Кто такие отцы церкви кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отцы Церкви (греч. Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, иерархической организации и богослужения Церкви, составлении канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических). Считается, что Отцов Церкви отличают ортодоксальность учения, святость жизни и признание Церкви; католические исследователи добавляют к этим критериям древность.

Ортодоксальность учения обозначает, что отец Церкви, как всякий учитель вообще, должен отличаться необходимой для его деятельности образованностью и в Церкви своего времени пользоваться авторитетом учителя в делах веры, иметь перед Церковью заслуги в области учительства, являясь постоянным выразителем православного учения На этом основании церковь требовала строгого православия и отказала в наименовании отцом Церкви всем тем церковным писателям, которые отклонялись от церковного учения или, по крайней мере, давали повод сомневаться относительно своего постоянства в православии, несмотря на их учёность и заслуги перед Церковью и богословской наукой.

Святость жизни естественным образом вытекает из того, что между истинной церковной учёностью и святостью жизни есть самая тесная внутренняя связь: усвоение Откровения состоит не в приобретении только известного количества знаний, но относится ко всей личности человека и находит выражение в соответственном поведении. Поэтому в качестве духовного отца может почитаться лишь тот, кто не только своими произведениями, но также и собственным примером способствует возникновению и развитию духовной жизни.

Признание Церковью. Право признания обозначает, что только Церковь сама может определить, кто из церковных писателей сравнительно точно выражает её учение и осуществляет в своей жизни в возможной для человека степени нравственный идеал христианства. Признание выражается в различных формах: некоторых из отцов Вселенские соборы указывают как свидетелей истинной апостольской веры, основывая на их писаниях свои вероопределения; творения других назначены были для чтения в богослужебных собраниях; некоторых указывают как верных свидетелей учения другие писатели, почитаемые Церковью в качестве отцов.

Подведём итог. Так называемые Отцы Церкви были очень образованными людьми, часто выходцы из знатных семей, которых Бог призвал на служение, зачастую с юного возраста. Как правило, путь служения они начинали в роли пустынников и иноков, проводя в уединении, молитве и труде многие годы, достигая святости. Господь даровал им различные дары. Достигая святости, они, как правило, являлись чудотворцами, и в то время не было редкостью крещение огнём и духом, о чём и говорил в своё время Господь. По достижению высокого духовного уровня, они направлялись Господом для учения других подвижников, организовывали монастыри и проводили большую просветительскую деятельность среди христиан. Соответственно писали труды, в которых из практического своего опыта объясняли все тонкости учения Христа.

Если взять аналогию с наукой, то каждая наука имеет свой фундамент, созданный выдающимися учёными. Без данной базы невозможно продвинуться далее. Так и в деле веры. Святые отцы церкви создали прочный фундамент, на котором стоит и поныне церковь Христова. В православной традиции рекомендуется изучение трудов Отцов Церкви для полного понимания учения Христа.

Киприан Карфагенский †258, Антоний Великий (Египетский) †356, Ефрем Сирин †373, Афанасий Великий (Александрийский) †373, Макарий Великий †391, Василий Великий (Кесарийский) †379, Иоанн Златоуст †407, Григорий Нисский †ок. 394,Максим Исповедник †662. Это далеко не полный список святых Отцов Церкви.

Кто хочет глубже понять учение Христа изучайте труды святых отцов Церкви.


Отцы Церкви (греч. Εκκλησιαστικοί Πατέρες ; в Православии Святые Отцы) — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность. Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией.

В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Обычно святоотеческий период считают завершившимся на Западе на св. Исидоре Севильском, на Востоке — на Иоанне Дамаскине.

Список отцов церкви

См. также

Литература

Ссылки

    — форум, посвящённый Священному преданию, богословию и патрологии

Собрания творений Св. Отцов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Отцы Церкви" в других словарях:

отцы церкви — традиционное название деятелей христианской церкви II VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский,… … Энциклопедический словарь

Отцы Церкви — (святые отцы) традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы Церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский … Исторический словарь

Отцы церкви — (“святые отцы”), традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОТЦЫ ЦЕРКВИ — традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский, Василий… … Большой Энциклопедический словарь

ОТЦЫ ЦЕРКВИ — см. Патристика. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Отцы Церкви — (святые отцы) те из церковных писателей, произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения. Когда говорят об отцах Церкви, то обычно имеют в виду великих богословов, таких как, например, святые Игнатий … Православие. Словарь-справочник

ОТЦЫ ЦЕРКВИ — термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания. Благодаря этим авторам церковь восприняла философию и культуру греко римского мира, усваивая ее здравые элементы, и… … Энциклопедия Кольера

Отцы церкви — Три святителя Отцы Церкви (в Православии Святые Отцы) почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению… … Википедия

"ОТЦЫ ЦЕРКВИ" — традиционное назв. виднейших деятелей христ. церкви 2 8 вв., создавших ее догматику и организацию. Гл. О. ц. в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий Великий, в православии Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн… … Советская историческая энциклопедия

Святоотеческое наследие - это прямое продолжение учения Христа и апостолов. Писания Отцов Церкви представляются неотъемлемой частью православного Предания. Кто же такие Отцы и Учители Церкви? Чем они отличаются от обычных богословов?


С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.

Теологу́мен — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения. Если же теологумен был осуждён на церковном соборе, то он превращается в ересь.

Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.

Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения. Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты на вселенских соборах. Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения (как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия (например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского). В этом отношении особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.

Учителя Церкви

Греческая Церковь знает только трёх великих Вселенских Учителей - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.


Следует отметить, что у протестантов Отцы Церкви не имеют особенного авторитета, и рассматриваются как исторические свидетели древнецерковной веры, ценные своей эрудицией и древностью. Возражения против их догматического авторитета основываются на их потенциальной возможности согрешить и редкой достижимости согласия (лат. consensus patrum).

Естественно, что святоотеческие творения не объемлют всю полноту церковного Предания, а представляют собой только часть его, наряду с постановлениями Вселенских Соборов, богослужением, церковными обычаями и т.д. Кроме того, творения святых отцов - это памятники церковной письменности.

Современные богословы

Произведения Отцов Церкви, особенно греческая патристика, по мысли почти всех богословов, являются образцовым богословием. У современных богословов могут быть свои, частные мнения, отличающиеся от мнений других богословов, они могут говорить от себя, но их личный голос никогда не должен звучать изолированно или обособленно. Современное православное богословие должно быть дальнейшим развитием Предания Отцов Церкви.

Выдающийся православный богослов протоиерей Георгий Флоровский считал, что понятийный аппарат богословия необходимо развивать в русле современности, оставаясь, при этом, в системе понятий греческой патристики. Он выступал против любых попыток переформулировать догматы в угоду современным веяниям и подчеркивал важность святоотеческих трудов для современного богословия. Так, например, современный богослов, профессор МДА А.И.Осипов являет собой пример в доступном для понимания изложении христианских догматов и основ православной веры. Благодаря его лекциям, людям открывается, что такое Христианство, Православие, Бог.

Заключение

Святые Отцы более всякого греха боялись впадения в ересь. Было немало богословов, которые балансировали на грани ереси или переступали через эту грань, но за порогом Церкви оставались, как правило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разуму Церкви. Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки, Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия. Поэтому, боясь ереси, Отцы Церкви не боялись ошибок, зная, что безошибочность не свойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковь исправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту. Как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что Отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми.

Таким образом, можно говорить о том, что Отцом Церкви является тот богослов, который, обладая личной святостью и храня верность Преданию Церкви, в то же время говорит на языке, доступном его современникам, не боясь отвечать на жгучие вопросы современности. Отец Церкви все свои богословские суждения сверяет с мнением Церкви, ориентируясь на церковное Предание как главный критерий истины.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

При подготовке статьи использовались следующие источники:
1. Энциклопедия Кругосвет
2. Митрополит Иларион (Алфеев). Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания
3. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века
4. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви

ОТЦЫ́ И УЧИ́ТЕЛИ ЦЕ́РКВИ, в хри­сти­анст­ве тра­ди­ци­он­ное на­име­но­ва­ние вы­даю­щих­ся бо­го­сло­вов и цер­ков­ных дея­те­лей, сыг­рав­ших важ­ную роль в раз­ви­тии хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки и ор­га­ни­за­ции Церк­ви и вы­ра­зив­ших цер­ков­ное уче­ние и свой хри­сти­ан­ский ду­хов­ный опыт в осо­бен­но яс­ной, глу­бо­кой и убе­ди­тель­ной фор­ме. Ве­ро­учи­тель­ный ав­то­ри­тет О. и у. Ц. при­зна­ёт­ся в пра­во­слав­ной, ка­то­лич., не­сто­ри­ан­ской и мо­но­фи­зит­ской тра­ди­ци­ях (хо­тя пе­ре­чень О. и у. Ц. мо­жет быть раз­ный). Про­тес­тан­тизм его от­вер­га­ет, счи­тая един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком ве­ро­уче­ния Свя­щен­ное Пи­са­ние. На­уч­но-бо­го­слов­ской дис­ци­п­ли­ной, за­ни­маю­щей­ся изу­че­ни­ем жиз­ни, про­из­ве­де­ний и уче­ния О. и у. Ц., а так­же цер­ков­ных пи­са­те­лей, яв­ля­ет­ся пат­ро­ло­гия (см. Пат­ри­сти­ка ).

Святые в Православии – это угодившие Богу люди, почитаемые Церковью за праведность, добродетельность и исповедание веры. Отцы Церкви, или Святые Отцы, – более узкая категория Божьих праведников. Так с конца 4 века называют святых, внесших значительный вклад в православное богословие.

Раздел же богословской науки, который занимается жизнеописанием и списком трудов Отцов именуется патрологией.

святые отцы

Преподобный Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви (православная икона)

Кого причисляют к Святым Отцам

Верность церковному учению, святость жизни и общецерковное признание – вот главные критерии причисления к Святым Отцам. Далеко не все выдающиеся богословам удостоились этого “звания”. В своих трудах Святые Отцы изложили учение Церкви. А своей праведной жизнью они подтвердили его истинность и спасительность.

Поэтому все Отцы Церкви были святыми подвижниками.

Значение Святых Отцов

Поэтому Святыми Отцами называют не только церковных писателей первых веков христианства. Некоторые жили и в Средние Века (патриарх Фотий, Григорий Палама), и в относительно недавнем прошлом (Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Силуан Афонский).

Святитель Игнатий Брянчанинов указыват, что поучения Святых Отцов были вдохновлены Святым Духом, и призывает каждого христианина прислушиваться к ним:

Святые Отцы и Учителя Церкви

В другом значении Учителями Церкви именуют тех выдающихся богословов, которые не были причислены к лику святых. К таковым относят, например, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и др. Некоторые их учения были отвергнуты Церковью и признаны еретическими. Однако в своё время эти личности успели сделать существенный вклад в развитие теологии.

Могли ли Святые Отцы ошибаться?

Святые Отцы являются бесспорными авторитетами богословия. Но следует понимать, что они не придумывали вероучение. Они были не творцами, а свидетелями и проводниками Истины, которую хранила и исповедовала Церковь. Однако иногда в своих сочинениях Отцы Церкви выражали и собственные, основанные на субъективном опыте мнения. Это является причиной того, что у Святых Отцов нередко бывают отличающиеся и даже противоположные точки зрения по различным вопросам.

Например, у живших примерно в одно время Игнатия Кавказского и Феофана Затворника были разные взгляды на природу ангелов и человеческой души. Первый утверждал, что ангелы и души имеют некую телесность. Второй же настаивал на их бестелесности. Однако это разногласие не относится к области основополагающих догматических истин. Оно не помешало Церкви причислить к лику святых обоих богословов.

Иногда Святые Отцы допускали и ошибки. Ведь отдельные христиане от них не застрахованы, в отличие от Церкви – столпа и утверждения истины (1Тим. 3:15). Например, Иоанн Златоуст высказывал ошибочное предположение о дате рождения Христа. А Григорий Нисский долгое время исповедовал не принятое Церковью учение об апокатастасисе. Так называют идею о всеобщем спасении грешных душ, обитающих в аду. Нужно заметить, что в конце жизни богослов всё же отказался от этой идеи. Поэтому не все творения Святых Отцов одинаково истинны. Признанная Церковью святость определённой личности вовсе не распространяется на всё сказанное и написанное ею.

Зачем нам труды Отцов, если есть Библия?

Необходимо понимать, что Божественное Откровение передаётся христианам двумя путями. Первый – это Священное Писание, то есть совокупность канонических текстов Ветхого и Нового Заветов. Второй – Священное Предание (полученное от Бога и преемственно передаваемое учение Церкви), включающее творения Святых Отцов. Православные христиане верят словам Христа:

И это наставление происходит не только через апостолов, но и через Святых Отцов и Вселенские Соборы.

Более того, Предание первично (то есть возникло раньше) по отношению к Писанию. Это очевидно из библейского текста. Например, мы знаем, что Бог общался с ветхозаветными патриархами и те учились Истине, а также устно передавали её потомкам ещё до существования Библии. Таким образом, можно сделать вывод, что Священное Писание – это зафиксированная часть Священного Предания. И друг без друга они не существуют. Следовать Преданию христиан призывали апостолы:

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес 2:15).

Священник Георгий Максимов указывает, что

Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает, что опыт Святых Отцов помогает нам в

Святые Отцы: всегда ли последнее слово за ними?

Является ли мнение Святых Отцов по какому-либо вопросу окончательным? И всё ли они сказали? Важно понимать, что учение Церкви не эволюционирует в своём содержании. Ведь это не философская система и не политические теории. Оно лишь проявляется через святых, будучи Откровением Святого Духа. И происходит это непрерывно на протяжении веков. Святые жили и творили в рамках определённого исторического контекста. А значит, взгляды на определённые вещи (не считая догматов) со временем могут дополняться и меняться.

Например, учение о Пресвятой Троице или искуплении Христом человечества от греха – это догматические позиции, которые Церковью никогда не менялись. А принятое Святыми Отцами на Халкидонском Соборе правило о рукоположении в диакониссы женщин не моложе 40 лет – это устаревшая норма. Сейчас в Православной Церкви чин диаконисс отсутствует.

Помимо исторического важен и жизненный, бытовой контекст. Так, большинство Святых Отцов были монахами. В связи с этим в их трудах мало проработаны некоторые актуальные для мирянина вопросы. Например, Отцы Церкви не углублялись в тему отношений между мужчиной и женщиной.

Протоиерей Андрей Ткачёв признаёт неизменность догматического учения, но утверждает, что

Итак, православным христианам обязательно нужно ориентироваться на мнения Святых Отцов. Однако всегда нужно принимать во внимание исторические перемены и возможность человеческих ошибок богословов по второстепенным вопросам.

Молитвы Всем святым, от века Богу благоугодившим

Тропарь, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва 1-я

К вам, о святи́и вси, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я

Бо́же Святы́й и на святы́х почива́яй, Трисвяты́м гла́сом на Небеси́ от Ангел воспева́емый и на земли́ от челове́к во святы́х свои́х хвали́мый, да́вый Святы́м Твои́м Ду́хом кому́ждо благода́ть по ме́ре дарова́ния Христо́ва и то́ю поста́вивый Це́ркви Твое́й Святе́й о́вы у́бо апо́столы, Овы же проро́ки, Овы же благове́стники, о́вы же па́стыри и учи́тели, и́хже сло́вом про́поведи, Тебе́ Самому́ де́йствующу вся во всех, мно́зи соверши́шася святи́и в ко́емждо ро́де и ро́де, разли́чными доброде́тельми благоугоди́вшии Тебе́, и о́браз нам до́брых подвиго́в свои́х оста́вивше, в ра́дости к Тебе́ преше́дшии, гото́ви су́ще, в не́мже са́ми искуше́ни бы́ша, и нам напа́ствуемым помога́ти!

Сих святы́х всех воспомина́юще и их богоуго́дное житие́ похваля́юще, Тебе́ Сама́го в них де́йствовавшаго восхваля́ем, и о́нех благотворе́ния Твоя́ дарова́ния бы́ти ве́рующе, приле́жно мо́лим Тя, Свя́те Святы́х: даждь нам гре́шным после́довати их уче́нию, житию́, любви́, ве́ре, долготерпе́нию, и их моли́твенною по́мощию, па́че же Твое́ю вседе́йствующею благода́тию Небе́сныя с ни́ми сподо́битися сла́вы, хва́лящим Пресвято́е и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: