Кто такой и н никитин при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русский художник Никитин Иван Никитич . Автор картин: Петр I на смертном ложе; Портрет Анны Петровны, дочери Петра; Портрет Елизаветы Петровны ребенком; Портрет Марии Яковлевны Строгановой; Портрет Петра I.; и многих других.

Никитин Иван Никитич (1680-1742)

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Русский живописец-портретист Иван Никитич Никитин родился, приблизительно в 1690 и скончался не ранее 1742 года. Считается основателем русской портретной школы 18 века. Никитин родился и вырос в Москве, в семье священнослужителя Никиты Никитина, служившего в соборе, в Измайлове, был братом художника Романа Никитина и священника Иродиона Никитина, позже ставшего настоятелем Архангельского собора в Москве.

Учился живописи в Москве, был, возможно, подмастерьем голландского художника, некоего Шхонебека, работавшего в гравюрной мастерской Оружейной Палаты. В 1711 году перебрался в Санкт-Петербург, и вновь стал подмастерьем Иоганна Таннауэра, немецкого живописца, в числе первых принявших приглашение Петра Первого перебраться в Санкт-Петербург и начать обучать живописи российских живописцев.

С 1716 по 1720 годы учился живописи в Венеции и Флоренции, в Италии, куда, в числе двадцати русских художников, вместе с братом Романом, был послан на государственную пенсию. Ему довелось изучать живопись у таких выдающихся мастеров того времени, как И. Г. Дангауера и Томмазо Реди. После возвращения из Италии Иван Никитич Никитин становится придворным живописцем. Его рукой написан портрет умирающего Петра I. В 1732 году был арестован вместе с братом Романом, также художником, по делу о распространении пасквилей на Архиепископа Феофана Прокоповича. В течении пяти лет содержался в Петропавловской Крепости в качестве наказания был бит плетями и отправлен в Тобольск на пожизненное поселение. Однако, в 1741 году, после кончины Анны Иоанновны, был помилован и получил разрешение вернуться в Санкт-Петербург. Отправился в путь в 1742 году, но заболел и умер по дороге.

Ты замечательный историк Лада! Спасибо.

Если бы сейчас была молодая и выбирала профессию, наверно, пошла бы на искусствоведческий факультет.
Спасибо, Серёжа!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 351.

Никитин Иван Никитич (ок. 1680 - не ранее 1742), живописец. Происходил из среды московского духовенства. Вначале обучался граверному делу в типографической школе при Оружейной палате.

Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится передать индивидуальные черты модели (портреты цесаревны Анны Петровны, царевны Натальи Алексеевны, оба до 1716).

В 1716 Никитин и его брат Роман в числе первых были посланы в Италию: в Венецию и Флоренцию. В 1719 Никитин с блестящим аттестатом вернулся в Россию. Радушно принятый Петром I, Никитин становится придворным живописцем. В портретах канцлера Г. И. Головкина, “напольного гетмана”, юного барона С. Г. Строганова, написанных в 1720-е, Никитин добился точности и убедительности передачи характера личности петровского времени, достиг высокого уровня понимания натуры и профессионализма. В январе 1725 Никитин был приглашен во дворец, чтобы в последний раз запечатлеть своего покровителя (“Петр I на смертном ложе”).

В 1732 Никитин с братьями был привлечен в политическому процессу, в 1737 был бит кнутом и сослан в Тобольск.

Никитин Иван Никитич (ок. 1690 - 1741). О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.

Об увлечении Никитина живописью стало известно Петру I. Царь поручил заниматься с Никитиным И. Г. Таннауеру, который приехал в Россию в 1711 году и, как все иностранцы, дал обязательство обучать "русских людей всему, что сам умеет". У Таннауера он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство. Одновременно с занятиями Никитин помогал Таннауеру выполнять заказы. Первым учителем Никитина по рисунку считается голландский гравер А. Шхонебек.

28 сентября 1714 года датирован подписанный Никитиным портрет Прасковьи Ивановны - племянницы Петра 1 (ГРМ). Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. Но в облике милой и привлекательной девушки чувствуется стремление художника не только к внешнему сходству. Он раскрывает внутренний мир дели, наделяя его поэтическим содержанием.

До поездки за границу Никитин выполнил еще ряд портретов: Натальи Алексеевны - любимой сестры Петра I (ГТГ), казака в красном кафтане (1715, Харьковский художественный музей). Все они отличаются стремлением к реалистической передаче образа, вдумчивым отношением к характеристике человеческой личности.

В "походном журнале" 1715 года есть запись: "Его величества половинную персону писал Иван Никитин". Существуют доводы, что здесь в виду изображение Петра I на фоне морского сражения (Екатерининский дворец-музей, гор. Пушкин). Ранее портрет считался работой Таннауера или Каравака, но он значительно выразительнее, чем остальные их произведения.

Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. В 1716 году среди двадцати человек, имевших способности к искусству, были посланы как пенсионеры в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом. О том, какие надежды возлагались на Никитина, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года: "Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, то попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; так же и протчих, каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашево народа добрыя мастеры".

Портрет "свата", о котором упоминает в письме Петр, Никитин написал позднее (1720-е, ГТГ). Речь идет о канцлере Г. И. Головкине, который был сватом на свадьбе племянницы Петра I Екатерины Ивановны.

В изображении Головкина сочетается индивидуальная характеристика с раскрытием значительности этой личности как государственного деятеля, заключившего на своем веку (как гласит надпись на обратной стороне портрета) 72 "трактата" с иностранными правительствами.

По прибытии Никитина в Италию русский посол П. И. Беклемишев помог ему поступить в Венецианскую Академию художеств. Приблизительно через год русские пенсионеры переехали во Флоренцию, где по просьбе Беклемишева им покровительствовал сам Тосканский герцог Козимо III Медичи. Руководил занятиями по живописи профессор Флорентийской Академии художеств Т. Реди. Большое влияние на художественное образование Никитина оказало знакомство с произведениями великих итальянских мастеров.

В начале 1720 года братья Никитины возвращаются в Петербург имея при себе письма и грамоты от Беклемишева и герцога Тосканского с лестными отзывами об успехах в учении.

Петр тепло встретил своего "пенсионера". Он присвоил ему звание "двора его величества персонных дел мастера", подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину. В одном из проектов будущей Академии художеств И. Н. Никитин намечался на пост директора. Многочисленные портреты, созданные им по возвращении, говорят о зрелости таланта художника.

Решить вопрос об авторстве работ Никитина очень трудно. Подписных имеется только три. Приписывается Никитину портрет Петра I в круге (ГРМ), лучшее прижизненное изображение Петра. Возможно, это тот самый портрет, о котором написано в "походном журнале" Петра 1721 года: "на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван".

Несмотря на внешне камерное решение, Петр I показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума. Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре (1725, ГРМ). Времени было мало; портрет написан беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника.

Подлинным шедевром русской портретной живописи является портрет "Напольного гетмана" (1720-е, ГРМ). Художник создает здесь обаятельный в своей человечности облик неизвестного сподвижника Петра. Он суров и мужествен. Годы и испытания наложили печать на его лицо. Пристален взгляд умных воспаленных глаз из-под седых бровей. Открытая композиция, как бы непосредственно представляющая портретируемого, простой сдержанный колорит - под стать облику модели.

Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, - "Куликовская битва" (ГРМ). В последней частично использована композиция гравюры итальянца А. Темпеста, но персонажи, естественно, из русской истории. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). Условная по композиции, картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям XVII века. Это не было случайным в творчестве художника. Вскоре после смерти Петра I, в связи с переменами в политической обстановке, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения.

Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. В начале 30-х годов братья Никитины были арестованы по делу о составлении памфлета на Феофана Прокоповича. Из Москвы их отправили в Петербург, в Тайную канцелярию, а затем поместили в Петропавловскую крепость. Следствие длилось более пяти лет. Несмотря на то, что вина Никитина была мала, в ноябре 1737 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны "Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом". Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества. В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей).

Во время следствия Никитин написал портрет начальника Тайной канцелярии генерала А. Ушакова (ГТГ), на что тот, возможно, ответил художнику некоторыми послаблениями. Даже в Тобольске, куда братья были отправлены на жительство, Никитин писал. В архивах есть указание на существование портрета тобольского митрополита Антония Стаховского.

Известные нам работы - далеко не все, что сделал родоначальник русского портрета. Художник писал портреты Екатерины I, дочерей и внука Петра I, А. Меншиков а с семьей, князей Голицыных и Долгоруких, им созданы иконостасы, образа.

После смерти Анны Иоанновны дело Никитиных было пересмотрено, и по указу Анны Леопольдовны в 1741 году братья получили разрешение вернуться. По дороге тяжелобольной художник скончался.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Читайте также: