Кто такой святой патрик в ирландии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Капитан, насмехаясь над набожностью юноши, предложил ему помолиться его Богу о ниспослании пищи. Патрик помолился, и вскоре моряки нашли стадо свиней и дикий мед. Они двинулись в путь, но встретились с местными племенами, и Патрик вновь попал в плен. В конце концов он добрался до отчего дома и выразил желание стать священником. Дальнейшая биография святого малоизвестна. £сть лишь отрывочные сведения: изучать богословие Патрик отправился в Галлию (нынешняя Франция), после обучения у святого Германа получил сан диакона, а позже — епископа. Видимо, с тех пор святой Патрик считается покровителем луарских рыбаков. По преданиям, он любил рыбачить на Луаре и однажды поймал столько рыбы, что ему пришлось убегать от рассерженных рыбаков и заночевать под кустом терна. А на следующее утро куст обильно зацвел. Казалось бы, в цветении терна нет ничего необычного, но… это был канун Рождества. С тех пор чудо наблюдали каждый год вплоть до Первой мировой войны. Это удивительное явление наблюдали и исследовали ученые, но объяснить феномен не смогли.

Предания гласят, что однажды Патрик приказал всем змеям Ирландии собраться на горе, а потом сбросил их в море. Не явился на зов святого только самый старый и хитрый змей. Тогда Патрик решил перехитрить гада — он предложил ему забраться в ящик, в котором тот якобы никогда не смог бы поместиться. Рассерженный змей, чтобы проучить недоверчивого человека, залез в ящик и… полетел в море вслед за своими соплеменниками. Другой источник говорит, что древний змей, обитающий в глубинах озера Дилвин, оказался настолько упрям, что уставший святой махнул на него рукой и пообещал вернуться в понедельник, но за множеством хлопот забыл об этом обещании. И теперь каждый понедельник змей всплывает из глубин, ждет святого и, разочарованный вероломством людей, снова прячется под воду. Верующие приводят в качестве доказательства тот факт, что змей в Ирландии действительно нет.

Однако этому удивительному явлению существует и научное объяснение. В ледниковый период Ирландия была соединена с материком. По мере таяния ледников уровень воды в морях и океанах повышался, и к тому моменту, когда климат Ирландии уже позволял пресмыкающимся жить и размножаться, они пробраться на остров просто не смогли… И теперь становится понятно, что Патрику некого было изгонять. Историю со змеями можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле, как образное повествование о победе христианства над верой язычников и изгнание друидов из Ирландии.

Итак, не подлежит сомнению, что друиды использовали трилистник клевера в своих мистических обрядах и ритуалах. Кроме того что он использовался друидами как зримый образ божественных триад, стник стал символом изобилия, жизненных сил природы, способности к возрождению: его пепел рассеивали над полями на праздниках весны для обеспечения плодородия и защиты от злых сил. Таким образом, Патрик, который в юности долгое время жил в Ирландии, не мог не знать о символическом значении клевера. Получается, что, как истинный полководец, он победил врага его же оружием.

Еще одна легенда рассказывает о посте святого на горе Кроу Патрик. Патрик провел там в молитвах за Ирландию сорок дней Великого Поста, а демоны пытались испугать его, смутить дух. Патрик не поддавался страху и продолжал усердно молиться и звонить в колокол. На сороковой день к святому явился ангел и пообещал награду: обращенный им ирландский народ сохранит твердость в вере до самого Судного дня; саксы не доберутся до Ирландии; за семь лет до Апокалипсиса Ирландия уйдет на дно океана и избежит ужасов Последнего дня. А еще именно святому Патрику даровано было право судить жителей Ирландии в день Страшного суда… По другой версии легенды, Патрику эти обещания дал сам Бог, испугавшись, что за сорок дней поста святой ослабеет и погибнет, не выполнив своей миссии. Бог попросил Патрика прервать пост, а за это пообещал указанные привилегии. Теперь каждый год тысячи паломников считают своим долгом взобраться на гору Кроу Патрик, высота которой составляет 765 м над уровнем моря. Многие преодолевают этот путь босиком. 17 марта каждый год тысячи ирландцев во всем мире празднуют день святого Патрика — день его смерти. На самом деле неизвестна ни дата, ни год смерти святого. Чаще всего исследователи указывают 461 г. или 493 г. Споры шли вокруг двух наиболее вероятных дат: 8 и 9 марта. Но в результате было принято компромиссное, хотя и не совсем логичное решение — две даты сложили, и получилось 17 марта. Удивительно и то, что люди не запомнили точной даты смерти святого, хотя предания повествуют, что солнце не заходило двенадцать дней и ночей после его смерти. Такое событие не могло остаться незамеченным.

Место кончины и последнего упокоения Патрика также достоверно не установлено. Одни ученые предполагают, что он похоронен в Даунпатрике, другие — что в Соуле или Арме. Легенда гласит, что для выбора места захоронения в телегу с телом Патрика впрягли двух диких быков и отпустили. Похоронить его должны были в том месте, где быки остановятся.

Несомненно, святой Патрик сделал очень много для превращения языческой Ирландии в христианское государство, но отнюдь не он был первым христианским миссионером в этой стране. Археологические раскопки свидетельствуют, что первые христианские погребения существовали еще в конце IV в. Большинство из них найдено на юге острова, тоща как, согласно летописям, Патрик действовал на севере страны. Проспер Аквитанский, современник Патрика, указывает в своих записях, что в 421 г. Папа Целестин I отправил в Ирландию святого Палладия, епископа, которому надлежало не только обращать в христианство язычников, но и руководить уже существующей христианской общиной. Значит, в это время в Ирландии уже были христиане, ндаже достаточно много, раз им требовался свой епископ. Правда, справедливости ради отметим, что путешествие Палладия в Ирландию заметных плодов не принесло. Десять лет спустя он был направлен в Шотландию, где вскорости и умер (в 431 или в 432 г.). А Патрик прибыл в Ирландию на смену Палладию примерно между 431 и 435 гг.

Хотя Патрик и не был первым христианином и епископом Ирландии и даже ирландцем, он почитается в стране, как ни один другой. Именно он стал тем человеком, который организовал на Изумрудном острове святую Церковь, принес благую весть язычникам и стал покровителем Ирландии и которого любят и почитают до сих пор.

В День святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.

В День святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.


Святой Патрик

В День святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.

Святой Патрик. Витраж

Патрик не был пивоваром

Но это и есть заблуждение номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.

Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.

Патрик не был… Патриком

Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах.

Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния у его жены Концессы родился мальчик, его назвали Магон.

Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати — римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан. Уже дед Патрика был священником, а упомянутый выше отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, Кальпурний был декурионом — членом городского совета, наследственным аристократом.

В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.

Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.

То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение.

Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.

Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре. Собравшиеся праздновали праздник Бельтайн, знаменовавший наступление лета и инаугурацию короля. В ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры. Первый огонь в эту ночь должен был зажигаться в королевском доме. Но именно в эту ночь Патрик решает отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажигает пасхальный огонь на вершине горы как раз напротив Тары. Возмущенный король приказывает немедленно убить нечестивцев и погасить костер, однако друиды предсказывают ему, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову и станет выше, чем огонь самого Лойгайре. Патрика приводят к изумленному Лойгайре, и он начинает проповедь Евангелия, которая сопровождается множеством чудес и духовным состязанием со жрецами. Будучи посрамленными, жрецы отступают, а Лойгайре велит запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам (по-видимому, он принял Патрика за одного из них). Но Патрик, поблагодарив короля, удалился из дворца.

Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.

Христианство не призывает искоренять всю ту красоту и многообразие, что существует в мире. Это касается не только культуры, искусства, но и традиции почитания кельтских святых. Например, в Русской Православной Церкви в некоторых епархиях и приходах уже сложилась традиция принимать и как-то участвовать в праздновании Дня святого Патрика по западной традиции, то есть 17 марта — в то время как по православному календарю праздник приходится 30 марта. Причем Патрик чествуется не только фольклорными концертами. Уже много лет подряд в некоторых российских храмах воссылаются молитвы к этому ирландскому святому, а также проводятся конференции и беседы о духовном наследии кельтского христианства. И это вполне естественно, так как подлинное богатство кельтов заключается не в том, что они научились варить вкусное пиво, а в том, что они научились радоваться Господу в чистоте сердца. Молитва, составление которой приписывается преподобному Коламбе с острова Айона (VI век), ярче всего свидетельствует об этой евангельской радости, которую по воле Божией принес в Ирландию святой Патрик:

Господь мой дорогой,
Будь мне факелом,
освещающим путь,
Путеводной звездой будь,
Гладкой будь дорогой,
Пастырем добрым будь
Сегодня и всегда.

Святые Британии и Ирландии

Преподобный Коламба

Основанный им монастырь на острове Айона стал настоящим плацдармом для миссионерства в Шотландии и колыбелью для множества святых игуменов и святителей древней Церкви на Британских островах. Ученики Коламбы распространили Благую Весть гораздо шире, нежели все остальные миссионерские группы, когда-либо там проповедовавшие, и обратили в христианство большинство местных жителей.
Мученик Албаний

Как и в самом Риме, первые христиане Британии подвергались гонениям. В начале IV века уже известен первый британский мученик — Албаний.

Он спрятал у себя одного христианского священника, которого преследовали римские оккупационные власти. Римляне обнаружили местонахождение священника, но Албаний его не выдал. Переодевшись в его одежды, он дал священнику возможность сбежать, а сам сдался римским солдатам. Приняв его за христианского священника, римляне приговорили Албания к смертной казни.

Город, в котором казнили Албания, уже много столетий носит его имя и называется Сент-Олбанс. Веками к могиле первомученика Албания тянутся сотни паломников.

Справка о Святом Патрике

Святой Патрик — христианский святой.

Святой Патрик считается покровителем Ирландии и Нигерии.

Святого Патрика почитают в католицизме, в отдельных протестантских церквях и Русской Православной Церкви.

Множество соборов и церквей по всему миру названы в честь Святого Патрика.

17 марта — День святого Патрика. Весь мир пьет пиво и напивается вусмерть. Но почему в день святого нужно напиваться? Кто такой этот Патрик? Он действительно существовал? Когда придумали этот праздник и почему он стал популярен во всем мире? На вопросы Arzamas отвечает кельтолог Татьяна Михайлова

1. Почему все пьют в день святого?


Исаак Крукшенк. Утро Дня святого Патрика. 1803 год National Maritime Museum / Royal Museums Greenwich

2. Кем Патрик был на самом деле?


Эдвард Реджинальд Фрэмптон. Святой Патрик, приплывший к берегам Ирландии. Около 1912 года © Diomedia

Это очень сложный вопрос. Дело в том, что существуют разные предания о человеке по имени Патрик. Одно рассказывает о юноше из знатной христиан­ской романо-бриттской семьи. Он родился в конце IV века, а в юности был захвачен ирландскими пиратами и попал в рабство. Через шесть лет ему удалось бежать из Ирландии в Галлию, а потом в Рим. Второе — о человеке, который в 432 году начал проповедовать в Ирландии христианство, называя себя епископом (хотя неясно, кто и где его рукоположил). В VII веке появля­ются первые латинские жития Патрика, в которых эти две истории сливаются в одну.

Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Но в это не так уж и важно: за много столетий его легендарная биография выстроилась достаточно полно, и ирландцы верят, что благородный юноша действительно вернулся, чтобы вывести народ из тьмы язычества, его посох достался ему прямо от Христа и что именно Патрик изгнал с острова всех змей Правда, есть и легенды о том, что он на са­мом деле не совсем их изгнал, но велел прятаться в болотах, в горах, в пещерах и не показываться людям до тех пор, пока сохраняется на острове вера в Христа и Патрика. .

3. Если Патрик не ирландец, почему он стал символом Ирландии?


Джеймс Бэрри. Крещение короля в Кашеле святым Патриком. 1800–1801 годы National Gallery of Ireland

4. Когда этот день стал популярным праздником? Какой талантливый маркетолог его придумал?





5. Что говорил про возлияния сам Патрик?


Адриан Колларт. Чудеса святого Патрика. Сцены из жития святого Патрика. 1603 год National Gallery of Ireland

6. Почему Патрик ассоциируется с клеверами и лепреконами?


Витраж с изображением святого Патрика, держащего листик клевера, и лепрекона © Jubilee Museum and Catholic Cultural Center, Columbus, Ohio

7. Каким проповедником и писателем был Патрик?

8. Этот день — низовая культура или Джойс тоже уважал Патрика?


Празднующие Блумсдей. 1962 год © James P. O’Dea / National Library of Ireland

Как Джеймс Джойс стал писателем? Что надо знать о его эпохе и Ирландии того времени, чтобы читать роман?


ТАСС-ДОСЬЕ. 17 марта в Ирландии и многих других странах отмечается День святого Патрика.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о его истории и традициях.

История

Праздник посвящен основателю и первому епископу ирландской христианской церкви. Его мирское имя Мэвин Суккат. Он родился в конце IV века в Британии в зажиточной семье. В возрасте 16 лет был похищен и продан в рабство в Ирландию, где в течение шести лет был пастухом. После того как Мэвину удалось бежать, он жил в монастырях Галлии (современная Франция). Там он изучал богословие, получил сан дьякона и имя Патриций (Патрик).

В 432 году его отправили миссионером в Ирландию. За 30 лет своей деятельности Патрик объехал большую часть страны, обратил в христианство 120 тыс. ирландцев и открыл от 300 до 600 церквей. Проповедуя христианство, Патрик использовал для объяснения догмата Троицы (одного из основных в христианском вероучении), трехпластинчатые листки белого клевера, священного цветка друидов (жрецы у многих кельтских народов, включая ирландцев). По словам проповедника, "как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах".

Святой Патрик, написавший на латинском языке автобиографию "Исповедь" (Confessio) и "Послание к Коротикусу" (Epistola ad Coroticum; Коротикус - предположительно, один из британских военачальников), считается также основоположником ирландской письменной литературы. До христианизации острова она существовала только в устной форме. Первые ирландские религиозные гимны и жития святых появились в VI веке на латыни.

Точная дата смерти Патрика не установлена, многие исследователи полагают, что он скончался 17 марта 461 года. Ирландцы признали его святым покровителем страны в VI веке, еще до установления процедуры канонизации (993 год) и разделения христианской церкви на православную и католическую (1054 год). Вскоре почитание его как святого распространилось во Франции, Италии и Германии. Патрику посвящено более 2 тыс. соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых Собор святого Патрика в Дублине, основанный в 1191 году.

О святом сложено множество легенд, наиболее известная гласит об изгнании им с острова всех змей. По мнению историков, предание связано с тем, что Патрик, установив в стране христианство, "изгнал" кельтского бога плодородия Сернунноса, который изображался в виде змея. На самом деле змеи в Ирландии никогда не водились. Ученые объясняют данный факт тем, что в древности климат на этой территории был слишком холодным.

Праздник

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика 17 марта еще в X-XI веках. В XVII веке День был включен в литургический календарь католической церкви. Этот святой также почитается в некоторых общинах православной церкви и отдельными протестантскими церквями (в 2017 году Русская православная церковь внесла святого Патрика в месяцеслов, где перечислены святые и церковные праздники, однако день святого РПЦ отмечает 30 марта). В 1903 году 17 марта в Ирландии стало официальным выходным днем. Долгое время праздник считался исключительно религиозным. С начала 1900-х до 1970-х годов действовал закон, согласно которому в этот день закрывались все бары и пабы из-за чрезмерного употребления ирландцами алкоголя.

В 1931 году в Дублине в День святого Патрика впервые на официальном уровне был проведен парад. В середине 1990-х годов правительство Ирландии начало кампанию по организации 17 марта массовых торжественных мероприятий с целью популяризации культуры и традиций Ирландии за рубежом и привлечения в страну туристов. Первый масштабный Фестиваль святого Патрика состоялся 17 марта 1996 года. Впоследствии он стал проводиться в течение нескольких дней. Ежегодно на праздник в Ирландию приезжают миллионы гостей из разных стран, что оказывает благоприятное влияние на экономику страны. В среднем День святого Патрика приносит в казну порядка €100 млн.

Традиции

В День святого Патрика на центральных улицах Дублина проходят костюмированные парады, в пабах играет живая музыка, вечером устраивают фейерверки и салюты. В этот праздник принято надевать все зеленое - это один из цветов ирландского флага, цвет трилистника и самой Ирландии, которую называют Изумрудным островом (большая часть территории покрыта лугами).

В Ирландии существует единица измерения спиртного, выпитого во время этого дня, так называемая "чарка Патрика". По традиции в бокал опускают трилистник, который является главным атрибутом праздника. Трилистник не имеет официального статуса, хотя и является одним из символов страны. Его изображения нет ни на монетах, ни на банкнотах, ни на марках. При этом трилистник присутствует на гербе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

К символам праздника относятся и лепреконы - персонажи ирландского фольклора, способные исполнять желания тех, кто сможет их поймать (традиционно лепрекон изображался в виде взрослого человека ростом с трехлетнего ребенка).

День святого Патрика в других странах

17 марта отмечают в странах, где есть многочисленные ирландские диаспоры - в США, Канаде, Австралии, Аргентине, Новой Зеландии и европейских государствах (по оценке МИД Ирландии, численность диаспоры превышает 70 млн человек).

С особым размахом День святого Патрика празднуется в США, где 35 млн граждан страны (около 12% населения) считают себя потомками ирландцев. Первый президент США Джордж Вашингтон объявил себя "большим почитателем Дня святого Патрика". Первый парад в честь этого святого состоялся в Нью-Йорке в 1762 году и с тех пор проходит ежегодно.

В России первый парад в честь Дня святого Патрика прошел в столице на Новом Арбате в 1992 года. С 2007 года в рамках этого праздника в Москве проводится фестиваль ирландской культуры Irish Week. В 2019 году мероприятия начались 13 марта, 16 марта в "Сокольниках" пройдет костюмированный парад, закроется фестиваль 24 марта.

Читайте также: