Культура мусульманского права ктнд план к уроку 9 класс

Обновлено: 08.07.2024

2. Правовые нормы и традиции обеспечения мира и согласия.

В традиционных дагестанских обществах, как и в любом обществе, случаи возникновения конфликтов были довольно частым явлением. Конфликты имели место как между отдельными людьми, так и между тухумами или же двумя соседними джамаатами, и они иногда могли доходить до такой степени, что от целого небольшого аула в живых оставалось всего несколько человек. Такой случай, например, имел место в конце XVII века в небольшом горном селении Цибильда. В праздник Курбан-байрама молодежь вышла для состязания в стрельбе, и вскоре между ними завязался спор, перешедший в драку. В драке случайно был убит один из молодых людей. Селение состояло из двух тухумов, между которыми началась вражда. В результате острого конфликта, продолжавшегося несколько дней, из всего селения в живых остались только четыре человека. Причинами конфликтов между джамаатами чаще всего являлись земельные споры, нарушения границ или потравы сенокосных и пастбищных приграничных земельных угодий. Такие конфликты нередко перерастали в целое побоище и пагубно заканчивались для обоих джамаатов. Так, в XIX веке на почве спорного пастбищного владения на склоне горы Лямц- ла-бай произошел острый конфликт между селениями Кала- Корейш и Кубани. Между жителями началась кровавая вражда, в результате которой погибло 40 человек. Конфликт удалось разрешить при посреднической помощи кайтагского уцмия. Значительное число конфликтов также происходило по причине оскорбления женщин или при защите чести и достоинства как своего собственного, так и тухума или целого джамаата. Согласно горскому этикету мужчина не должен был сносить оскорблений в свой адрес и готов был отстаивать свои честь и достоинство даже ценой собственной жизни. Адатные нормы джамаата предписывали своим членам защищать честь и достоинство своего аула от оскорблений и гарантировали защиту и покровительство, если они при этом пострадают. Частое возникновение конфликтов в обществе способствовало тому, что народная мудрость выработала множество разнообразных форм и методов разрешения конфликтов, ибо неразрешенный конфликт является основанием для новых человеческих жертв и страданий. Необходимым условием разрешения конфликтов было вмешательство независимой третейской стороны в процесс примирения конфликтующих сторон. В качестве третейских судей выступали, как правило, авторитетные и достойные представители общества. Если конфликт происходил между тухумами, то посредником выступал третий, наиболее уважаемый в джамаате тухум, а если между джамаатами, то в конфликт вмешивался такой же авторитетный независимый джамаат. В каждой округе были отдельные джамааты, которые снискали себе в морально-нравственном отношении безупречную репутацию, к их помощи прибегали для урегулирования наиболее острых и трудноразрешимых конфликтов. Внутри джамаата разрешением конфликтов занимались представители духовенства и старейшины села. Необходимым условием при примирении являлась компенсация материального и морального ущерба пострадавшей стороне. Такие мудрые решения и выходы из конфликтных ситуаций в истории Дагестанских народов были не редки. Примечательно, что в истории Дагестана не зафиксировано ни одного случая конфликта между народами на почве национальной неприязни, что является общенациональным достоянием современных поколений дагестанцев. Напротив, история прошлых поколений дагестанцев помнит множество примеров гостеприимства и взаимовыручки между народами Дагестана. Обязательным атрибутом мирного разрешения всякого конфликта у дагестанских народов являлось и является мирное угощение. Наиболее совершенной и общепринятой формой разрешения наиболее острых конфликтов у дагестанских народов является маслаат, который широко применялся при убийствах, ранениях, при оскорблениях и похищениях женщин и т.д.

3. Культура обычного права

4. Культура мусульманского права

5.Правовая система Имамата

Словарь терминов:

Аскет – человек, который ведет строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.

Дият – плата за кровь родственникам убитого.

Назидание – наставление, поучение.

Остракизм – изгнание, гонение.

Репрессия – карательная мера со стороны государства.

Союз сельских обществ – несколько джамаатов, объединенных в союз.

Теология – богословие.

Третейский суд – вмешательство третьей, независимой стороны в урегулирование конфликта.

Эрудиция – глубокие знания в какой-либо области.

Вопросы и задания:

1. Что такое адат и какова его роль в регулировании общественных отношений в дагестанском обществе?

2. Назовите известные вам адатные нормы дошедшие до нас.

3. Как вы относитесь к закону кровной мести? Как вы считаете, почему она имела важное место в жизни традиционного дагестанского общества?

4. Какие вопросы в дагестанских обществах регулировались адатом и какие шариатом?

5. Почему шариат не смог вытеснить адатные нормы при имамате?

6. Каковы были причины конфликтов в традиционном дагестанском обществе.

7. Назовите методы разрешения разных конфликтов?

8. Какую роль выполняли третейские судьи?

9. Спросите у представителей старшего поколения, были ли в вашем селении или районе в прошлом случаи маслаата и как они происходили?

10. Каковы особенности морально-нравственных установок в отличие от адатных и шариатских норм? Покажите на примере роль дагестанского намуса в регулировании общественных отношений.

11. Какую сферу общественных отношений регулировали шариатские нормы и с чем это связано?

12. В чем демократизм в традиционном самоуправлении народов Дагестана? 13. Какие народы наиболее торжественно отмечали праздники цветов?

Урок по КТНД Класс: 9 Преподаватель; Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестан

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок по КТНД Класс: 9 Преподаватель; Насибова Айшат Гасангусейновна Тема: Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестан Цели урока: Образовательные: Рассмотреть историю развития театрального и сценического искусства народов Дагестана; познакомить учащихся с основными видами и их особенностями. Развивающие: развивать умение учащихся давать самостоятельную оценку происходящих событий и явлений; создавать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других. Воспитательные: Формировать у учащихся уважительного отношения к культуре и традициям разных народов. Тип урока: изучение нового материала. Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная. Оборудование: Компьютерная презентация План урока 1. Организационный момент. Постановка цели урока. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала. 3.1.Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестан 4. Закрепление 5. Подведение итогов, выставление оценок. 6. Домашнее задание. Словарь терминов: грация, осанистый, пантамима,перепляс,снискать,соло. Ход урока 1. Организационный момент. Подготовка рабочего места учащегося. Приветствие учителя. 2. Актуализация знаний учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы: 1.Какова роль и значение музыки в духовной культуре дагестанских народов? 2.Кто является основоположником дагестанской музыки? 3.Какие национальные музыкальные инструменты вы можете назвать? 4.Кого из современных дагестанских композиторов вы знаете? 3.Новая тема. Танец- обязательный атрибут национальной культуры,через которое народ раскрывает свой внутренный мир. Недаром говорят музыка,песня,танец –это душа народа.Издревле в Дагестане ни одно мероприятие не обходилосьбез танцев,танцевали все или почти все.Особое значение имели танцы на свадьбах, где ценилось искусство исполнения парного танца мужчины и женщины.В каждом селении имелись свои танцоры, которые имели популярность за красату исполнения народных танцев.Когда танцевала такая пара,музыканты с особенным азартом играли на зурне и барабане,а молодежь хлопала в ладоши.

13. Государственное устройство

Теократическая держава;
Муджахиры и ансары;
Абу Бакр – первый праведный халиф;
Омар – эмир правоверных, летоисчисление от
хиджры;
Осман: канонизация Корана;
Коран – руководство при отправлении
правосудия. ;

14. Течения

15. Главные мазхабы (мусульманско-правовые школы

Главные мазхабы (мусульманскоправовые школы
Ислам
Абу Ханифа
Малик ибн Анас
Ахмад бин Ханбаль
Аш-Шафии

17. Мусульманское право

20. Коран

21. Способы формулирования правил

22. Сунна

23. 5 столпов веры

24. Иджма

25. Кыяс

26. Обычаи и законы

Адаты — родовые и племенные обычаи, в том
числе правового назначения;
Обычное право арабов (урф) официально не
включается в число источников права;
Аль канун — закон, фирман — указ и
распоряжение халифа.

27. 5 разновидностей поведения

Обязательные;
Рекомендуемые;
Дозволенные;
Предосудительные (но не
влекущие за собой применение
наказания);
Запрещенные и подлежащие
наказанию.
Мусульманин должен соблюдать
требования шариата повсюду,
даже за пределами своей страны.

В мусульманском богословии большое место всегда
отводилось фикху (законоведению), имеющему до
некоторой степени и практическое значение.
Основы, или корни (усуль), фикха были определены учеными, авторитет которых основывается
исключительно на их обширных законоведческих
познаниях. В исламе не было единоличного
непогрешимого главы церкви или
общеобязательных постановлений вселенских
соборов.

29. Малик ибн Анас

31. Абу Ханифа

32. Ахмад бин Ханбаль

Источником может быть только священное
предание. Он был против всяческих нововведений
и нашел поддержку в движении такой же
консервативной ориентации.

33. Имам Аш-Шафии

рекомендовал иджму, сведенную к мнению всех
ученых мужей (но не всех времен). Именно с
помощью иджмы стала возможной окончательная
редакция Корана и шести сборников Сунны.
Шафия отрицал значение личного усмотрения
судьи и ограничивал использование кияса.

34. Генная инженерия

Генная инженерия имеет свои плюсы и минусы. Поэтому ее
дозволенность будет зависеть от того, как она применяется.
Если генная инженерия применяется для лечения недугов,
болезней или используется на благо человека, не причиняя
вреда, то это разрешается. Генномодифицированные
продукты питания будут являться халяльными и
разрешенными к употреблению при условии, что в них
отсутствуют харамные ингредиенты. Клонирование
разрешено в отношении растений и животных, за
исключением человека. Клонирование человека создало бы
чрезвычайно сложные и трудноразрешимые социальные и
моральные проблемы. Поэтому клонирование человека не
может быть разрешено.

35. Фетва

в шариате (фикхе) правовая позиция или решение
по какому-либо общественному, политическому
или правовому вопросу, выносимое муджтахидом,
улемом, муфтием, факихом или алимом (или
уполномоченным государственным органом из
улемов), основываемое на принципах толкования
шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской
юридической практики, исходя из иджмы как
одного из корней фикха

arabskie_knigi_g

Дагестан – крупнейший очаг арабо-мусульманской литературной традиции. Усвоение арабо-мусульманских культурно-философских традиций началось с утверждением Ислама. На сегодняшний день всё ярче вырисовывается роль арабо-мусульманской литературы и арабского языка в развитии национальных культур, в усилении культурных контактов народов Ближнего и Среднего Востока и Кавказа. Арабо-мусульманская культура выступает здесь как один из источников, вспоивших культуры этого региона.
Арабская культура и арабская рукописная книга получили более широкое распространение, чем территория обитания арабов или область их военного и политического господства.

По словам И.Ю. Крачковского, первая волна распространения арабской культуры шла за ранними завоеваниями, которые параллельно несли исламизацию и арабизацию края [1].

Исламизационный процесс на долгие века подключил народы Северного и Восточного Кавказа к мусульманскому кругу мирового культурного сообщества. Взаимный обмен материальными и духовными ценностями в условиях более развитых традиций арабо-мусульманской цивилизации пробуждал в местных культурах их собственные потенции, вызывал к жизни новые интеллектуальные потребности и творческие возможности здешних народов.

Известно, что X–XV вв. в средневосточной зоне Старого Света, а это ареал функционирования арабской, персидской, тюркской и кавказской культур, – время наибольшего расцвета возрожденческой культуры. Именно арабская литература выступала для многих народов как ведущая и втягивала в свой процесс другие литературы, развивавшиеся рядом и входившие в данный культурный круг.

Если обратиться к хронологии, то проникновение арабского языка в Дагестан можно отнести к VII в., а проникновение арабской рукописной книги – к VIII–IX вв., т. е. раннеаббасидскому периоду. На начальном этапе масштабы распространения этого процесса ограничивались Дербентом и близлежащими пунктами, населёнными арабами. Но, как замечает А.К. Аликберов, не исключена возможность проявления этого процесса в предшествующий период, а именно в период заселения кварталов Дербента арабским населением и строительства квартальных мечетей Масламой в 733 г. [2]

С середины VIII в. внимание арабов от завоевательной политики переходит к внутренним проблемам государства. В этот период возникают все условия для развития арабской книжной культуры, центром которой был Багдад. Именно с этим городом связано возникновение арабских книжных собраний, Домов науки ( دار العلم ), уступивших место библиотекам, мечетям и медресе во второй половине XI в. [3]

Что касается тематики памятников восточной письменности, то это традиционные для средневекового Востока дисциплины – богословие и филология (грамматические трактаты, лексикография, юриспруденция, философия и т. д.) [4].

Исчезновение книжных коллекций VIII–X вв. в Дагестане связано с внутриполитической ситуацией в этот период: кровопролитными столкновениями арабов с хазарами, междоусобными войнами местных правителей, неустойчивостью быта, что никак не способствовало сохранению имевшихся книг. Однако восполнить этот пробел помогает эпиграфический материал, тесно связанный с истоками книжной культуры Дагестана. Так, сохранившиеся поныне куфийские надписи свидетельствуют о распространении в Дагестане арабской письменной грамоты уже в IX–X вв. В последующие XI–XV вв. значение арабского языка усиливается, на что также указывают эпиграфические памятники, выявленные в Дербенте, Табасаране, Ахтах, Рутуле, Тпиге, Цудахаре, Кумухе, Хунзахе [6]. По словам В.В. Бартольда, арабский язык из всех языков мусульманских народов сделался международным языком по преимуществу [7].

Изучение арабского языка повлекло за собой создание многочисленных учебных пособий, составленных местными авторами. Таким образом, письменная литература народов Ближнего и Среднего Востока явилась для дагестанской письменной литературы той базой, которая способствовала её возникновению и дальнейшему развитию.

Наряду с историческими трудами местных учёных важное место в дагестанской литературе принадлежит таким жанрам, как суфийская литература и хадисы. Ведь Ислам в Дагестане распространялся в виде суфизма, который именовался как религиозной философией, так и религией Ислама. Экземпляры Корана, комментарии к нему (тафсиры), рассказы о делах и поступках Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) (хадисы), сочинения по мусульманскому праву, грамматике арабского языка, логике, истории, суфизму, этике, словари, художественное и поэтическое творчество пользовались в Дагестане большой популярностью.

Из других учёных, получивших признание не только в Дагестане, но и за его пределами, следует отметить Абу ‘Умара ‘Усмана ибн ал-Мусаддада ибн Ахмада ад-Дарбанди, который некоторое время пребывал в Багдаде. Не менее известен и шафиитский факих Хаким ибн Ибрахим ибн Хаким ал-Лакзи ал-Хунлики ад-Дарбанди, изучавший право у такого выдающегося учёного, как Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (ум. в 1111 г.), сочинения которого вызывали глубокий интерес в Дагестане в XV–XVII вв. [10]

В результате этого в средневековом Дагестане в течение многих сотен лет накапливалась обширная восточная литература в виде частных и общественных коллекций арабской книги. Многие из этих библиотечных собраний содержали не только теологическую литературу, но и источники по гуманитарным и естественным наукам, философии, филологии, математике, географии, астрономии, медицине.

В связи с накоплением богатой арабоязычной литературы с XVI–XVII вв. в Дагестане всё больше и больше возникает библиотек при мечетях, примечетских школах и в домах учёных-арабистов, пользующихся, по словам И.Ю. Крачковского, признанным авторитетом со стороны представителей всего мусульманского мира в целом [17]. Так, дагестанский учёный Мухаммад сын Мусы ал-Кудуки, путешествовавший по Египту, Хиджазу и Йемену и обосновавшийся в Алеппо, где и умер около 1717 года, был учеником шейха Салиха ал-Йамани (ум. в 1109/1698 г.) [18]. В 70-х годах XIX в. другой дагестанец Мухаммад Тахир аль-Карахи (1809–1880) также поддерживал довольно тесные связи с мекканскими и египетскими учёными. Аль-Карахи получил хорошее образование в различных медресе, переходя, по сложившейся тогда традиции, из селения в селение. По его словам, он прошёл курс предметов в селениях Корода, Мохсох, в обществе Гидатль, в селениях Гагатль, Гонох [19].

Уровень знаний вообще, арабского языка в частности, был очень высок, так как многие дагестанцы, получавшие образование в городах Арабского халифата, поддерживали контакты с учёными стран Ближнего Востока и Средней Азии.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что культура арабо-мусульманского Востока сыграла огромную роль в судьбах национальных культур и творчестве народов Дагестана. В настоящее время у нас есть все основания полагать, что если вначале местная культура, носившая общедагестанский характер, обогащалась за счёт арабо-мусульманской, то теперь она приобрела самостоятельность и вносит свой небольшой, но весьма ощутимый по содержанию вклад в общую культуру и литературу Востока.

Литература:

Магомедова З.А.,
к. и. н., м. н. с. ОВ ИИАЭ ДНЦ РАН

Читайте также: