Культура как знаково символическая система кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семиотика, или семиология — это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Язык и знаки культуры

Культуру можно расцениваться как семиотическую систему. Под семиотической системой понимается комплекс знаков, которые находятся в тесном взаимодействии. Эти знаки и символы формируют язык культуры. Наука семиотика сформировалась в XX веке. Главная цель этой науки состоит в изучении свойств систем знаков и символов. Родоначальником семиотики считают американского философа Ч. Пирса. В России вопросами семиотики занимались такие ученые как А. Потебня, Ю. Лотман, представители тартуской школы.

Знак в семиотике имеет тройственную структуру:

  • Знак это обозначающее (имя)
  • Знак это обозначаемое (референт)
  • Обозначаемое распадается на смысл и значение.

Смысл всегда был первым по отношению к знаку – даже если знак исчезнет смысл все равно останется. Знак может иметь смысл, но не иметь значения, например, фантастические существа, которые в реальности не существуют (кентавры, минотавры).

Язык культуры является достаточно комплексным понятием, под языком культуры понимают различные средства, знаки, формы и модели, которые помогают людям взаимодействовать друг с другом и ориентироваться в культурном пространстве. Язык культуры представлен знаковой системой, знаки этой системы находятся в постоянном взаимодействии.

На сегодняшний день вопросы языка культуры является актуальными. Сегодня мировая ситуация характеризуется изменением типов культур. Для нашей эпохи характерными являются ряд политических и общественных изменений, противоречия встречаются практически в каждой сфере человеческой жизни. Все это приводит к тому что культуры начинают сменять друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

К концу XX века темп истории был достаточно резко ускорен, это повлекло за собой и быстрые имения в языке культуры. Эти изменения стали следствием различных недопониманий между представителями разных поколений.

  • идеологические стереотипы
  • национальные стереотипы
  • сословные стереотипы
  • половые стереотипы

Эти стереотипы формируются у людей еще в далеком детстве. Понимание является апперцептивно, это значит, что человек воспринимает новую информацию учитывая при этом уже ранее известную ему информацию.

Проблемы языка культуры это в большей степени проблема понимания. Здесь возникают проблемы диалога культур как по вертикали (то есть между культурами, которые существовали в разное время) так и по горизонтали (то есть между культурами, которые существуют в одно и то же время).

Учёные видят главную сложность в переводе смысла с одного языка на другой. Каждый язык представлен своей собственной сложной семантикой и грамматикой. Некоторые ученые считают, что практически невозможно правильно передать смысл с одного языка на другой, однако это является крайней точкой зрения. Здесь можно согласиться лишь с тем, что адекватно передать смысл достаточно сложно в ситуациях, когда речь идет об уникальных культурных произведениях. Например, многие иностранцы недоумевают почему русские люди считают великого писателя П.С. Пушкина литературным гением. Это связано с тем, что они читали его произведения в переводах, так же они не знакомы с особенностями русской культуры, русского духа, русского менталитета.

Обоснования проблемы языка культуры

Проблема языка культуры представляет три обоснования этого вопроса:

  • смысл культуры (каждая цивилизационное общество имеет свою модель мировоззрения, это мировоззрение влияет на формирование культурных особенностей);
  • хранение и передача языка культуры (важно чтобы язык культуры передавался от поколения к поколению и хранился для последующих поколений, этот вопрос является одним из самых важных для культурологии. Для любого народа важна социальная память, если эта социальная память теряется, то возникает такое явление как манкуртизм;
  • овладение языком культуры и внедрение его в культурный контекст (овладение и использование языка культуры помогает сделать из человека носителя культурных черт своего народа, носителя культурных особенностей своей страны.

Вопросы языка культуры возникают не только в культурологии, это так же и вопрос мировоззрения. Язык является обязательной составляющей культуры, без него она просто не могло бы существовать.

Классификация языков культуры

Всего выделяют две основные группы языков:

  • естественные языки
  • искусственные языки

Искусственными языками считается языки науки, техники, инженерии. В данных областях существуют определённые рамки, которые фиксируют использование языка. Примерами искусственного языка можно считать различные аббревиатуры, термины, графические символы, условные сигналы (например, азбука Морзе). Сюда же так же относят и вторичные языки культуры, которые надстраиваются над основным языком культуры, то есть мифы, религия, искусство.

Изучение языка культуры является на сегодняшней день междисциплинарной проблемой. Она связаны с такими науками как философия, логика, антропология, лингвистика, семиотикой и другими дисциплинами с которыми взаимодействует культурология.

Культура имеет свой язык, который несет в себе надприрод-ную сущность, он создан искусственно. Это особая сфера, которая занимает культурное пространство общества.

Эту сферу рассматривает семиотическое определение культуры.

Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, в природе или в самом человеке.

Знак – это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие. Язык жестов являлся одной из ранних знаковых систем, в которой каждое слово – знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен.

В обществе существуют знаки нескольких типов, такие как:

1) знаки-копии, воспроизводят то, что есть в действительности (фотография);

2) знаки-признаки, несущие информацию о предмете (высокая температура больного);

3) знаки-сигналы – информация, не связанная с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок);

4) знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе его сущности (государственный герб);

5) языковые знаки.

Известные знаковые системы: уличные знаки, азбука Морзе и т. д. Сложная знаковая система – язык. В отличие от других знаков, знаки языка многозначны.

Вся культура в целом передается из поколения в поколение через знаки и их системы, задача каждого человека – понять смысл и значение как можно большего числа знаков, чтобы мир культуры раскрыл свои глубины.

Знак имеет материальную, идеальную форму, содержание, сложное и многоплановое.

Семиотический подход рассматривает культуру как мир символов. Особый интерес представляют труды Э. Кассирера и Ю. Лотмана.

Они акцентируют внимание на семиотическом (структурно-символическом) характере искусства во всех его разновидностях (музыке, живописи, развлекательной деятельности).

Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т. д.).

Истоки культуры Кассирер ищет в возможности человека создавать некий искусственный мир. Реальность при этом обозначается определенными символами. Специфика человеческой жизни – человек живет в созданной им самим символической системе.

По мере возрастания символической активности физическая реальность становится для человека второстепенной (сравнение: европейский ученый, африканский дикарь).

Культура имеет свой язык, который несет в себе надприрод-ную сущность, он создан искусственно. Это особая сфера, которая занимает культурное пространство общества.

Эту сферу рассматривает семиотическое определение культуры.

Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, в природе или в самом человеке.

Знак – это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие. Язык жестов являлся одной из ранних знаковых систем, в которой каждое слово – знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен.

В обществе существуют знаки нескольких типов, такие как:

1) знаки-копии, воспроизводят то, что есть в действительности (фотография);

2) знаки-признаки, несущие информацию о предмете (высокая температура больного);

3) знаки-сигналы – информация, не связанная с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок);

4) знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе его сущности (государственный герб);

5) языковые знаки.




Известные знаковые системы: уличные знаки, азбука Морзе и т. д. Сложная знаковая система – язык. В отличие от других знаков, знаки языка многозначны.

Вся культура в целом передается из поколения в поколение через знаки и их системы, задача каждого человека – понять смысл и значение как можно большего числа знаков, чтобы мир культуры раскрыл свои глубины.

Знак имеет материальную, идеальную форму, содержание, сложное и многоплановое.

Семиотический подход рассматривает культуру как мир символов. Особый интерес представляют труды Э. Кассирера и Ю. Лотмана.

Они акцентируют внимание на семиотическом (структурно-символическом) характере искусства во всех его разновидностях (музыке, живописи, развлекательной деятельности).

Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т. д.).

Истоки культуры Кассирер ищет в возможности человека создавать некий искусственный мир. Реальность при этом обозначается определенными символами. Специфика человеческой жизни – человек живет в созданной им самим символической системе.

По мере возрастания символической активности физическая реальность становится для человека второстепенной (сравнение: европейский ученый, африканский дикарь).

Язык как знаковый способ фиксации, переработки и передачи информации.

Знак и символ. Символический механизм культуры.

Культура как текст. Текст и символ.

Основной системой знаков является естественный язык. Он является исторически первичным средством познания и коммуникации. Естественным языкам присущ непрерывный процесс изменения, ассимиляции, отмирания. В изменении языка отражается культурно – историческое и социально – политическое развитие общества. В среднем словарный запас человека составляет 10-12 тыс. слов и лишь часть из них используется активно. Искусственные языки – это языки науки и условных сигналов (например, азбука Морзе, дорожные знаки). Значение (содержание) научных знаков четко определено, границы и правила оперирования с ними четко фиксированы. Это необходимо для того, чтобы избежать неточности и ошибочности информации, неадекватного ее восприятия.

В культуре имеются и вторичные языки как коммуникативные структуры, которые надстраиваются над естественным языковым уровнем.

2. Символ – одно из самых многозначных понятий в культурологии. Изначальное содержание этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon (греч.) – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой.

Термином символ в культурологии обозначают условный, вещественный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символами могут выступать простые предметы и вещи, природные процессы, растения, животные и, конечно, язык. Например, солнце может выступать как символ Людовика XIV. Но чаще всего символ указывает на абстрактное, непосредственно не воспринимаемое содержание, смысловое образование, комплекс представлений, относящихся к религии, к политике, науке и т. п. Например христианский крест, знамя, герб, докторская шапочка и т. п. (См. Ионин. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: ЛОГОС, 2000. С. 147).

В терминах языка раскрывается не только содержание, но и значение символов, показывается их смысл и роль в социокультурном процессе.

Символы образуются в процессе взаимного соглашения людей, обучения и используются для коммуникации. Их действие возможно в сообществах, объединенных единством культуры, поскольку смысл их должен быть понятен людям.

Из сказанного следует, что символ – это знак особого рода. Так в чем же особенность символа по сравнению со знаком? Ведь одна и та же вещь, предмет, слово могут быть и знаком, и символом. Отличие символа от знака состоит, прежде всего, в том, что значение символа нельзя извлечь из его физической формы или естественной функции. Например, какое физическое различие есть между водой или святой водой, которая является символом для верующих? В честь прибытия государственного деятеля раздаются артиллерийские залпы, хотя выстрелы не направлены в цель, а в стволах нет снарядов. На Западе на похороны надевают черное, хотя этот цвет не имеет никакого преимущества перед другими цветами по отношению к тому, что должно произойти.

Символ – это знак особого рода, через него людям открываются смыслы, связывающие их в единое целое путем осознания и переживания мира и самого себя. Символ не просто означает смысл, но и несет собой действенную силу. Икона не просто обозначение Бога, для верующих: она выражает присутствие Бога в мире и обладает той же чудодейственной силой, что и сам Бог.

В жизни людей важными являются многие явления и, очевидно, что в любом обществе они будут становиться символами, подчеркивая их значимость для человека и сосредотачивая на них внимание. Без способности к символизации, выраженной в форме слов, люди не имели бы ни каких правил, законов, политической, экономической, церковной, научной, военной организаций и даже игр, за исключением тех, которые имеются на уровне животных. Для животного ни одни знак не может стать символом. Ни одно животное не сможет понять значение креста для христианина и того, что у одних народов черный цвет – цвет траура, а у других таким цветом является белый. Животное не способно к символизации, т. е. к тому, что наряду со знаками, определяет поведение людей, регулирует его, что-то запрещая или разрешая, и наполняет смыслом.

Различие знака и символа заключается и в их восприятии людьми. Знак может быть воспринят только с помощью чувств, т. е. его значение может быть заключено в физической форме. Так, высота ртутного столба указывает на температуру, а прилет грачей – на наступление весны. В символических отношениях одного чувства бывает недостаточно. Государственный флаг по форме – кусок материи, но для жизни людей это не так. Люди осознают его значение на рациональном уровне как символ государственной власти. Однако это не значит, что символы осознаются только рационально.

Символизм универсален, он существует в любом обществе. Универсальность проявляется в том, что всякая социальная группа, любое общество зависит от определенных условностей, разделяемых большинством его членов. Эти ценности являются объектом социальных чувств людей. Подъем государственного флага фиксируется не только разумом, но и чувствами, вызывая, например, на спортивных соревнованиях гордость участников. Без установления ценностей тех или иных предметов для общества социальные чувства не могут иметь устойчивое существование.

Таким образом, функция символов состоит еще и в том, чтобы усилить, отметить важность того, что они символизируют, а также поддерживать эмоциональную связь с тем, что важно для общества или социальной группы. Через эмоциональную связь с важнейшими для общества ценностями символизация понуждает людей подчиняться им.

Различие между знаком и символом обнаруживается в том, что для утилитарного использования многозначность знаковой системы является помехой, вредит ее функционированию. Символ же, напротив, тем содержательнее, чем многозначнее. Сама структура символа направлена на то, чтобы через каждое явление дать целостный образ мира. Так, орел – это и птица, и символ США, и символ силы, смелости, мужества, свободы. Смысловая структура символа многослойна, ее нельзя однозначно свести к логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся с дальнейшими символическими ситуациями. Многозначность символа выражается и в его содержании, и в его восприятии. Символ может нести информационную, эмоциональную и смысловую нагрузку. Восприятие символа осуществляется через рациональное познание, интуитивное понимание, эстетическое чувствование, ассоциативное постижение.

Истолкование символа – это диалогическая форма знания, поскольку смысл символа существует только внутри человеческого общества. Его смысл может быть нарушен в результате ложной позиции истолкователя. Такая позиция возможна из-за сильной субъективности истолкователя, когда диалог превращается в монолог. Думается, что такая субъективизация проявилась в России, когда было предложено группой людей заменить в гимне музыку Александрова на музыку Глинки. Дело здесь не в оценке качества музыки этих авторов, а в том, что значительная часть народа почему-то не воспринимала музыку Глинки как гимн.

Другую опасность представляет поверхностный рационализм, который за мнимой объективностью тоже ведет к потере диалогического характера символа. Примером может служить история с возвращением двуглавого орла как герба России. Действительно, Россия - страна Запада и Востока и этот момент отражен в символе, но значительная масса людей не воспринимает этот герб как раз на эмоциональном уровне. Следует отметить еще один момент. Символ чаще, чем знак является внесистемным. Слово – знак, но оно существует как знаковая система, подчиняющаяся определенным фонетическим, орфографическим и синтаксическим правилам. Смысл же символического языка увязывает его с определенной коммуникацией, которая может быть различной у разных наций и народностей. Символическая система действует в рамках ритуалов, специфической деятельности институциональных форм культуры.

Язык символов широко используется как в науке, так и в искусстве, религии. В науке символ – это логическое обобщение, абстракция отличающаяся строго определенными значениями. Примером символа может служить любая формула, в которой зачастую выражается и готовый результат, и путь, способный к нему привести.

Художественный символ – это художественный образ, выражающий общий смысл события, времени, эпохи через единичный факт, конкретное действие, ту или иную личность. Очень много символики в народном творчестве, особенно в поэзии. В литературе известная символичность присутствует в сравнениях, метафорах, аллегориях и даже в эпитетах.

Определяющей является символика в религии. Священные писания, сакральные тексты, написанные особенным символическим языком, смысл которых читается по-разному. Не случайно в средневековье в силу символического характера Библии основной задачей науки и в, частности, философии считалась трактовка, истолкование ее текста.

Такой методологией всегда пользовались археологи, реконструируя найденные фрагменты объектов культуры до целостного представления о ней. Примерно такие же текстовые реконструкции обычаев и нравов издавна производили этнографы, а также историки и филологи-фольклористы, которые на материале литературных текстов древних источников воссоздали системные характеристики культуры исчезнувших народов.

Культуру или ее составляющие вне анализа текстуально-смысловых характеристик изучать нельзя (это следует из самого предмета культурологии: см. гл. I). Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя и не всегда вербальный.

Особым видом культурных текстов являются интеллектуальные и художественные произведения, прежде всего вербальные. Их содержание и смысл всегда шире непосредственного значения слов благодаря используемым в них знакам-символам. Символ обладает способностью в сжатом, свернутом виде сохранять значимые, большие тексты. Он никогда не принадлежит какому-то одному культурному слою. Он пронизывает культуру вертикально, приходя из прошлого и уходя в будущее. Он приходит из глубины веков, видоизменяет свое значение, не теряя при этом память о своих предшествующих смыслах. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического окружения. Различные элементы культуры имеют различные временные периоды своего существования. Например, такой элемент как мода, постоянно меняется, а символы наиболее устойчивый элемент культуры. Являясь важнейшим механизмом памяти культуры, символы переносят тексты из одного пласта культуры в другой. Константные наборы символов в значительной мере берут на себе функцию механизма единства, осуществляя память культуры, не давая ей распасться на независимые друг от друга отделенные хронологические пласты.

Единство основных символов и длительность их культурного существования во многом определяет национальные и ареальные границы культуры. Следует вместе с тем отметить, что природа символа как механизма памяти культуры двойственна. С одной стороны, символ выступает как напоминание о вечных, древних ее основах, как послание других культурных эпох. С другой стороны, он активно коррелируется с данной культурой, изменяется под ее влиянием и сам ее изменяет. Смысловое содержание символа всегда шире его данной реализации. Он может вступать в самые неожиданные связи с тем или иным семиотическим окружением, меняя свою сущность и деформируя текстовое окружение. Новый опыт, рост знания, изменение исторической ситуации могут менять смысл символа и его восприятие. Так, например, свастика, символизирующая в Древней Индии единство всех начал, с изменением культурного контекста получила новое символическое содержание, приданное ей в условиях фашистской Германии.

С точки зрения возможности изменяться под влиянием новой социокультурной ситуации элементарные символы обладают большей смысловой емкостью, чем сложные. Такие простые символы, как крест, круг, пентаграмма образуют ядро культуры и позволяют судить о символизирующей и не символизирующей ориентации культуры в целом. С этой способностью доминирующих символов той или иной культуры Ю.М. Лотман связывает и установку на прочтение текстов. Символизирующее прочтение текстов позволяет читать их как символы текста, которые в своем естественном контексте не рассчитаны на подобное восприятие. Десимволизирующее прочтение превращает символы в простые соображения. То, что при символизирующем прочтении выступает как символ, при десимволизирующем есть симптом. Лотман поясняет сущность этого различного прочтения. Десимволизирующее прочтение видит в том или ином человеке представителя класса, группы, который воплощает в своем лице основные их черты. При символизирующем прочтении люди и явления обыденной жизни воспринимаются как проявления бесконечного в конечном, за которым стоят не до конца осознанные силы, сущность которых остается не всегда раскрытой.

Сказанное позволяет сделать вывод, что расшифровка смысла символа зависит и от внутреннего состояния личности, его культуры, нравственной, эстетической воспитанности. Это не дается человеку от рождения: освоение символического языка осуществляется в процессе образования и воспитания, наличия культурной среды. О чем бы ни повествовало сочинение любого вида и жанра, в конечном счете, речь всегда идет о человеческих отношениях, допустимых и недопустимых принципах и формах взаимодействия людей. (А.Я. Флиер. Указ. соч. С.257).

Проблема данного доклада – это возрастающее значение символов и знаков в жизни человека, что, возможно, может привести к полной символизации жизни человека, т.е. замене естественного искусственным, действиям по определенному однообразному плану. Сейчас, в информационный век, без символов не обходится ни одна сфера жизни. Например, в науке и разные генетические коды, и написанная программистом программа, и даже поведение людей состоит из разных символов, которыми являются жесты и мимика.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура как знаково-символическая система.docx

Я выбрала эту тему доклада, потому что меня заинтересовало, какую роль знаки и символы играют в культуре, какое влияние они на нее оказывают. Проблема данного доклада – это возрастающее значение символов и знаков в жизни человека, что, возможно, может привести к полной символизации жизни человека, т.е. замене естественного искусственным, действиям по определенному однообразному плану. Сейчас, в информационный век, без символов не обходится ни одна сфера жизни. Например, в науке и разные генетические коды, и написанная программистом программа, и даже поведение людей состоит из разных символов, которыми являются жесты и мимика.

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Один из крупнейших лингвистов XX века Лео Вайсгербер считал язык не изолированной областью человеческой жизни, а духовным центром, движущей силой культурного развития, действие которой относится ко всем духовным достижениям и всей духовной деятельности той или иной языковой общности.

Язык является неотъемлемой частью культуры, т. к. создан и используется человеком, постоянно изменяется, совершенствуется, но и культура является частью языка. Правильнее говорить о взаимопроникновении, взаимосвязи и взаимодействии этих двух составляющих. Роль языка в культуре очень велика, потому что в словах наиболее полно отражена история народа, взаимосвязь культурных событий и явлений, нормы и ценности, а самое главное, благодаря языку полученные знания сохраняются и передаются из поколения в поколение. В науке такая функция языка называется гносеологической, т. е. познавательной, накапливающей знания через науку и иррациональные системы.

Благодаря языку возможно существование культуры и мышления, как основополагающего фактора ее формирования и функционирования. Ряд антропологов полагает, что неандерталец, живший 200-40 тысяч лет назад в силу слаборазвитых речевых центров мозга, о чем свидетельствует анализ найденных археологами останков, почти не умел говорить. Однако данные археологических раскопок свидетельствуют и о том, что в этот период строились жилища, осуществлялась загонная охота, т.е. существовало определенное достаточно эффективное средство общения, которое позволяло осуществлять совместные действия, не уподобляясь строителям Вавилонской башни. Сопоставление этих данных позволяет сделать вывод о том, что язык как способ коммуникации формируется в человеческом сообществе постепенно.

В коммуникации людей, в передаче и получении новых знаний участвует такое явление, как культурный код. Культурные коды – это знаковые системы, служащие для хранения, отражения, передачи, усвоения культуры, совокупность символов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, механизмы общения людей. Различают 3 вида культурных кодов. Вербальные - естественные знаковые системы (разговорные языки). Знаковые представляют собой системы записи (письменность, нотная грамота, научные языки). Вторичные – это моделирующие (знаковые) системы (модели мира или его фрагменты: мифология, религия, философия, наука, право, политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет).

Нормы и ценности – это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о правилах и нормах, как их мысленно “прокручивать” и оценивать поведение других с учетом этих правил? Ответ подсказывают символы.

Символ – это знак со скрытым ценностным значением, с добавочным индивидуальным смыслом, воспринимаемый обществом как эквивалент чего-либо другого. Сочетание нескольких символов позволяет расширить значение информации, придать ей новые оттенки. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:
1) естественные (вещи и явления природы, дающие информацию о каких-то предметах, например, дым – знак огня);
2) функциональные (знаки-признаки, обусловленные функциями, которые выполняет предмет, например, деталь – часть станка);
3) конвенциальные (знаки, значения которых задаются соглашениями между людьми - например, цвета светофора, гербы, показания приборов)
4) вербальные (при общении);
5) системы записи (письменные символы).

Так, например, у буддистов изображение Будды является не просто картинкой или скульптурой, а является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития. Все “части” Будды имеют свой сакральный смысл, все они являются символами. Голова Будды соответствует традиционному образу святости: сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба, символизирующая третий глаз мудрости.

Следовательно, символы – это код или своего рода стенограмма для обозначения окружающего нас мира.
Формы символов различны, например жесты – позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение к сказанному, отбрасывая голову назад и прищелкивая языком; ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно. Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию социальных символов.

В семиотической культурологии (т.е. знаково-символической) существует понятие, которое объединяет все существующие символы. Это понятие - семиосфера, введенное Ю. М. Лотманом. Оно определяется как обобщенное наименование знаковых систем, семиотическое пространство, а также сфера знаний, выраженных и существующих на разных языках. Семиосфера содержит множество мыслимых и немыслимых языков, дополненное неопределимым веером значений и смыслов, потому семиосферу в целом можно сравнить с Космосом, в котором звезды – это отдельные знаковые системы.

Символическое поведение – это поведение человека, позволяющее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их и продумывать наиболее подходящие способы их достижения, следовать символам, т.е. действовать, осуществляя заранее выработанные цели поведения.

Начало отсчёта символического поведения человека ведется от 85 тыс.л. назад, когда зарождается первобытное искусство. Бусы из ракушек и скорлупы яиц страуса, рисунок на плитке известняка из Аполло в Намибии, куски охры со следами использования в качестве красящего вещества и геометрическим орнаментом из Бломбос Кэйв являются свидетельствами первой культурной деятельности предков современного человека.

Таким образом, невербальное символическое поведение важно не только для подкрепления смысла слов, но также для самовыражения того, что невозможно передать через слова. Для этого существуют математические символы, компьютерные языки, язык тела и искусство. Но, активно используя эти достижения культуры, необходимо помнить о сохранении в себе человечности и индивидуальности и, погружаясь в мир символов, не уподобляться роботу, выполняющему одни и те же команды.

Читайте также: