадывать загадки по сказке;

побуждать детей к двигательной импровизации;

развивать коммуникативные качества детей;

доставить радость детям.

Закреплять представления об осени, ее признаках;

развивать двигательную активность, координацию

движений, скоростные качества, ориентацию в

пространстве, двигательную память и внимание;

воспитывать желание играть с детьми других групп,

чувства взаимовыручки и поддержки.

Учить детей петь народные песенки, потешки;

сопровождать чтение не больших поэтических

произведений игровыми действиями, показом

игрушек; развивать речевую активность; воспитывать

интерес к художественному слову.

Закрепить представления о геометрических фигурах

(круг, квадрат, треугольник); развивать умение

выделять и объединять предметы по одному (общему)

признаку; сравнивать по величине, длине, цвету;

воспитывать любовь к математике.

Расширять знания детей об осени, её признаках и

явлениях; расширить представление о многообразии и

пользе овощей и фруктов; развивать стремление

импровизировать на несложные сюжеты песен; учить

читать наизусть небольшие стихотворения

; формировать навыки художественного исполнения

различных образов при пении; формировать

эмоциональную отзывчивость на произведение.

Знакомить малышей с русским народным творчеством

; воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость

на русские народные песни, пляски, игры;

формировать умение детей двигаться, выполнять

танцевальные движения с различными предметами;

развивать чувство ритма посредством двигательных

упражнений, мелкую моторику кистей рук, игры на

ложках, эмоциональность при исполнении песен;

доставить детям удовольствие и радость.

Продолжать знакомить детей с народным творчеством

развивать мелкую мускулатуру кисти рук,

зрительные, тактильные ощущения, речь, умения

соотносить свои движения со словами текста;

воспитывать любовь и сочувствие, отрицательное

отношение к грубости,

побуждать к проявлениям жалости, желанию помочь;

учить играть вместе.

Закрепить знания детьми стихотворений А.Барто .Развивать речь детей ; создавать радостную атмосферу, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Закрепление знания некоторых русских народных

сказок в игровой форме; создать положительно-

эмоциональный настрой у детей с помощью

участия взрослых в качестве персонажей

сказок; решение оздоровительных задач.

Упражнять в ходьбе и беге в колонне друг за

другом, ходьбе с высоким подниманием колена,

прыжки на двух ногах с продвижением вперед,

отталкиваясь одновременно двумя ногами;

развивать ловкость, быстроту, выдержку и

внимание; вызвать у детей положительный

эмоциональный отклик на спортивные

упражнения, прививать любовь к физкультуре.

Познакомить детей с жизнью животного мира зимой; систематизировать и обогатить знание детей о

природных связях; воспитывать бережное отношение к природе.

Прививать интерес к театрально-игровой

деятельности; развивать у детей умение разыгрывать

спектакль по знакомой сказке; вызвать

эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой

, от игры с музыкальным сопровождением и

танцевальными движениями; воспитывать чувство

взаимопомощи и доброжелательного отношения друг

Познакомить детей с традицией празднования Нового года и с Дедом Морозом -как добрым сказочным персонажем .Активизировать движение и пение детей. Воспитывать эмоциональную отзыв-чивость . Доставить детям радость и удовольствие от встречи с героями праздника.

Музыкальное развлечение: "ЁЛОЧКА В ЛЕСУ".

Продлить радость от новогодних праздников;

закрепить движения в хороводе, развивать чувство

Формировать произвольное внимание, активизировать

интерес к театральному искусству; развивать память,

мышление; воспитывать эмоционально-образное

восприятие содержания сказки.

Укреплять здоровье детей. Повышать двигательную активность в играх;

развивать пространственную ориентацию; ловкость , координацию движений, внимание

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку,

творческую активность. Воспитывать интерес к

играм-забавам на свежем воздухе.

Познакомить детей с русской матрёшкой,

поддерживать эмоциональную отзывчивость и живой

интерес к народной игрушке, формировать

художественно- эстетические вкусы и предпочтения,

способность наслаждаться предметами народного

Учить понимать характер музыки, эмоционально

откликаться на различные виды народной песни

(колыбельная, хороводная, плясовая); сформировать

у детей желание радовать других.

Театральное развлечение: "ИГРАЕМ В СОЛДАТИКОВ".

Развить умение брать на себя роль, действовать

в соответствии с ней, вступать в простой ролевой

диалог по сюжету игры; развивать коммуникативные

навыки детей, научить играть дружно, развивать

артистические способности, воображение ,

выразительную речь, умение согласовывать действия

Содействовать полноценному физическому

развитию детей, поддерживать потребность

в двигательной активности; укреплять разные

группы мышц при упражнениях с мячом, развивать

глазомер при катании, бросании и ловле мяча;

закрепить умение двигаться по кругу; развивать

ловкость, быстроту реакции; приобщать детей

к ценностям физической культуры.

Развивать интерес к познавательным развлечениям,

знакомящим с традициями и обычаями русского

народа, истоками русской культуры, формировать

чувства причастности к событиям, которые

происходят в детском саду, семье; создать обстановку

эмоционального благополучия, обеспечивать детям

возможность отдохнуть и получить новые

Стимулировать самостоятельное выполнение

музыкальных движений , исполнение песен, чтение

стихов; доставить радость от совместной деятельности

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми

игры и активное участие в ней, развивать

двигательную активность детей, имитационные

Закрепить конструктивные умения детей; развивать

способность по показу строить простые конструкции,

радоваться результатам, закрепить в речи

название деталей, развивать моторику, умение

соотносить движения со словами.

Учить играть с мячом, катать мячи друг другу;

развивать двигательную активность, ориентировку в

пространстве; воспитывать любовь к физической

Закреплять знания о назначении гигиенических

предметов: зубной пасты и щётки, мыла, полотенца

воды, расчёски, шампуня, зеркала; воспитывать

гигиенических навыки, интерес к занятиям по

Продолжать развивать память физических ощущений,

учить интонационно выразительно проговаривать

фразы, развивать пантомимические навыки,

воспитывать бережное отношение к окружающему

Музыкальное развлечение «ВЕСНА КРАСА_

Активизировать имеющиеся умения детей, развивать

творческие способности, совершенствовать умение

звучание музыкальных игрушек, детских

музыкальных инструментов (погремушек, барабана,

музыкальных молоточков);развивать певческие

навыки, музыкальный слух; воспитывать любовь

Укреплять здоровье детей, воспитывать заботливое

отношение к своему организму и друг к другу;

развивать тактильные и обонятельные анализаторы;

создать радостное настроение.

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью,

воспитывать партнерские отношения между детьми,

учить детей интонационно выразительно

воспроизводить заданную фразу.

Учить приёмам звукоизвлечения на детских

музыкальных инструментах; способствовать

приобретению навыка подыгрывания на детских

музыкальных инструментах; воспитывать интерес к

Создать радостно-эмоциональное настроение детей

от встречи с героями сказки; закрепить основные

движения, цвета.; вызвать у детей эмоциональный

отклик на игровое занятие, воспитывать у детей

соблюдать элементарные правила игры.

Продолжать формировать интерес к различным видам

театра, вызывать у детей радостный эмоциональный

настрой, поддерживать желание детей включаться в театрализованное представление.

Уточнять представления детей о диких животных

(заяц, лиса, белка); способствовать накоплению

ребенком ярких впечатлений о природе; продолжать

учить детей отвечать на вопросы простым

предложением или
высказыванием из двух-трех простых фраз; развивать

эмоциональную отзывчивость детей: сострадание

желание прийти на помощь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Перспективный план по лепке в во второй младшей группе.

Тематический план по лепке во второй младшей группе.№Тема занятияЗадачи занятияСтр.Кол-возанятийдата1СтолбикиПознакомить с пластилином.Учить лепить предметы цилиндрической формы ( столбики).Делить пла.


Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе ДОУ

Перспективный план работы с родителями на 2011/12 учебный год, разработанный педагогами второй младшей группы МБДОУ детского сада №47 "Теремок" комбинированного вида города Киселевска.Цель данного пла.


Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Задача- повышение уровня развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи.


Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план развлечений и досугов в первой младшей группе

Предлагаемый материал составлен в соответствии с требованиями программы обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. Он содержит следующие разделы: фольклорные, музыкально-поэтические инсценированн.


Перспективный план развлечений и досугов во второй младшей группе

Перспективный план развлечений и досуговво второй младшей группе.


Перспективный план развлечений и досугов в первой младшей группе на 2020-2021 уч. год

Перспективный план развлечений и досуговв первой младшей группе на 2020-2021 уч. год.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План культурно–досуговой деятельности младшей группы №1 на 2019 – 2020 учебный год

Наименование мероприятия

Ответственный

о выполнении

Цель: повторить знакомые потешки, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к устному народному фольклору.

Цель: развивать понимание речи и активизировать словарь детей, вырабатывать интонационную выразительность и четкость речи, развивать творческую активность.

Физкультурное развлечение «Кто самый ловкий?

Цель: учить прыгать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; повышать интерес к различным видам игр.

Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик детей и создать хорошее настроение.

Цель: развивать у детей физические качества; творческое воображение, способность и умение передавать образы через двигательную активность; воспитывать любознательность, интерес к природным явлениям.

Цель: развивать эмоциональность, воспитывать интерес к сказке, учить понимать ее содержание, развивать творческие способности.

Цель: закреплять представление детей об овощах; обогащать активный словарь; воспитывать желание трудиться, помогать сказочному персонажу. Развивать внимание, память, способности обследования и анализа.

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре вместе со всеми.

Цель: приобщать детей к миру театральной игры, доставить удовольствие от театрализованного представления.

Цель: на примере сказочных героев познакомить детей с элементарными правилами этикета; способствовать развитию дружеских взаимоотношений и культурного поведения.

Цель: формировать положительное настроение от занятий физической культурой, прививать детям любовь к здоровому образу жизни через двигательную активность, формировать положительный настрой на спортивные игры и упражнения.

Цель: вызвать эмоциональный отклик детей.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой от совместных игр. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброту, отзывчивость.

Цель: формировать положительное настроение от занятий физической культурой, совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку, укреплять здоровье детей.

Цель: развивать у детей умение внимательно следить за ходом сказки и действиями сказочных персонажей.

Цель: воспитывать экологически грамотную личность, закреплять знания детей о диких животных, о некоторых особенностях их жизни в зимний период.

Цель: укреплять здоровье детей, поддерживать позитивное эмоциональное состояние во время двигательной деятельности, способствовать развитию двигательных, зрительных функций, развитию и коррекции двигательных качеств, развивать уверенность в себе.

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре вместе со всеми.

Цель: развивать умение быть ловкими.

Цель: учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей. Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

Цель: создать условия гармонизации детско – родительских отношений; познакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества: совершенствовать ловкость и меткость у детей; развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать чувство любви

Цель: продолжать знакомить детей с характерными особенностями времен года, воспитывать бережное отношение к природе.

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре вместе со всеми.

Развлечение к 8 Марта.

Цель: формировать привычки к здоровому образу жизни. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей: развивать выносливость, устойчивое равновесие, воспитывать взаимовыручку, доброжелательность, организованность.

Цель: вызвать радость от встречи с любимыми героями сказки.

Цель: развивать умение читать наизусть потешки, умение отгадывать загадки. Развивать устную речь детей в различных видах деятельности, повышать интерес к различным видам игр.

Цель: упражнять детей в ходьбе по кругу друг за другом, ходьбе на четвереньках, ползании на животе по ограниченной плоскости. Закреплять умение выполнять задания по инструкции воспитателя; учить действовать совместно. Создать благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей младшего дошкольного возраста.

Цель: заинтересовать детей, вызвать радость от встречи с любимыми героями сказок, воспитывать любовь к сказкам.

Цель: развивать у детей интерес к различным видам игр, воспитывать бережное отношение к природе.

Цель: продолжать знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Закреплять знания детей о светофоре.

Цель: учить детей называть признаки весны, способствовать созданию эмоционально – положительного климата в группе.

Цель: развивать у детей умение внимательно следить за действиями сказочных героев; развивать активную речь и творческие способности.

Цель: в игровой форме закрепить полученные знания детей о насекомых.

Цель: учить детей отгадывать загадки, действовать по сигналу, упражнять в прокатывании мяча. Совершенствовать двигательные умения и навыки, вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в играх.

Цель: воспитывать коммуникативные качества, доставить радость детям.

Краткое описание документа:

Цель: повторить знакомые потешки, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к устному народному фольклору.

Цель: развивать понимание речи и активизировать словарь детей, вырабатывать интонационную выразительность и четкость речи, развивать творческую активность.

Физкультурное развлечение «Кто самый ловкий?

Цель: учить прыгать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; повышать интерес к различным видам игр.

Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик детей и создать хорошее настроение.

Цель: развивать у детей физические качества; творческое воображение, способность и умение передавать образы через двигательную активность; воспитывать любознательность, интерес к природным явлениям.

Цель: развивать эмоциональность, воспитывать интерес к сказке, учить понимать ее содержание, развивать творческие способности.

Цель: закреплять представление детей об овощах; обогащать активный словарь; воспитывать желание трудиться, помогать сказочному персонажу. Развивать внимание, память, способности обследования и анализа.

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре вместе со всеми.

Цель: приобщать детей к миру театральной игры, доставить удовольствие от театрализованного представления.

Цель: на примере сказочных героев познакомить детей с элементарными правилами этикета; способствовать развитию дружеских взаимоотношений и культурного поведения.

Цель: формировать положительное настроение от занятий физической культурой, прививать детям любовь к здоровому образу жизни через двигательную активность, формировать положительный настрой на спортивные игры и упражнения.

Цель: вызвать эмоциональный отклик детей.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой от совместных игр. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброту, отзывчивость.

Цель: формировать положительное настроение от занятий физической культурой, совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку, укреплять здоровье детей.

Цель: развивать у детей умение внимательно следить за ходом сказки и действиями сказочных персонажей.

Цель: воспитывать экологически грамотную личность, закреплять знания детей о диких животных, о некоторых особенностях их жизни в зимний период.

Цель: укреплять здоровье детей, поддерживать позитивное эмоциональное состояние во время двигательной деятельности, способствовать развитию двигательных, зрительных функций, развитию и коррекции двигательных качеств, развивать уверенность в себе.

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре вместе со всеми.

Цель: развивать умение быть ловкими.

Цель: учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей. Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

Цель: создать условия гармонизации детско – родительских отношений; познакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества: совершенствовать ловкость и меткость у детей; развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать чувство любви

Цель: продолжать знакомить детей с характерными особенностями времен года, воспитывать бережное отношение к природе.

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре вместе со всеми.

Развлечение к 8 Марта.

Цель: формировать привычки к здоровому образу жизни. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей: развивать выносливость, устойчивое равновесие, воспитывать взаимовыручку, доброжелательность, организованность.

Цель: вызвать радость от встречи с любимыми героями сказки.

Цель: развивать умение читать наизусть потешки, умение отгадывать загадки. Развивать устную речь детей в различных видах деятельности, повышать интерес к различным видам игр.

Цель: упражнять детей в ходьбе по кругу друг за другом, ходьбе на четвереньках, ползании на животе по ограниченной плоскости. Закреплять умение выполнять задания по инструкции воспитателя; учить действовать совместно. Создать благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей младшего дошкольного возраста.

Цель: заинтересовать детей, вызвать радость от встречи с любимыми героями сказок, воспитывать любовь к сказкам.

Цель: развивать у детей интерес к различным видам игр, воспитывать бережное отношение к природе.

Цель: продолжать знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Закреплять знания детей о светофоре.

Цель: учить детей называть признаки весны, способствовать созданию эмоционально – положительного климата в группе.

Цель: развивать у детей умение внимательно следить за действиями сказочных героев; развивать активную речь и творческие способности.

Цель: в игровой форме закрепить полученные знаниядетей о насекомых.

Цель: учить детей отгадывать загадки, действовать по сигналу, упражнять в прокатывании мяча. Совершенствовать двигательные умения и навыки, вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в играх.

Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Дети и педагоги в костюмах отмечают Масленицу

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
    • соревнования,
    • весёлые старты,
    • турниры.

    Дети в спортивной форме участвуют в празднике, посвящённом Олимпийским играм

    Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу

    Малыши рассматривают портрет П.И. Чайковского

    Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма

    Девочки с игрушками в руках участвуют в досуге, посвященном А. Барто

    Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас

    Дети в костюмах животных участвуют в театрализованном представлении

    Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников

    Дети делают совместную композицию на космическую тему

    Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

    Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

    Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

    • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
    • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
    • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
    • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
    • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
    • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
    • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
    • Воспитание патриотических чувств.

    Виды досугов и развлечений в ДОУ

    Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Ребёнок едет на санках по снежной горке, остальные дети наблюдают

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

    • театрализованные (спектакли),
    • познавательные (викторины, КВН),
    • спортивные,
    • музыкальные,
    • литературные развлечения,
    • забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).

    Дети и родители участвуют в творческом мастер-классе

    Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

    Проведение досуга и развлечений в ДОУ

    Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

    Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

    Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

    • изучение наглядного материала:
      • рассматривание тематических плакатов,
      • картинок,
      • репродукций,
      • иллюстраций в книгах,
      • макетов,
      • мини-выставки в уголке познания;
      • посещение группы сказочным персонажем,
      • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
      • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);

      Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

      Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

      1. Создание сюрпризного момента.
        В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
      2. Включение в игровую ситуацию.
        Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
      1. Изучение наглядного материала.
        Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
        • Каких сказочных героев вы узнали?
        • Из каких они сказок?
        • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
        • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
      2. Создание проблемной ситуации.
        Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
      • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
      • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
      • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
      • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

      Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

      Планирование мероприятий

      Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

      Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

      Дети на площадке участвуют в летнем спортивном мероприятии, родители наблюдают

      Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года

      Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

      Дети и педагоги в святочных костюмах на улице

      Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

      Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

      Дети и родители участвуют в спортивном мероприятии в зале

      Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

      Таблица: картотека тем культурных мероприятий

      Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

      • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
      • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
      • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
      • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
      • Воспитывать активный интерес к сказкам.
      • Чтение сказок,
      • рассматривание иллюстраций,
      • обыгрывание фрагментов сказок.
      • Музыкальное сопровождение,
      • иллюстрации к сказкам,
      • лепестки цветка разных цветов.
      • Он носит вместо шапки
        Весёлый колпачок.
        И ростом он всего лишь
        С ребячий башмачок.
        С фонариком и с песней
        Идёт в лесу ночном.
        Не ошибёшься, если
        Ты скажешь: — Это … (Гном).

      Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
      Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
      Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

      • Бабушка девочку очень любила,
        Шапочку красную ей подарила.
        Девочка имя забыла своё.
        А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

      Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
      Загадки:

      • Мальчик… (с пальчик).
      • Соловей… (Разбойник).
      • Сестрица… (Алёнушка).
      • Лиса… (Патрикеевна).
      • Аленький… (Цветочек).
      • Гуси… (лебеди).
      • Крошечка… (Хаврошечка).
      • Братец… (Иванушка).
      • Баба… (Яга).
      • Сивка… (Бурка).
      • Красная… (Шапочка).
      • Спящая… (Красавица).
      • Заюшкина… (Избушка).
      • Винни… (Пух).
      • Два раза хлопни,
        Три раза топни,
        Вокруг себя обернись
        И в детском саду очутись!

      Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

      Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

      • в младших и средней группах — 25–30 минут;
      • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
      • в первой младшей группе — 20–30 минут;
      • во второй младшей группе — 30–35 минут;
      • в средней группе — 45–50 минут;
      • в старшей группе — 60 минут;
      • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

      Мальчики в бескозырках танцуют в зале

      Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

      Длительность уличных забав и народных гуляний:

      • в младших и средней группах — не более 1 часа;
      • в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.

      Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

      Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

      Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

      Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.

      Читайте также: