Кто может работать тренером в спортивной школе

Обновлено: 05.07.2024

Вы решили стать тренером или инструктором по спорту, инструктором Nordic Walking (скандинавская/северная ходьба) или инструктором по фитнесу? Нужен ли Вам сертификат? Для того чтобы работать инструктором или тренером, никакая сертификация и сертификат не нужны. Что же тогда нужно и каковы требования?

С точки зрения закона РФ.

Согласно ФЗ-80/29 апреля 1999 г, право на тренерско - преподавательскую деятельность на территории РФ даёт только профессиональное образование полученное на территории Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Образовательная система в России предлагает нам следующие виды профессиональных образовательных программ:

- основные образовательные профессиональные программы (высшее или среднее профессиональное образование)

- дополнительные образовательные профессиональные программы (повышение квалификации или профессиональная переподготовка)

Повышение квалификации - это совершенствование или получение новой компетенции, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Профессиональная переподготовка - это получение новой компетенции или квалификации, дающей право ведения нового вида деятельности.

Кто может учить и как выбрать организацию, которая готовит инструкторов и тренеров?

Сейчас будущему инструктору и фитнес-тренеру, готовому заплатить за свое образование, предоставлен весьма широкий выбор Курсов, Школ, Академий, Университетов красиво и убедительно рекламирующих свои услуги. По каким же критериям выбирать?

Первый и самый главный критерий - это наличие лицензии на образовательную деятельность. Если у организации есть Лицензия, это автоматически означает, что в ней должен быть: квалифицированный преподавательский состав; качественно проработанные программы обучения; есть хорошая материальная база для проведения занятий (помещения, оборудование); в порядке все документы, и деятельность ведется официально. Без выполнения данных требований организация попросту не получила бы лицензию. Кроме того - только такая организация имеет право вести образовательную деятельность и выдавать подлинные документы об образовании и квалификации.

Международные федерации по виду спорта или стилю, не являются государственными образовательными учреждениями, следовательно, документы выданные ими являются юридически ничтожными на территории РФ. Многие ошибочно считают, что право на преподавание даёт спортивная квалификация или обладание мастерской степенью, например, сертификат международного инструктора, который выдала международная федерация по тому или другому виду. Оказывается, нет. Никакая спортивная квалификация, наличие сертификатов частных школ, клубов, не имеющих лицензии на преподавательскую деятельность, обладание удостоверением международного инструктора любой иной страны не дает права на преподавание на территории РФ. Все документы на право занятия тренерской или преподавательской деятельностью, полученные от лиц и организаций, не соответствующих статье 28 ФЗ80/29 апреля 1999 г., являются юридически ничтожными на территории РФ, а деятельность на их основе - незаконной, т.е. запрещенной законодательством РФ.

Общероссийские Федерации (на основании уставной деятельности) имеют право выдавать свои инструкторские квалификации, книжки, дипломы, удостоверения и т.д., но только на основании государственных свидетельств и дипломов установленного образца.

Спортивные клубы и иные организации могут проводить краткосрочные семинары для тренеров, инструкторов и по окончании выдавать сертификат собственного дизайна. В соответствии с п.2 Положения о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731,от 26.01.2007 N 50) семинары, после которых не предполагается итоговая аттестация, а также не выдаются документы об образовании или квалификации, лицензированию не подлежат. Но помните, такой сертификат не является документом об образовании, квалификации и не работает если нет профильного диплома. Он подтверждает только то, что пройден курс по той или иной теме.

Когда ваш диплом или сертификат точно не работает:

  • Если диплом выдан организацией, а у нее нет образовательной лицензии.
  • Если обучение проводят преподаватели и тренеры, не имеющие соответствующего образования
  • Если Вы прошли курсы повышения квалификации с длительностью обучения меньше 16 часов или курсы профессиональной переподготовки менее 250 часов.
  • Не дают права ведения тренерской деятельности любые курсы повышения квалификации. Право профессиональной деятельности - это либо основное образование в сфере физкультуры и спорта, либо профессиональная переподготовка.
  • Сертификаты, дипломы и иные документы имеют силу лишь при наличии диплома, подтверждающего право вести профессиональную деятельность в сфере физической культуры.

Думайте сами, решайте сами, за что лучше платить деньги: за красивый фантик или документ об образовании установленного образца, подтверждающий вашу квалификацию. Конечно, если Вы уже имеете специальность в сфере физкультуры и спорта, то обучение по выбранному направлению и сертификат, дадут дополнительные специальные знания и будут отличным дополнением к вашему диплому. Но если ваша специальность никакого отношения не имеет к выбранному курсу, то инструкторское обучение, сертификат, свидетельство и прочее могут служить только стартапом на вашем пути к познанию новой специальности. Прослушав материал, вы возможно поймете, сможете ли работать инструктором или тренером. Дальше вам потребуются дополнительные усилия для саморазвития, более глубокого изучения темы и получения профильного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в установленном порядке. Тренер - это больше чем работа!

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 марта 2020 года N 224

1.1. Порядок присвоения квалификационных категорий тренеров согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.2. Квалификационные требования к присвоению квалификационных категорий тренеров согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Установить, что квалификационные категории тренеров, присвоенные на основании законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы присвоения квалификационных категорий тренерам, до вступления в силу порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров, утвержденных пунктом 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

4. Установить, что тренеры, которым ранее была присвоена первая или высшая квалификационная категория на основании законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы присвоения квалификационных категорий тренерам, до вступления в силу порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров, утвержденных пунктом 1 настоящего приказа, вправе подать заявление на присвоение высшей или первой квалификационной категории тренера.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации М.В.Томилову.

в Министерстве юстиции

18 мая 2020 года,

регистрационный N 58371

Приложение N 1
к приказу Минспорта России
от 19 марта 2020 года N 224

Порядок присвоения квалификационных категорий тренеров

1. Порядок присвоения квалификационных категорий тренеров (далее - Порядок) определяет процедуру присвоения квалификационных категорий тренерам при условии их соответствия квалификационным требованиям к присвоению квалификационных категорий тренеров (приложение N 2 к приказу).

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие квалификационные категории тренеров:

1) тренер высшей квалификационной категории;

2) тренер первой квалификационной категории;

3) тренер второй квалификационной категории.

3. Присвоение квалификационных категорий тренеров направлено на определение соответствия результата профессиональной деятельности тренеров квалификационным требованиям к присвоению квалификационных категорий тренеров (далее - квалификационные требования) и проводится в целях:

повышения уровня профессионального мастерства и компетенции тренеров;

повышения эффективности и качества профессиональной деятельности тренеров;

повышения заинтересованности тренеров в результатах труда.

4. Основными принципами присвоения квалификационных категорий тренеров являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к тренерам, недопустимость дискриминации при присвоении квалификационных категорий тренеров.

5. Квалификационные категории "тренер высшей квалификационной категории" (далее - высшая квалификационная категория), "тренер первой квалификационной категории" (далее - первая квалификационная категория) присваиваются не ранее, чем через один год после присвоения квалификационной категории "тренер второй квалификационной категории" (далее - вторая квалификационная категория).

Вторая квалификационная категория присваивается независимо от продолжительности работы тренера в организации, осуществляющей спортивную подготовку.

6. В целях повышения квалификационной категории тренеры проходят обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам не реже одного раза в четыре года.

7. При присвоении квалификационных категорий оцениваются результаты профессиональной деятельности тренера за четыре года, предшествовавших дню подачи заявления.

8. В целях присвоения квалификационных категорий формируются комиссии, которые проводят оценку результатов профессиональной деятельности тренеров на соответствие их квалификационным требованиям (приложение N 2 к приказу).

Комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и членов комиссии, включая ответственного секретаря. Количество членов комиссии должно быть не менее семи человек.

Решение комиссии является правомочным, если на заседании присутствует не менее половины членов комиссии, и принимается простым большинством голосов, присутствующих на заседании членов комиссии.

Решение, принятое на заседании комиссии, оформляется протоколом, подписывается председателем и ответственным секретарем комиссии.

9. Присвоение высшей квалификационной категории и первой квалификационной категории тренерам, осуществляющим свою деятельность в организациях, в отношении которых Министерство спорта Российской Федерации (далее - Министерство) осуществляет функции и полномочия учредителя, а также в целях присвоения высшей квалификационной категории тренерам, осуществляющим свою деятельность в организациях, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются иными федеральными органами исполнительной власти (далее - федеральные органы), осуществляется Министерством на основании протокола заседания комиссии, формируемой Министерством.

В состав комиссии включаются по согласованию представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, в том числе общероссийского профсоюза работников сферы физической культуры и спорта, а также представители общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере физической культуры и спорта.

10. Присвоение первой квалификационной категории тренерам, осуществляющим свою деятельность в организациях, в отношении которых федеральные органы осуществляют функции и полномочия учредителя, осуществляется федеральными органами на основании протоколов заседаний комиссий, формируемых федеральными органами.

В состав комиссий включаются по согласованию представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, в том числе общероссийского профсоюза работников сферы физической культуры и спорта, а также представители общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере физической культуры и спорта.

11. Присвоение высшей квалификационной категории и первой квалификационных категорий тренерам, осуществляющим свою деятельность в организациях, в отношении которых Министерство, федеральные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (далее - органы исполнительной власти) на основании протоколов заседаний комиссий, формируемых органами исполнительной власти.

В состав комиссий включаются по согласованию представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, в том числе территориальной организации профсоюза работников сферы физической культуры и спорта (при наличии), а также представители регионального отраслевого объединения работодателей в сфере физической культуры и спорта (при наличии).

12. Присвоение второй квалификационной категории тренерам, осуществляющим свою деятельность в организациях, указанных в пунктах 9-11 Порядка, осуществляется организациями, в которых осуществляет свою деятельность тренер (далее - организация) на основании протоколов заседаний комиссий, формируемых организациями.

В состав комиссий включаются представители организаций, в том числе представители первичной профсоюзной организации (при наличии), а также представители территориального отраслевого объединения работодателей в сфере физической культуры и спорта (при наличии).

13. Присвоение квалификационных категорий тренеру осуществляется на основании заявления о присвоении квалификационной категории (рекомендуемый образец приведен в приложении к Порядку) (далее - заявление), в соответствии с квалификационными требованиями к присвоению квалификационных категорий тренеров (приложение N 2 к приказу).

Заявление и документы, указанные в пункте 15 Порядка, подаются в Министерство, федеральные органы, органы исполнительной власти или организацию, соответственно, лично либо направляется по почте или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

14. Заявление подписывается тренером, в котором указывается:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

полное наименование занимаемой должности;

квалификационная категория, на которую претендует тренер;

сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже (по специальности), в том числе по основному месту работы;

сведения об образовании;

сведения о ранее присвоенной квалификационной категории с указанием даты ее присвоения (при наличии);

почтовый адрес либо адрес электронной почты;

согласие на обработку персональных данных;

дата составления заявления;

15. К заявлению прилагаются следующие документы:

копии второй и третьей страниц паспорта гражданина Российской Федерации, а также копии страниц, содержащих сведения о месте жительства тренера;

копия трудовой книжки, заверенная подписью руководителя и печатью организации (при наличии), и (или) сведения о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; 2019, N 51 (ч.I), ст.7491).

копия документа, подтверждающего присвоение квалификационной категории (при наличии);

копия документа, удостоверяющего принадлежность лица, проходящего спортивную подготовку, к физкультурно-спортивной организации, заверенная подписью руководителя и печатью организации (при наличии);

выписка из приказа о зачислении лица, проходящего спортивную подготовку, в тренировочную группу тренера, заверенная подписью руководителя и печатью организации (при наличии);

копия протокола или выписка из протокола официального спортивного мероприятия, подписанные председателем главной судейской коллегии, главным судьей официального спортивного мероприятия;

копия приказа о присвоении спортивного звания и (или) спортивного разряда лицу, проходящему спортивную подготовку, заверенная подписью руководителя и печатью организации (при наличии);

выписка из приказа о переводе лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки, заверенная подписью руководителя и печатью организации (при наличии);

копия распорядительного акта, подтверждающего включение лица, проходящего спортивную подготовку, в список кандидатов в спортивную сборную команду Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;

копия протокола с результатами сдачи контрольно-переводных нормативов лица, проходящего спортивную подготовку, заверенная подписью руководителя и печатью организации (при наличии);

копия документа об участии тренера в семинарах, конференциях, открытых занятиях, мастер-классах и иных научно-практических мероприятиях выданного организаторами указанных мероприятий (при наличии);

копия документа, подтверждающего присвоение почетных спортивных званий и (или) ведомственных наград, поощрений за период профессиональной деятельности тренера;

копии методических разработок (публикаций) (при наличии).

16. В случае подачи заявления, не соответствующего требованиям, предусмотренным пунктом 14 Порядка, или представления тренером документов, указанных в пункте 15 Порядка, не в полном объеме Министерство, федеральные органы, органы исполнительной власти или организации, соответственно, в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного заявления и документов возвращают их тренеру с указанием причин возврата.

17. В случае возврата заявления тренер, подавший его, устраняет несоответствия и повторно направляет его для рассмотрения в Министерство, федеральные органы, органы исполнительной власти или организацию соответственно в течение пяти рабочих дней со дня его возврата.

За выступление команды или отдельного спортсмена отвечает тренер. Он не просто развивает физические способности команды или своего подопечного. Тренер воспитывает дух человека, учит преодолевать трудности и не останавливаться перед неудачами. Медали, заработанные спортсменами, являются и заслугой их тренера.

Кого называют спортивным тренером

Официально спортивный тренер – это руководитель спортивной секции или команды, который занимается раскрытием способностей своих воспитанников. Для тренера важно найти стимул для каждого спортсмена, научить их управлять своим организмом, использовать по максимуму свои силы, чтобы побеждать на спортивных соревнованиях.

Спортивный тренер развивает физические и моральные качества воспитанников. Он обучает различным техникам, учит понимать свои сильные и слабые стороны.

Что входит в обязанности тренера

В целом, у различных тренеров разная специализация и своя специфика работы. Всё зависит от того, с каким контингентом он работает и в каком виде спорта выступают его подопечные. Тренер по футболу сильно отличается по своим навыкам от тренера по греко-римской борьбе.

Детский тренер. Трудится в детско-юношеских спортивных школах, готовит олимпийский резерв для национальной команды;

Тренер взрослых команд и сборных. Наставник спортсменов, которые представляют страну, регион или город на состязаниях различного уровня;

Фитнес-тренер. Отдельная категория специалистов, которая касается спорта лишь косвенным образом. Специализируется на здоровье и красоте и работает в основном с любителями, а не с профессионалами.

Основной задачей тренера является раскрытие таланта спортсмена. С этой целью руководителю необходимо наблюдать за каждым воспитанником, подбирать для подготовки наиболее эффективные упражнения, контролировать силы спортсмена и правильно распределять физические нагрузки. Тренер учит спортсмена управлять своими эмоциями, настраивает его на успех, вселяет веру в победу.

физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка спортсменов к соревнованиям, достижение ими высоких результатов;

разработка плана тренировки, внедрение новых методик в практику;

анализ выступлений спортсменов и внесение требуемых изменений в план тренировки;

осуществление набора новых воспитанников в секцию;

проведение тренировок, занятий, отслеживание результатов спортсменов;

руководство командой (сборной) на соревнованиях.

Руководитель должен знать как можно больше о том виде спорта, в котором он тренирует спортсменов, знать основы психологии и педагогики, уметь организовать работу в группе, уметь планировать и проводить занятия.

Сложность профессии

Спортивный тренер тратит много физических сил и испытывает постоянные эмоциональные нагрузки. Чаще тренерами становятся бывшие спортсмены, которые уже прошли путь, по которому идут его воспитанники. Опыт, мастерство и профессионализм делают тренера отличным руководителем. Работа специалиста этой области является сложной, требует терпения, специальных навыков и опыта, наблюдательности.

Квалификационные требования к работнику

Профессиональным тренером может стать только целеустремленный человек с качествами лидера. Основные требования к работнику этой сферы заключаются в том, что тренер должен знать:

психологию, физиологию, возрастную педагогику;

особенности физического развития спортсменов в каждом возрасте;

методики и приемы спортивной подготовки воспитанников;

современные технологии, позволяющие улучшить продуктивность подготовки (знания ПК, опыт работы с техническим оборудованием);

приемы убеждения и аргументации, способы подхода к детям, установление контакта с родителями;

способы разрешения конфликтных ситуаций;

В зависимости от места, где тренер ведет свою деятельность, требования могут отличаться. Работодатель может требовать наличия опыта работы с детьми и пр.

Источник фото prostooleh/freepik

Где учиться на тренера

Чтобы работать тренером, высшее образование не требуется. Обязательным условием является наличие среднего образования и дополнительного профильного в области физкультуры и спорта.

Востребованность профессии

Спортивный тренер – это востребованная профессия. В связи с массовым открытием частных спортивных центров и развитием государственных возросла потребность в профессиональных руководителях спортивных секций.

Где найти работу спортивному тренеру

Спортивный тренер может работать в частном или государственном учреждениях, которые специализируются на определенных видах спорта. Руководитель спортивной секции часто требуется в частных и государственных детских садах и школах. Наиболее востребованные профессии: хореограф, тренер по художественной гимнастике, танцам, тренер по футболу, по борьбе и пр.

Перспективы карьерного роста для тренеров

Карьерный рост спортивного тренера заключается в выборе более престижного места работы. Сотрудники этой сферы требуются в детских учреждениях, различных спорткомплексах, лечебных заведениях, профессиональных спортивных организациях и пр. Часто фитнес-тренер требуется в различных клубах и оздоровительных центрах.

Источник фото gpointstudio/freepik

Личностные качества тренера

Необходимы определенные качества тренера, чтобы стать профессионалом в своей сфере. Тренер должен быть:

Какое образование, согласно профстандарту, может иметь тренер-преподаватель учреждения дополнительного образования детей (образовательное). Например педагогическое - это нарушение или нет?

Здравствуйте, Светлана Анатольевна!

Высшее образование — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее педагогическое образование — магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее образование — специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
(ред. от 31.05.2011)
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“

Требования к квалификации.Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего тренера-преподавателя — высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Также замечу что руководитель может назначить и без наличия необходимого уровня образования или стажа

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе „Требования к квалификации“, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы

Читайте также: