Культура как совокупность знаковых систем к леви стросс м фуко ж лакан кратко

Обновлено: 05.07.2024

Центральным понятием этого направления является структура (строение). Как метод он оформился в первой половине XX века. Первыми структурный анализ применили лингвисты, в частности И.А. Бодуэн де Куртенэ, который использовал его при построении структурных грамматик и синтаксических моделей. Литературоведы также использовали методологию структурализма, анализируя поэзию, малую прозу, сказки, чтобы выявить инвариантные структуры деятельности человека. Из психоанализа З. Фрейда и К. Юнга в структурализмом было взято понятие бессознательного как того, что регулирует поведение человека не на уровне рефлексов. Идеи неопозитивистов и ранних постпозитивистов также повлияли на формирование метода.

Культурологи-структуралисты в культурную систему включали язык, литературу, мифы, искусство религию, обычаи, традиции и под., рассматривая их как знаковые системы. А в свою очередь, проведение структурного анализа этих знаковых систем позволило выйти на качественно новый уровень понимания культуры в целом.

Структурализм связан с такими именами ученых, как:

  • Клод Леви-Строс (антрополог),
  • Ролан Барт (литературовед),
  • Роман Якобсон (языковед),
  • Юрий Лотман (литературовед),
  • Мишель Фуко (культуролог),
  • Жак Лакан (философ),

хотя многие из них не называли себя структуралистами, кроме Клода Леви-Строса.

Культура в структурализме – совокупность знаковых систем и культурных текстов (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама).

Взгляды К. Леви-Строса

Французский ученый-этнограф считается ведущим представителем структурализма. Он создал теорию первобытного мышления. Суть ее заключается в утверждении, что в первобытном мышлении гармонично сочетались чувственное и рациональное начало, но в процессе развития оно было утрачено, и теперь эволюция культуры заключается в стремлении к единству потерянного сочетания. Основанием исследований Леви-Строса послужили три принципа методологии структурной антропологии:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. явления культуры анализируются на современном состоянии общества;
  2. культура является целостным многоуровневым образованием;
  3. принимается во внимание вариативность культуры.

Первобытное мышление анализировалось ученым с позиций коллективного бессознательного. Он считал его наиболее удобным объектом для выявления структур ума, единых и для древнего и для современного человека.

Научный подход Ю. Лотмана

Ученый в основу своего подхода положил один из методов структурного анализа, позволивший сопоставлять различные проявления культурной деятельности такие, например, как искусство и жизнь, игра и природа искусства. Анализируя картину мира, Ю. Лотман отметил, что в ней ярко воплотилась специфика понимания пространственных отношений в культуре, поэтому их исследованию он уделял особое внимание. В результате своего анализа ученый пришел к выводу, что вопреки универсальным бинарным пространственным отношениям, в каждой культуре есть специфические черты восприятия пространства.

Под бинарными оппозициями Ю. Лотман понимал смысловые пары, отражающие противоположные точки восприятия окружающего мира.

Взгляды Ж. Лакана

Его исследования связаны со структуралистским направлением исследования бессознательного. Ученый считает, что бессознательное имеет структуру подобно структуре естественного языка. Им заложена новая традиция объяснения бессознательного желания в виде структурно упорядоченной пульсации. В таком случае бессознательное понимается как окультуренное, что позволяет преобразовывать пульсации в различные явления культуры.

Заслугой ученых-структуралистов была реабилитация возможностей объективно-научного познания в вопросах антропологии и культурологии. Они преодолели описательность в изучении культуры и исследовали культурные явления с использованием методов естественных наук.

Видное место в современной культурологии занимает структурализм, основные идеи которого разработаны в работах французских ученых К. Леви-Стросса, Ж Деррида, Ж. Лакана, М. Фуко и др.

Возникновение структурализма как направления в антропологии относится к рубежу 50-60-х гг ХХ в.

Структурализм поставил задачу преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию и т. д.

В качестве образца для культурологических исследовании была взята лингвистика, которая усилиями швейцарского ученого Ф. де Соссюра и его последователей в 20 - 30-х годах ХХ века приобрела многие характерные черты точной науки. Соссюр сосредоточил внимание на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы. Разработанный в лингвистике Ф. де Соссюром структурный метод был перенесен на изучение других сфер духовной жизни человека.

Структурализм делает акцент на исследовании форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека: общечеловеческих универсалий всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры.

Структура истолковывается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. При этом происходит абстрагирование от специфики элементов той или иной системы. В них учитываются только так называемые реляционные свойства, зависящие от положения в системе, и отношений с другими элементами. Таким образом, для структурализма характерно перенесение внимания с элементов и их собственных, "природных" свойств на отношения между элементами и соответствующие им реляционные свойства.

Лидером французского структурализма считается учёный этнолог К. Леви-Стросс. Его труды посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственных отношений, образа жизни, мышления и мифологии. Основной труд Леви-Строса основан как на его собственных полевых исследованиях среди индейских племён Бразилии, так и на обобщении огромного количества материалов. Они внесли серьёзный вклад в этнографическую науку и принесли их автору мировую известность.

Важное место в концепции Леви-Строса занимает понятие бессознательного. Бессознательное – это скрытый механизм знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но он делает это, подчиняясь определённым правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие и не догадываются.

Таким образом, в структурализме мы вновь встречаемся с концепцией коллективного бессознательного, которое лежит в основании культуры. Но если у К.Г. Юнга в качестве таких первичных оснований выступают архетипы, то в структурализме - знаковые системы. С точки зрения структурализма, все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т. д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Наиболее простой и универсальной знаковой системой является язык.

Одним из основных положений структурализма является принцип синхронии (или синхронического исследования). Суть этого принципа в том, что для выявления структуры объекта нужно отвлечься от его развития и рассмотреть его части синхронически, как сосуществующие в один момент. После того, как выяснено, что из себя представляет данный объект, как он функционирует, можно рассматривать его развитие, изменение в разные моменты времени, т.е. диахронически.

Для структурализма характерен способ мышления посредством оппозиций: субъект - объект, целое - часть, внутреннее - внешнее, центр - периферия, власть - подчинение, научное - обыденное, высокое - низкое, массовое - элитарное. Так, выделялись господствующие и угнетённые классы; выделялись и соответствующие направления в искусстве: искусство высокое, т.е. придворное, парадное, официальное и низкое, т.е. простонародное.

Цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора данной культуры, в выявлении единых структурных закономерностей некоторого множества культурных объектов. Эта структура представляет собой не просто "скелет" того или иного культурного объекта, но совокупность правил, по которым путем перестановки ее элементов из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. Это единообразие, с точки зрения структурного метода, выявляется не за счет отбрасывания различий этих объектов, а путем выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного образца.

Методология структурализма несомненно дала большие положительные результат при анализе явлений культуры. Однако характерная для этой методологии акцент на объективистском анализе явлений культуры оставляет "за скобками" культурологического анализа человека как субъекта культуры.

Вычитание субъекта из таких областей культурологии, как литературоведение, искусствоведение, не позволяет даже ставить проблему мировоззрения художника, механизма его творчества.

60-е годы можно считать периодом расцвета структурализма. Во Франции это совпало с подъемом леворадикального молодежного движения и преобладанием радикалистских тенденций в культуре. Это движение горячо приветствовало структурализм как идеологию радикальной критики современности. Однако в своем развитии уже к концу десятилетия структурализм, несмотря на значительные успехи в работе с конкретными группами культурных текстов, оказался перед проблемой неразрешимости своей главной задачи - познания объективно-научным путем глубинных структур человеческой психики.

В то же время увлечение абстрактным "моделированием структур из текстов" привело структурализм к дегуманизации, редукции за рамки познания всего субъективно-человеческого. Это совпало по времени с кризисом леворадикальных умонастроений во Франции. Все это привело к постепенному кризису структурализма и превращению его в 70-80-е гг. в постструктурализм, в фокусе внимания которого оказалась прежде всего не структура, а контекст, анализ культурных текстов с точки зрения конкретной, уникальной ситуации их создания и использования. [7]

Постструктурализм возникает в середине 70-х годов ХХ века в рамках французской школы. Концептуальные основы постструктурализма заложили французские философы Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ж. Деррида. Затем он вышел за рамки школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности яркое воплощение в американской литературе.

Для постструктурализма характерно внимание к проблемам текстологического плана. Культура понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной и выдвигает идею о первичности письменности как материальных "следов", служащих опорой для языковых знаков.

Деррида выдвинул принцип деконструкции, исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Таким образом, культура предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор.

Характерной чертой постструктурализма и постмодернизма является негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым: человек, разум, философия, наука, прогресс, культура - объявляются теперь несостоятельным и неопределённым.

В постструктурализме происходит отказ от понятия "прогресс" в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или "распространения", образно выраженном в термине "ризома".
Ризома - это беспорядочное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности.

В постструктурализме и постмодернизме происходит отказ от способа мышления посредством оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в культуре. Стирается чёткая граница между разными уровнями и формами культуры.

Для постструктурализма характерно стирание пространственных и временных границ, внимание к прошлому, подражание старым стилям. [8]

Список источников

1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.

Знакомясь с основными концепциями культурологии, мы должны иметь в виду, что до первой половины XIX в. феномен культуры рассматривался лишь на основе ее рационального осмысления. Во второй половине XIX в. его анализ осуществлялся в рамках научно-концептуальных направлений культуры, которые стали фундаментальной основой культурологии. С ростом духовного кризиса человеческого общества, несмотря на видимые успехи современной цивилизации, между природной средой и человеком возникла колоссальная техногенная преграда, которая привела к дисгармонии сознания и человеческого духа. Блага цивилизации и необходимости духовного развития современного человека находятся в постоянной конфронтации. Ныне культурознавство уже отказалось от рациональных ценностей европейской культуры. Отчаявшись в спекулятивно-философских композициях, оно стало на путь широких культурологических обобщений позаєвропейської конкретики и выявления проблемного поля самозначущих и самобытных культур.

В период от Ренессанса до Просвещения сформировалась теория о возможности человека, призванного изменять и совершенствовать мир с помощью собственного ума. Так возникло светское представление о культуре как реализацию человеческого разума. Но это утверждение содержало в себе противоречие, поскольку ничего не говорилось о прогрессе развития самого человеческого разума.

Философия Гегеля как теория культуры. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - представитель классической немецкой философии, впервые поставил вопрос о соотношении культуры и человеческого разума. В философской системе Гегеля культура продолжала выступать как реализация ума, но не человеческого, а всемирного. Он считал, что развитие мировой культуры проявляет такую целостность и логику, что не может выводиться из составляющей индивидуальных усилий людей. Не игнорируя многообразие культурных форм и качественной разницы национальных культур, Гегель считал их только степенью в саморазвития Всемирного Духа.

Культура и бессознательное начало в концепции Фрейда. Австрийский мыслитель, врач-психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), проанализировав известные концепции культуры, решил сосредоточить свои исследования на самом человеке. Он создал новое направление в психологии и медицине, который назвал психоанализом, принципы его распространил на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д. Открыв в человеке бессознательное начало природного происхождения, которое направляют сексуальные желания и желания смерти, Фрейд обнаружил движущую силу ее творческого потенциала - сублимацию, т.е. использование сексуально-биологической энергии не по прямому назначению. Именно она, на его взгляд, и является движущей силой стремления человека к знаниям, искусства и высокого идеала.

Ценность как главный принцип культуры в концепции П. Сорокина. Выдающийся российский социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), развивая концепции Шпенглера и Тойнби, признавал прогрессивное развитие современной западной культуры, но, определяя ее состояние как кризисное, оценивал ее не как окончательный упадок, а как необходимую фазу становления новой цивилизации, что в конечном счете объединит все человечество. По его мнению, культура является совокупностью всего созданного или признанного данным обществом на той или иной стадии развития, в процессе которого общество формирует различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые др. что формируются в системе высших рангов. Эта тенденция ведет к созданию культурных надсистем, каждая из которых имеет собственную ментальность, философию и миропонимания, а объединяющим фактором этих систем является ценность. Именно ценность по П. Сорокиным и составляет фундамент каждой культуры.

Культура как совокупность знаковых систем: структурализм К. Леви-Стросса, Г. Фуко и др. Заметное место в современной культуре занимает структурализм. Это современное направление развития гуманитарного знания, связанный с использованием структурного метода моделирования элементов, семиотики, формализации и математики в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объектом исследования структурализма есть культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода заключается в выявлении структуры как в отношении устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами системы. Основные идеи структурализма были разработаны в работах французских ученых, среди которых выделялись этнограф и социолог Клод Леви-Стросс (1908), философ, историк культуры и науки Мишель Фуко (1926-1984), философ Жак Деррида (1930), психиатр Жак Лакан (1901-1981).

Среди “вечных” проблем, которые волновали человечество, всегда были проблемы добра и зла, нравственного и безнравственного, морального и аморального, правого и неправого. Острота и особенность нынешней постановки проблемы в том, что углубляется разрыв между предметной деятельностью людей, имеющей цивилизационную доминанту, и нравственными ценностями, сформированными в культуре.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

Очевидно, что нравственный прогресс является одним из аспектов социально-исторического прогресса человечества. В равной степени следует говорить об экономическом, научно-техническом и других видах прогресса, причем каждый из них обладает своей спецификой, относительной самостоятельностью и собственными критериями.

Личная зависимость - личная независимость (основанная на вещной зависимости) - свободная индивидуальность (основанная на универсальном развитии индивидов) - вот та логика исторического процесса, которая преломляется в критериях нравственного прогресса и развитии нравственной культуры. [5]

По сути дела, А. Швейцер высказывает, хотя и несколько в ином аспекте, мысль о том, что некий как бы витающий в воздухе ансамбль абстрактных требований морального сознания задает вполне определенные нравственные отношения и обращается в нравственную культуру, специфичную как для определенной исторической эпохи (античность, средневековье, Возрождение и т. д.), так и для того или иного общества. Отсюда делается вывод о большей значимости нравственного прогресса, нежели прогресса материального.

Структурализм как направление в гуманитарном знании возникает в двадцатых годах XX столетия. Его появление связано с переходом ряда гуманитарных наук от описательно-эмпирического уровня исследования к уровню абстрактно-теоретическому. Это стало возможным благодаря разработанному в структурной лингвистике структурному методу. Суть последнего заключается в выявлении структуры объекта как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. При этом структура рассматривается не как каркас исследуемого объекта, а как совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований.

С точки зрения культурологии структурализм исследует общие, всеобъемлющие, разносторонние общечеловеческие понятия, всеобщие законы деятельности человеческого интеллекта. Эти универсалии остаются устойчивыми на протяжении Длительного исторического периода и действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творческую деятельность людей. Устойчивые структурные взаимоотношения выявляются в лингвистике, антропологии, этнологии, психологии, социологии, математике, литературоведении и т. д.

Своим рождением структурализм обязан швейцарскому ученому Фердинанду де Соссюру (1857—1913). Он первым применил структуралистский подход в лингвистике, анализируя язык как систему знаков, в которой, по его мнению, каждая языковая единица может быть определена только в соотношении к другим языковым единицам данной системы. Используя научные методы формализации и математического моделирования, Ф. де Соссюр исследовал такое основополагающее явление культуры, каким является язык, доказав, что именно он является самой простой и универсальной знаковой системой.

В первой трети XX века происходит распространение структуралистского подхода на другие области гуманитарного знания и начинается процесс его (структурализма) философского осмысления. Структурализм превращается не только в метод научного исследования, но и формирует свою философскую школу, которая предъявляет миру ряд великолепных имен и оригинальных теорий. Первым в этом ряду, безусловно, является французский этнолог, культуролог и философ Клод Леви-Строс (1908 - 1990), который по праву считается главным теоретиком структурализма.

Своеобразие структурализма заключается в открытии нового типа рациональности, основанного на формальном анализе смыслопорождающих структур языка и отличного как от логико-математической рациональности, имеющей своим истоком греческое представление об очевидности мышления, так и от герменевтического анализа значения фактов исторической жизни. Исторически первый тип рациональности присутствует в греческом представлении о знании (эпистеме), которое в отличие от мнения (доксы) базируется на очевидных посылках, исходя из которых с помощью логического вывода строится весь корпус науки. В значительной степени классическое математическое естествознание, возникшее в Европе в 17 в., можно трактовать как развитие этой греческой идеи знания. Второй тип рациональности связан с происшедшим в 19 в. расцветом историзма, когда обнаруживается такой вид знания, для которого схема логико-математического объяснения не годится. Речь идет об истории, которая, писал В.Дильтей, сообщает не о законах, а о фактах жизни и, следовательно, должна иметь свой метод и свою умопостижимость, отличную от умопостижимости в науках о природе, ибо жизнь не враждебна понятию она побуждает к рефлексии и языку, благодаря чему поднимается на высший уровень. Традиция немецкого историзма была продолжена в "герменевтике фактичности" М.Хайдеггера, где онтологические высказывания опираются на онтический опыт. Так, нельзя дать аподиктического описания тревоги, не имея ее в своем опыте. Философия здесь не наука, основанная на достоверности, а герменевтика, то есть интерпретация событий жизни. Среди продолжателей этой традиции ведущие представители философской герменевтики Гадамер, Рикер, Левинас (начиная с работы "Иначе чем быть, или по ту сторону сущности").[6]

Новые научные принципы впервые были предложены Соссюром, который отграничил предмет созданной им структурной лингвистики как от историко-сравнительного анализа своеобразия и динамики языковых форм, так и от выведения законов языка из универсальных законов мышления (как то было для классических философов Пор-Рояля, которые выводили грамматические формы из логических). Его идеи находились в отдалении от той традиции в истории семиотики, которая представлена Локком, Больцано, Пирсом, Гуссерлем. В Курсе общей лингвитсики (опубл. в 1916), рассматривая язык как объективную автономную знаковую систему, лежащую в основе конкретной языковой деятельности (речи), он исследовал синхронный порядок внутренних связей его элементов знаков. Для Соссюра знак не сводится ни к "идеальному смыслу" (понятию), ни к своему материальному (звуковому) образу: он есть их различие. Также элементы языка функционируют благодаря системе оппозиций, в которой они различаются и соотносятся друг с другом, а смысл возникает как результат взаимоотношений между элементами внутри этой системы (структуры). Французские структуралисты, отталкиваясь от идей создателя семиологии, стали полагать, что любой предмет, будучи сведенным к своей языковой ипостаси, к тексту, может быть рационально понят с помощью законов структурной лингвистики. При этом данные законы это специфические законы языка, касающиеся его означивающей, смыслопроизводящей функции, и поэтому отличные и от обьясняющих законов природы, и от герменевтики временного опыта человека.

К.Леви-Стросс (р. 1908) -франц. философ, социолог и этнограф, лидер структурализма, создатель структурной антропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологич. исследований. Окончил Париж. ун-т. В 1935-39 проф. социологии ун-та в Сан-Паоло (Бразилия); предпринимает экспедиции для исследования бразильских индейцев. В 1942-45 проф. в Нью-Йорке, с 1946 преподает во Франции. В 1949 по инициативе ЮНЕСКО провел полевое исследование в Пакистане. В 1959 возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс. Член Франц. и многих иностр. академий. Его первая большая работа “Элементарные структуры родства” (1949) была встречена с одобрением, однако только после появления “Печальных тропиков” (1955), “Структурной антропологии” (1958) и “Мышления дикарей” (1962) Л.-С. получил широкую известность, и структурализм был признан самостоят, направлением.

К.Леви-Стросс, создатель структурной антропологии, использовал методы структурной лингвистики в этнологии дисциплине, занимающейся, согласно его определению, сравнением этнографических описаний и выявляющей бессознательные структуры, которые лежат в основе социальных установлений, верований или обычаев. Философ по образованию, он занялся этнологией примитивных обществ, увидев в конкретно-научном структурном анализе перспективный путь решения проблем антропологии. Я удалился от философии и пришел к этнологии, поскольку считал, что понять человека возможно, если только избегать ограничений интроспекции и тех, которые продиктованы рассмотрением единственного типа общества нашего, или же беглым обозрением нескольких веков в истории западного мира. Главными источниками концепции Леви-Стросса были, помимо структурной лингвистики Пражского кружка (Н.С.Трубецкой, Р.Якобсон), французская социологическая шкода (Э.Дюркгейм, М.Мосс) и психоанализ Фрейда и Юнга. Среди них структурная лингвистика является связующим звеном, поскольку Леви-Стросс "переводит" психоанализ Фрейда и социологию Дюркгейма и Мосса в лингвистическую плоскость, рассматривая их объекты как системы знаков. Собственно, и у Фрейда, и во французской социологической школе уже присутствовал взгляд на психологические или культурные феномены как на символы (знаки), которые порождены объективными базовыми потребностями либидо или коллективной солидарностью. Так, Дюркгейм и особенно Мосс создали концепцию социального символизма. В книге Элементарные формы религиозной жизни, посвященной религиозным верованиями примитивных обществ, Дюркгейм представил религию как систему символов, базис которых составляют важнейшие социальные потребности сохранение целостности общества, трансляция культуры и т.д. Мосс же писал, что все социальные обычаи и институты суть символы, через которые общество себя выражает. В отличие от Фрейда, который занимался патогенным символизмом, интересуясь теми знаками в речи или сновидении пациента, которые указывают на болезнь и являются результатами вытеснения, для Мосса нормальное общество по существу выражает себя через символические системы языки, брачные правила, экономические отношения, искусство, ремесла, науки, религии. Задача социологии истолкование символов через обнаружение базовых, жизненно важных потребностей. Этим же истолкованием культурной символики занимается и Леви-Стросс. И социальные институты, и бессознательное для него - знаковые системы, языки, общие структурные законы которых выявляет структурная антропология. Стремясь дать рациональное объяснение культурных фактов, этнология обращается к базовым объективным процессам, располагающимся на уровне коллективного бессознательного. Этнолога интересует не что люди думают, как они понимают и интерпретируют правила социальной жизни, а объективные бессознательные законы, управляющие жизнью помимо того, осознают это сами деятели или нет. Именно законы бессознательного раскрывают загадки функционирования норм человеческой жизни: брачные правила, правила удовлетворения пищевых потребностей, религиозные верования, магические и ритуальные действия и др. Обращение к бессознательному Фрейда и Юнга было обусловлено натуралистическими установками Леви-Стросса, стремлением избежать субъективизма и ценностных предпочтений. [7]

Читайте также: