Культура здоровья школа как носитель нравственного физического и умственного здоровья детей

Обновлено: 05.07.2024

3 Тьюторство - это система наставничества. Тьютор является консультантом учащегося. Он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу (ИОП), самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса. Тьюторство в образовании – это поддержка ученика, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению, формированию гражданской позиции. Тьютор связывает в образовании своего подопечного процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.

4 Тьютором может быть тот, кто сам имеет опыт самообразования, который он и передает. Основные и обязательные виды деятельности тьютора техники проведения групповых занятий. выявление трудностей у учащихся подходы к проведению индивидуальных занятий изучение образовательных потребностей учащихся

5 Учителя физической культуры 896 в рамках тьюторской позиции выявляют затруднения у учащихся; консультируют по вопросам физического здоровья, развития физических данных и здорового образа жизни учащихся; помогают решать проблемы самооценки физического развития и физического здоровья; Дополнительным ресурсом для каждого ученика является возможность построения совместно с тьютором индивидуальной образовательной программы (ИОП) по физической культуре, ориентированной на его собственные цели, связанные с программой здоровьесбережения.

7 Составление учебных программ: Медицинский осмотр Физкультурные группы подготовительная специальная Основная Рекомендации центра здоровья

8 Обустройство развивающего пространства

9 Тьюторская деятельность начинается с постановки: Цели, в зависимости от: Мотивации каждого учащегося; Исходного состояния ученика; А так же для: составления правильной образовательной программы.

13 дети обучаются контролировать своё физическое состояние путём подсчёта: частоты сердечно – сосудистых сокращений (PS) за 1 мин.; дыхательтных движений и работоспособность;

14 Наш девиз в здоровьесбережении: Из специальной – в подготовительную, из подготовительной – в основную.

Культура здоровья общеобразовательного учреждения как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых.

Здоровье должно быть основным критерием ОУ. Культура здоровья нашей гимназии зависит напрямую от педагогов, стремящихся к здоровому образу жизни, и только через них можно создать необходимые условия для улучшения физического и умственного здоровья обучающихся.

Что я, как учитель и классный руководитель 10б класса, делаю по этой вопросу. Все хотят быть здоровыми и умными, но в реальности мы сталкиваемся с проблемами физического, психологического и социального здоровья детей, что влечёт за собой низкую мотивацию к учёбе и низкую успеваемость.

Кроме того я провела тестирование на выявления уровня тревожности и мотивации к учебной деятельности, совместно с психологом – психологическое тестирование онлайн и офлайн. Выявив проблемы, были поставлены следующие задачи:

  • обеспечить системную работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни с целью воспитания творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях;
  • соблюдать элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса;
  • использовать на уроке и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии;
  • организовать мероприятия направленные на предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений;
  • повышать грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • создать условия для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений;
  • создать условия для эффективного личностного роста ребенка, самораскрытия его творческого потенциала в процессе учебной деятельности;
  • создать необходимые условия для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.

Здоровье ученика в норме, если:

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане –проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

Как учитель следую правилам:

Правило 1. Правильная организация урока ( здоровьесберегающие технологии)

Правило 2. Использование каналов восприятия (тестирование, наблюдение)

  • левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
  • правополушарные люди – у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
  • равнополушарные люди.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35-40-я минута — 10%.

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Главное для формирования здорового образа жизни – это пример самого педагога, поэтому желаю всем д остичь и удержаться на волне самосовершенствования!

Задания по русскому языку для 10 класса.
Задание 1.

Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.
Ответ

Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.
Задание 2.

Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять.
С эти можно выйти, но нельзя войти. Что это:

а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко ?
Ответ

Честь.
Задание 3.

Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.
Ответ

Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).
Задание 4.

Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
2. Скажи, который час?
3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

1. Прямое дополнение.

2. Согласованное определение.

3. Обстоятельство места.

4. Дополнение.
Задание 5.

Периметр – граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг

Периферия – внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра.

Перископ – оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг).

Перифраза – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания : выражение, близкое к данному слову (около него)
Задание 6.

Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

Лекторий - лисий
Ответ

Пара лекторий, лисий .
Задание 7.

1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.
Ответ

1. Выспаться . От спать приставочно-постфиксальным способом. Остальные три слова образованы постфиксальным способом.

2. Белоствольный . От бел(ый)+ствол+н сложением основ и суффиксацией. Остальные слова образованы суффиксальным способом.
Задание 8.

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?

- Чем заняты таланты?

- Да продолжают славный воз везти!

Что делают погоду.

Или молчат по году.
Ответ

2. Возвести – воз вести; те мнят – темнят; погоду – по году.
Задание 9.

Это разносклоняемые существительные типа имя – имена.
Письмена.
Письмена – древние буквы.
Задание 10.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?

Фамилия поэта в 1916 году, которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ.

В каких словах ударение поставлено верно?

БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.
Ответ

ПулОвер, жалюзИ.
Задание 12.

а) В то время был еще жених

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

б) Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.
Ответ

а). (Она) вздыхала по другом - форма предложного падежа зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа.

Гораздо боле – устаревшая форма сравнительной степени наречия; современная форма – больше, более

б) Не вышло из пера - употребление предлога из; современная норма - употребление в сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера.

Людей, о коих не сужу - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова ; современное относительное местоимение которые.

Затем, что – подчинительный причинный союз? затем что ,
которому соответствует современный потому, что .

Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.
Задание 13.

О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра не ветры сводят нас с ума

Из палуб выкорчевывая мачты.

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.
Ответ

1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков (профессионализмах), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление.

2. Ветра – не ветры сводят на с ума, Из палуб выкорчевывая мачты.

Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.

Запятая в паре с точкой – знаки, обосабливающие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Определите лексическое значение выделенных слов.

Сардонически – злобно-насмешливо, язвительно. Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания;восторженная и неумелая похвала.

Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?

Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

  • 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
  • за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
  • в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:

  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
  • несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
  • неоправданно объемные домашние задания;
  • недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.

Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.

Здоровье человека является высшей ценностью. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много уделяется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.

Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

Так что такое культура здоровья? КУЛЬТУРА здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма.

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.

Образовательное пространство это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений.

Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: педагога, ученика и родителей. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья ребенка. Охрана здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача не только по формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, но и по охране здоровья детей.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в направлении охраны здоровья обучающихся, воспитанников:

- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

- соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

- рациональная организация образовательного процесса;

- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

- организация профилактики употребления наркотических веществ обучающимися, воспитанниками;

- комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. Но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения его здоровья.

Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности.

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников. К интересному выводу приходят ученые: здоровье ребенка зависит от здоровья педагога, способного создавать здоровьетворящую среду и применять здоровьесберегающие технологии. Такой подход обязывает педагога быть компетентным в области формирования культуры здоровья, уметь конструировать воспитательно-образовательный процесс в образовательном учреждении таким образом, чтобы в каждом из его направлений присутствовал здоровьесберегающий эффект. Это возможно в том случае, если будут обеспечены гигиенические условия; рациональная организация режима дня детей; оптимизация двигательной активности; нейтрализованы неблагоприятные факторы воздействия окружающей среды на здоровье детей. Немаловажным фактором является создание благоприятного психологического климата и взаимодействие с семьей воспитанников. Мы поддерживаем эту точку зрения и считаем, что для обучения и воспитания здорового человека очень важно:

1) сформировать мировоззрение педагога в области самоценности собственного здоровья и здоровья воспитанника. Педагог каждым своим шагом и действием должен являть собой модель здорового поведения.

2) создать в образовательной организации атмосферу престижности здорового образа жизни. Формирование здоровья обучающихся, воспитанников педагогическими средствами зависит от усилий учителей всех специальностей, воспитателей, всего педагогического коллектива. При этом здравотворческая деятельность будет тем эффективнее, чем выше уровень культуры здоровья всех выше перечисленных субъектов образовательного процесса. В этой связи актуальным становится воспитание культуры здоровья у самих педагогов, формирование у них стремления к здравотворчеству.

Культура здоровья педагога — целостное личностное образование, представляющее собой единство приоритета ценностей здоровья, высокой активности по их освоению и трансляции в профессиональной деятельности, глубоких знаний о путях и средствах эффективного формирования, сохранения и укрепления здоровья. Педагог должен быть заинтересован во внедрении и распространении здоровьеукрепляющих технологий в практику обучения и воспитания.

Формирование ценностного отношения педагогов к своему здоровью и здоровью обучающихся и воспитанников, как необходимому условию физического, психического и социального благополучия человека, определено требованиями Государственного стандарта к уровню подготовки лиц по специальностям педагогического профиля. В структуру представлений педагога о здоровом образе жизни должны быть включены следующие компоненты:

• устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);

• профессиональная компетентность в области ЗОЖ;

• готовность педагога к формированию ЗОЖ обучающихся, воспитанников.

Установлено, что педагог, обладающий культурой здоровья, выступает примером для обучающихся и воспитанников, что усиливает его образовательное и воспитательное влияние.

Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся и воспитанников. Ведь здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Желаю каждому быть сильным, здоровым, сохранить как можно дольше бодрость и энергию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Школа - как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых".

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;

за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;

в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;

в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:

несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

неоправданно объемные домашние задания;

недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.

Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае:

гигиеническая оценка классной комнаты;

гигиеническая оценка школьного меню;

гигиенические требования к расписанию уроков.

Строго соблюдать дозировку домашнего задания;

На уроках проводить физкульминутки;

На каждом уроке проводить зарядку для глаз;

Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;

Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;

Предлагать задания, позволяющие повторить материал;

Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;

Рекомендовать школьной столовой разнообразить меню школьников;

Усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.

Читайте также: