Культура как фактор социальных изменений кратко

Обновлено: 17.06.2024

Исходя из двух определений культуры: обобщающего, когда в ее состав включается вся искусственная среда, созданная человеком, и узкого, ограничивающегося сферой нематериальной культуры, можно рассматривать две основные линии ее влияния на социальные изменения.

Согласно материалистической точке зрения, именно материальная среда, техника и технология наиболее сильно влияют на изменения в обществе. Американский социолог Герхард Ленски, чтобы обозначить изменения, происходящие в обществе по мере развития технологий, использовал понятие социокультурная эволюция (1970). Он выделил четыре ступени в развитии обществ, основанных на применении технологий различного типа. Обществу охотников и собирателей соответствуют примитивные орудия. Земледельческие и скотоводческие общества используют простейшие ручные орудия и технологии одомашнивания животных. Третья ступень – аграрные общества – основаны на технологиях агрикультуры с применением животной силы. Последней, по Ленски, ступени – индустриальным обществам – соответствуют крупные машинные технологии.

В последнее время эту типологию дополняют следующим этапом – постиндустриальным, где промышленные технологии заменяются информационными, предъявляющими принципиально иные требования к профессиональной подготовке и качествам работников. Подобно тому, как индустриальные технологии объединили разрозненные традиционные общины, создав национальные экономики, постиндустриальные способствуют построению общемировой экономической системы.

Социология и экономика

Соотношение и взаимодействие социологии и экономики можно рассматривать по-разному: как научных дисциплин и как отраслей научного знания, изучающих общественные явления с различных точек зрения, и т. д.

Глобальная тенденция научно-технического и социального прогресса ХХ в. – изменение роли субъекта труда и развитие социальных наук. Данная тенденция обусловила впервые появившуюся реальную (и с этого момента оправданную экономически) возможность влияния на уровень производства путем регулирования условий для развития и использования индивидуального и группового потенциала работников в массовом масштабе.

Следствием этого явилось широкое распространение социологических исследований как метода выявления и учета мнений и оценок работников. Таким образом, работники становятся объектом целенаправленного регулирования в интересах производства. В целом индустриальная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства.

С критикой тейлоризма за игнорирование им индивидуальных различий в физических и психологических характеристиках работников, которые, несомненно, оказывают влияние на процесс и результат труда, выступали, в частности, американские социологи Э. Мэйо, X. Ландсбергер и др. Примечательно, что помимо ученых, требования разработки способов и методов управления, обеспечивающих повышение эффективности производства за счет научно обоснованного использования человеческих ресурсов, были выдвинуты и представителями промышленности.

• увеличение внимания к социальным факторам производства;

• отказ от сверхспециализации труда;

• понимание неуниверсальности и неоптимальности иерархических систем власти в организациях;

• признание роли неформальных отношений в деятельности организаций.

Личность

В отличие от теории З. Фрейда, где роль биологических влечений весьма велика, мидовская концепция личности полностью социальна.

Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся, или девиантное (от лат. – отклонение), поведение– это поведение, не соответствующее нормам, принятым в данном обществе. В широком смысле под девиантным понимается любое отклонение от принятых норм, начиная с опоздания на учебу и заканчивая самыми серьезными проступками, подлежащими уголовному преследованию. В узком значении девиантность обозначает отклонения, не нарушающие норм права. Для более тяжелых отклонений употребляют термины делинквентность и преступность. В соответствии с таким разделением выделяют три группы форм отклоняющегося поведения, различающиеся по степени нарушения социальных норм:

К основным формам девиантного поведения в широком смысле специалисты относят:

1) пьянство и алкоголизм;

2) употребление наркотиков;

Важной характеристикой девиантности является ее относительность. Здесь также проявляется культурный релятивизм. Девиантым считается только то, что данное общество или группа определяет как отклонение. Одни и те же формы поведения в разных культурах, в различные исторические периоды могут считаться как девиантными, так и вполне приемлемыми.

Более существенной формой отклонения от стандартов общественной жизни является делинквентное поведение – правонарушения, за которые, как правило, следуют административные санкции. В современном обществе делинквентность характеризуется следующими чертами:

• зависимость от социальной позиции. Например, в США уровень делинквентности выше всего в низшем классе;

• влияние образцов социализации;

• наличие ситуационных факторов;

• перерастание делинквентного проступка в делинквентную роль;

• влияние окружения в виде делинквентных групп и субкультур.

Криминальное поведение – это сфера профессиональной преступности, совершение преступлений с целью получения основного или дополнительного дохода. В современной России неуклонно увеличивается доля корыстных преступлений, которые совершаются с целью материального обогащения. Если в 1990-е гг. она составляла около 20 %, то теперь приближается к 90 % всех регистрируемых преступлений.

Культура – это комплекс ценностей, убеждений и стандартов в поведении, а также материальных предметов, в совокупности определяющих образ жизни людей. Культура включает все то, о чем люди думают, во что верят, как поступают и чем обладают. То есть она может быть духовной и материальной.

  • Духовная культура – это виртуальный мир идей, который создал человек, начиная с греческой мифологии, религии, теории Дарвина и заканчивая философией Ницше и Фукуямы.
  • Материальная культура – это комплекс результатов предметной деятельности людей, начиная каменным топором и заканчивая баллистической ракетой и космическими спутниками.

Культура – значимый фактор социальных изменений. Она остро отвечает на все изменения, которые происходят в обществе, а сама культура оказывает существенное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя множество общественных процессов.

Современные социологи Запада отводили культуре большую роль в развитии модернизационных процессов. Они считали, что прорыв традиционного образа жизни во многих странах происходит при непосредственном воздействии их социокультурных контактов и уже существующих центров рыночно-индустриальной культуры. При этом нужно учесть специфику конкретно-исторических условий данных стран, их традиций, особенностей национального характера и сложившихся культурно-психологических стереотипов и пр.

Культура как фактор социальных изменений

Готовые работы на аналогичную тему

Роль культуры в качестве фактора социальных изменений резко возрастает во время общественных реформ.

В таких условиях особая роль отводится выработке новой культурной политики. Под культурной политикой в данном случае понимают совокупность мер, направленных на регулирование развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возможность осознавать практическую потребность в выработке ценностного представления относительно культурной жизни общества. Культура играет роль создателя ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. культурной политикой предполагается создание условий для личностной самореализации. При этом предполагаются социальные цели культурной политики, решение общественных задач посредством воздействия культуры на духовны мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Помимо этого, речь идет о поддержке культуры обществом, наращиванием потенциала, повышение общественно значимости ценностей культуры во всех отраслях жизни людей.

Ученые считают, что стратегия культурной политики на этой стадии социально-исторического развития государства должна быть направлена на достижение максимального участия культуры в интеграции общественных структур и отношений, их совершенствовании и развитии на основании выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. В таких условиях отрицательные и дестабилизирующие явления духовных процессов будут нейтрализованы и снижены, а позитивные и объединяющие – поддержаны и усилены. Этим определяется цель культурной политики – обеспечить целостность и возвышение общественного престижа и культуры, а также создать максимально благоприятные условия для роста и реализации духовного общественного потенциала, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

При этом культурной политикой предполагается соблюдение ряда требований, которые следуют из исторического опыта функционирования и развития культуры:

  • не противоречить общественно-историческим процессам, улавливая основное направление тенденций и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;
  • не противоречить общественно-историческим процессам, улавливая тенденции и ориентации на устойчивые законы социокультурной эволюции;
  • объект культурной политики – общество, которому характерна неоднородность и требующееся гибкое сочетание универсальных и локальных методов воздействия;
  • постепенно оказывать действие на сознание целостного общества, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и пр., формирование социокультурных общественных ценностей;
  • постоянно держать во внимании многонациональный характер российской культуры.

Иными словами, в современном российском обществе культура призвана давать нравственно-этический анализ разного рода сторон жизни, соотнося реальные противоречия с ситуациями перехода к рыночным отношениям и общечеловеческим ценностям, демонстрируя возможность общественного прогресса, придавая ему гуманистическую направленность. Социальная функция культуры предполагает формирование модели или стереотипа деятельности разных социальных групп и слоев. На сегодняшний день происходит разрушение сложившихся ориентаций, которые уже не соответствуют реальному положению вещей. Культура должна сохранить положительные нормы и ценности, сформированные ранее, а также создание новых поведенческих и деятельностных моделей и стандартов, оказывая таким образом регулирующее влияние на развитие социальных процессов.

Технику жизни крупных городов вообще невозможно представить без самого точного распределения любой деятельности и любых взаимоотношений, соответствующих установленной схеме времени, находящейся за границами субъекта. Жизнь в большом городе принуждает к пунктуальности, рассчитанности и точности.

Культура выступает как важный фактор социальных из­менений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ.

В этих условиях особое значение приобретает выработ­ка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возмож­ность осознать практическую потребность в выработке ценностного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эф­фективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной полити­ки, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке куль­туры обществом, наращивании ее потенциала, о повыше­нии общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.

По мнению ученых, стратегия культурной политики на дан­ном этапе социально-исторического развития страны должна направляться на максимальное участие культуры в интегра­ции общественных отношений и структур, их совершенство­вании и развитии на основе выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. При таких условиях негативные, дестабилизирующие явления в духов­ных процессах нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяющие — поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики — обеспечение це­лостности и возвышение общественного престижа культу­ры, создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюде­ние ряда важнейших требований, вытекающих из истори­ческого опыта функционирования и развития самой куль­туры:

не вступать в противоречие с общественно-историчес­кими процессами, улавливать основные тенденции и ориен­тироваться на устойчивые законы социокультурной эволю­ции;

в качестве объекта культурной политики рассматри­вать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локаль­ных методов воздействия;

не ограничивать понимание субъекта культурной поли­тики только государством, субъектом является и само обще­ство как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

постепенно воздействовать на общественное созна­ние, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т.п., формируя социо- культурные ценности общества;

постоянно учитывать многонациональный характер российской культуры.

Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этическим анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывал возможности общественного прогресса, придавать ему гумманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих данной ситуации. Культу стремится к сохранению положительных норм и ценнотей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.




4. Взаимодействие культуры, политики и экономики

Отношения между культурой и другими сферами общества — в первую очередь, политикой и экономикой, — но­сиь сложный и взаимодополняющий характер. Каждая из них систем нуждается в поддержке другой, а иначе любая Hi них не сможет эффективно функционировать.

Для политической системы культура выполняет прежде функцию, связанную с обеспечением легитимности (общественного признания) существующей власти. Ценностные установки, нормы культуры служат обоснованием правомочности институтов власти в глазах населения, оп­равданием их необходимости. Любой политический режим пня своего укрепления, как правило, стремится соответствовать сложившейся системе ценностных ориентации и норм поведения.

Одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, демократических правовых норм и отношений личности и власти.

Тесное взаимодействие существует между культурой и эко­номикой. В качестве одного из главных его механизмов выс­тупает экономическая культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих отечественных экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие основ­ные функции:

• транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе экономических отношений;

• отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствующего экономического поведения;

• обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом
социально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административное командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудо­вой дисциплине, исполнительности, участию в социали­стическом соревновании и т.д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования — предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту и риску и т.д.

Основная проблема экономической культуры в современной России — это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идеи экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвое­ны большинством членов общества.

Таким образом, преобразования в области социально-экономического развития и другие перемены в россий­ском обществе предполагают освоение людьми новых зна­ний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения.

Что становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих переориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чувства веры в собствен­ные силы.

Культура выступает как важный фактор социальных из­менений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ.

В этих условиях особое значение приобретает выработ­ка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возмож­ность осознать практическую потребность в выработке ценностного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эф­фективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной полити­ки, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке куль­туры обществом, наращивании ее потенциала, о повыше­нии общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.

По мнению ученых, стратегия культурной политики на дан­ном этапе социально-исторического развития страны должна направляться на максимальное участие культуры в интегра­ции общественных отношений и структур, их совершенство­вании и развитии на основе выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. При таких условиях негативные, дестабилизирующие явления в духов­ных процессах нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяющие — поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики — обеспечение це­лостности и возвышение общественного престижа культу­ры, создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюде­ние ряда важнейших требований, вытекающих из истори­ческого опыта функционирования и развития самой куль­туры:

не вступать в противоречие с общественно-историчес­кими процессами, улавливать основные тенденции и ориен­тироваться на устойчивые законы социокультурной эволю­ции;

в качестве объекта культурной политики рассматри­вать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локаль­ных методов воздействия;

не ограничивать понимание субъекта культурной поли­тики только государством, субъектом является и само обще­ство как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

постепенно воздействовать на общественное созна­ние, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т.п., формируя социо- культурные ценности общества;

постоянно учитывать многонациональный характер российской культуры.

Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этическим анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывал возможности общественного прогресса, придавать ему гумманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих данной ситуации. Культу стремится к сохранению положительных норм и ценнотей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

4. Взаимодействие культуры, политики и экономики

Отношения между культурой и другими сферами общества — в первую очередь, политикой и экономикой, — но­сиь сложный и взаимодополняющий характер. Каждая из них систем нуждается в поддержке другой, а иначе любая Hi них не сможет эффективно функционировать.

Для политической системы культура выполняет прежде функцию, связанную с обеспечением легитимности (общественного признания) существующей власти. Ценностные установки, нормы культуры служат обоснованием правомочности институтов власти в глазах населения, оп­равданием их необходимости. Любой политический режим пня своего укрепления, как правило, стремится соответствовать сложившейся системе ценностных ориентации и норм поведения.

Одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, демократических правовых норм и отношений личности и власти.

Тесное взаимодействие существует между культурой и эко­номикой. В качестве одного из главных его механизмов выс­тупает экономическая культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих отечественных экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие основ­ные функции:

• транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе экономических отношений;

• отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствующего экономического поведения;

• обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом
социально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административное командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудо­вой дисциплине, исполнительности, участию в социали­стическом соревновании и т.д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования — предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту и риску и т.д.

Основная проблема экономической культуры в современной России — это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идеи экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвое­ны большинством членов общества.

Таким образом, преобразования в области социально-экономического развития и другие перемены в россий­ском обществе предполагают освоение людьми новых зна­ний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения.

Что становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих переориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чувства веры в собствен­ные силы.

Проблема критериев для стратификации культуры. Отношение к историческому классу (феодальная, буржуазная, пролетарская культура). Отношение к социальному слою (культура студентов, пенсионеров).

Культура и общество. Современная культура начала формироватся в 18 - 20 веке. Приобретая множество течений и направлений, охватывая новые территории и делая революции культура сейчас представляется перед нами в своем большом многообразии. Поэтому сейчас культура ассоциируется именно с цивилизацией и ставится в противоположенность естественной природе. По уровню культуры судят о народах, о их духовном и социальном развитии. Культура тесно переплетается с социальным развитием общества и общим прогрессом.

За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей. Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде работорговли, стали значимым фактором, влияющим на разные культуры. В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур. Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество. Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.

не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;

в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;

не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т.п., формируя социокультурные ценности общества;

постоянный учет многонационального характера российской культуры.

Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих изменившейся ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

Культура – способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах труда в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях.

В социологии культура - система ценностей, норм, представлений, традиций, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих накоплению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

Поэтому типология культур может производиться на основании разных критериев:

• связь с религией (культуры религиозные и светские);

• региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, латиноамериканская);

• регионально-этническая особенность (русская, французская);

• принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

• хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов);

• сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая);

• связь с территорией (сельская и городская культура);

• специализация (обыденная и специализированная культура);

• этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

• уровень мастерства и тип аудитории (элитарная, народная, массовая культура).

Народная культура возникает стихийно и не имеет четко определенного автора. (народные сказки, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки)

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. (Спорт, развлечения, быт, музыка, поп-музыка, литература, СМИ).

Субкультура — Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура - культура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. (Культура богемы - стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин. Отрицание ценностей господствующей культуры: самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами).

Социальные функции культуры - средство аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Образовательная и воспитательная – формирует человека. Индивид усваивает нормы, традиции, знания, ценности общества.

Интегративная и дезинтегративная – чувство общности, принадлежности к одной нации, одному народу, религии, группе, культура обеспечивает целостность общества.

Регулирующая – в процессе социализации ценности, идеалы, нормы, образцы поведения становятся частью самосознания личности, они формируют и регулируют ее поведение.

Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – процессы изменения в самой культуре влияют на реформы.

Особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Новое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества.

В условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: