Кто такой почвовед кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почвове́дение — наука о почве. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв.

Содержание

Основные положения

Современное почвоведение, основы которого были заложены В. В. Докучаевым, рассматривает почву как самостоятельное естественноисторическое биокосное природное тело, возникшее и развивающееся на поверхности Земли под действием биотических, абиотических и антропогенных факторов. Нижняя граница этого природного тела определяется глубиной, на которую произошло существенное изменение горной породы процессами почвообразования, что составляет до 1-3 метров, однако в экстремальных условиях тундры, пустыни или в горах мощность почвенной толщи может измеряться несколькими сантиметрами. Боковые границы почвенных образований определяются как границы раздела между элементарными почвенными ареалами.

Почва имеет многоуровневую структурную организацию:

  1. атомарный уровень
  2. кристалломолекулярный или молекулярно-ионный уровень
  3. уровень элементарных почвенных частиц (ЭПЧ) — фракций, определяемых в гранулометрическом анализе
  4. почвенные микро- и макроагрегаты, а также новообразования
  5. далее следуют уровни структуры почвенного покрова

Каждый из перечисленных уровней требует специфических методов исследования и способов воздействия.

Часто рассматривают четыре (ранее три) фазы почвы (под фазой в этом случае понимают несколько иное, нежели в классическом определении):

  • твёрдая фаза — полидисперсная органоминеральная система, наименее динамичная часть почвы, составляющая каркас для других фаз
  • жидкая фаза — почвенный раствор
  • газовая фаза — почвенный воздух, заполняющий вместе с почвенным раствором поровое пространство, его состав отличается от состава атмосферы
  • живая фаза — почвенная биота, за исключением роющих млекопитающих и корней растений, принадлежность которых к живой фазе почв остаётся дискуссионной, хотя их роль в почвообразовании несомненна и велика

История почвоведения


Оживлённые дискуссии происходили в то время вокруг генезиса чернозёмов. Президент Общества И. А. Гюльденштедт в 1790-х предложил теорию растительно-наземного происхождения, другие исследователи настаивали на их формировании в ходе геологических процессов (так называемые морская, ледниковая, болотная теории).

Большую роль в развитии науки сыграл П. А. Костычев, один из основных оппонентов Докучаева, дополнившим своими положениями его взгляды. Ученик Докучаева Н. М. Сибирцев создал первый учебник по генетическому почвоведению (1889).

Методы исследований

При исследованиях на нижних уровнях организации в почвоведении применяются методы разработанные ранее для других естественных наук: химии, физики, геологии, минералогии, биологии, биохимии, гидрологии и др. — обычно в модификациях, учитывающих почвенную специфику.

На более высоких уровнях используются и специфические методы, которые можно объединить в следующие группы:


  • Профильные методы заключаются в изучении системы почвенных генетических горизонтов, включая почвообразующую породу с целью сравнения их свойств и состава с породой. Найденные различия позволяют судить о направленности процессов почвообразования, непосредственное наблюдение за которыми невозможно. При этом применяется ряд допущений:
    • Исходная порода не была слоистой
    • Образец эталонной породы существенно не менялся за период почвообразования
    • Процесс почвообразования всё время существования почвы протекал в одном направлении

    Невозможность какого-либо из допущений приводит к усложнению интерпретации результатов профильного метода.


    Почвоведение – это наука об особенностях почвы, ее строении, свойствах, составе и географическом распространении, о закономерностях ее происхождения и развития, функционировании, значении в природе, способах и методах мелиорации, тонкостях охраны и рационального пользования в ходе хозяйственной деятельности. Сегодня почвоведение довольно быстро превращается из описательной науки в инструментальную, занимается не только инвентаризацией природы, но и ищет пути управления ею.

    Предпосылки возникновения почвоведения

    Одной из основных причин появления этой науки является проблема голода. Недостаточное количество продуктов питания, выращиваемых человечеством, связано с малоземельем, катастрофической эрозией почв, опустыниванием, падением плодородия. Не менее важной является необходимость получения большего урожая с меньшей площади. Именно в качестве решения проблемы роста населения и стихийно развивающегося земледелия сформировалась новая наука - почвоведение.

    геология важная часть почвоведения

    О почве, как о рыхлом слое земли, человек развил представление с началом земледелия. Но нередко почву отождествляли с участком поверхности, на котором обитает человек. Но земля – это более сложное понятие, имеющее исторические и социально-экономические аспекты. Хоть она и относится к природным ресурсам, но включает не только почву, а также определенную долю земной поверхности, некое положение в географическом пространстве, имеет социально-экономический потенциал.

    Становление отечественной науки

    Развитие почвоведения в России принято отсчитывать с момента открытия Академии наук в 1725 г. По мнению В. И. Вернадского, первым почвоведом следует называть М. В. Ломоносова. В своих трудах он отчетливо показал роль растений в превращении в почву различных горных пород. Также именно Ломоносов, как основатель почвоведения, заложил предпосылки для развития биологического взгляда на почву как на некое тело, образующееся в ходе превращения горных пород под действием растительности.

    Важными вехами в развитии науки являются:

    • 1779 г. - предположение П. Палласа о черноземе как о морском иле, оставшемся после регрессии Черного и Каспийского морей.
    • 1851 г. - составление и издание В. С. Веселовским первой почвенной карты Европейской России.
    • 1866 г. - Ф. Рупрехом разработана теория наземно-растительного происхождения черноземов.

    Труды В. В. Докучаева

    В своей монографии "Русский чернозем" он писал о почве как о естественно-историческом самостоятельном природном теле. В ходе защиты своей диссертации Докучаев доказал, что чернозем формируется под действием множества факторов почвообразования. Случилось это 10 декабря 1883 г., и именно этот день принято считать официальной датой зарождения почвоведения в Санкт-Петербурге.

    Делом жизни для Докучаева стало создание русской школы почвоведения, а вместе с тем и подготовка специалистов для нужд сельского хозяйства. В его разработки входили методы борьбы с засухой. Всеми силами стараясь поднять сельское хозяйство на высший уровень, он также увеличивал и экономическое благосостояние России в целом. За свои труды он заслужил звание основателя почвоведения. Работы Докучаева переведены на разные языки.

    Другие достижения В. В. Докучаева:

    • За собранные коллекции почв и составленные почвенные карты получил на Международных выставках золотые медали в Чикаго и Париже.
    • Совместно со своим учеником Н. М. Сибирцевым разработал закон зонального и азонального распределения почв.
    • Разработал методику картографирования почв, получившую широкое распространение и за рубежом.
    • Начал многолетние стационарные исследования процессов, происходящих в почвах, которые закончил и углубил его ученик Г. Н. Высоцкий.

    почвенные слои

    Другие ученые-почвоведы

    • П. А. Костычев (1845-1895). Внес немалый вклад в изучение агрономии почв, в частности черноземных. Именно он доказал, что выращивание кормовых трав позволяет поддерживать плодородие почв и достигать больших урожаев.
    • П. С. Коссович (1862-1915). Он предположил, что отдельные почвы являются лишь стадиями в почвенном процессе. Коссович старался увязывать химические, физические и агрономические данные изучения почв с основами генетического почвоведения. Это позволило ему положить в основу почвообразования процессы вымывания или элювиальный.
    • К. К. Гедройц (1872-1932). Он разработал руководство для лабораторий "Химический анализ почвы", а также подробно исследовал коллоидные процессы в почве, результатом чего стало учение о поглотительных способностях почв.
    • К. Д. Глинка (1867-1927). Работал в различных почвоведческих направлениях: изучение минерального состава почвы, исследования процессов выветривания минералов, изучение древних почв, проведение почвенно-географических исследований.
    • С. С. Неуструев (1874-1928). Является автором первого курса лекций по географии почв.
    • Б. Б.Полынова (1877-1952). Заложил базу для современного учения о выветривании почв, а также экспериментально доказал ведущую роль организмов в почвообразовании.

    Благодаря работе этих и множества других ученых, почвоведение как наука сформировалась именно в России. Многие научные термины вошли в международный лексикон именно с подачи российских ученых (chernozem - чернозем, podzol - подзол и т. д.).

    Направления развития

    Как и любая другая наука, современное почвоведение дифференцировано на ряд разделов, которые можно объединить в два больших блока: фундаментальный и прикладной. Фундаментальное (общее) почвоведение направлено на изучение особенностей почвы как единого природного тела. Прикладное (частное) почвоведение ставит своей целью изучение различных аспектов пользования почвой человеком.

    почвоведение для агрономии

    Фундаментальное почвоведение включает следующие дисциплины, рассматриваемые исключительно применительно к почвам:

    • морфология;
    • физика и химия почв;
    • история почвоведения;
    • биогеохимия почв;
    • биология и зоология почв;
    • микробиология почв;
    • минералогия почв;
    • география и картография почв;
    • экологические функции почвы;
    • гидрология почв;
    • энергетика почв;
    • плодородие почв;
    • экология почв;
    • палеопочвоведение;
    • деградация и охрана почв;
    • генезис и эволюция почв.

    Морфология, физика, химия, минералогия и биология почв непосредственно изучают состав, строение и свойства почвы. Такие разделы фундаментального почвоведения, как география и систематика, экология почв, оценка почв и почвенная информатика, служат изучению распространения в пространстве и природного разнообразия почвы на поверхности Земли вкупе с общей географией. Историческое почвоведение связано с изучением развития и эволюции почвы, его дисциплинами являются генетика почв и палеопочвоведение. Динамическое почвоведение включает исследование процессов образования современных почвенных режимов. Региональное почвоведение является наиболее ценной основой рационального природопользования, поскольку непосредственно связано с изучением почв крупных регионов.

    В рамках прикладного почвоведения изучаются направления:

    • сельскохозяйственное;
    • лесное;
    • мелиоративное;
    • санитарное;
    • инженерное;
    • геологическое (грунтоведение);
    • экологическое;
    • археологическое;
    • криминалистическое;
    • ландшафтное и садово-парковое;
    • землеустроительное;
    • бонитировка почв и земельный кадастр;
    • природоохранное почвоведение;
    • агрохимия почв;
    • агрофизика почв;
    • биономика;
    • преподавание почвоведения.

    Прикладное почвоведение наиболее ценным считает агропочвоведение, которое включает рациональную организацию территорий, выбор севооборота, подбор способов обработки и путей повышений плодородия почв. Также немаловажно мелиоративное почвоведение. Это теоретическая основа комплексной мелиорации методами инженерии и техники, химии, биологии и агротехники. Санитарное почвоведение имеет немалый круг задач, связанных с проблемами обезвреживания различных отходов, географии болезней растений и животных.

    подготовка специалистов-почвоведов

    Функции почвы

    1. Обеспечение возможности жизни на Земле. Почва считается одним из главных богатств любого государства, ведь на ее поверхности и в ее толще производится порядка 90 % всех продуктов питания. Деградация почв неразрывно связана с неурожаем и уменьшением продовольствия, ведет к бедности стран. Из почвы большинство растений, являющихся началом пищевой цепи, получают микроэлементы и минералы, воду для наращивания биомассы. Почва - это не только следствие жизни, но также и условие ее существования.
    2. Обеспечение связи геологического и биологического круговоротов веществ, осуществляемых на земной поверхности.
    3. Регулирование состава химических веществ в атмосфере и гидросфере. Под действием почвенных микроорганизмов, которые в огромных количествах продуцируют различные газы – азот и его оксиды, кислород, моно- и диоксид углерода, метан, сероводород и другие, почва оказывает огромное влияние на химический состав атмосферы.
    4. Регулирование биосферных процессов. Распределение живых организмов по суше, а также их плотность главным образом определяется географическими характеристиками почвы. Ее неоднородность, наряду с плодородием и климатическими факторами, сказывается на выборе мест обитания, в том числе и человека.
    5. Накопление органического вещества в активной форме и взаимосвязанной с ним химической энергии.

    Факторы почвообразования

    Основу почвоведения как науки составляют факторы почвообразования. Под почвой сегодня понимают обладающую плодородием сложную полифункциональную и поликомпонентную открытую структурную систему в поверхностном слое земной коры, являющуюся комплексной функцией горных пород, организмов, климата, рельефов и времени. Эти пять факторов и являются базой почвообразования. Еще два фактора добавлены сравнительно недавно: грунтовые и почвенные воды, а также деятельность человека.

    Почвообразующими породами обычно называют субстрат, на котором непосредственно происходит процесс формирования почвы. В них содержатся частицы, инертные к происходящим вокруг химическим процессам, однако играющие важнейшую роль в создании физико-механических свойств почвы. Прочие составные компоненты почвообразующих пород довольно легко разрушаются, что приводит к обогащению почвы теми или иными химическими элементами. Очевидно, что строение и состав почвообразующих пород чрезвычайно сильно влияют на почвообразование. Именно поэтому раздел "Основы геологии" в почвоведении является чрезвычайно важным.

    Растения в ходе своей жизнедеятельности способны синтезировать органические вещества и особым образом распределять их в почве. У живых растений это корневая масса, а у погибших и надземная часть - растительный опад. Разложение этих растительных остатков ведет к переходу химических элементов в почву, что, в свою очередь, постепенно обогащает ее.

    Благодаря жизнедеятельности микроорганизмов идет разложение биологических остатков и синтез соединений, поглощаемых растениями. Растения с микроорганизмами образуют некие комплексы, которые приводят к образованию разных типов почв. Так, в хвойных лесах никогда не будет сформирован чернозем, для которого необходимы растения луга и степи.

    Не менее важны для почвообразования и животные организмы. Например, землерои постоянно перерывают почву, что способствует ее рыхлению и перемешиванию, а это, в свою очередь, обеспечивает хорошую аэрацию и быстрое развитие почвообразовательного процесса. Не стоит забывать и про обогащение органической части почвы продуктами их жизнедеятельности.

    растрескивание почвы

    Периодические увлажнения и иссушения, замораживания и оттаивания вызывают образование глубоких трещин на поверхности почв. При этом нарушаются процессы воздухообмена почвы, а значит, и химические процессы. Таким образом, почвоведение - это наука, для которой важно понимание великого разнообразия процессов, происходящих в окружающей среде.

    Кто и где изучает почвоведение?

    Почвоведение как индивидуальный предмет или как раздел в рамках другого изучается при подготовке специалистов различных отраслей. Зачастую в учебных заведениях даже нет факультета почвоведения, а преподают его географы, биологи или экологи.

    Обязательным является изучение почвоведения студентами, обучающимися по направлениям охраны окружающей среды и рациональному ее использованию. Особенно в тех отраслях экономики, которые способны нанести чрезвычайный вред почвам: нефтегазовые производства, металлургия, химические синтезы и многие другие.

    природопользование при добыче нефти

    Не менее важна эта дисциплина для будущих специалистов лесного и лесопаркового хозяйства, ландшафтного дизайна, землеустройства и кадастра, земледелия и агрохимии, земельного кадастра и многих других.

    Факультет в МГУ

    Несмотря на то что как такового института почвоведения в России нет, центром изучения этой науки по праву считается МГУ. Впервые вопрос преподавания почвоведения и открытие кафедр почвоведения в российских университетах был поставлен и обоснован В. В. Докучаевым в 1895 г. Но тогда это его предложение не воплотилось в жизнь. И лишь спустя десятилетие, в 1906 г., его сторонник, зав. кафедрой агрономии МГУ А. Н. Сабанин ввел преподавание почвоведения студентам физико-математического факультета, а точнее его естественного отделения. Кафедра же почвоведения появилась в 1922 г. на базе кафедры агрономии.

    За многолетнюю историю университета кафедра почвоведения в разные годы относилась и к физико-математическому, и к почвенно-географическому, и геолого-почвенному, и биолого-почвенному факультетам. Сегодня факультет почвоведения является самостоятельной структурной единицей университета и включает 11 кафедр:

    1. Агрохимии.
    2. Географии почв.
    3. Эрозии почв.
    4. Земледелия.
    5. Химии почв.
    6. Почвоведения.
    7. Радиоэкологии.
    8. Биологии почв.
    9. Физики почв.
    10. Оценки почв.
    11. Агроинформатики.

    Подготовка почвоведов происходит с разными уровнями высшего образования: "бакалавр почвоведения" (срок обучения 4 года), "специалист-почвовед" (срок обучения - 5 лет) и "магистр почвоведения" (длительность обучения - 6 лет).

    лаборатория по изучению почв

    Аспирантура

    Почвовед – специалист высшей квалификации в области естественных наук. Занимается он изучением верхнего слоя земной коры – почвенного покрова.

    Особенности профессии

    Почвоведение – это наука, которая практически не изучается в школах, разве что вскользь упоминается на уроках географии, поэтому представления о ней у школьников практически нет. На самом деле под этим названием скрывается комплексная и интересная наука о свойствах почв. Под свойствами в данном случае понимаются состав, происхождение, развитие, географическое распространение почв и т.д.

    Почвовед занимается изучением верхнего слоя земной коры – почвенного покрова

    Практическая ценность познаний в области почв достаточно высока и для сельского хозяйства, и для строительства, и для здравоохранения. Почвоведы способствуют рациональному использованию почв и решению глобальных экологических проблем.

    Направлений деятельности у почвоведа много. В сельском хозяйстве можно анализировать эффективность высадки культур и разрабатывать системы удобрений. Кроме того, можно заниматься составлением почвенных и агрохимических карт, составлять сертификацию и кадастровую оценку почвенного покрова. Также почвоведы могут проводить различные экспертизы и участвовать в проведении мероприятий по сохранению почвенного покрова и борьбе с эрозией.

    Для выполнения всех этих задач пригодятся практически все знания и навыки, которые можно получить в ходе обучения по специальности. В первую очередь, это фундаментальные знания в области почвоведения, географии, геологии и других наук. Необходимо также владеть методами снятия проб и проведения лабораторных работ, профессиональными программами и умением ведения отчетной документации. Кроме того, хороший почвовед должен разбираться в законодательстве в области охраны окружающей среды.

    Обучение

    Трудоустройство

    Вариантов трудоустройства у почвоведа гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь, это научные и научно-исследовательские организации: различные лаборатории, университеты, НИИ, РАН. Второе актуальное направление – это сельское хозяйство. Почвоведы востребованы и на сельскохозяйственных и агропромышленных предприятиях, и в фермерских хозяйствах. Кроме того, можно работать в различных контролирующих инстанциях: органах экологического контроля, Министерстве сельского хозяйства. Наконец, последнее время достаточно актуальна строительная сфера: строительные организации, кадастровые учреждения и комитеты по земельным ресурсам.

    Почвовед-2

    Почвовед — само название говорит за себя. Иными словами, объясняя, кто это, можно сказать — ведающий почвой. Определение данной профессии звучит следующим образом – это специалист, который занимается изучением верхнего слоя земли.

    История специальности Почвовед

    Именно в России имеются большие площади плодородной земли, и основы данной профессии были заложены еще в начале девятнадцатого века. Основоположником указанной специальности является В.В. Докучаев.

    Он является русским геологом и, можно сказать, первым почвоведом, который организовал национальную школу почвоведения. Этот ученый написал труд про почву, как об особом природном теле и установил закономерность географического расположения почв.

    Сама наука почвоведение изучает верхний слой земли. Она изучает происхождение, строение, состав и свойства и рациональное использование почв. Знания о строении и составе почвы желательно использовать в сельском хозяйстве при строительстве различных объектов, а также в здравоохранении. Именно от знания состава почвы зависит, какой урожай будет на полях сельского хозяйства.

    Именно от состава почвы зависит, какая сельскохозяйственная культура будет лучше расти. Так, черноземные почвы дают очень высокие урожаи зерновых, но не желательно на них сажать такие технические культуры, как рапс или подсолнухи.

    Так как эти растения за два-три года полностью истощают данный вид почв, которые затем очень трудно восстанавливаются и не имеют уже той плодородности.

    Чем занимается?

    В зависимости от рода выбранной деятельности этот специалист может заниматься как изучением состава почв, так и управлять земельными ресурсами или ландшафтом.

    Указанный специалист берет активное участие в экспедициях на поля, где изучает почвенный покров, занимается мелиорацией и культивацией почв. Культивация почвы в современном сельском хозяйстве заключается в обработке почвы на глубине до 14 см в ее разрыхлении, удобрении и удалении сорняков. Все это делается для того, чтобы поднять плодородность определенной почвы.

    Сколько нужно удобрения и как правильно разрыхлить данную почву соответственно ее составу, и решает почвовед. Мелиорация заключается в направлении работ на улучшение свойств земли и повышении ее производительности. Она является более длительной и используется для повышения эффективности как земельных, так и водных ресурсов.


    Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение – наука о верхнем слое земной коры, свойства которой важно учитывать при организации сельского хозяйства, здравоохранения, а также строительства.

    Как стать почвоведом?

    Для получения данной профессии необходимо закончить высшее учебное заведение по специальности почвоведение.

    Специфика профессии заключается в том, что почвовед должен уметь заниматься следующими работами:

    • проводить полевые и лабораторные исследования состава конкретной почвы;
    • рассчитывать и решать, какие именно минеральные удобрения необходимы для лучшего урожая на той или иной почве;
    • правильно решать задачи по охране почвы;
    • уметь провести санитарно-гигиеническую экспертизу по качеству растительной продукции;
    • составить карты агрохимические, экологические и т.д;
    • также уметь разработать системы удобрений в сельском хозяйстве.

    Иногда неплодородную почву знающий специалист может превратить в цветущий сад. Просто для этого нужно правильно подобрать удобрения и добавить в почву различные природные добавки, которые качественно изменят ее состав.

    Также почвовед должен уметь составить экологический паспорт конкретного почвенного покрова и провести его сертификацию. Вести борьбу с эрозией. Разрабатывать и внедрять в практическое применение стандарты по состоянию ресурсов земли, лесов и природных вод.

    Почвовед как специалист имеет определенные навыки и знания, которые заключаются в следующем. Он должен знать компьютерные программы, которые используются в мелиорации, почвоведении. Знать законы и различные постановления, которые касаются химизации сельского хозяйства и охраны окружающей среды, и уметь правильно вести документацию согласно требованиям по данной специальности.

    Также он должен владеть методами отбора проб грунта и удобрений и растительной продукции для анализа.

    Известные представители профессии


    Ректор Курской государственной сельскохозяйственной академии (1988—2005), доктор сельскохозяйственных наук (1979), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1993)


    Академик ВАСХНИЛ (1982), РАСХН (1992) и РАН, доктор сельскохозяйственных наук (1973), профессор (1974), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1995)

    Где работать?

    Место работы указанного специалиста может быть различным. Это работа и в сельском хозяйстве, и фермерском. Также можно работать в почвенных и агрохимических лабораториях. В различных научно-технических институтах и организациях. В органах экологического контроля за природными ресурсами. Также работать по данной специальности можно в строительных и архитектурно-проектных организациях.

    Работая по данной специальности, специалисту много приходится находиться на воздухе, а также часто ездить в различные командировки.

    Это хорошо для того, кто любит путешествовать.

    Спрос

    В настоящее время данная специальность не пользуется высоким спросом у молодежи.

    К сожалению, не очень хотят молодые люди работать в сельском хозяйстве или охранять лесные богатства своей родины. А те, которые заканчивают учебное заведение, стремятся устроиться на работу в какие-то строительные или архитектурно-проектные организации, в этом есть определенный престиж, да и зарплаты там намного выше.

    Читайте также: