Кто такие обновленцы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Обновле́нчество - оппозиционное движение в русском православии в послереволюционный период, повлекшее за собой временный раскол. Было инспирировано и некоторое время активно поддерживалось большевистской властью, с целью разрушения канонической "тихоновской" Церкви.

Возникло весной 1922 года после ареста патриарха Тихона (по делу об изъятии церковных ценностей). Сначала существовало в виде реформаторских групп "Живая Церковь", "Союз церковного возрождения", "Союз общин Древлеапостольской Церкви" (СОДАЦ), "Народ и Церковь" и множества других более мелких образований такого же типа. Ими был создан общий орган руководства Церковью - "Высшее Церковное Управление" (ВЦУ), призванное заменить Патриарха.

Каждая группа разработала свою программу церковных преобразований, рассчитанную на радикальное обновление Русской Православной Церкви [1]. Эти программы были обсуждены на созванном обновленцами "поместном соборе" 1923 г., который провозгласил родственость революционных идеалов с христианскими и объявил о низложении патриарха Тихона. При этом собор санкционировал лишь частичные преобразования церковной жизни, отложив проведение основных реформ на более поздний срок. ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС). Не признавший соборных решений св. патриарх Тихон анафематствовал обновленцев как "незаконное сборище" и "учреждение антихристово". Митр. Вениамин (Казанский), попытавшийся пресечь деятельность обновленцев уже на их первых шагах, был расстрелян по сфабрикованному обвинению в "препятствовании изъятию церковных ценностей".

Обновленчество сначала привлекло многих представителей епископата и духовенства - одним из пиков его популярности было воззвание о признании каноничности обновленческого ВЦУ от 16 июня 1922 года подписанное владыками Сергием (Страгородским), Евдокимом (Мещерским), Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским) в Нижнем Новгороде.

Начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучков 30 декабря 1922 года писал:

"Пять месяцев тому назад в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача: "борьба с тихоновским реакционным духовенством" и, конечно, в первую очередь, с высшими иерархами. Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая "Живая церковь", состоящая преимущественно из белых попов, что дало возможность поссорить попов с епископами, примерно, как солдат с генералами. По выполнении этой задачи. наступает период паралича единства Церкви, что, несомненно, должно произойти на Соборе, т.е. раскол на несколько церковных групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь каждая свою реформу" [2].

Однако широкой поддержки в народе обновленчество не получило. После освобождения патриарха Тихона в начале 1923 года, который призвал верующих соблюдать строгую лояльность к советской власти, обновленчество испытало острый кризис и потеряло значительную часть своих сторонников.

В конце 1923 г. было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в "Обновленческую Церковь", которая попыталась принять более "благообразный" облик, не изменившись по существу. "Живая Церковь" этому решению не подчинилась и некоторое время продолжала функционировать самостоятельно, но вскоре потеряла поддержку со стороны гражданской власти и сразу прекратила свое существование. На смену ВЦС пришел обновленческий синод с митрополитом во главе: до 1925 г. этот пост занимал Евдоким (Мещерский), до 1930 г. - Вениамин (Муратовский), а после - Александр (Введенский).

Существенную поддержку обновленчеству оказало признание со стороны Константинопольского Патриархата, который в условиях кемалистской Турции стремился наладить отношения с Советской Россией. Активно обсуждалась подготовка к "Всеправославному Собору", на котором Русскую Церковь должны были представлять обновленцы.

В 1925 г. обновленцы созвали второй "поместный собор", на котором рассчитывали примириться с "тихоновцами", лишившимися со смертью Патриарха своего лидера. Собор официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни. Практически это означало ликвидацию обновленчества как самостоятельного идейного течения.

Создание в 1927 г. "легализованного" гражданской властью Синода при патриаршем местоблюстителе митр. Сергии (Страгородском), еще более сократило социальную базу обновленчества. Константинопольский патриарх сразу заявил о признании этого Синода, продолжая, однако, призывать к примирению с обновленцами.

Неуспех обновленцев объяснялся тем, что верующие в массе своей не приняли их религиозно-церковного реформаторства, усмотрев в нем "порчу православия" и отказ от "веры отцов и дедов". Немалую роль сыграла также предательская политика обновленцев, политические обвинения которых по отношению к "тихоновцам" послужили "идейным" обоснованием репрессий против Церкви. Лишь в начале 1930-х гг. эти репрессии распространились также и на оставшихся обновленцев.

Формальная самоликвидация обновленческого "управления" в лице "митрополита" Александра (Введенского) произошла после избрания Архиерейским Собором в 1943 г. патриарха Сергия.

Использованные материалы

[2] Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. Тверь, 1996, с. 7-8. Цит. по: Синельникова Т.П. Троицкий монастырь города Рязани в период гонений на Церковь // Рязанский церковный вестник, 2010, № 02-03, с. 70.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Движение за обновление церкви обозначилось в среде русского православного духовенства ещё во время революции 1905 года. У обновленцев не было единой программы. Чаще всего они высказывали пожелания: разрешить вторые браки вдовым священникам, дозволить епископам жениться, перейти полностью или частично в богослужении на русский язык, принять григорианский календарь, демократизировать церковную жизнь. В условиях падения авторитета церкви у массы населения обновленцы пытались откликнуться на новые веяния в общественной жизни.

Революция 1917 года

Организация обновленческой церкви

Благоволение коммунистов к церковным консерваторам

Между тем, большевики видели, что обновленческая церковь пользуется довольно большой поддержкой верующих (на Соборе 1923 года было представлено больше 12 тысяч приходов) и, вместо того, чтобы убить, как они рассчитывали, церковь как таковую, придаёт ей новую жизнь. Обновленческую церковь было сложно обвинять в ретроградстве и косности, а ведь именно это и было теми болевыми точками, по которым била антицерковная пропаганда. Поэтому руководство большевиков принимает решение частично легализовать традиционную церковь с её консервативной иерархией и застойными обычаями.
Уже в июне 1923 года они освободили из заключения патриарха Тихона и разрешили служение его клирикам. Многие верующие стали возвращаться к традиционалистам. Какое-то время большевики разжигают конкуренцию между обеими церквами. Обновленцы пытаются заручиться поддержкой Константинопольского патриархата, созвать Вселенский собор православных церквей в Иерусалиме, отсуживают (при помощи советской дипломатии) ряд зарубежных приходов, созывают, наконец, в октябре 1925 года свой последний поместный собор. На нём уже виден упадок обновленческой церкви. С конца 20-х годов она влачит жалкое существование. В конце 30-х годов развёртываются репрессии против многих её иерархов, особенно тех, кто ранее сотрудничал с большевистской тайной полицией – НКВД убирает свидетелей. Обновленческие храмы в массе закрываются.
С началом Великой Отечественной войны обновленческая церковь, как и традиционная, переживает подъём. Но в 1943 году Сталин делает окончательный выбор в пользу традиционалистов. Усилиями государства в 1946 году обновленческая церковь исчезает, её уцелевшие клирики и прихожане переходят в РПЦ МП или отходят от религии.
Главной причиной краха обновленческого движения следует считать то, что оно оказалось тесно связано с большевистской охранкой и не могло дать людям духовной альтернативы установившейся над Россией диктатуре. В то время приверженность традиционному православию стала одной из форм пассивного сопротивления большевизму. Те же, кто лояльно относился к советской власти, в большинстве своём не нуждались в религии. При иных же условиях обновленчество могло иметь большой потенциал.

Наиболее известные обновленческие реформаторские группы*

* В кон­це 1923 г. было при­ня­то реше­ние о роспус­ке обнов­лен­че­ских групп и объ­еди­не­нии их чле­нов в Обнов­лен­че­скую цер­ковь

Иерархи Обновленческой церкви

Орган управ­ле­ния Иерарх
Пред­се­да­тель ВЦУ Анто­нин (Гра­нов­ский) (18 мая 1922 — май 1923)
Вла­ди­мир Крас­ниц­кий (конец 1922 — ) сопредседатель
Алек­сандр Вве­ден­ский (конец 1922 — ) сопредседатель
Пред­се­да­тель ВСЦ, митрополит Анто­нин (Гра­нов­ский) (май — июль 1923)
Евдо­ким (Мещер­ский) (июль-август 1923)
Мит­ро­по­лит, Пред­се­да­тель Синода:
Евдо­ким (Мещер­ский) (август 1923 — 1925)
Вени­а­мин (Мура­тов­ский) (1925 — 6 мая 1930)
Вита­лий (Вве­ден­ский) (10 мая 1930 — октябрь 1941)
Пер­во­и­е­рарх Алек­сандр (Вве­ден­ский) (10 октяб­ря 1941 — 26 июля 1946) (апрель 1940 — октябрь 1941 — заме­сти­тель первоиерарха)

Группы священнослужителей-обновленцев*

*Крас­нов-Леви­тин А. Э. Лихие годы, 1925–1941: Вос­по­ми­на­ния. — Paris: YMCA-Press, 1977.


Суть обновленчества в неверии и гордыне, на основании чего обновленцы – или церковные модернисты – пытаются заменить неприятную и непонятную для них неизменяемую Церковь Божию на церковь человеческую, чем по сути разрушают Церковь Божию в данной церковной структуре, превращая ее в антихристову. Идеология обновленчества – церковный модернизм – происходит из протестантской идеологии, которая была незаметно усвоена под православным видом многими клириками Российской церкви еще до революции 1917г. Революция лишь позволила этим клирикам всплыть на поверхность и попытаться захватить власть в церкви.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны обновленцы активизировались. Появилось множество мелких, церковно-реформаторских групп. У каждой из них была своя программа церковных преобразований, рассчитанная на радикальное обновление Русской Православной Церкви. Все они выступали за тесное сотрудничество с советским государством в борьбе с патриархом Тихоном, в остальном же их голоса варьировались от требований изменения богослужебного чина до призывов к слиянию всех религий [2].

Вышли обновленцы из лона давно отступавшей от Христа Российской церкви весной 1922г.

Влияние обновленчества шло неуклонно на спад. Окончательным ударом по движению стала решительная поддержка властями СССР Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. От всего обновленчества к концу войны оставался только один приход. А со смертью обновленческого митрополита Александра Введенского в 1946 году это движение полностью исчезло [2].

Однако сами представители новообновленческого движения стараются всячески отрицать какую-либо их связь с обновленчеством 20-х годов, делая акцент лишь на политической стороне деятельности своих идейных предшественников (связь с ГПУ, восхваление новой богоборческой власти), а также на их каноническом разрыве с Патриаршей Церковью. Раз, мол, мы не отвергаем существующую иерархию, то ни о каком неообновленчестве и речи быть не может!

На самом ли деле нет ничего похожего в деятельности церковных реформаторов 90-х годов и обновленческого движения 20-х, или же существует преемственность целей и методов революционной перестройки Православной Церкви, несмотря на все политические различия?

Все выдвигаемые требования обновленческих группировок 20-х годов XX века по реформированию Православной Церкви можно свести к следующим основным положениям:

1. Признание Советской власти и справедливости октябрьской социалистической революции, якобы воплощающей в жизнь идеалы первоначального христианства. Пересмотр в связи с этим церковной этики.

2. Литургическая реформа. Упрощение богослужения, приближение его к народному пониманию ( русификация).

3. Догматическая реформа.

4. Каноническая реформа. Пересмотр церковных канонов и отмена некоторых из них. Ликвидация или ограничение института монашества. Брачный епископат. Допущение второбрачия духовенства.

5. Приходская реформа. Соборное (не патриаршее) управление Церковью. Демократизация приходской и церковной жизни. Выборность клира и епископата.

Рассмотрим эти положения, сравнивая их с требованиями современных церковных реформаторов.

Литургическая реформа

В области литургической реформы совпадения требований реформаторов 20-х и 90-х годов очевидны по всем пунктам.

Русификация богослужебных текстов

Упразднение иконостаса (открытый алтарь)

Вот что пишут современные церковные реформаторы.

Другие литургические преобразования

Чтение вслух т. н. тайных молитв практиковалось обновленцами в 20-х годах, практикуется и современными реформаторами-неообновленцами (см . например чин русифицированной литургии в редакции епископа Антонина Грановского (1923 г.) и в редакции свящ. Георгия Кочеткова (1993 г.). В редакциях литургий обоих реформаторов игнорируется также клиросное пение в пользу общенародного.

Догматическая реформа

Остановимся теперь на искажении православной экклезиологии и, в частности, на экуменических идеях, активно пропагандируемых современными церковными реформаторами.

Можно привести еще множество цитат из публикаций и радиовыступлений таких апологетов экуменизма, как о. Виталий Боровой, о. Иоанн Свиридов, о. Иннокентий (Павлов ), о. Георгий Чистяков, о. Владимир Лапшин, о. Игнатий (Крекшин ) и др. Если же обратиться к публикациям обновленческих деятелей 70-летней давности, то нельзя не заметить полного совпадения взглядов по этому вопросу.

Каноническая реформа

Однако, в отличие от обновленцев начала XX века, выступавших против восстановления Патриаршества, а затем создавших раскольническое ВЦУ и пошедших на антиканонический разрыв с Патриаршей Церковью, современные модернисты остаются в лоне Русской Православной Церкви, прикрываясь мнимою любовью к ней и всячески подчеркивая свою лояльность церковному священноначалию. В то время, как обновленческие лидеры 20-х гг. выдвигали целую программу канонических преобразований, современные церковные реформаторы в этой сфере пока более сдержанны, что на первый взгляд может создать впечатление отсутствия каких-либо сходных целей.

Календарная реформа

Календарная реформа является одним из главнейших условий радикальной реформации Православия, ибо при переходе на новый католический григорианский стиль нарушаются ряд соборных определений и церковных установлений, в частности богослужебный Устав, изложенный в Типиконе.

Приходская реформа

«Мы вправе чувствовать себя наследниками новомучеников и исповедников российских, когда стремимся:

…к простоте отношений между клириками различных ступеней и между клиром и народом (не случайно в нашем, например, храме появились низкие царские врата и низкая алтарная преграда);

к простоте литургического языка, что также выражается в опыте русификации и перевода на русский язык церковно-славянских богослужебных текстов;

…при необходимости к свободе от всего внешнего, даже от икон и книг;

«С . Смирнов: …Из Ваших слов выходит, что только в Вашем приходе идет живая церковная жизнь… Мне трудно представить себе человека, который, прочитав этот текст не сказал бы: „Понятно, о. Георгий Кочетков считает, что только у него Церковь“.

Что ныне у обновленцев?

Свое 25-летие Преображенское братство отметило воскресной литургией в храме Христа Спасителя в августе 2015 года, на которой собралось около 2000 сторонников.

Праздничное богослужение по благословению святейшего патриарха Кирилла возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Владыке сослужили священник Георгий Кочетков и другие братски настроенные священнослужители.

Отец Георгий произнес проповедь на евангельское чтение о благочестивом юноше. Не каждому Христос предлагает продать все свое имущество, сказал отец Георгий, однако каждого Он призывает обрести дух свободы, без которой невозможно следовать за Христом [6]. Сообщается на официальном сайте их Преображенского братства, основанным о.Георгием Кочетковым.

Примечания:

9 Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам, гл. 16.

10 Добротолюбие. М., 1905. Т. 1. С. 299.

Таинство, толкование, секта, Собор, Божия Матерь 01.07.2017, 2744 просмотра.

Читайте также: