Культура полемики в деятельности юриста кратко

Обновлено: 04.07.2024

Под культурой делового (профессионального) общения следует понимать высокий уровень умения общаться в профессиональной сфере, что предполагает:

1. высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить и слушать;

2. умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера;

3. умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов [3].

Высокая коммуникативная культура означает прежде всего высокую культуру речи, т.е. умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Остановимся на специфике речи в условиях беседы юриста с посетителем юридической клиники. Безупречное владение языком и развитые навыки речи обеспечивают объективность и достоверность исследования проблемы, а в дальнейшем и правильное консультирование; доступность речи юриста. Это очень важно. Ведь если даже юрист правильно понимает слова посетителя, иногда достаточно одного неточного или неумело поставленного вопроса, чтобы беседа пошла по неправильному пути. Также развитые речевые навыки и умения позволяют установить с собеседником живой психологический контакт, возбудить в нем доверие: для этой цели юрист может и должен уметь выбирать для собеседников разного пола, возраста, образования, социальной принадлежности разные слова, по-разному строить речь, уметь говорить с каждым на его языке. Развитые речевые навыки существенны и для профессиональной деятельности юриста в целом. Они способствуют четкости и ясности мышления [4].

Какие же особенности речи юристу следует развивать в связи со сказанным? Прежде всего необходимо обогащать свой словарный запас с учетом стилистической принадлежности слова, что поможет овладеть умением в каждой ситуации выбирать то слово, которое уместно и необходимо. Также важно овладеть умением адекватно понимать речь собеседника, т.е. умением услышать в речи то, что хотел вложить в нее говорящий, а не то, что имел в виду юрист, употребляя те же слова и выражения.

Вот какие советы эффективного слушания дают специалисты:

1. Чтобы лучше понять собеседника, его мысли и чувства, необходимо заранее настроиться на то, что разговор с ним будет полезен и приятен, то есть нужна установка одобрения. Она проявляется в положительном отношении к собеседнику, даже если он вам несимпатичен. Доброжелательное отношение со стороны слушающего приводит любого человека в спокойное состояние, при котором ему легче выражать свои мысли, быть более откровенным.

2. Нужно уметь также сосредоточиться на теме разговора, забыть о своих проблемах, следить за ходом мысли собеседника. Когда становится ясно, о чем собеседник хочет сказать, возникает соблазн перебить его или отдаться течению собственных мыслей. Чтобы этого не произошло, используйте высвободившееся время, попробуйте определить приоритетный канал восприятия говорящего. Попытайтесь понять, искренен ли собеседник, что кроется за его информацией, можно ли ей доверять и т.д. Понаблюдайте за жестами, мимикой, выражением лица партнера. Они дополняют, а нередко и проясняют смысл сказанного.

3. В полученной информации следует выделять главное, самое существенное и отсеивать не относящееся к делу.

Культура профессионального общения означает также умение создать благоприятную атмосферу разговора, способствующую взаимопониманию и взаимодействию, а для этого необходимо знать и соблюдать этикет и, в том числе, речевой этикет – это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий- близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный.

Важнейшие требования этики профессионального общения: честность, порядочность, терпимость, тактичность, справедливость, требовательность к себе, принципиальность и уважение к мнению другого.




Таким образом, в ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт. Общение для юриста в ряде случаев является особым, самостоятельным видом профессиональной деятельности, поэтому свободное владение навыками общения рассматривается как профессионально важное качество личности правоведа. Чтобы профессиональное общение было максимально эффективным, юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Примечания:

1. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 229.

2. Практическая психология для менеджеров. М.: ИИД "Филинъ", 1996. С. 130.

3. Баева О. А.Ораторское искусство и деловое общение. М., 2007.

5. Подробнее: Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2007.

В процессе деловых отношений люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между ними устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата. Этика деловых отношений - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Принципы построения деловых отношений ……………………………. 4
Этика деловых бесед, встреч, переговоров ..………………. ……………6
Функциональная характеристика общения …………………..…………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………15

Работа содержит 1 файл

Культура проф деят.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. БРЕСТЕ

Реферат по курсу культура профессиональной

«Культура диалога и спора в профессиональной деятельности юриста.

слушатель Онуфриюк Е.Н.

преподаватель Самусевич М.В.

  1. Принципы построения деловых отношений ……………………………. 4
  2. Этика деловых бесед, встреч, переговоров ..………………. ……………6
  3. Функциональная характеристика общения …………………..…………11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………15

В процессе деловых отношений люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между ними устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата. Этика деловых отношений - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

В основе деловых отношений лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона позиций, решения и социального результата отношений играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание отношений прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Поэтому знание и владение этикой деловых отношений является показателем профессиональной культуры юриста, степени его соответствия современным требованиям.

1. Принципы построения деловых отношений

Профессиональная деятельность юриста – это работа, непосредственно связанная с человеческой личностью, с ее переживаниями, страстями, семейными, хозяйственными и другими отношениями. Подобно педагогу, юрист глубоко проникает в духовный мир человека. Это требует от него особого умения для обращения с людьми, педагогического такта и юридической твердости, основанной на справедливости и законности.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущ уюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактеру юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.

2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:

— обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;

— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;

— умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;

— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.

I. Повседневное служебное общение:

1. Беседы, встречи, переговоры.

2. Прием посетителей.

3. Совещания, собрания, заседания, конференции.

4. Посещение организаций, учреждений.

5. Посещение граждан по месту жительства.

6. Дежурство, патрулирование, охрана.

II. Специфические формы служебного общения:

1 Общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами.

2. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.

3. Деловые контакты с иностранными гражданами

III. Экстремальные формы служебного общения:

1. Общение в условиях конфликтной ситуации.

2. Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных

3. Общение с задержанными во время обыска.

4. Общение со спецконтингентом.

IV. Невербальные и неспецифические формы общения:

1. Публичные контакты с журналистами, интервью.

2. Выступления по радио, телевидению, в печати.

3. Телефон, телетайп, радиосвязь.

4. Деловая переписка, резолюции.

2. Этика деловых бесед, встреч, переговоров

Результаты профессиональной деятельности юриста во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.

Естественно, не каждая деловая встреча или беседа требует детальной проработки всех ее аспектов, но при ответственных встречах она необходима. Не следует отказываться от правил проведения встреч и бесед и при незначительных, на первый взгляд, встречах, поскольку регулярное соблюдение этих правил приводит к выработке навыков наиболее правильного поведения в таких ситуациях и в конечном счете способствует успеху в деле.

Даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет вам значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения? Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, хобби.

Психологи полагают, что пик мозговой активности приходится на 10—12 часов дневного времени, поэтому наиболее важные встречи, требующие больших затрат умственной и психической энергии, желательно назначать в первой половине дня. Заранее обозначаются временные рамки встречи. Время, предназначенное для встречи, должно быть освобождено от других дел. На это время нельзя назначать другие встречи и заставлять приглашенных ожидать в приемной. Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса.

Нужно реально оценивать свои возможности: далеко не все обладают красноречием Цицерона, поэтому не помешает проговорить основные положения, которые вы хотели бы высказать в беседе. Важно выделить наиболее существенные идеи, последовательность их изложения.

Залог успешного проведения каких-либо юридических процедур – это вежливое и предупредительное отношение к гражданам. Ни в коем случае нельзя унижать человека, иронизировать и тем более насмехаться в чей-либо адрес.

Это, с одной стороны. А с другой стороны, особенность юридической деятельности такова, что без рациональной организации этой деятельности она не может быть успешной.

Иными словами, деятельность юриста должна быть социально-этически, психологически и логически пронизана высокой культурой человеческого общения. Внешне это проявляется, как правило, в умении юриста вести диалог на основе вопросно-ответной формы.

Любой вопрос всегда содержит две части: проблематическую (то, что необходимо выяснить) и констатирующую (то, что уже известно). Отсюда ясно, что, задавая вопрос, юрист (следователь, судья и др.) одновременно что-то уже сообщает своему собеседнику (обвиняемому, подозреваемому, свидетелю и др.). Отсюда задача юриста состоит в том, чтобы свести к минимуму информацию, которую он уже дает в своих вопросах.

Подчеркнем в этой связи, что в отмеченных и других сторонах юридической деятельности вообще нецелесообразно задавать слишком много вопросов. Надо постараться ограничиться только теми вопросами, которые нужны лишь для уточнения уже сказанного. Закрытые вопросы, требующие конкретного, определенного ответа, надо свести к минимуму. Весьма осторожно надо пользоваться и открытыми вопросами, которые побуждают говорящего подробно высказывать свои мысли. Надо помнить, что чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляет человека, отнимает у него инициативу, ставит его в оборонительную позицию.

Целевая направленность полемики, отличающая ее от дискуссии и диспута. Классификация споров по цели, количеству участников и форме проведения. Культура полемической речи, ее формально-логические законы. Психологические основы полемики в судебном процессе.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.11.2011
Размер файла 25,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовская государственная юридическая академия, Балаковский филиал

Кафедра: социально-правовых и прикладных юридических дисциплин

Учебная дисциплина: Русский язык и культура речи

Виды полемических приёмов в судебной речи

1 курса 102 группы

1. Определение полемики

2. Культура полемической речи

3. Полемические приемы

4. Психологические основы полемики в судебном процессе

Список используемой литературы

Введение

Весьма важное значение в судебном процессе имеет установление правильных взаимоотношений государственного обвинителя с защитником подсудимого. Полемика между ними служит эффективным средством отыскания истины и помогает суду принять правильное решение. Но эта цель может быть достигнута лишь при условии, если полемика носит исключительно деловой, сдержанный, корректный характер.

Судебные прения. Во всех городах всех стран мира в течение веков, тысячелетний практически ежедневно проходят драматичные по форме и особенно по результату противоборства между сторонами, представляющими обвинение и защиту. Политические и дипломатические дискуссии, встречи и консультации, жизненно важные для судеб отдельных народов и мира в целом. Многочисленные примеры содержательных, остроумных споров в литературных произведениях Данте, Шекспира, Рабле, Бальзака, Гюго, Достоевского, Джойса, Тургенева, Хемингуэя, Уайльда…

Реальные диспуты, в которых участвовали Н. Кузанский, Пикоделла Мирандола, Джордано Бруно, Б. Рассел… Телемосты. А сколько словесных поединков происходит буквально ежедневно во время конференций, совещаний, заседаний, бесед, консультаций, парламентских дебатов. Как оценить их суммарную пользу? Она, безусловно, есть. Не зря же ученые сходятся во мнении, что наиболее продуктивны на конференциях именно личные, непосредственные контакты и прежде всего споры.

В своей работе я расскажу о видах полемики, её значении в суде, об основных полемических приёмах, о культуре полемической речи. А также дам определение полемики, как разновидность спора.

1. Определение полемики

В данном случае нас интересует такой вид спора, как полемика, дадим же ей определение: полемика (от древнегреч. polemikos - воинственный, враждебный). Полемика - это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не ради победы как таковой. Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Рассмотрим как различаются споры.

Дифференциация споров

Обычно споры дифференцируются по цели, по количеству участников или по форме проведения.

Культура и искусство речи. Современная риторика. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. ? Р-н/Д.: Феникс, 1998. По цели различают следующие виды споров:

из-за истины Спор ради выяснения истины называют высшей формой спора, самой благородной и прекрасной. Кроме несомненной пользы, такой спор доставляет настоящее наслаждение его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности.

- для убеждения. Задачей спора может быть убеждение оппонента. Здесь возможны два варианта: спорящий искренне убеждает в том, о чем говорит; сам спорящий вовсе не верит в истинность того, что защищает. Такой участник спора предпочитает оппонента слабее себя и выбирает только удобные для себя аргументы.

- ради спора. Часто встречаются и спор ради спора. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

По количеству участников выделяют:

· спор-монолог - человек спорит сам с собой

· спор-диалог - участвуют два лица

· спор-полилог - ведется несколькими лицами

Культура и искусство речи. Современная риторика. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. ? Р-н/Д.: Феникс. 1998. По форме проведения споры бывают:

- устные. Если спор ведется при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику

2. Культура полемической речи

Предмет спора.

Одно из решающих качеств полемиста - умение выделить предмет спора

Успех обсуждения во многом определяется умением правильно оперировать понятиями и терминами. В начале дискуссии следует уточнить значение основных понятий, но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией. В споре необходимо учитывать манеру поведения полемиста. Саади писал:

Глупец с ученым в спор вступает

И даже побеждает иногда.

Бесценную жемчужину, бывает,

Булыжник разбивает без труда.

Знание особенности манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента позволяют определить тактику спора.

Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что культура спора предполагает следующее:

· Не теряйте предмет спора. Не позволяйте противнику увести вас в сторону.

· Занимайте определенную и твердую позицию.

· Готовясь к дискуссии, уточните значение терминов.

· Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами.

· Относитесь с уважение к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами. Теория и практика полемики. / Родос В.Б. ? Томск: Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, 1989.

Формально-логические законы

Чтобы успешно вести дискуссию, необходимо соблюдать формально-логические законы

Из этого примера видно, что произошла подмена тезиса и ученый стал рассуждать не о лошади как о предмете спора, а об ее масти.

Итак, он высказывает противоположные мнения, но при этом уточняет условие, при котором оба высказывания оказываются верными.

III. Закон достаточного основания - всякая правильная мысль должна быть обусловлена другими мыслями, истинность которых доказана.

IV. Закон исключенного третьего - два противоречащих суждения не могут быть одновременно оба истинными или оба ложными.

Противоречащими называют такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается.

Например, выдвигается два суждения:

1. этот ученик присутствует в классе сейчас.

2. этот ученик отсутствует в классе сейчас.

Третьего не дано, потому одно из суждений истинное, другое - ложное.

- Да когда же этот лес сделался твоим? Разве ты недавно его купил?

- Да, я купил его недавно.

- Когда же ты успел его так скоро купить?

- Как же, я еще третьего дня купил, и дорого, черт возьми дал.

- Да ведь ты был в то время на ярмарке.

3. Полемические приемы

* Юмор, ирония, сарказм усиливают эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку. Ироническое замечание может смутить оппонента.

- Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить. Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что же он стоит? Кому нужен?

- Да вот вы же покупаете, стало быть, нужен.

* Сведение к абсурду - демонстрируется ложность тезиса, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Знаменитый русский адвокат Ф.Н. Плевако выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. Тезис прокурора был такой: частная собственность священна; если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. Ф.Н. Плевако выступил так:

Приговор суда был оправдательным.

* Атака вопросами - в споре важно задавать вопросы, отвечать всегда сложнее, чем спрашивать. Цель этого приема - перехватить инициативу, сделать положение оппонента затруднительным.

- Но допустим, что вы правы. Допустим, что я предательски ловлю вас на слове, чтобы выдать полиции. Вся арестуют и потом судят. Но разве в суде и в тюрьме вам будет хуже, чем здесь? А если сошлют на поселение и даже на каторгу, то разве это хуже, чем сидеть в этом флигеле? Полагаю, не хуже. Чего же бояться?

* Довод к человеку - вместо обоснования тезиса пытаются опереться на чувства и настроения слушателей, начинают оценивать не поступки человека, а его достоинства и недостатки.

- Мы - люди, господа присяжные председатели, будем же и судить по-человечески! - сказал, между прочим, защитник. - Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была своего любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому покормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны. Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося все возвратить им их отца.

4. Психологические основы полемики в судебном процессе

полемика спор речь судебный

Полемика между государственным обвинителем и адвокатом служит эффективным средством отыскания истины и помогает суду принять правильное решение. Но эта цель может быть достигнута лишь при условии, что полемика носит исключительно деловой, сдержанный, корректный характер. Отношение прокурора к защитнику требует такта и выдержки. Государственный обвинитель должен исходить из того, что защитник выполняет важную процессуальную функцию, что он должен использовать все указанные в законе средства и способы защиты для выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность (ст. 51 УПК), в конечном счете содействуя суду в вынесении законного и обоснованного приговора.

Как бы ни был убежден прокурор в своей правоте, какими бы необоснованными ни казались ему возражения и доводы защитника, он не должен возмущаться и раздражаться по поводу того, что адвокат защищает подсудимого, ибо в этом и состоит главная его обязанность. Совершенно недопустимо прибегать к недозволенным методам, в частности требовать осуждения позиции адвоката, не соглашающегося с обвинением, настаивать на этом основании на вынесении судом частного определения для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и т.п.

Если государственный обвинитель не согласен с позицией защитника, он должен доказать необоснованность его утверждений, опираясь на закон и факты. Крайне неблагоприятное впечатление производят на аудиторию такие выступления прокурора и адвоката, когда за потоками красноречия и взаимного пикирования как-то тускнеет, исчезает суть дела, забывается и сам подсудимый, ожидающий решения своей судьбы.

Готовясь к судебному следствию или к прениям, каждый оратор знает, что его противник приложит все свое умение к тому, чтобы остаться победителем. При таких условиях человек не может отказаться от специальных приемов борьбы, однако их использование должно находиться в соответствии с требованиями профессиональной этики.

При рассмотрении уголовного дела в суде важная роль принадлежит формированию судейского убеждения, которое проходит несколько этапов:

1) предварительное изучение материалов уголовного дела при назначении дела к слушанию;

2) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий;

3) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве;

4) судебные прения и сопоставление оценок судьи с оценками обвинения и защиты;

5) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения.

Основная роль в формировании судейского убеждения отводится государственному обвинителю, поскольку именно он должен доказывать предъявленное обвинение и поддерживать его, если оно находит подтверждение во время судебного разбирательства, тогда как судья, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений. Как отмечают опытные ораторы, в практике полемических выступлений, в споре возникают самые разные ситуации.

Наиболее часто встречается такая: выдвинутый тезис правильно логически доказывается, но убедить оппонентов не удается. В таком случае следует обдумать вопрос: какие средства необходимо использовать, чтобы доказать правильность выдвинутых утверждений и убедить в них оппонентов? Наиболее весомыми доводами считаются экспертные и статистические данные.

Не менее убедительны примеры из жизни, подкрепляющие выдвинутую точку зрения. Можно также сослаться на мнения и суждения авторитетных лиц, привести цитаты из произведений видных политических, государственных, общественных деятелей, известных ученых, писателей.

При этом разграничивают факты (действительные, невымышленные явления, события; то, что произошло на самом деле) и мнения (суждения, выражающие оценку, отношение, взгляд на что-либо).

Сложные ситуации, когда подсудимые не признают своей вины, преступление совершено в условиях неочевидности и обвинение построено на косвенных уликах, разрешаются благодаря творческому отношению государственных обвинителей к подобного рода делам. Прокурор, используя методы системно-структурного анализа, последовательно создает перед судом и всеми участниками процесса сложную, логически непротиворечивую систему доказательств, в которой отражаются, с одной стороны, факты реальной действительности, а с другой - их взаимосвязь. Практикум по спецкурсу "Искусство судебной речи" / М.Г. Жук / Учреждение образования "Гродненский государственный университет им. Янки Купалы". ? 2001.

В заключение вышеизложенного материала я хочу предоставить памятку для полемистов:

1. Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые вы предполагаете использовать в обсуждении.

2. В процессе спора следите за тем, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание во избежание двусмысленности высказываний.

4. Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника.

5. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям оппонента. Спорьте с позицией оппонента, но не допускайте грубости, оскорблений, резких слов.

6. Сохраняйте спокойный тон, выдержку и самообладание.

7. Приступая к критике позиции оппонента, четко определите для себя, каким способом опровержения вы будите пользоваться. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.

8. Старайтесь применять в споре различные полемические приемы: юмор, иронию, сарказм и др.

Список используемой литературы

2. Родос В.Б. Теория и практика полемики. ? Томск: Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, 1989.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Р-н/Д.: Феникс, 1998.

4. Ивин А.А. Логика учебник для гуманитарных факультетов. ? М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

5. Жук М.Г. Практикум по спецкурсу "Искусство судебной речи" / Учреждение образования "Гродненский государственный университет им. Янки Купалы". ? 2001.

Подобные документы

Понятие полемики как одного из видов спора, ее основные черты и жанры. Стратегии и тактики ведения полемики, примеры их использования в программе "Свобода слова". Социально–психологические аспекты полемики. Использование различных полемических приемов.

реферат [23,2 K], добавлен 27.06.2009

Спор в системе межличностной коммуникации. История происхождения спора. Полемика как один из его аспектов. Особенности грамотного ведения полемики. Разработка речевой стратегии и тактики. Социально-психологические аспекты полемики, некоторые приемы.

реферат [18,9 K], добавлен 12.04.2017

Понятие риторики как научного направления, предмет и методы ее изучения, современное состояние. Специфика и композиция судебной речи. Роль типологии в диагностировании личностных качеств адвокатов. Способы и приёмы убеждения в судебной речи по А.Ф. Кони.

дипломная работа [75,2 K], добавлен 28.06.2010

Речевое поведение и необходимость его изучения. Сущность, признаки культуры речи и ее виды - понятийная и предметная. Синонимы, паронимы, плеоназм, тавтология и точность речи. Явление полисемии и омонимии. Точность речи в разных функциональных стилях.

презентация [357,2 K], добавлен 08.05.2013

Аспекты культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Правильность речи как коммуникативное качество. Устранение речевых ошибок в приведенных предложениях. Лексическое значение и стилистическая окраска фразеологизмов.

контрольная работа [25,0 K], добавлен 18.06.2010

Культура речи. Стили речи. Богатство русской речи. Вкус эпохи и мода. Слово, являясь это первоэлементом языка, играет многогранную роль в речи. Оно характеризует человека как личность, передает опыт поколений и меняется вместе с ними.

реферат [15,7 K], добавлен 12.10.2003

Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи. Назначение и особенности развлекательной, информационной и убеждающей речи. Аргументы и виды споров. Правила и приемы композиции. Мастерство оратора и понятие ораторской этики.


Огромную роль в данном вопросе играют именно юристы. Профессия юриста охватывает широкий спектр деятельности человека в обществе, куда включаются множество органов, призванных отстаивать и защищать интересы и свободу человека.
В наше время существует четкая проблематика качества подготовки юристов, которые бы соответствовали требованиям современности. Достаточно весомую роль играет уровень правовой культуры, который определяется профессиональную юридическую деятельность. Умение вести переговоры, спор, дискуссии во время судебного заседания является показателем уровня профессионализма юриста и может во многом способствовать разрешению дела в его пользу. С этим связывается актуальность выбранной темы.
Основная цель работы – рассмотреть спор, дискуссию и полемику в деятельности юриста.

Сколько стоит помощь с учебной работой?

Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта

Читайте также: