Кто такие усуни кратко

Обновлено: 04.07.2024

Усуни (кит. 烏孫 ) — кочевое племя индоевропейского (индоиранского) [2] [3] [4] [5] [6] [7] либо тюркского [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] происхождения, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с II в. до н. э. [20]

Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу [9] . Столица усуней Чугу-чэн [21] (Кызыл Ангар [ уточнить ] , город Красной долины [10] [11] [12] ) предположительно находилась на берегу Иссык-Куля (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Киргизии). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную [22] . Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища [10] , имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем [11] [12] [22] . Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах [22] [ неавторитетный источник? ] .

Вопрос с историографией по усуням (уйсуням) весьма запутан.

Один из первых и сложных вопросов - Где они проживали при своем образовании как этноса?

В древности они проживали от оазиса Дунхуань (западная провинция Китая Ганьсу) и далее по горному хребту Яньшань, который тянется до Желтого моря.

За эту территорию они постоянно воевали с ираноязычными юэчжами. И то откатывались к Желтому морю, то возвращали эти земли назад.

Земли эти и сейчас пустынные, что говорит о том, что уйсуни скорее всего были полукочевым или кочевым народом. Уйсуни вытеснили в горы древнейших насельников этих земель - одно из племен Жунов - Сижунов.

Жуны (кит. трад. 戎, пиньинь Róng, палл. жун — букв. воинственное племя) — китайское название племён, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу (1123—254-е годы до н. э.). Традиционно рассматриваются как протомонгольские и прототангутские племена.

Жуны (кит. трад. 戎, пиньинь Róng, палл. жун — букв. воинственное племя) — китайское название племён, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу (1123—254-е годы до н. э.). Традиционно рассматриваются как протомонгольские и прототангутские племена.

В конце III века Усуни были окончательно разгромлены юэчжами и бежали в пределы Хунну, где уже образовалось кочевое государство под властью шаньюя Модэ.

Юэчжи (кит. 月氏, 月支), асии (у греков) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Фараруд и Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю. Юэчжи — восточно-иранский народ, язык юэчжи был родственен языкам других иранских народов; соответственно, юэчжи не являются потомками таримцев.

Юэчжи (кит. 月氏, 月支), асии (у греков) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Фараруд и Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю. Юэчжи — восточно-иранский народ, язык юэчжи был родственен языкам других иранских народов; соответственно, юэчжи не являются потомками таримцев.

Усуни были повторны разбиты воинами шаньюя Модэ, который поступил с ними милостиво:

Сына убитого в битве владетеля усуней Моде взял в свою орду в качестве приемного сына. Когда он вырос, то он передал ему в руки управление над усунями и присвоил ему титул Гуньмо.

Конечно, Моде сделал это не из жалости. Ему нужны были опытные воины, знакомые с тактикой и стратегией юэчжей.

Усуни были поселены на западной границе владений Хунну. То есть, в современной Восточном Туркестане, где их обычно и локализуют историки.

Накопив силы за время, которое они провели среди могущественных Хунну, усуни организовали полномасштабное наступление на юэчжей и полностью изгнали их с территории современного Восточного Туркестана.

Но усуни не успокоились и на этом. Они вторглись в современное казахстанское Семиречье, и изгнали юэчжей оттуда. С тех пор усуни стали коренными насельниками этих земель. Сейчас этноним Усунь используется как основной этноним Старшего жуза казахов.

А юэчжи после изгнания их из Семиречья также не потерялись. Под именем кушан и эфталитов они завоевали огромные пространства от Сырдарьи до восточных границ Ирана и северных территорий Индии.

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

130524_1
Усунь. 3-1 в до н.э.

В конце концов и Цылими пал жертвой заговора - он был зарезан одним из притворно подчинившихся ему удельных князей.

130524_2
Усуньский землевладелец

Один из них был в местности Минбулак (Таласская долина), где в естественных заповедных условиях обитали стада маралов. Второй - в восточной части Чуйской долины - описан средневековым арабским историком Табари: «У хакана были заповедные луг и гора, к которым никто не приближался и не охотился там, они оставались для войны. Продолжение луга - 3 дня и горы - 3 дня (пути) (Волин с. Сведения арабских источников IX - ХУI веков о долине реки Талас и смежных районах / / Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. - Алма-Ата, 1960. - С. 76.). Такие заповедные земли всегда оставались не потравленными скотом и использовались для откорма боевых коней и нагула отар на случай военных действий.

Эти погребения были настолько убоги, что первые исследователи таких курганов близ с. Чельпек (в Прииссыккулье) М.В. Воеводский и М.П. Грязнов принимали их не за могилы рядовых скотоводов, а за жалкие погребения их рабов (Воеводский М.В., Грязнов М.П. Усуньские могильники . ). Формирование классового общества сопровождалось народными волнениями, бунтами, откочевками, заговорами, которые приводили даже к убийствам кунбагов(История Казахской ССР. - Т. 1. - С. 303-304.).

Соседние владетели считались с государством усуней. Иногда послов усуней принимали с большим почетом, чем китайских; кунбаги женились на гуннских и китайских принцессах. Ханьский Китай стремился установить дружественные отношения с государством усуней, чтобы использовать их силы в борьбе с гуннами.

Черепа из погребений усуней, раскопанных в Киргизии, в основном европеоидные и похожи на черепа саков, но с большим процентом монголоидной примеси (Дебец Г.Ф. Проблема происхождения киргизского народа в свете антропологических данных / / Тр. Киргизской археолого-этнографической экспедиции. - Т. 1. - М., 1956. - С. 10.).

В конце первой половины I тыс. н. э. усуни теряют свое былое могущество. Их поглотили западнотюркские племена. Но это новая, местами также еще загадочная страница истории Киргизстана. От этих времен сохранились каменные скульптуры древних тюрков - местного этнического пласта, на базе которого позже, в XV-XVI вв., сформировалась киргизская народность. Каменные истуканы не спешат открывать тайны своего происхождения даже специалистам.

Они суровы и жестоки,

Их бусы - грубая резьба.

И сказок камня о Востоке

Н е понимают ястреба.

Стоит с улыбкой неnодвижной

Забытая неведомым отцом,

И на груди ее булыжной

Блестит роса серебряным сосцом.

Хлебников Велимир. Ладомир: Поэмы, стихотворения. - Элиста, 1984. - С. 51.

Легенда о происхождения усуней традиционна для Востока. Из легенды следует, что после нашествия врага в живых остался младенец, брошенный в поле. Его вскормила волчица. Во время охоты мальчика находит гуннский владетель. Когда мальчик подрос, ему поручают командовать гуннскими войсками. Восхищенный отвагой и мужеством молодого воина гуннский правитель возвращает ему земли предков,

Усуни и кангюйцы стояли на более высокой ступени социального развития, чем их предшественники яксартские саки. Имущественное неравенство среди усуней появилось раньше, чем в других племенах. Накопление богатств в отдельной семье изменило устои родовой организации и привело к появлению феодальных отношений. Усуньские владетели и племенная аристократия закрепляют за собой лучшие земельные угодья, ранее принадлежавшие общине, превращают их в свои запретные пастбища (корук), на которых паслись только их многочисленные стада. Устанавливается право наследования.

В 108 году до н.э. ставку усуньского гуньмо на берегах р. Или посетил китайский посол Чжан-Цянь (Чань-Кянь). В своем стремлении ослабить могущество гуннов китайцы старались установить дружеские связи с владетелями, земли которых находились западнее р. Сырдарьи, путь туда лежал через земли усуней. Задачей Чжан-Цяня было склонить усуньского гуньмо к заключению союза с Китаем с целью возобновления войны с гуннами. Однако усуни к такому предложению отнеслись сдержанно и лишь через год, убедившись в могуществе Китая, они заключили с ним союз. В 107 г. до н.э. гуньмо, по донесению своего посланника узнав о могуществе Китая и, имея желание освободиться от зависимости от гуннов, решил задобрить императорский двор и отправил в Китай послов с 1 000 лошадей в качестве дара. Чтобы закрепить союз родственными связями, он просил себе в жены китайскую принцессу. Феодальные правители Китая охотно приняли предложение гуньмо. Китайская принцесса была отправлена в год правления Юань-Фыня (107 г.до н.э.), ей были пожалованы китайские колесницы, одеяние и несколько сот чиновников, евнухов и прислуги (Бичурин, II, с. 192). Как сообщает китайская летопись, гуньмо, не желая портить отношения с гуннами, дочь гуннского тенгри-кута объявил старшей женой, а китайскую принцессу — младшей.

Китайские императоры в стремлении сделать усуней друзьями и в последующее время выдавали своих дочерей за усуньских гуньмо. Каждую принцессу сопровождали чиновники и слуги (более 100 человек), которые были обязаны научиться языку усуней. В результате такой тактики в 80-х годах I в. до н.э. китайцы достигли успеха, посеяв рознь между гуннами и усунями. В 75 г. до н.э. гунны, выступившие против усуней, заняли часть их земель. Усунский вождь Унгар-би (Унгуйми) попросил у китайцев помощи. В его распоряжение поступило 150 000 конницы во главе с пол-ководцем Чан-Хай. В 77 г. до н.э. Унгар-би с войском в 200 000 человек выступил против гуннов и одержал победу, захватив в плен 40 000 человек и свыше 700 000 голов скота.

Во время правления Унгар-би (70-60 г. до н.э.) земли усуней раскинулись далеко за пределы Семиречья. В их подчинении находился весь Восточный Туркестан, которым управлял один из сыновей Унгар-би.

Усуни сочетали кочевое скотоводство с. оседлым земледелием, имели широкие торговые связи с Китаем. В обмен на коней и продукты скотоводства они получали шелк, художественные изделия, рис и др. В Семиречье было много небольших селений и поселений городского типа. Археологами обнаружены усуньские городища у подножий Заилийского Алатау в Талгаре, Аксае, Каргалы, Каменке, на берегу Иссык-Куля город Чигу, на р. Или — Канграс (в китайской транскрипции Хынлос). В городищах обнаружены предметы гончарного, кузнечного и ювелирного искусства. Уникальные по красоте украшения из золота, инкрустированные цветными камнями свидетельствуют о том, что в те времена были мастера гранильного дела и художественного литья. Усуньские мастера владели техникой ковки, чеканки, штамповки, гравировки по металлу, резьбы по камню и дереву. Усуньские мастера изготовляли орудия из железа, необходимые для хозяйства, строительного дела, земледелия, охоты и боевые оружия. Ножны, рукоятки холодных оружий, колчаны, седельные и уздечные наборы, конские сбруи украшались инкрустацией, орнаментом, изображениями животных.

Древние усуни поклонялись огню, небу, солнцу и луне. С этим верованием у них связано много обычаев. При раскопках кургана в Каргалы была найдена золотая пластина с изображением зверей. На основании таких находок и сведений из источников ученые пришли к выводу о том, что усуни имели отношение к созданию 12-ти летнего звериного календаря. Древние авторы отмечали одну из особенностей усуней — женщины у них пользовались особым почетом. Слово усунь представляет собой синоним Улы-жуз — Старший жуз. Племенной состав Старшего жуза: дулаты, албаны, суаны, сары-усуни, сргели, ысты, ошакты, шапырашты, шанышкылы, канглы, жалаиры.

Узел этнических и политических проблем объединения племен в единую этническую общность зародился в Южном Казахстане в среде усуней и канглы, в результате чего постепенно формировался политический каркас, во многом подготовивший процессы консолидации протоказахских племен.

Читайте также: