Кто такой петрашевский кратко

Обновлено: 08.07.2024

Семья. Учёба в Царскосельском лицее

Миха­ил Васи­лье­вич Бута­ше­вич-Пет­ра­шев­ский родил­ся 1 нояб­ря 1821 года в Санкт-Петер­бур­ге. Его семья при­над­ле­жа­ла к дво­рян­ско­му сосло­вию, а крёст­ным отцом был сам импе­ра­тор Алек­сандр I.

Род­ной отец, Васи­лий Михай­ло­вич, был вра­чом-хирур­гом, док­то­ром меди­ци­ны. Будучи орди­на­то­ром Санкт-Петер­бург­ско­го сухо­пут­но­го гос­пи­та­ля, он изоб­рёл две маши­ны для хирур­ги­че­ских целей. Во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 года Васи­лий Михай­ло­вич состо­ял при гра­фе Мило­ра­до­ви­че глав­ным док­то­ром по аван­гар­ду и арьер­гар­ду. Дошёл до Пари­жа, был награж­дён орде­ном Св. Вла­ди­ми­ра IV сте­пе­ни и орде­ном Св. Анны II степени.

Впо­след­ствии устра­и­вал диви­зи­он­ные гос­пи­та­ли в про­вин­ци­ях, слу­жил штадт-физи­ком Санкт-Петер­бур­га (то есть руко­во­ди­те­лем город­ской меди­цин­ской служ­бы), раз­ра­ба­ты­вал пла­ны устрой­ства боль­ниц. Кро­ме того, Васи­лий Михай­ло­вич оста­вал­ся лич­ным вра­чом Мило­ра­до­ви­ча, кото­рый в 1818 году был назна­чен санкт-петер­бург­ским генерал-губернатором.

Во вре­мя вос­ста­ния на Сенат­ской 14 декаб­ря 1825 года граф ока­зал­ся ранен Пет­ром Кахов­ским. Пет­ра­шев­ский-стар­ший опе­ри­ро­вал Мило­ра­до­ви­ча, извлёк пулю из тела, но спа­сти ему жизнь не смог. Это опре­де­ли­ло его нега­тив­ное отно­ше­ние к декаб­ри­стам и любым про­яв­ле­ни­ям вольномыслия.

Мать, Фео­до­ра Дмит­ри­ев­на Фале­е­ва, была жен­щи­ной свое­нрав­ной. Био­гра­фы Пет­ра­шев­ско­го опи­сы­ва­ют её ску­пой и жесто­кой по отно­ше­нию к род­ным. Она име­ла в соб­ствен­но­сти несколь­ко круп­ных поме­стий, достав­ших­ся ей по наслед­ству, вла­де­ла доход­ны­ми дома­ми в Петербурге.

Роди­те­ли забо­ти­лись о судь­бе сына. В десять лет они отда­ли его в самое пре­стиж­ное учеб­ное заве­де­ние Импе­рии — Цар­ско­сель­ский лицей. Одна­ко уже там Пет­ра­шев­ский про­яв­ля­ет бун­тар­ский нрав, ведёт себя как мож­но раз­вяз­ней и гру­бо. При этом мно­гие его поступ­ки не нес­ли в себе какой-либо моти­ва­ции: он нару­ша­ет уста­нов­ле­ния ради того, что­бы нару­шать. Напри­мер, начи­на­ет курить лишь пото­му, что для лице­и­стов на это был нало­жен запрет.

Отно­ше­ния с роди­те­ля­ми ста­но­ви­лись всё более напря­жён­ны­ми. Отец был недо­во­лен резуль­та­та­ми обу­че­ния сына. С XIV клас­сом не сде­лать стре­ми­тель­ную карье­ру, а поло­жен­но­го жало­ва­ния Миха­и­лу едва будет хва­тать на жизнь.

Но боль­ше все­го отец и сын рас­хо­ди­лись по идей­ным сооб­ра­же­ни­ям. Без­раз­ли­чие под­рост­ка к чинам и зва­ни­ям, кри­ти­че­ские выска­зы­ва­ния в адрес бюро­кра­тии, по пово­ду кре­пост­но­го пра­ва и неспра­вед­ли­во­сти зако­но­да­тель­ства раз­дра­жа­ли Васи­лия Михай­ло­ви­ча. По окон­ча­нии лицея Миха­ил уехал от роди­те­лей и стал про­жи­вать в рай­оне Колом­ны (ныне Адми­рал­тей­ский рай­он Санкт-Петер­бур­га) в ста­ром, поко­сив­шем­ся доме.


Миха­ил Бута­ше­вич-Пет­ра­шев­ский. Неиз­вест­ный художник

Служба чиновником. Утопический мир Фурье

С мар­та 1840 года Пет­ра­шев­ский слу­жит пере­вод­чи­ком в депар­та­мен­те внут­рен­них сно­ше­ний Мини­стер­ства ино­стран­ных дел. В его обя­зан­но­сти вхо­дит сопро­вож­де­ние ино­стран­ных под­дан­ных при посе­ще­нии ими рос­сий­ских учре­жде­ний, напри­мер суда или поли­цей­ских участков.

С сен­тяб­ря того же года Миха­ил посту­па­ет в Петер­бург­ский уни­вер­си­тет воль­но­слу­ша­те­лем на юри­ди­че­ский факуль­тет — подоб­ное пра­во предо­став­ля­лось быв­шим лице­и­стам. Уже через год два­дца­ти­лет­ний юно­ша полу­чил диплом кан­ди­да­та. Защи­тив дис­сер­та­цию, он стал кол­леж­ским сек­ре­та­рём. Отныне его жало­ва­нье состав­ля­ло 495 руб­лей серебром.

К это­му вре­ме­ни Бута­ше­вич-Пет­ра­шев­ский зна­ко­мит­ся с запад­ны­ми тео­ри­я­ми соци­а­лиз­ма. Он изу­ча­ет Робер­та Оуэна, Анри Сен-Симо­на, Пье­ра-Жозе­фа Пру­до­на. Одна­ко осо­бен­но близ­ки ему ста­ли идеи Шар­ля Фурье.

Фурье кри­ти­ко­вал совре­мен­ное ему обще­ство и при­шёл к ори­ги­наль­ным выво­дам. Его уче­ние постро­е­но вокруг тео­рии страст­но­го вле­че­ния. В жиз­ни чело­ве­ка всё пред­опре­де­ле­но, посколь­ку Богом уста­нов­ле­ны зако­ны, по кото­рым дви­жут­ся все небес­ные и зем­ные тела: чело­ве­ку нуж­но про­сто познать эти зако­ны и покор­но сле­до­вать им. Так как для дви­же­ния необ­хо­ди­мо столк­но­ве­ние тел, Гос­подь создал чело­ве­че­ские стра­сти, поэто­му иско­ре­нить их невозможно.

Отсю­да, по Фурье, сле­ду­ет, что если стра­сти при­но­сят вред, то вино­ват в этом непра­виль­но орга­ни­зо­ван­ный обще­ствен­ный поря­док. А зна­чит, те фило­со­фы, кото­рые при­зы­ва­ли иско­ре­нять поро­ки, ока­за­лись непра­вы. Необ­хо­ди­мо создать такой мир, в кото­ром все стра­сти бы удо­вле­тво­ря­лись и слу­жи­ли во благо.


Шарль Фурье. Худож­ник Жан Фран­с­уа Жигу. 1835 год

Для изме­не­ния обще­ства в луч­шую сто­ро­ну Фурье пред­ла­га­ет раз­де­лить людей на фалан­ги по 1600–1800 чело­век. Каж­дый взрос­лый тру­до­спо­соб­ный член фалан­ги пред­став­лял бы один из харак­те­ров. В цен­тре фалан­ги дол­жен сто­ять фалан­стер — боль­шой дво­рец, вклю­ча­ю­щий всё необ­хо­ди­мое для жиз­ни людей и суще­ству­ю­щий за счёт тру­да ассо­ци­а­ции (или фаланги).

Сфе­ры дея­тель­но­сти под­раз­де­ля­лись бы по стра­стям, что­бы каж­дый смог най­ти заня­тие по душе. Тогда никто бы не желал бездельничать.

Уто­пи­че­ские идеи Фурье увлек­ли моло­до­го Пет­ра­шев­ско­го. Поз­же он вспоминал:

При этом кон­цеп­ция фурье­риз­ма не пред­по­ла­га­ла рево­лю­ци­он­ных спо­со­бов лом­ки суще­ству­ю­ще­го строя. Акцен­ти­ро­ва­лось вни­ма­ние на рас­про­стра­не­нии идей, воору­жив­шись кото­ры­ми люди сами долж­ны были изме­нить образ жиз­ни и попы­тать­ся орга­ни­зо­вать фаланстеры.

От теории к практике

Пет­ра­шев­ский даже после уни­вер­си­те­та про­дол­жа­ет зани­мать­ся посто­ян­ным само­об­ра­зо­ва­ни­ем. Его биб­лио­те­ка стре­ми­тель­но рас­тёт. Одним из источ­ни­ков при­об­ре­те­ния книг ока­за­лась рабо­та в депар­та­мен­те. Когда уми­рал ино­стран­ный под­дан­ный, Миха­и­лу при­хо­ди­лось зани­мать­ся пере­пи­сью его имущества.

Как пра­ви­ло, биб­лио­те­ка умер­ше­го не осо­бо инте­ре­со­ва­ла наслед­ни­ков. Но для рус­ско­го чело­ве­ка она пред­став­ля­ла осо­бую цен­ность, посколь­ку мог­ла содер­жать науч­ные кни­ги, ещё неиз­вест­ные или запре­щён­ные в Рос­сии. Дру­гим источ­ни­ком была книж­ная лав­ка Иоси­фа Лури на Нев­ском про­спек­те — тот кон­тра­бан­дой пере­во­зил мно­го ино­стран­ной литературы.

Одна­ко Бута­ше­вич-Пет­ра­шев­ский пре­крас­но пони­мал, что про­стое накоп­ле­ние идей, тео­рий и новых откры­тий не име­ет смыс­ла — необ­хо­ди­мо прак­ти­че­ское при­ме­не­ние накоп­лен­но­го, рас­про­стра­не­ние уче­ний сре­ди людей.

Кро­ме это­го, в 1844 году Миха­ил пыта­ет­ся устро­ить­ся (в сво­бод­ное от рабо­ты вре­мя) учи­те­лем, одна­ко и эта идея оста­нет­ся неосуществлённой.

Апо­ге­ем неудач ста­нет стро­и­тель­ство фалан­сте­ра в одном из семей­ных име­ний. Кре­стьяне не оце­ни­ли соци­аль­ных экс­пе­ри­мен­тов бари­на и, испу­гав­шись, что тот жела­ет покон­чить с инсти­ту­том семьи, сожгли постро­ен­ный для них дере­вян­ный дом.

Тем не менее юно­ша не опус­кал рук. Несмот­ря на замкну­тый харак­тер, он выхо­дит в свет, что­бы обза­ве­стись зна­ком­ства­ми. Ему нуж­ны дру­зья, с кем мож­но поде­лить­ся мыс­ля­ми, побе­се­до­вать на вол­ну­ю­щие темы, обсу­дить кни­ги. В чис­ле зна­ко­мых ока­жут­ся моло­дые писа­те­ли Миха­ил Евгра­фо­вич Сал­ты­ков и Фёдор Михай­ло­вич Досто­ев­ский. А под­хо­дя­щая вакан­сия для рас­про­стра­не­ния соци­а­ли­сти­че­ских идей вско­ре най­дёт­ся сама собой.


Фёдор Досто­ев­ский. Рису­нок К. Тру­тов­ско­го. 1847 год

Кро­ме него, на пред­ло­же­ние отклик­ну­лись Вале­ри­ан Май­ков и Роман Штранд­ман. Май­ков при­нял на себя роль редак­то­ра, а так­же высту­пил авто­ром мно­гих важ­ных статей.

Собра­ния про­хо­ди­ли без осо­бо­го регла­мен­та: как пра­ви­ло, Пет­ра­шев­ский пору­чал кому-либо из гостей наблю­дать за поряд­ком в каче­стве пред­се­да­те­ля. На вече­ре обсуж­да­ли широ­кий спектр вопро­сов: от лите­ра­ту­ры и искус­ства до кри­ти­ки суще­ству­ю­ще­го строя и выра­бот­ки реформ. Любой жела­ю­щий мог высту­пить с докла­дом, после чего сле­до­ва­ло бур­ное обсуж­де­ние. Закан­чи­вал­ся вечер скром­ным ужи­ном, на кото­ром пода­ва­ли вино и закуски.

Собра­ния не пред­став­ля­ли собой ника­кой поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции, сами участ­ни­ки не сомне­ва­лись в сво­ей легаль­но­сти. Один из чле­нов круж­ка, Дмит­рий Ахша­ру­мов, вспоминал:

Миха­ил Васи­лье­вич поз­же сфор­му­ли­ру­ет эти цели так:

Новый том словаря. Адвокат и редактор

В тече­ние 1846–1847 годов Бута­ше­вич-Пет­ра­шев­ский раз­ме­ща­ет в газе­те объ­яв­ле­ние о предо­став­ле­нии бед­ным людям адво­кат­ских услуг без опла­ты. Дом в Коломне пре­вра­ща­ет­ся в адво­кат­скую контору.

Миха­ил Васи­лье­вич берёт­ся за дело с пол­ной само­от­да­чей. Он рас­счи­ты­вал, что к нему обра­тят­ся люди, пра­ва кото­рых были неза­кон­но ущем­ле­ны в госу­дар­ствен­ных учре­жде­ни­ях. Одна­ко боль­шин­ство дел были свя­за­ны с финан­со­вы­ми тяж­ба­ми и велись про­тив част­ных лиц.

Но даже в таких тяж­бах Пет­ра­шев­ский нахо­дит слу­чаи игно­ри­ро­ва­ния зако­на со сто­ро­ны бюро­кра­тии и наив­но пишет жало­бы в выше­сто­я­щие орга­ны. О стрем­ле­нии ново­ис­пе­чён­но­го адво­ка­та во что бы то ни ста­ло обли­чить без­за­ко­ние вспо­ми­нал Миха­ил Бакунин:

Внедрение в кружок тайного агента. Арест


Нико­лай Спеш­нев. Худож­ник В. Е. Мейер

Министр внут­рен­них дел граф Перов­ский при­ка­зал уста­но­вить наблю­де­ние за Пет­ра­шев­ским и его еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. Дело было пору­че­но Ива­ну Липран­ди, зна­ме­ни­то­му сыщи­ку-интел­лек­ту­а­лу, тай­но­му аген­ту поли­ции. Липран­ди устро­ил в Мини­стер­ство ино­стран­ных дел Пет­ра Дмит­ри­е­ви­ча Анто­нел­ли, сына худож­ни­ка, кото­рый поз­же стал посе­щать собра­ния Миха­и­ла Васильевича.

Глав­ная мысль Пет­ра­шев­ско­го заклю­ча­лась в словах:

20 апре­ля 1849 года шеф жан­дар­мов граф Орлов забрал у Липран­ди дело и пере­дал его в Тре­тье отде­ле­ние. В ночь с 22 на 23 апре­ля 1849 года аре­сто­ва­ли актив­ных участ­ни­ков круж­ка и само­го Пет­ра­шев­ско­го. Была учре­жде­на сек­рет­ная комис­сия, к след­ствию при­влек­ли 123 чело­ве­ка. 23 аре­сто­ван­ных поме­сти­ли в Пет­ро­пав­лов­скую крепость.

Смертный приговор

Три­бу­нал счёл, что:

Одна­ко, при­ни­мая во вни­ма­ние смяг­ча­ю­щие обсто­я­тель­ства, вклю­чая рас­ка­я­ние всех под­су­ди­мых, суд решил хода­тай­ство­вать об умень­ше­нии нака­за­ния. Нико­лай I про­явил милость, но поже­лал инсце­ни­ро­вать смерт­ный приговор.

22 декаб­ря заклю­чён­ных в каре­тах при­вез­ли на Семё­нов­скую пло­щадь, где их ждал эша­фот, несколь­ко воен­ных пол­ков и свя­щен­ник. Все были оде­ты по-весен­не­му и жут­ко мёрз­ли. За восемь меся­цев пре­бы­ва­ния в Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти мно­гие поме­ня­лись в лице.

После того как всех постро­и­ли, каж­до­му был зачи­тан при­го­вор, неиз­мен­но закан­чи­вав­ший­ся словами:

Затем подо­шёл свя­щен­ник и пред­ло­жил каж­до­му испо­ве­дать­ся, но никто не при­нял его настав­ле­ния — каж­дый огра­ни­чил­ся лишь цело­ва­ни­ем кре­ста. Когда пер­вых трёх чело­век — Пет­ра­шев­ско­го, Гри­го­рье­ва и Момбел­ли — при­вя­за­ли к стол­бу для испол­не­ния при­го­во­ра и наде­ли им кол­па­ки, Миха­ил Васи­лье­вич сорвал его с себя, гово­ря, что не боит­ся смер­ти и может смот­реть ей пря­мо в глаза.

Через неко­то­рое мгно­ве­ние после бара­бан­но­го боя подъ­е­хал фли­гель-адъ­ютант и пере­дал бума­гу, подан­ную немед­лен­но к про­чте­нию. В ней гово­ри­лось, что госу­дарь импе­ра­тор дару­ет всем жизнь и назна­ча­ет каж­до­му по винов­но­сти осо­бое наказание.

Пет­ра­шев­ский лишал­ся всех прав состо­я­ния и ссы­лал­ся на каторж­ные рабо­ты в руд­ни­ки без сро­ка. Момбел­ли, Спеш­нев, Гри­го­рьев лиша­лись прав состо­я­ния и при­го­ва­ри­ва­лись к каторж­ным рабо­там в руд­ни­ках: Момбел­ли и Гри­го­рьев — к 15 годам, а Спеш­нев — к 10 годам. Досто­ев­ско­му, Дуро­ву — катор­га на четы­ре года с отда­чей потом в рядо­вые, Толю — два года каторги.

Осталь­ные были посла­ны на раз­ные сро­ки в аре­стан­ты инже­нер­но­го ведом­ства, отда­ны в сол­да­ты, сосла­ны на житьё в захо­луст­ные регионы.

На этом цере­мо­ния не закон­чи­лась. В сво­ём днев­ни­ке Досто­ев­ский вспо­ми­на­ет происходящее:

Инсце­ни­ров­ка каз­ни нало­жи­ла на всех неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние. Нико­лай Гри­го­рьев окон­ча­тель­но сошёл с ума. После все­го это­го про­цес­са Иппо­лит Дебу заключил:

Последние годы жизни Буташевича-Петрашевского

Катор­гу Пет­ра­шев­ский отбы­вал на Шил­кин­ском и Нер­чин­ском заво­дах. Мани­фе­стом 26 авгу­ста 1856 года, по слу­чаю коро­на­ции Алек­сандра II, Миха­ил Васи­лье­вич был осво­бож­дён от каторж­ной рабо­ты. Сна­ча­ла его пере­ве­ли на посе­ле­ние неда­ле­ко от Иркут­ска, а в 1858 году и в сам город. Вме­сте с ним жили его това­ри­щи Спеш­нев и Львов.

Одна­ко после дуэ­ли двух чинов­ни­ков в 1859 году, в орга­ни­за­ции кото­рой пред­по­ло­жи­тель­но был заме­шан гене­рал-губер­на­тор, Миха­ил Васи­лье­вич вме­сте с декаб­ри­стом Дмит­ри­ем Зава­ли­ши­ным начал кам­па­нию за при­вле­че­ние к ответ­ствен­но­сти Мура­вьё­ва, чем замет­но ухуд­шил своё поло­же­ние. Но окон­ча­тель­но раз­рыв с мест­ной адми­ни­стра­ци­ей про­изо­шёл после назна­че­ния ново­го гене­рал-губер­на­то­ра Миха­и­ла Кор­са­ко­ва, умствен­ные спо­соб­но­сти кото­ро­го Пет­ра­шев­ский срав­ни­вал с лошадиными.


Миха­ил Бута­ше­вич-Пет­ра­шев­ский. Фото­гра­фия. Нер­чинск. 1855 год

За про­те­сты про­тив про­из­во­ла мест­ных вла­стей его аре­сто­вы­ва­ют, а затем ссы­ла­ют во всё более глу­хие места Сиби­ри. Нако­нец 2 мая 1866 года Пет­ра­шев­ско­го пере­ве­ли в село Бель­ское, Ени­сей­ской губер­нии (ныне в Крас­но­яр­ском крае) — забро­шен­ную дерев­ню, со всех сто­рон окру­жён­ную тай­гой. Но даже в таких усло­ви­ях он про­дол­жал вести какие-то тяж­бы, писать раз­об­ла­чи­тель­ные письма.

Началь­ник губер­нии гене­рал-май­ор Павел Замят­нин докла­ды­вал гене­рал-губер­на­то­ру Восточ­ной Сиби­ри Корсакову:


Моги­ла М. В. Бута­ше­ви­ча-Пет­ра­шев­ско­го. Село Бель­ское, Крас­но­яр­ский край. Наши дни

Кру­жок Пет­ра­шев­ско­го оста­вил глу­бо­кий след в поли­ти­че­ской исто­рии стра­ны. Ни до, ни после в Рос­сии XIX века не было столь­ко мас­штаб­но­го судеб­но­го про­цес­са, с таким коли­че­ством обви­ня­е­мых лите­ра­то­ров, уче­ных и обще­ствен­ных деятелей.

Что почитать по теме:

1. Его­ров Б.Ф. Пет­ра­шев­цы. — Л.:Наука, 1988. — 236 с.
2. Лей­ки­на-Свир­ская В.Р. Пет­ра­шев­цы. — М., 1965. — 166 с.
3. Пет­ра­шев­цы в вос­по­ми­на­ни­ях совре­мен­ни­ков: Сб. мат-лов / Сост. П. Е. Щёго­лев. — М.;Л.: Госиз­дат, 1926. — 295 с.
4. Рус­ские мему­а­ры. Избран­ные стра­ни­цы (1826 — 1856) // Сост., биогр. очер­ки и прим. И. И. Подоль­ской. — М.: Прав­да, 1990. — 641 с.
5. Семев­ский В. И. M. В. Бута­ше­вич-Пет­ра­шев­ский и пет­ра­шев­цы. — M., 1922. — 217 с.

Михаил Васильевич Петрашевский (1821-1866) – русский мыслитель и общественный деятель, политик, лингвист, переводчик и журналист.

Участвовал в совещаниях, посвященных организации тайного общества, был сторонником длительной подготовки народных масс к революционной борьбе. В 1849 году Петрашевский и несколько десятков связанных с ним человек были арестованы.

mihail-petrashevskij

Петрашевский и ещё 20 человек были приговорены судом к смертной казни. Среди этих 20 человек был и великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, который входил в кружок петрашевцев.
В биографии Петрашевского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Михаила Петрашевского.

Биография Петрашевского

Михаил Петрашевский появился на свет 1 (13) ноября 1821 г. в Санкт-Петербурге. Он рос и воспитывался в семье военного врача и статского советника Василия Михайловича, и его супруги Феодоры Дмитриевны.

Интересен факт, что когда в 1825 г. на Сенатской площади декабристом был смертельно ранен генерал Михаил Милорадович, именно отца Петрашевского вызвали для оказания помощи.

Когда Михаилу было 18 лет он окончил Царскосельский лицей. Затем он продолжил получать образование в Петербургском университете, выбрав юридический факультет. После 2-летнего обучения юноша начал служить переводчиком в министерстве иностранных дел.

Помимо этого, Петрашевский стал автором и подавляющей части теоретических работ. Статьи в словаре пропагандировали демократические и материалистические взгляды, наряду с идеями утопического социализма.

Кружок Петрашевского

Важно отметить, что в личной библиотеке Петрашевского было немало запрещенных в России книг по утопическому социализму и истории революционных движений. Он был сторонником демократии, а также выступал за освобождение крестьян с земельными наделами.

Когда Петрашевскому было около 27 лет он участвовал в собраниях, на которых обсуждалось формирование тайного общества. К тому моменту биографии у него появилось свое понимание того, каким образом должна развиваться Россия.

Арест и ссылка

Михаил призывал людей к революционной борьбе против действующей власти. Это привело к тому, что 22 декабря 1849 г. его вместе с несколькими десятками единомышленников арестовали. В результате, суд приговорил Петрашевского и еще примерно 20 революционеров к смертной казни.

Интересен факт, что среди приговоренных к смерти находился уже известный на то время молодой русский писатель Федор Достоевский, который разделял взгляды Михаила Петрашевского и входил в кружок петрашевцев.

Когда революционеров из кружка петрашевцев привели на место расстрела и даже успели зачитать обвинение, неожиданно для всех смертная казнь была заменена бессрочной каторгой.

insczenirovanie-kazni-petrashevczev

Инсценирование казни петрашевцев

После всего случившегося Михаил Петрашевский был сослан в Восточную Сибирь. Местный губернатор Бернгард Струве, который общался с революционером, высказал о нем не самые лестные отзывы. Он говорил, что Петрашевский был гордым и тщеславным человеком, желавшим находиться в центре внимания.

В конце 1850-х годов Михаил Васильевич обосновался в Иркутске в качестве ссыльнопоселенца. Здесь он сотрудничал с местными изданиями и занимался преподавательской деятельностью.

Смерть

Последним местом жительства мыслителя было село Бельское (Енисейская губерния). Именно в этом месте 2 мая 1866 г. Михаил Петрашевский ушел из жизни. Он умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 45 лет.

Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич

— сын B. M. Петрашевского (см.), родился 1-го ноября 1821 года; воспитывался в Императорском Александровском Лицее, где и окончил курс в 1839 году (он был один из всего вьшуска, окончивший с чином XIV кл.) и сейчас же по выходе поступил в Петербургский университет, где и кончил в 1841 году курс юридических наук со степенью кандидата. По окончании университетского курса П. поступил в Министерство Иностранных Дел по Департаменту внутренних сношений и здесь оставался вплоть до ареста, дослужившись за это время до чина титулярного советника. Разрушительные учения, омрачавшие в то время (в 1840-х годах) политический горизонт Западной Европы и вскоре разразившиеся революциями сначала во Франции, а вслед за тем и в Германии, не оставались без отголоска среди русской молодежи. Так и П. уже в 1841 году мечтал о республиканской форме правления и изучал Фурье и других писателей того же направления. Усвоив себе взгляды Фурье, П. задался целью пропагандировать его учение в русском обществе. С этой целью он стал раздавать книги, журналы, стремился всячески влиять на молодежь. С 1845 года П. начал устраивать у себя по пятницам вечера, которые посещались очень разнообразными лицами, среди которых были, например, Достоевский, Плещеев, Пальм, Дуров, Толь, Чернышевский, Благосветлов, Салтыков, Аполлон и Валериан Майковы, Белинский и мн. другие, всего до 50 человек.

С целями пропаганды образована была также библиотека из социалистических книг, состоявшая из сочинений Сен-Симона, Фурье, Кабэ, Луи Блана, Ламменэ, О. Конта и т. д.; наконец, в сотрудничестве с Валерианом Майковым П. издал (в 1845 и 1846 гг.) 2 выпуска "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Словарь этот выходил под фирмой подставного лица Кириллова, был посвящен великому князю Михаилу Павловичу и разрешен цензурой.

В словаре этом ярко отразились все воззрения единомышленников Петрашевского, воспитанных на изучении Фурье. Так, например, составители относились отрицательно к конституции, называя ее "аристократией богатства" и ставя на первый план вопросы экономические и социальные. Во 2-м выпуске социалистические идеи составителей проглядывают еще яснее. Например, в статье "Нормальное состояние" мы читаем: "Нормально развитым обществом будет то, которое доставляет всякому из членов своих средства для удовлетворения их нужд соответственно потребностям". Словарь вышел до буквы "о", когда был конфискован по распоряжению Цензурного комитета. Наступил 1848 год. Деятельность Петрашевского далеко не была тайной, да он и не скрывался. Он бросался в глаза даже своим "неблагонадежным" костюмом; частые сборища у него молодежи были известны всем. Литографированная записка, розданная им в марте 1848 г. во время губернских дворянских выборов, оказалась каплей, переполнившей чашу. Содержание этой записки "О способах увеличения ценности дворянских и населенных имений" мало известно: в докладе следственной комиссии сказано только, что в ней автор "выходит совершенно из пределов, допускаемых законом"; известно лишь, что в ней говорилось об освобождении крестьян. Петербургский предводитель дворянства A. M. Потемкин заявил Петрашевскому по поводу этой записки, что Государю "благоугодно, дабы о сем предмете не было рассуждения", и Петрашевский этой записки нигде не читал. Однако, после ее раздачи, чиновник III отделения И. П. Липранди получил предписание раздобыть ее, после чего началось полицейское наблюдение за Петрашевским и сочувствовавшей ему группой лиц. 20-го апреля 1849 года дело было передано управляющему III Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Л. В. Дуббельту, а в ночь с 22-го на 23-е были арестованы 41 человек, а потом еще 9; к дознанию же привлечено было всего 232 человека. Была образована Следственная комиссия под председательством коменданта Петербургской крепости генерала И. А. Набокова и другая, приготовительная, под председательством статс-секретаря князя А. Ф. Голицына, — для разборки бумаг. После пятимесячной работы комиссия представила заключение, что это дело — "заговор идей", чем и объясняла трудность дальнейшего исследования, так как трудно "уличать в мыслях, когда оне не осуществились еще никаким проявлением". Тем не менее, генерал-аудитор нашел Петрашевского и его единомышленников виновными в государственном преступлении; Верховный смешанный суд, состоявший из трех генерал-адъютантов и трех сенаторов, под председательством гр. Л. А. Перовского, приговорил по Полевому уголовному уложению 21 человека к смертной казни, о которой им и было объявлено, но которая 22-го декабря 1849 года была для всех их заменена иными наказаниями. Петрашевский, в частности, был осужден на каторжные работы без срока и сейчас же отправлен в Сибирь. В 1856 году Петрашевскому каторжная работа была заменена ссылкой на поселение с правом выбрать себе место жительства. Он жил в Иркутске и был принят в доме генерал-губ. Н. Н. Муравьева-Амурского, сотрудничал в "Иркутских Губернских Ведомостях", которые начали выходить с 1857 года под редакцией Спешнева, одного из петрашевцев. Здесь была помещена его статья об Амурской кампании; кроме того, П. сотрудничал в газете "Амур". Однако в 1859 году положение П. резко изменилось вследствие деятельной роли, которую он играл в деле о дуэли между Беклемишевым и Неклюдовым, чиновниками главного управления Восточной Сибири. Дуэль эта, кончившаяся смертью Неклюдова, вызвала большие толки и подозрения. П. разослал приглашения на похороны Неклюдова и на могиле его сказал речь, в которой назвал эту дуэль "изменническим убийством". Беклемишев был предан суду, осужден, но потом помилован. Эта агитация не понравилась Муравьеву, и он прекратил с Петрашевским знакомство. Преемник Муравьева выслал Петрашевекого в Шушинскую волость Минусинского уезда; губернатор же Замятнин разрешил переместить его в Енисейский округ, в село Бельское, где Петрашевский жил в крайней бедности, совершенно одинокий. Только в 1861—1862 гг. он пребывал некоторое время в Красноярске.

Умер П. 7-го декабря 1866 года и похоронен был на средства волостного правления.

"Энциклопедический Словарь" Брокгауза; "Большая энциклопедия" Южакова; Записки И. П. Липранди в "Русск. Стар " 1872 г., т. VI и "Полярная Звезда", кн. VI, вып. 1; "Общество пропаганды в 1849 году". Лейпциг, 1875 год; "Новое Время" 1881 г., № 1790; "Молва" 1881 г., № 5; "Порядок" 1881 г., № 48; "Руссвий Инвалид" 22-го декабря 1849 г.; "Закавказский Вестник" 19-го января 1850 г.; "Петербургский Листок" 1887 г., февраль; Орест Миллер, "Биография Достоевского" (полное собрание соч. Достоевского, т. I, СПб., 1883 г.); Ф. M. Достоевский, "Дневник писателя"; Показания Достоевского: "Космополис" 1898 г., стр. 206; В. И. Семевский, "Kpecтьянский вопрос", т. II, СПб., 1888 г.; его же, "Очерки из истории крестьянского вопроса" — "Русск. Стар." 1867 г., т. LVI, стр. 424; его же, "Из истории крестьянского вопроса " — "Сборник Правоведения", т. I; "Воспоминания Головачевой-Панаевой" — "Русские писатели и артисты", СПб., стр. 197, 198. 201, 204; Пальм, "Алексей Слободин" — "Вест. Евр." 1872 г., кн. 10—12; 1873 г., кн. 2—3; П. М. Ковалевский, "Итоги живни" — "Вестн. Евр." 1883 г., № 1—3; К. К. Арсеньев, "Политический процесс 1869—1871 гг." — "Вестн. Евр." 1871 г., ноябрь, стр. 307; А. Н. Пыпин, "Характеристика литературных мнений" — "Вестн. Евр." 1873 г., кн. 7, стр. 241, 242, 243, 246; В. Р. Зотов, "Петербург в 40-х годах" — "Историч. Вестн." 1890 г., № 6, стр. 541—543; его же, "Наши энциклопедические словари" — "Историч. Вестн." 1888 г., т. XXXII; "Русск. Стар." 1881 г., № 3; 1888 г., т. LX, стр. 107 и 546; 1889 г., т. LXII, стр. 475—476; 1890 г., т. LXVIII, стр. 59—65, 376, 378, 748; 1900 г., апрель, стр. 39; май, стр. 278—279 в "Записках барона M. А. Корфа"; сентябрь — воспоминания К. С. Веселовского; Формулярный список Петрашевского.

ПЕТРАШЕВСКИЙ (правильнее Буташевич-Петрашевский), Михаил Васильевич

(1 ноября 1821 – 7 дек. 1866) – деятель российского освободит. движения сер. 19 в., организатор и руководитель первого в России социалистич. кружка (петрашевцев). Род. в семье врача. В 1832–39 учился в Царскосельском лицее. С 1840 П. служил переводчиком в департаменте внутр. сношений Министерства иностранных дел.
В начале 40-х гг. филос. искания П., нашедшие отражение в самом раннем из сохранившихся его произведений "Мои афоризмы" (1840–41), развивались в духе объективного идеализма. К этому же времени П. изучил большую часть произведений Фурье и Сен-Симона. Его волновали социально-экономические проблемы, поставленные Радищевым, декабристами и особенно Белинским.
К сер. 40-х гг. П. становится на позиции материализма: ". в мироздании. нет ничего сверхъестественного, такого, чего бы не заключалось в его природе и из нее не развивалось" (Филос. и обществ. политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 320). П. отстаивает мысль о том, что ". всякое явление природы имеет узаконенную продолжительность, свое начало и конец" и вместе с тем все возникает, развивается и ". исчезает в бесконечности. " (там же, с. 308, 383). Гл. задачу познания П. видел в раскрытии законов природы, в применении открытых законов к практич. деятельности человека, в освобождении его от суеверий и религ. догм. Материализм П. глубоко атеистичен.
В решении вопросов социальной жизни П. не вышел за пределы историч. идеализма.
Статьи П. в "Карманном словаре", его "Проект об освобождении крестьян" (1848), выступления на происходивших по пятницам регулярных собраниях петрашевцев свидетельствуют о новом этапе в развитии антикрепостнич. взглядов П. и переходе его на позиции революц. демократизма и утопич. социализма в области политич. и экономич. преобразований, что было связано с углублением кризиса крепостного строя, ростом крест. выступлений в России во 2-й пол. 40-х гг., назреванием и развертыванием бурж. революций на Западе.
В отличие от декабристов, П. в это время ставит задачу вовлечения в освободит. движение нар. масс, признает историч. закономерность крест. войн в России и в Европе. В этом его взгляды совпадают со взглядами Спешнева, Головинского и др. революц. петрашевцев. Но П. разошелся с ними в оценке роли различных социальных сил в борьбе за преобразование России и особенно в оценке степени классового самосознания крепостного крестьянства, в понимании характера крестьянской революции. П. указывал на то, что ". в крестьянах самосознание своего положения совсем не так велико, как утверждает Головинский. " ("Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 427). П. предлагал своим единомышленникам развернуть агитацию и пропаганду новых идей в городских слоях населения, "действовать на ремесленный класс народа" как более способный к организации и политич. борьбе. Политич. просвещению П. отводил решающую роль. "Главная цель состоит в том, – говорил он, – чтобы идеи и желания укоренились в массах народа, а когда будет чего желать целый народ, тогда против него ничего не может войско" (там же, с. 409). Не находя в тогдашней России сил для победоносной революции, свои надежды П. возлагал на реформу, видя в ней начало ликвидации крепостнических отношений, которую в будущем завершит народная революция.
П. был выдающимся представителем рус. социалистич. мысли в 1-й пол. 19 в. "С о ц и а л и з м не есть изобретение новейшего времени, хитрая выдумка XIX века. – он всегда был в природе человека и в ней пребудет до тех пор, пока человечество не лишится способности развиваться и усовершенствоваться" (Филос. и общественно-политич. произв. петрашевцев, с. 423). Возникновение социализма Фурье, Сен-Симона и Р. Оуэна он прямо связывал с развитием противоречий капиталистич. об-ва, ростом нищеты трудящихся. Разумеется, утопич. социалист П. был далек от того, чтобы рассматривать социализм как движение раб. класса, но, будучи революционером, осуществление социализма он связывал с борьбой нар. масс за установление своей собств. власти.
Поборник передовых общественно-политич. и филос. идей своего времени, П. объединил вокруг себя сторонников уничтожения крепостничества и установления респ. строя в России, создал крупнейшую для того времени библиотеку запрещенной лит-ры, развернул пропаганду идей утопич. социализма. В 1848–49 вместе с Н. А. Спешневым, Н. А. Момбелли и др. П. пришел к идее о необходимости создания тайного общества, к-рое должно было сплотить революц. силы страны. В апреле 1849 вместе с другими членами кружка П. был арестован. Ему было предъявлено обвинение в том, что он "первый возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства с тем, чтобы основать оное на безначалии". В декабре 1849 П. был приговорен к смертной казни, замененной затем бессрочной каторгой. Отбывал каторгу на Шилкинском и Александровском заводах в Вост. Сибири. В 1856 П. был переведен на поселение в Иркутск. До конца своей жизни П. оставался непримиримым врагом самодержавно-крепостнич. строя и глубоко убежденным социалистом. На каторге и в ссылке поддерживал дружеские отношения с др. политич. ссыльными, в т.ч. с декабристами; добивался пересмотра всего дела петрашевцев. В 1860 П. был выслан в с. Шушенское Минусинского округа, а затем в еще более далекое с. Бельское Енисейского округа, где и умер.


Соч.: Мои афоризмы или обрывочные понятия мои обо всем, мною самим порожденные; Запас общеполезного, в кн.: Дело петрашевцев, т. 1, М.–Л., 1937, с. 546–49, 552–58; О значении образования в отношении благосостояния общественного; Карманный словарь иностр. слов, вошедших в состав рус. яз.; Цроект об освобождении крестьян; Письмо к П. А. Кузьмину; Черновик письма К. И. Тимковскому (В чужой монастырь с своим уставом не ходят); Как следует поступать по этому делу, по моему мнению? [Объяснение о системе Фурье и о социализме]; [Показание] и отрывки из некоторых писем, в кн.: Филос. и общественно-политич. произв. петрашевцев, М., 1953.


Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с. 26; Арефьев В., М. В. Буташевич-Петрашевский в Сибири, "Рус. старина", 1902, т. 109, [No l]; [Энгельсон В. Α.], П., в кн.: А. И. Герцен, Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке.т. 6, П., 1919, с. 502–19; Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922; Бешкин Г., Идеи Фурье у П. и петрашевцев, М.–П., 1923: Берви-Флеровский В., Записки революционера-мечтателя, М.–Л., 1929, с. 12–19; Никитина Ф., Обществ.-политич. и филос. взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории рус. философии XVIII–XIX вв., М., 1952; Огарев Н. П., Предисл. [к сборнику "Рус. потаенная лит-ра XIX века"), в его кн.: Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1, М., 1952; Герцен А. И., Собр. соч., т. 1–30, М., 1954–65 (см. указат.); Записка о деле петрашевцев. Рукопись Ф. Н. Львова с пометками М. В. Буташевича-Петрашевского. Публикация В. Р. Лейкиной-Свирской, в кн.: Лит. наследство, т. 63, М., 1956; [Мартыновская В. С.], Социально-экономич. воззрения петрашевцев, в кн.: История рус. экономич. мысли, т. 1,ч. 2, М., 1958, гл. 15; Волк С. С., Петрашевцы, БСЭ, 2 изд., т. 32, [М., 1955].

В. Евграфов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

ПЕТРАШЕВСКИЙ (Буташевич- Петрашевский), Михаил Васильевич

(1.XI.1821 - 7.XII.1866) - рус. революционер. Сын врача. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1839) и юридич. ф-т Петерб. ун-та (1841). Служил переводчиком в Мин-ве иностр. дел. В 1844-46 занимался составлением и редактированием Карманного словаря иностранных слов. В 1845-49 собирал у себя постоянные "пятницы", получившие широкую известность в Петербурге. Имел многочисл. связи в разных кругах и организовал умелую пропаганду передовых идей. Посетители П. пользовались богатой библиотекой запрещенных книг для знакомства с материалистич. философией, теориями утопич. социализма и историей революц. движений. П. признавал себя социалистом, сторонником Ш. Фурье. Выступал за демократизацию России, уничтожение крепостничества и самодержавия, стоял за респ. строй и освобождение крестьян с землей. Понимая неизбежность нар. революции для коренной перестройки общества, считал необходимой длительную подготовку масс в России к революц. борьбе. Стремился использовать различные практич. пути для пробуждения политич. активности общества. На "пятницах" П. все более открыто выражалось недовольство обществ. строем крепостной России и укреплялось, особенно после европ. революций 1848, стремление к активным действиям. В кон. 1848 П. участвовал в совещаниях о создании тайного об-ва. По делу петрашевцев был приговорен к расстрелу, замененному бессрочной каторгой, к-рую отбывал в Вост. Сибири. С 1856 - ссыльно-поселенец. Участвовал в создании сибирской печати. За выступления против местных властей в февр. 1860 выслан из Иркутска и в дальнейшем неоднократно подвергался репрессиям. О преследованиях П. писал "Колокол". П. приобрел широкие связи в кругу сибирской интеллигенции и ссыльных, в т. ч. поляков. В течение 10 лет добивался сначала пересмотра приговора по делу петрашевцев, затем восстановления своих прав. После прошения на имя Александра II в 1865, где П. обличал сибирскую администрацию, ему было запрещено обращаться с жалобами. Умер в с. Вельском Енисейского округа.

Соч. в кн.: Дело петрашевцев, т. 1, М.-Л., 1937; в кн.: Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, М., 1953; Письма из ссылки, "Звенья", 1933, т. 2.

Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; его же, М. В. Буташевич-Петрашевский в Сибири, "ГМ", 1915, No 1, 3, 5; Энгельсон В., Петрашевский, в его кн.: Статьи. Прокламации. Письма, М., 1934; Демор В. П., M. В. Петрашевский (Буташевич), П., 1920; Никитина Ф. Г., Обществ.-политич. и философские взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории рус. философии XVIII-XIX вв., М., 1952; ее же, Революц. демократизм М. В. Петрашевского, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1954, т. 23, Тр. кафедры философии, в. 1; Прокофьев В., Петрашевский, М., 1962.

В. Р. Лейкина-Свирская. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

Литературно-исторические заметки юного техника


В биографии Буташевича-Петрашевского нет практически никаких загадок, она подробно изучена такими столпами российской и советской исторической науки, как В.И. Семевский, В.Р. Лейкина-Свирская, М.В. Нечкина, Б.Ф.Егоров, В.А. Десницкий.

Детство и юность

Михаил Васильевич родился в Санкт-Петербурге, в семье придворного штаб-медика Василия Михайловича Буташевича-Петрашевского (1787-1845). Его крестным отцом был, не больше не меньше, сам император Александр I. Правда, в качестве заместителя монарха у купели новорожденного стоял герой Отечественной войны 1812 года граф Милорадович. По иронии судьбы, именно Петрашевскому-старшему пришлось через четыре года вытаскивать из умирающего графа Милорадовича пулю декабриста Каховского. По происхождению Михаил Васильевич был дворянин. Его мать, Феодора Дмитриевна Фалеева (1802-1867), женщина жёсткая и своенравная, практически всеми биографами Петрашевского представляется неким семейным деспотом. Она имела несколько крупных поместий, доставшихся ей по наследству от состоятельных родственников, владела в Петербурге доходными домами. Своего мужа-подкаблучника Феодора Дмитриевна откровенно презирала, сына ненавидела за его строптивость, а дочь кормила так скудно, что вскоре добилась полного расстройства её здоровья.

Фурьерист-утопист

Кружок Петрашевского

Осенью 1845 года в доме Буташевича-Петрашевского на окраине тогдашнего Петербурга стали собираться студенты, учителя, молодые офицеры, чиновники, художники, журналисты и писатели. Объединило их вначале чтение книг из уникальной библиотеки Михаила Васильевича. Затем собрания стали регулярными. В течение четырёх лет (1845-1848), по пятницам, у Петрашевского собиралось от 20 до 30 человек. За докладом одного из присутствующих обычно следовало обсуждение социалистических теорий, научных, общественных и политических вопросов. В собраниях петрашевцев принимали участие Ф.М. и М.М. Достоевские, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Н. Майков, А.Г. Рубинштейн, С. Дуров, П.П. Семенов (Тян-Шанский), состоятельный курский помещик Н.Спешнев, гвардейские офицеры Н.П. Григорьев, Н. Момбелли, А.Пальм и другие. Сам Буташевич-Петрашевский весьма эмоционально говорил о фурьеризме, о гласном и общественном суде, об отмене крепостного права. Он считал, что только мирная агитация может способствовать переменам в сознании и общественном устройстве.

Дело петрашевцев

Желание Михаила Васильевича эпатировать окружающих не ограничивалось по-мальчишески хулиганскими, бессмысленными выходками.

Ещё в 1847 году, после неудачной попытки внедрить в своём имении фаланстер, пострадавший помещик Буташевич-Петрашевский представил в следственную комиссию записку, в которой уверенно доказывал, что в 5-6 лет учение Фурье может осуществиться, поэтому он не оставит попытки воплощать на практике социалистические идеи.

В феврале 1848 года, когда Европа уже пылала пожаром очередной буржуазной революции, Петрашевский подал в петербургское дворянское собрание записку об увеличении ценности дворянских имений. В этом опусе он предлагал дать купцам право покупать дворянские имения с личным при этом освобождением крестьян этих имений, учредить земские кредитные учреждения, земледельческие банки, понизить процент по залогу имений в казенных кредитных установлениях, улучшить формы судопроизводства и установить надзор за администрацией. Радикализм Петрашевского выразился в рекомендации начать немедленную реформу суда, ускорить мероприятия по отмене крепостного права. Вынесение либеральных идей на всеобщее обсуждение, да ещё в письменной форме, не могло не привлечь внимания III Отделения.

Через 13 месяцев наблюдение за собраниями в доме Петрашевского было закончено. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года титулярный советник М.В. Буташевич-Петрашевский вместе с другими активными участниками кружка подвергся аресту и заключению в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.


Военный суд приговорил 21 петрашевца (в том числе Петрашевского, Достоевского, Дурова, Спешнева, Григорьева) к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге разыгралась инсценировка их казни. Приговорённым прочли конфирмацию смертного приговора; подошёл с крестом в руке священник в чёрной ризе, переломили шпагу над головой дворян. На всех, кроме Пальма, надели предсмертные рубахи. Петрашевскому, Момбелли и Григорьеву завязали глаза и привязали к столбам. Офицер скомандовал солдатам целиться. Григорьев, который и без того от одиночного заключения несколько повредился в уме, в эти минуты совсем его лишился. В последнее мгновение ударили отбой. Привязанным к столбу развязали глаза и объявили об отмене смертной казни. Затем всех отправили обратно в крепость, за исключением Петрашевского, которого тут же на плацу усадили в сани и с фельдъегерем отправили прямо в Сибирь, в бессрочную каторгу.

Петрашевский в Сибири

Из письма М.В. Петрашевского к матери, Феодоре Дмитриевне:

Пешком в составе партии каторжников Петрашевский проделал путь из Тобольска в Иркутск, затем в Нерчинск. Зимой. Семья не оставляла его: мать посылала необходимые вещи и деньги, сестра Елизавета Васильевна и двоюродный брат И.А. Вахрушев ходатайствовали о смягчении приговора, навещали Петрашевского в ссылке.

В Иркутске, вместе с декабристом Д. Завалишиным, Петрашевский начал кампанию против генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, замешанного в деле убийства на дуэли чиновника Неклюдова. За это бывший каторжник был выслан в село Шушенское Енисейской губернии.

Енисейский губернатор хлопотал, чтобы Петрашевскому назначили местом ссылки Туруханск, но высшее начальство оказалось гуманнее. Его снова выслали в Минусинский округ, сначала в Шушенское, а затем в Кебеж. Однако и здесь Петрашевский не угомонился. Он пишет свои разоблачительные корреспонденции, лечит крестьян, становится добровольным ходатаем по их делам.

Безвинно пострадав в самом начале, М.В. Буташевич-Петрашевский всю оставшуюся жизнь находил в себе силы для неравной борьбы, но так и не нашёл мужества, чтобы просить прощения у тех, кого сделал несчастными. Доставив много горя своим близким, он пользовался, как должным, их расположением и участием, но так и не покаялся перед ними…

Читайте также: