Культура как явление кратко

Обновлено: 06.07.2024

Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.

• Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры. Духовная культура при этом часто имеет материальное воплощение.

• Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или только к духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.

1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо общества образует национальную культуру.

1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т. д.), возникают малые культурные миры – субкультуры (молодежная, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).

1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.

Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных классов (народную).

Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты экономических и политических классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее уровень и чьим интересам она служит, традиционно различают три ее формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура создается представителями наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления этих слоев и предназначена прежде всего для их потребления.

Восприятие высокой культуры, как правило, требует определенного образовательного уровня, но широкие социальные слои также могут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего уровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но в то же время имеет одним из своих источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т. д.).

На высокую культуру значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда направлять ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.

Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на традиции данной местности и отражает основные духовные ценности народа. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т. п.

• Народную культуру не следует путать с массовой. Как и народная, массовая культура общедоступна, но в отличие от нее всегда является авторской. Часто она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, так как призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей. В ряде случаев создатели таких произведений преследуют лишь коммерческие или пропагандистские цели. Но подчас культура, рассчитанная на массового потребителя, обладает достаточно высоким художественным уровнем.

Окончательно массовая культура оформилась в середине XX в. в связи с развитием средств массовой информации.

Хотя история человечества представляет собой фактически историю культуры, в рамках курса средней школы (и соответственно – экзаменационных вопросов) изложение материала о культуре принято ограничивать рассказом об истории науки, образования, просвещения, общественной мысли, а также художественной культуры, включая фольклор.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава IX Техника, социальное служение и культура

Глава IX Техника, социальное служение и культура Труды и дни В каких областях трудились монахи? Можно открыть любую монографию, посвященную самому скромному из приоратов, и даже там обнаружить перечень работ, которые совершенно далекие от того, что мы привыкли считать

Культура Винча — древнейшая цивилизация Старого света. Формы влияния культуры Винча на Центральную Европу. (Праиндоевропейцы на Балканах).

СОЦИАЛЬНОЕ

Социальное устройство и культура Древней Индии

Социальное устройство и культура Древней Индии К Индии у нас, русских, отношение совершенно особое – как к возлюбленной. Видимо, примерно так относятся индусы к своей Лакшми, супруге Вишну. В индийской мифологии она является богиней счастья, богатства и красоты. Всякий

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Социальное, слишком социальное

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

Классовая структура древневосточных обществ. Формы эксплуатации

Классовая структура древневосточных обществ. Формы эксплуатации Первобытный социум, малочисленный и не сталкивавшийся со сложными задачами, был однороден. Его развитие и усложнение приводит к функциональному выделению властной верхушки, доступ в которую находят

3.1.7. Древнегреческое серварное общество: социальная структура, организация власти, духовная культура

3.1.7. Древнегреческое серварное общество: социальная структура, организация власти, духовная культура В составе античного общества прежде всего выделяются два общественных класса: класс серваристов (рабовладельцев) и класс сервариев (рабов). Это парно-антагонистические

2.5.3. Эволюция формы делопроизводственных источников. Влияние формы на содержание

2.5.3. Эволюция формы делопроизводственных источников. Влияние формы на содержание Кардинальные изменения в делопроизводстве были обусловлены заменой его столбцовой формы тетрадной по указу 1700 г. Этому преобразованию предшествовало и, по-видимому, способствовало

3.1. Ранние формы религиозных систем культура общинной магии

3.1. Ранние формы религиозных систем культура общинной магии 3.1.1. Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем Бог создал человека таким образом, что последний не может жить лишь материальным (вещественным), человеку обязательно нужна духовная жизнь. В

22. Явление Христа ученикам после распятия и явление Ромула Прокулу Юлию после своего исчезновения

22. Явление Христа ученикам после распятия и явление Ромула Прокулу Юлию после своего исчезновения После смерти Христос неожиданно явился своим ученикам. Об этом подробно говорит, например, евангелист Лука. В день исчезновения тела Христа из гробницы двое шли в селение


Оглавление

  • Вводная глава. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ И НАУКИ
  • Тема I. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы культурологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Конечно, религиозная вера была и всегда будет оставаться могучим средством психотерапии и социальной интеграции, потому что она созвучна одной из сторон природы человека — иррациональной, связанной с его стремлением к идеалу. Однако человек — существо противоречивое и другой стороной его природы является рационализм, имеющий, как показывает история развития человека и общества, гораздо большее значение для проявления различных форм или сфер культурной жизни человечества. Поэтому культ как религиозное явление можно рассматривать лишь как частное проявление культуры, ибо само понятие культуры нельзя сводить только к культу, оно многозначно и многогранно.

Другим недостатком этого определения являлся субъективно-оценочный подход к понятию ценностей. Вкусы и взгляды высших чиновников, власть предержащих и являвшихся судьями, формировались под влиянием определенных идеологических установок, которые и служили главными критериями ценного и неценного, научного и ненаучного.

В-третьих, считалось, что культура так называемого социалистического общества более высокая и прогрессивная, чем культура общества западных стран, где была якобы прогнившая буржуазная культура. Это утверждение развращающе действовало на сознание людей, прививая им враждебные чувства по отношению к странам Западной Европы и США. Негативные последствия этой вредной пропаганды не изжиты в сознании многих людей и сегодня. Поэтому общечеловеческие гуманистические ценности культуры далеко не всегда получают адекватное признание.

Духовную культуру и гуманитарные науки считали второстепенными. Главными были естественные и технические науки, обеспечивавшие военно-промышленный комплекс. Основополагающими считались только такие предметы как история КПСС, марксистско-ленинская философия, так называемые научный атеизм и научный коммунизм, призванные укреплять марксистко-ленинскую идеологию в обществе. Поэтому наука, главным образом гуманитарная, культура и образование финансировались государством по остаточному принципу. К сожалению, гуманитарные науки в нашей стране и сегодня не считаются приоритетными, а система финансирования по остаточному принципу сохраняется и по сей день. Многие памятники изобразительного искусства, музыкальной и художественной культуры не признавались культурными ценностями, а их авторов подвергали всевозможным гонениям и преследованиям. Важные исторические и архитектурные памятники приходили в запустение и разрушались.

В-четвертых, в приведенном определении недостатком является также резкое разграничение между материальным и духовным творчеством. В жизни духовная и материальная культура практически неразделимы. В ряде случаев такую грань между ними крайне трудно провести даже тогда, когда речь идет, казалось бы, о бесспорных материальных ценностях. Но вместе с тем нельзя не признавать и имеющегося различия между духовной и материальной культурой. Однако своеобразием культуры как раз и является то, что духовное и материальное в ней при всем их противоречии существуют в неразрывном единстве при определяющей роли духовного начала. Правда, это единство далеко не всегда бывает постоянным. Так, материальное начало преобладало над духовным в культуре европейской цивилизации XIX вв., в эпоху машинного и технического переворота, и в XX в., в эпоху НТР. Мы сами являемся свидетелями сегодняшнего состояния общества — именно преобладание материального начала является причиной нравственного кризиса.

Итак, культуру можно рассматривать как исторически и социально обусловленное, отраженное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и к самому себе, побуждающее его к творчеству и обеспечивающее обществу возможность развиваться в быстроменяющемся мире.

Важность этого определения в том, что, во-первых, оно позволяет выявить исторические и социальные корни культуры, устанавливаемые, прежде всего, с помощью данных археологии.

Во-вторых, это определение подчеркивает приоритет творческой индивидуальной личности в создании культурных ценностей (поэт, художник, музыкант, ученый и т.д.).

В-третьих — это определение указывает на то, что культура — это результат отношения человека к природе, его связь с обществом, к которому он принадлежит и с другими обществами людей.

В-четвертых — это определение, характеризуя культуру как отношение человека к самому себе, позволяет раскрыть и внутренний мир творческой личности, создающей те или иные культурные ценности.

2. Функции культуры и их предназначение

Теперь рассмотрим функции, которые культура в целом выполняет во всяком обществе. Функции культуры многообразны и они касаются правовых, этнопсихологических, религиозных и игровых функций культуры. Современные исследователи выделяют такие основные функции, как:

— адаптивная функция, не только способствовавшая адаптации человека к окружающей среде, но и обеспечивающая производство новых норм, ценностей, знаний;

— функция целеполагания, фиксирующая цели, перспективы и проекты человеческой деятельности;

— коммуникативная и интегративная функции, формирующие условия и средства человеческого общения и способствующие объединению социальных групп, народов и государств;

— социализирующая функция культуры, способствующая включению индивидуума в общественную жизнь, становлению его полноценным членом общества;

— рекреативная или компенсаторная функция культуры, регламентирующая способы снятия напряжения, накапливающиеся у людей в процессе повседневной деятельности, то есть определяющая формы отдыха, развлечения психологической разрядки;

— игровая функция культуры, как существенный и специфический вид культурной деятельности, способствующей проявлению человеческой сущности.

Необходимо рассмотреть более обстоятельно содержание каждой из этих функций.

I. Адаптация или приспособление животных и растений к окружающей среде осуществляется естественным образом. Человек адаптируется к природной и социальной среде совершенно иначе. Об этом как раз и рассказывает упоминаемый платоновский миф о Прометее и Эпиметее. Человек в силу своей биологической структуры и физиологических особенностей, чтобы выжить в естественной среде, должен был создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Развитие культуры и явилось для человека той формой защиты, которой не наделила его природа.

1. Человек создал многообразие форм культуры, освоив север и юг, горные местности и долины, морские побережья и глубины материков, лесные, лесостепные и степные зоны. Это многообразие характеризовалось не только географическими и почвенно-климатическими условиями жизни, но и особенностями хозяйственной деятельности, психологией, способами мышления и образа жизни, бытовыми условиями, то есть характером жилищ, одежды, питания. В процессе адаптации к конкретным природным условиям человек руководствовался наблюдениями и познавательным отношением к окружающей среде.

2. С эпохи Возрождения стало все более утверждаться новое понимание как роли человека, так и его отношения к окружающему миру. Человека стали рассматривать как активного творца, опиравшегося на безграничные силы собственного разума. Это и послужило теоретической подготовкой промышленной революции конца XVIII — нач. XX в., способствовавшей созданию индустриальной цивилизации. Важнейшими чертами этого нового этапа формирования человеком искусственной культурной среды стала унификация форм культурной жизни по крайней мере в Европе и Северной Америке. Вследствие этого разум человека становился все менее контролируемым, а растущая в связи с этим механизация и автоматизация производственной деятельности и распространение системы машин, тесно увязанных в одну технологическую цепочку, составляющих основу технократической культуры, все более вытесняли культуру гуманитарную. Человек в индустриальной системе и в условиях технократической культуры, создавая машинное производство ради удовлетворения своих потребностей, все больше превращался в придаток машины и становился ее рабом.

3. В условиях унифицированной технократической культуры человек стал терять те защитные средства, которые возникли в условиях создания многообразных форм культурной жизни. Преодоление этого опасного для жизни человечества состояния возможно лишь путем создания на основе контролируемой разумной активности человека в условиях постиндустриальной цивилизации ноосферной деятельности.

4. Адаптивная функция культуры предусматривает также производство новых форм ценностей и знаний. В первобытном обществе такой формой служил миф, помогавший людям адаптироваться и узнавать окружающую природу. В древних цивилизациях миф служил важнейшим источником для выработки религиозных и светских знаний.

Так, у греков и римлян преимущественная роль принадлежала светским знаниям. В странах Древнего Востока господствующее положение было у религиозного знания. Соотношение этих двух типов знаний у разных народов различное. В настоящее время для многих исламских стран, особенно там, где превалирует исламский фундаментализм, ситуация, касающаяся приоритетной роли религиозных знаний, мало чем отличается от древневосточной.

Важно отметить, что характерной чертой светской культуры является новаторство, как в способах познания, так и в образе жизни, реализуемое посредством открытий, экспериментов, творческой деятельности. Что же касается религиозной культуры, то ее система ценностей скована традиционализмом и господствующей религиозной идеологией, поэтому новаторство и модернизация осуществляются в ней гораздо медленней. Обновление религиозных знаний чаще всего не выходит за рамки репродуцирования имевших место в прошлом традиций.

Особенностью современного состояния адаптивной функции не только светской, но и религиозной культуры является, прежде всего, революционный бум в сфере информационных услуг.

II. Рассмотрим теперь функции хранения и передачи культуры и воспроизводства духовного процесса.

1. Культура — это связующая нить цивилизаций и вместе с тем социальная память, сохраняющая и передающая накопленный опыт человечества. Своеобразие культурной памяти в том, что она аккумулирует не только положительный, но и отрицательный опыт прежних цивилизаций. Поэтому человечество за многие тысячелетия своей истории не смогло отказаться от повторения ошибок прошлого. Еще более опасным является вмешательство человека в культурную память, сопровождающееся искажением истории и культуры, подчинением их тотальной идеологизации. Это ведет к разрушению культурной памяти и к ликвидации культуры, что продемонстрировали в XX в. тоталитарные режимы национал-социализма и коммунизма. Однако полного уничтожения культуры быть не может до тех пор, пока сохраняется тип человека, сформировавшийся в течение нескольких миллионов лет развития и получивший название homo sapiens.

Культурная память, как и человеческая, имеет свойство восстанавливаться. Поэтому с падением тоталитарных режимов динамика культурной памяти ускоряется, расширяя спектр средств хранения, распространения и обработки информации, издается больше журналов и книг, появляются новые художественные и архитектурные памятники.

2. Наиболее значительные изменения претерпевает язык как важнейший инструмент культурной памяти и основное богатство культурного опыта.

Традиционный способ накопления и передачи различных видов культурологической информации посредством письменности достиг своего расцвета в древности в эпоху эллинизма. Ученые Александрийского мусейона, одного из крупнейших научных и культурных центров эллинистического мира, стремясь сохранить все накопленное культурное наследство и создавая так называемый Канон, отобрали лучшие произведения в области философии, различных, научных и правовых знаний, литературных жанров, искусства и т.д. Эти произведения переписывались в специальных мастерских скрипториях и хранились в библиотеках Афин, Родоса, Самоса, Александрии, Пергама и Рима. В раннехристианскую эпоху многое из того, что составляло Канон, было уничтожено, однако оставшиеся произведения попали в монастыри, где образованные монахи переписывали их, составляя рукописные списки. Эти произведения, найденные и собранные гуманистами XIV-XVI вв., составили фундамент и ценнейший кладезь европейской культуры Нового времени.

Указанный способ хранения и передачи информации, широко применялся также и в Новой Европе и достиг своего апогея в XIX в., когда на основе накопленного опыта вновь были выделены специфические разделы знаний в соответствии с характером предмета и его социальной значимостью. Рациональное расчленение информации в XIX в. способствовало развитию исторического, этического, философского, естественнонаучного, практически-политического, правового и др. видов знаний. Получили широкое распространение библиотеки.

3. Этот древнейший способ накопления и разделения, систематизации и передачи информации с помощью письменности, однако, имеет и целый ряд недостатков, главными среди которых являются ее рассеивание, значительная утрата и искажение.

Поэтому этот способ все менее стал удовлетворять современным задачам выработки новых знаний, их накопления и передачи потомкам. Именно в последние десятилетия произошло радикальное изменение принципов, что привело к информационной революции, открывающей путь в постиндустриальную цивилизацию.

4. Ценности, знания, нормы и обычаи, составляющие содержание культуры воспроизводятся и передаются посредством преемственности. Механизм воспроизводства и передачи культурной деятельности называется традицией. Этот механизм обычно действует в традиционных культурах. Они основываются на коллективистском творчестве, где индивидуальная культурная деятельность поглощается коллективной. Как правило, это происходит в аграрных культурах.

В городских культурах и особенно в индустриальных обществах традиционная культура играет второстепенную роль, и все большее значение приобретает авторская культура, имеющая индивидуальную принадлежность. Поэтому традиция всегда связана с прошлыми культурными ценностями, а авторская культура современна.

Разрыв между традиционной и авторской культурами чреват негативными последствиями для развития общества. Носителями традиционной народной культуры является крестьянство. Полное исчезновение традиционной крестьянской культуры в результате социалистических и коммунистических преобразований ведет к нарушению диалектического единства традиционной и авторской культур и к развитию нравственного и культурного кризиса.

III. Важной функцией культуры является функция целеполагания.

1. Как уже отмечалось выше, начиная со времен возникновения цивилизаций, религиозная и светская культура развивались параллельно, при этом религиозная культура нередко выдвигалась на передний план, но чаще оказывалась в тени светской. По этой причине для религиозной и светской культур характерна своя система ценностей, составляющая основу соответствующего целеполагания.

2. Важнейшая цель религиозной культуры — спасение человека как творения Божьего. Пути спасения: молитвы, поступки, соответствующие духовно-нравственным представлениям и понятиям, вероучительное и осознанное соблюдение заповедей и религиозных обрядов, любовь и поклонение Богу.

3. Светская культура основное внимание придает человеку, формируя его духовный мир, при этом она не отрицает и не отвергает религию, а рассматривает ее как сугубо личное дело каждого индивидуума. Главной целью светской культуры является формирование в человеке осознанной потребности постоянного совершенствования в духовной (в том числе интеллектуальной и нравственной) и материальной сферах жизни общества.

В целом ряде отраслей оно и сегодня сохранило первоначальное значение. Так в сельском хозяйстве выращивание яровых и бахчевых культур.

Начиная с середины XX столетия, появляются многочисленные теории, объясняющие сущность, специфику, законы и категории культуры. Эти объяснения носят общефилософский характер. Поскольку и теория культуры, и философия имеют один предмет исследования – человека, изучают его с разных сторон и уровней.

До 60-х годов, подход к культуре был как к совокупности накопленных человечеством ценностей. Причем ценности нередко ограничивались произведениями искусства, тем что

Иногда понимание культуры сводится к широте кругозора или этикету. Однако можно много знать быть высококвалифицированным специалистом, но в то же время оставаться некультурным человеком – эгоистом, грубияном, не умеющим вести себя в обществе. И, напротив, можно быть любезным, вежливым, иметь эталонные манеры но оставаться совершенным невеждой . Значит , культура не сводится ни к многознанию, ни к этикетному поведению. Нередко культуру считают отраслью хозяйства страны, составной частью сферы услуг.

В конце 60-ых годов в культурологии утверждается неразрывная связь культуры и деятельности. Наиболее общепризнанные особенности деятельности охарактеризованы Л.Н. Коганом:

Деятельность – это определенный тип бытия человека, его отношений к миру.

Деятельность- всегда направлена на достижение сознательно поставленной цели.

Деятельность продумана и совершается на основе предварительной схемы, в отличие от отдельных интуитивных актов.

В процессе практической деятельности человек изменяет и преобразует окружающий мир, причем не только материально, но и идеально в своем воображении. Изменяя мир, человек изменяется и сам, изменяются его потребности, способности, мировоззрение, навыки и умения, его социальные чувства. Другими словами, меняется не физическая, а социальная сущность человека, его социальные сущностные силы.

История культуры – это процесс изменения самого человека, содержания его сознания, процесс развития внутреннего духовного мира человека и социальных форм бытия духовности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Социализация и индивидуализация – две неразрывные стороны деятельности. Нормально проходящая социализация личности и есть ее индивидуализация, и наоборот. Социализация, происходящая в отрыве от индивидуализации, формирует стандартную неиндивидуальную личность. Одностороннее преобладание индивидуализации ведет к становлению личности индивидуалиста.

Следовательно, культура выступает средством не только социализации, в результате которой человек становится членом социума, но и индивидуализации, формируя его как неповторимую индивидуальность.

Структура культуры. Можно выделить составляющие культуру части. Каждая из них обладает определенной спецификой, исходящей из того или иного вида человеческой деятельности, характеризующей меру раскрытия сущностных сил человека в неповторимой и своеобразной форме. Поэтому необходимо выяснить структуру человеческой деятельности, сгруппировав все ее многообразие в два наиболее общих основных блока:

Материально преобразующая деятельность;

Духовно преобразующая деятельность.

Именно такой подход анализа культуры представляется наиболее продуктивным. Двум основным видам человеческой деятельности соответствуют две тесно взаимосвязанные основополагающие части культуры:

Материальная культура;Духовная культура.

Каждая из названных частей культуры имеет свое сложное строение, включая целый ряд системообразующих элементов, которые в своем динамическом развитии связаны как с преобразованием внешнего мира человека, так и его внутреннего духовного содержания. Человек выступает одновременно и в качестве творца – субъекта культуры, и в качестве объекта – цели культуры.

Человек является бытийным основанием единства материальной и духовной культуры.

Функции культуры

Сложность и многогранность культуры как социального явления предполагает неоднозначность ее функций. Можно выделить следующие функции культуры:

Передача социального опыта преемственности или социальной наследственности. В отличие от животных человек имеет не только генетическую программу поведения, но и механизмы социального наследования, которые в своей совокупности и являются культурой. От рождения человеку не даются социальные качества, они приобретаются в процессе воспитания. Культура выступает средством сохранения, носителем и транслятором социального опыта с помощью различных знаковых систем.

Регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной и художественной культуры. Культура выступает как система норм, регулирующих повседневное поведение человека во всех основных сферах социальной жизни. Культура утверждает такие нормы как толерантность, лояльность, терпимость, конструктивный диалог. В процессе регуляции культура преследует интересы сохранения общественного целого и благополучие отдельного индивида. Без этой регулятивной роли общество вообще не могло бы существовать. Сегодня значение законов и норм очень велико. Их выполнение позволяет считать человека культурным.

Коммуникации – осуществление связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей. Культура определяет и сам тип межличностных связей и отношений людей. Для того, чтобы общаться на равных с представителями разных слоев общества, необходимо овладеть их культурой. Общение в политической сфере объединяет людей, имеющих различные политические интересы и цели. Культура учит вести политический диалог не только с союзниками, но и с противниками, обогащает знанием норм политического общения. Это общение происходит как между людьми, стоящими на одном уровне политической иерархии, так и между лидерами и рядовыми участниками политических действий. Характерной чертой тоталитарных режимов является замкнутость политических лидеров, оторванность от масс и нежелание вступать в политический диалог. Это яркое свидетельство низкого культурного уровня.

Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.

• Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры. Духовная культура при этом часто имеет материальное воплощение.

• Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или только к духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.

1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо общества образует национальную культуру.

1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т. д.), возникают малые культурные миры – субкультуры (молодежная, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).

1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.

Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных классов (народную).

Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты экономических и политических классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее уровень и чьим интересам она служит, традиционно различают три ее формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура создается представителями наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления этих слоев и предназначена прежде всего для их потребления.

Восприятие высокой культуры, как правило, требует определенного образовательного уровня, но широкие социальные слои также могут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего уровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но в то же время имеет одним из своих источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т. д.).

На высокую культуру значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда направлять ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.

Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на традиции данной местности и отражает основные духовные ценности народа. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т. п.

• Народную культуру не следует путать с массовой. Как и народная, массовая культура общедоступна, но в отличие от нее всегда является авторской. Часто она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, так как призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей. В ряде случаев создатели таких произведений преследуют лишь коммерческие или пропагандистские цели. Но подчас культура, рассчитанная на массового потребителя, обладает достаточно высоким художественным уровнем.

Окончательно массовая культура оформилась в середине XX в. в связи с развитием средств массовой информации.

Хотя история человечества представляет собой фактически историю культуры, в рамках курса средней школы (и соответственно – экзаменационных вопросов) изложение материала о культуре принято ограничивать рассказом об истории науки, образования, просвещения, общественной мысли, а также художественной культуры, включая фольклор.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава IX Техника, социальное служение и культура

Глава IX Техника, социальное служение и культура Труды и дни В каких областях трудились монахи? Можно открыть любую монографию, посвященную самому скромному из приоратов, и даже там обнаружить перечень работ, которые совершенно далекие от того, что мы привыкли считать

Культура Винча — древнейшая цивилизация Старого света. Формы влияния культуры Винча на Центральную Европу. (Праиндоевропейцы на Балканах).

СОЦИАЛЬНОЕ

Социальное устройство и культура Древней Индии

Социальное устройство и культура Древней Индии К Индии у нас, русских, отношение совершенно особое – как к возлюбленной. Видимо, примерно так относятся индусы к своей Лакшми, супруге Вишну. В индийской мифологии она является богиней счастья, богатства и красоты. Всякий

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Социальное, слишком социальное

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

Классовая структура древневосточных обществ. Формы эксплуатации

Классовая структура древневосточных обществ. Формы эксплуатации Первобытный социум, малочисленный и не сталкивавшийся со сложными задачами, был однороден. Его развитие и усложнение приводит к функциональному выделению властной верхушки, доступ в которую находят

3.1.7. Древнегреческое серварное общество: социальная структура, организация власти, духовная культура

3.1.7. Древнегреческое серварное общество: социальная структура, организация власти, духовная культура В составе античного общества прежде всего выделяются два общественных класса: класс серваристов (рабовладельцев) и класс сервариев (рабов). Это парно-антагонистические

2.5.3. Эволюция формы делопроизводственных источников. Влияние формы на содержание

2.5.3. Эволюция формы делопроизводственных источников. Влияние формы на содержание Кардинальные изменения в делопроизводстве были обусловлены заменой его столбцовой формы тетрадной по указу 1700 г. Этому преобразованию предшествовало и, по-видимому, способствовало

3.1. Ранние формы религиозных систем культура общинной магии

3.1. Ранние формы религиозных систем культура общинной магии 3.1.1. Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем Бог создал человека таким образом, что последний не может жить лишь материальным (вещественным), человеку обязательно нужна духовная жизнь. В

22. Явление Христа ученикам после распятия и явление Ромула Прокулу Юлию после своего исчезновения

22. Явление Христа ученикам после распятия и явление Ромула Прокулу Юлию после своего исчезновения После смерти Христос неожиданно явился своим ученикам. Об этом подробно говорит, например, евангелист Лука. В день исчезновения тела Христа из гробницы двое шли в селение

Читайте также: