Кто отвечает за состояние детских площадок в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Действующее законодательство о техническом регулировании предусматривает, что к определенным объектам, их проектированию, монтажу государством устанавливаются обязательные требования.

Также дано определение детской игровой площадки – это специально оборудованная территория, предназначенная для отдыха и игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие детской игровой площадки, и оборудование для благоустройства детской игровой площадки.

Требований к безопасности детских игровых площадок много. Существуют риски пользования площадками: это разрушения элементов конструкции; непредусмотрительного поведения ребенка; падения на оборудовании; падения с оборудования; столкновения детей с элементами конструкции или между собой; застревания; риск скольжения.

Установленные требования безопасности направлены на предупреждение указанных рисков. Соответственно, это требования к материалам, оборудованию, сварным швам, размерам отдельных элементов, к покрытию и т.д.

В зависимости от того, в чьей собственности находится оборудование и покрытие, заключался ли договор о передаче данных объектов в пользование, определяется ответственный эксплуатант (владелец).

На территории Республики Крым большинство детских игровых площадок находятся в муниципальной собственности, соответственно органы местного самоуправления несут ответственность за безопасность площадок. В ряде случаев такую ответственность несут муниципальные предприятия, которым переданы площадки.

Детские игровые площадки, которые располагаются на придомовой территории и являются общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов, эксплуатируются соответствующими управляющими организациями.

Также существуют детские игровые площадки, находящиеся в частной собственности, предназначенные специально для оказания услуг по их использованию за отдельную плату.

Так, контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).

Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца).

Контроль технического состояния оборудования включает осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр.

Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие:

- правила и возрастные требования при пользовании оборудованием;

- номера телефонов службы спасения, скорой помощи;

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества. В соответствии с п. 42 указанных Правил ответственность за содержание детской игровой площадки, являющейся объектом общего имущества многоквартирного дома, возлагается законодателем на управляющую компанию.

В Российской Федерации утверждены ряд ГОСТов, регламентирующих требования, которым должна отвечать детская площадка. При этом, обязательными являются требования к оборудованию и покрытию детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного использования. Оборудование и элементы оборудования должны соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты. Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не в коем случае не допускается. Износостойкость и твердость поверхностей полимерных и композиционных материалов, включая стеклоармированные полимерные материалы, должны обеспечивать безопасность детей в течение всего установленного периода эксплуатации. Элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).

Для управляющей организаций предусмотрена обязанность в целях надлежащего облуживания детских игровых площадок осуществлять:

регулярные визуальные осмотры с целью проверки оборудования, позволяющие обнаружить очевидные опасные дефекты, периодичность которых устанавливается владельцем исходя из условий эксплуатации оборудования;

функциональные осмотры – детальные осмотры с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов оборудования, прочности узлов крепления – проводятся с периодичностью один раз в 3 месяца в соответствии с инструкцией производителя;

ежегодные основные осмотры – проверки, выполняемые один раз в год с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности. Результаты осмотров отражаются в актах, составленных по формам, утвержденными ГОСТ.

В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

За ненадлежащее содержание придомовой территории (в том числе детских игровых и спортивных площадок) предусмотрена административная ответственность (ст.ст. 7.22, 8.1, 8.2, ч. 2 ст. 14.1.3, ст. 14.4, 14.43 КоАП РФ). В случае, если ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации игровой площадки повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) либо по ст. 293 УК РФ (халатность).

Прокуратура
Республики Адыгея

Прокуратура Республики Адыгея

25 марта 2021, 14:47

Ответственность за ненадлежащее содержание детских игровых площадок

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества. В соответствии с п. 42 указанных Правил ответственность за содержание детской игровой площадки, являющейся объектом общего имущества многоквартирного дома, возлагается законодателем на управляющую компанию.

В Российской Федерации утверждены ряд ГОСТов, регламентирующих требования, которым должна отвечать детская площадка. При этом, обязательными являются требования к оборудованию и покрытию детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного использования. Оборудование и элементы оборудования должны соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты. Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не в коем случае не допускается. Износостойкость и твердость поверхностей полимерных и композиционных материалов, включая стеклоармированные полимерные материалы, должны обеспечивать безопасность детей в течение всего установленного периода эксплуатации. Элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).

Для управляющей организаций предусмотрена обязанность в целях надлежащего облуживания детских игровых площадок осуществлять:

регулярные визуальные осмотры с целью проверки оборудования, позволяющие обнаружить очевидные опасные дефекты, периодичность которых устанавливается владельцем исходя из условий эксплуатации оборудования;

функциональные осмотры – детальные осмотры с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов оборудования, прочности узлов крепления – проводятся с периодичностью один раз в 3 месяца в соответствии с инструкцией производителя;

ежегодные основные осмотры – проверки, выполняемые один раз в год с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности. Результаты осмотров отражаются в актах, составленных по формам, утвержденными ГОСТ.

В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

За ненадлежащее содержание придомовой территории (в том числе детских игровых и спортивных площадок) предусмотрена административная ответственность (ст.ст. 7.22, 8.1, 8.2, ч. 2 ст. 14.1.3, ст. 14.4, 14.43 КоАП РФ). В случае, если ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации игровой площадки повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) либо по ст. 293 УК РФ (халатность).

Приводя ребёнка на детскую площадку, родитель считает, что она должна быть безопасной. Действительно, современные детские комплексы производятся в соответствии с достаточно строгими требованиями. Увы, даже это не может полностью уберечь от травм на детской площадке.

Что уж говорить о тех случаях, когда площадка имеет откровенные дефекты: сломаны ступеньки на лестницах, порвано покрытие, не хватает какой-либо части конструкции и т.д.

Детские площадки – это не та конструкция, которую один раз поставил и на этом всё закончено. Она нуждается в постоянном обслуживании (что-то починить, что-то подкрасить). И как только она становится непригодной для дальнейшего использования – демонтировать. Ведь не каждый пришедший на площадку родитель с ребёнком знает, например, о дырке в полу или в трубе.

Таким образом, каждая детская площадка должна находиться на балансе у определенной организации, которая будет должны образом следить за её состоянием и обслуживать по мере необходимости. Чаще всего ответственными за детские площадки являются:

1.Управляющая компания. В этом случае чаще всего детская площадка находиться в общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома (но возможен вариант, что собственником является управляющая компания). Несмотря на то, что ремонтом будет заниматься управляющая компания, тем не менее, делать это она будет за деньги самих жильцов. Сейчас такие площадки в большинстве случаев ставят на закрытых территориях домов. Чтобы действительно этим имуществом могли пользоваться только дети тех, кто за эту площадку платит. В противном случае, не избежать конфликтов на тему: это наша площадка, мы за неё платим, зачем сюда пришли.

2. Муниципальные власти . Они отвечают за большую часть детских площадок, которые находятся во дворах жилых домов. Соответственно, платят за них все жители муниципального образования своими налогами. Тут уж не имеет значения на какую площадку ходить: в своём дворе или в соседнем. Родители своими налогами заплатили и за ту, и за другую.

Есть ещё один вариант , который, к сожалению, периодически встречается. Детская площадка оказывается бесхозной. Т.е. не находится на балансе ни в одной организации. Но в этом случае бесхозный объект должен перейти муниципальному органу. Главное, чтобы они об этом сами узнали.

Какой из указанных вариантов лучше – сказать сложно. Качество и обслуживание детских площадок, собственником которой являются сами жители дома, как правило, получше. Но и платят они за это больше. Состояние и обслуживание муниципальных площадок может быть хуже, оборудование поскромнее. При этом большее количество детей и взрослых ими пользуются. Но зато не так накладно для кошелька обывателя.

В настоящее время в Госдуме РФ готовится законопроект изменений в Жилищный Кодекс, который позволит детским площадкам переходить в общую долевую собственность жильцов. Планируется, что сам объект передадут бесплатно. А потом жильцы дома уже сами будут оплачивать его содержание. С одной стороны дополнительные расходы, с другой – смогут не пускать посторонних на свою площадку, и как следствие, износ оборудования снизится.

А Вы, готовы платить за обслуживание детской площадки в своём дворе, но иметь возможность не пусть туда посторонних?

Или же это уже лишнее: на детских площадках должны играть все желающие?

Детские площадки (предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов) в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам

Преддошкольного (до 3 лет)

Дошкольного (до 7 лет)

Младшего и среднего школьного возраста (7–12 лет)

Спортивно-игровые комплексы (хоккейные коробки, площадки для активных игр и т. п.) и оборудование специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках

Для детей и подростков (12–16 лет)

Важно отметить, что в письме содержится требование проектирования игрового оборудования с учетом нормативных параметров безопасности, при этом все площадки должны быть обеспечены подъездами для инвалидов либо пандусами.

Детская площадка

Таким образом, предполагается, что детские игровые площадки не только должны быть доступны для детей-инвалидов, но и обеспечены как подъездами для лиц, передвигающихся на кресле-коляске, а также с детскими колясками, так и пандусами (при необходимости). Упомянутое требование, на наш взгляд, не распространяется на спортивные площадки, в связи с чем необходимо строго разграничивать виды объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

На уровне проекта рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм, а система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для указанных категорий на всё время эксплуатации.

Технические и иные характеристики оборудования детских спортивных и игровых площадок закреплены в следующих документах:

К общим правилам организации и обслуживания таких площадок можно отнести:

  • проведение регулярных осмотров оборудования (перед вводом оборудования в эксплуатацию, периодически, согласно графику, вплоть до ежедневных осмотров, которые требуют площадки, подверженные интенсивному использованию или актам вандализма);
  • документирование результатов этих осмотров;
  • устранение неисправностей (техническое обслуживание и правила эксплуатации).

Эксплуатант (организация, общество или частное лицо) с соответствующими полномочиями несет ответственность за соблюдение правил эксплуатации площадки, хранит соответствующую документацию (паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров площадок). Экплуатантом может быть как управляющая организация (если площадка находится в ее собственности или входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которым она управляет), так и специальные организации по благоустройству городов или поселений (чаще созданные в форме унитарных предприятий). В последнем случае площадка принимается на баланс в качестве имущества, полученного в хозяйственное ведение или оперативное управление) [1].

Ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов) предусмотрена ответственность за ненадлежащую эксплуатацию площадок, субъектами которой могут выступать не только изготовитель и продавец, но и исполнитель (эксплуатант).

Следует отметить, что недостаточное внимание к вопросам безопасности игрового и иного оборудования, размещенного на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, со стороны производителей и эксплуатантов может привести к негативным последствиям, выразившимся в противоправных действиях, устранение которых требует оперативного вмешательства органов прокуратуры.

Так, прокуратурой Новосибирской области проведена проверка безопасности игрового оборудования после того, как в декабре 2015 года воспитанница дошкольного учреждения, 4-летняя В., застряла на лестнице игрового комплекса, не смогла самостоятельно освободиться и задохнулась. По результатам проверки подготовлено исковое заявление в суд к муниципальному детскому дошкольному учреждению, мэрии и производителю игровых комплексов о запрете эксплуатации игрового оборудования и приведении его в соответствие с требованиями ГОСТ. Исковое заявление удовлетворено. Игровое оборудование демонтировано. Кроме того, в отношении директоров управляющих организаций, эксплуатирующих детские игровые площадки в г. Новосибирске с нарушением действующего законодательства, возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, им внесены представления об устранении выявленных нарушений (ряд детских площадок был покрыт слоем отсева щебня с элементами крупных фракций, не было ударопоглощающего покрытия поверхности вокруг элементов детского оборудования, что создавало опасность травмирования детей во время игры и др.) [2].

К сожалению, в последнее время от травм и несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний, при этом травмы являются одной из причин детской инвалидности [3].

Более того, несмотря на угрозу возможного причинения вреда здоровью и угрозу жизни граждан в этой сфере, многими государственными и муниципальными заказчиками в период с 2013 года на детских площадках устанавливались качели с жесткими элементами подвеса вопреки требованиям п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012. Указанные действия государственных и муниципальных заказчиков противоречили принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в настоящее время ранее закупленное и установленное оборудование (детские качели с жестким элементом подвеса) подлежит замене за бюджетные средства на качели с гибкими элементами подвеса (с канатами или цепями).

Детская площадка не соответствует ГОСТ

Травмирование ребенка на детской площадке с летальным исходом произошло в марте 2020 года и в Санкт-Петербурге.

Следственными органами Следственного комитета России по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Из материалов уголовного дела следует, что в одном из детских садов, расположенных в Калининском районе Санкт-Петербурга, было обнаружено тело 3-летней девочки. По предварительным данным, девочка погибла во время катания на детской горке. Ее голова застряла между прутьями внешнего ограждения. Не сумев найти опору для ног, ребенок потерял сознание от асфиксии. Расследование уголовного дела продолжается [6].

Детская площадка

Приведенная нами в данной статье информация подтверждает востребованность прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности детей в условиях городской среды и необходимость неукоснительного соблюдения норм и правил использования оборудования на объектах спортивно-игровой инфраструктуры до наступления общественно опасных последствий. Наша общая задача – мерами контроля и надзора добиться максимальной безопасности вышеупомянутых объектов. Использование оборудования детских и спортивных площадок не должно создавать угрозу жизни и здоровья детей и взрослых.

Для наглядности и в целях использования органами контроля и надзора в работе положений нашего исследования в табл. 2 мы обобщили наиболее распространенные нарушения при эксплуатации объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

Типичные нарушения требований стандарта

ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

  • несоответствие нормативным значениям минимального размера зоны приземления (п. 4.3.26.4);
  • наличие препятствия в виде обнаженных элементов железобетонных конструкций в зоне падения, на которое ребенок может упасть и получить травму (п. 4.3.27.7);
  • неполнота информации имеющейся маркировки на элементах оборудования детской площадки (отсутствие наименования и адреса изготовителя или его уполномоченного представителя, года ввода в эксплуатацию (п. 6.2);
  • конструкции оборудования допускают возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка (п. 4.3.23.1)

Учитывая изложенное, возникает вопрос о целесообразности отнесения объектов спортивно-игровой инфраструктуры к объектам городской инфраструктуры как к таковым и о включении их в перечень сервисов, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе.

Подводя итог, полагаем, что объекты спортивно-игровой инфраструктуры являются востребованными и активно посещаемыми среди населения различных возрастных категорий, в связи с чем их целесообразно отнести к объектам городской инфраструктуры, предварительно определив (на законодательном уровне) критерии выделения последних. Учитывая значимость соблюдения условий доступности, безопасности, информативности и комфортности на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, стоит рассмотреть вопрос о подтверждении упомянутых условий сертификатом соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан, выданном в установленном законом порядке. При этом органам надзора и контроля надлежит усилить контроль за порядком и условиями получения сертификатов соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан.

Денисова М.О. Детские площадки в деятельности УК. Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2016, №10.

Вахрамеева Л.Н., Пуцын И.В. Безопасность детей на игровых площадках: требуется прокурорское внимание. Законность, 2017, № 1.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.03.2017 по делу №33-4605/2017.

Апелляционное определение Московского городского суда от 30.10.2017 по делу № 33-44585/2017.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу №А43-26378/2016.

Читайте также: