Кто из ученых полагал что развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Доказывая, что речь является деятельностью, А.Н.Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие данное обстоятельство: «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию. Речевое действие, таким образом, определяется общей структурой деятельности и тем местом, которое оно занимает в деятельности вообще и по отношению к другим речевым действиям в частности.

Таким же образом, как развивается предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. Велика роль изображения и игрушек в этом процессе. Л. С. Выготский писал о том, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.

Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи.

В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи По словам Д Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания .

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Л.С.Выготский выделял доречевые формы наглядно-действенного интеллекта, так как имеются аффективнее, доинтеллектуальные формы тех звуковых реакций, которые еще не несут интеллектуальных функций. Такую функцию слова, когда оно указывает на отдельные предметы или замещает их, Выготский назвал функцией значения. Под значением понимал следующее: слово не ограничивается указанием на отдельный предмет, вместе с тем, оно вводит данный предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

Таким образом опыты, проведенные Выготским показали, что значение слов развивается. Путь значения может быть представлен следующим образом: от диффузного к наглядному, далее к категориальному.

При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.

У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Р.Филичева.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.

Чуковский полагает, что дети образуют глагольные формы потому, что глаголов, существующих в языке, им недостаточно. Словотворчество, по Чуковскому, - это проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности ребенка.

Словотворчество ребенка состоит не только в конструировании новых сочетаний языковых элементов. В детских неологизмах отражается также еще один продуктивный компонент: образуя новые по сочетанию элементов слова, ребенок придает исходному слову новую грамматическую категорию. Это явление отражается в особого рода неологизмах, не отличающихся по форме от слов взрослых, но обладающих оригинальной отнесенностью слова и обобщенной грамматической категорией.

Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выготский, Н.С.Жукова, В.С.Мухина и др.)

Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки.

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов. Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтимена, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог гуманист Коменский Я. А. (1592 — 1672, которого называют отцом научной педагогики. Коменский писал, что человеку от природы присущ разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенности развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он обращает на правильное произношение, на четвертом, пятом и шестом годах обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи. Обращать внимание детей на различие между простой речью и поэзией, учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественную литературу.

• Обучение звуку, или средству развития органов речи;

• Обучение слову, или средство ознакомления с отдельными предметами;

• Обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

Идея Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870 — 1952, итальянского педагога, разработанной ею для домов ребенка. Монтессори считала, что одной из основных задач, является развитие речи. Эта задача включает в себя упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.

Особую роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит Ушинскому К. Д. (1824 - 1870). для обучения Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности развивающего обучения. В современной практике широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Ценнейший опыт создания ситуации общения с воспитанниками, на основе которых у детей с учетом их возрастных особенностей воспитываются навыки речевого взаимодействия и культуры речи заключен в деятельности известных педагогов: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, Е. Л. Ильина, С. Ю. Курганова, С. Н. Лысенковой, Ю. П. Львовой, В. Ф. Шаталова и др.

В последние десятилетия появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства.

Наблюдения и исследования ученых показали, что чем раньше начать и больше разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта и творческих способностей, что в свою очередь способствует правильному формированию мозга ребенка.

Обнаружены два важнейших фактора. Во-первых, выяснилось, что обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте от рождения до трех лет, особенно в первый год жизни. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании и т. д. Причем, слова должны исходить от окружающих, а не доноситься из телевизора. Во-вторых, некоторые ученые считают, что интеллект формируется еще во внутриутробном периоде. Ребенок узнает голос матери с очень раннего возраста, поэтому врачи советуют женщинам уже во время беременности разговаривать со своими детьми. Считается также, что беременной женщине полезно слушать музыку — это развивает мозг ребенка. Интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества, происходит только в ранние годы. Такого не будет ни в один последующий период жизни. К семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, к трем годам — составляет три четвертых массы мозга взрослого.

Ребенок овладевает речью за 2-3 года. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Ребенок познает грамматический строй языка от простых предложений переходя к сложным и т. д.

Огромное влияние на содержание и методы работы оказала деятельность Тихеевой Е. И. (1867 — 1944).

Теоретическую основу разработанной Тихеевой Е. И. системы составляют следующие положения:

• развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особое внимание требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

• речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи взрослого и всех окружающих людей;

• речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

• руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

• развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада;

• обучение на специальных занятиях является самым необходимым и важным средством речевого развития дошкольников.

Тихеева Е. И. поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками, что облегчает ребенку умение составлять описательные рассказы.

Значительное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста оказала Флерина Е. А. (1889 — 1952).

Флерина Е. А. провела исследование восприятия детьми игрушек, на основе чего сформулировала требования к отбору игрушек, к их эстетическому оформлению.

В работах Флериной Е. А. встречаются разные принципы классификации игрушек. В ряде статей и методических указаний она

группирует игрушки по типам : сюжетные или образные, моторноспортивные и тренировочные, технические, строительно-конструктивные, дидактические, творческо-трудовые (полуфабрикаты для игрушексамоделок).

Современный подход наблюдался и в разработке проблемы словарной работы, которую тесно связывают с сенсорным воспитанием. Указывалось, что ребенка необходимо учить выделять в предмете наиболее значимые, существенные в данных обстоятельствах признаки, свойства, причем не только воспитывать умение различать и называть отдельные изолированные качества, а формировать способы обследования предметов, обобщенные знания и умения, которые в конечном итоге помогут ему лучше ориентироваться в окружающей жизни (В. И. Логинова, В. Н. Аванесова, Г. М. Лямина, Ю. С. Ляховская).

В итоге следует подчеркнуть, что современная методика развития речи формировалась как наука на протяжении длительного исторического периода. Нельзя и ныне считать эту методику полностью сложившейся, - она продолжает обогащаться и совершенствоваться.

Игра как средство развития речи у дошкольников В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства.

Обоснование диагностической методики исследования грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР Изучением особенностей морфологической системы у детей с общим недоразвитием речи занимались В. А. Ковшиков [2], Н. В. Серебрякова Р. И. Лалаева.

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н. Фомина Людмила Петровна Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом.

Развивающие игры для развития речи дошкольников. Развивающие игры для развития речи дошкольников. Хотите научить ребёнка задавать вопросы. Вопрос – показатель самостоятельности мышления.

Теоретические аспекты сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи.

Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста Эпиграф Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников «Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Е.И. Тихеева как последователь и пропагандист идей К.Д. Ушинского, особый интерес уделявшая подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы. Основные теоретические постулаты ее педагогической системы.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.03.2014
Размер файла 10,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Основные направления деятельности Е.И. Тихеевой

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е.И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К.Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.

В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе.

2. Педагогические идеи Тихеевой Е.И. в области дошкольного образования

Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения:

- развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

- речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

- речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

- руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

- обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;

- развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.

Е.И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:

- развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;

- накопление содержания речи;

- работа над формой речи, ее структурой.

Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка.

Е.И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5--7 лет.

Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.

Взгляды Е.И. Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.

Считала необходимым иметь программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, в рамках которой предусматривала возможность гибкого планирования, учитывающего направленность и интересы детей. Большое значение придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда, чёткого распорядка и режима. Отталкиваясь от методики сенсорного воспитания М. Монтессори, создала оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности: в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Разрабатывала методику развития речи и мышления детей на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии, произведений искусства ("Родная речь и пути к ее развитию", СПБ, 1913 г.). Наиболее эффективными считала формы развития речи, связанные с рассказыванием: уроки наблюдения над природой, экскурсии, прогулки. Важнейшую роль отводила речевым образцам, в первую очередь - речи воспитательницы.

тихеева детский педагогический

Наличие подобных методических рекомендаций позволяет констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е.И. Тихеевой.

Подобные документы

Развитие дошкольного и начального образования в России в конце XIX–XX веков. Жизнь и педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой. Анализ единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе, проблема ознакомления детей с природой.

дипломная работа [112,0 K], добавлен 18.09.2017

Понятие преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы. Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике. Анализ показателей готовности детей к изучению математики в первом классе.

курсовая работа [59,3 K], добавлен 11.11.2010

Даты жизни и деятельности великого педагога, основоположника русской педагогической науки. Его вклад в развитие мировой педагогики. Условия для выполнения образовательных и воспитательных задач. Работы Ушинского, содержание центральных идей его теории.

презентация [189,5 K], добавлен 21.10.2016

Несогласованность в деятельности дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Проблема преемственности. Необходимость создания единой модели в образовательном процессе. Программа подготовки детей к школе, разработанная Васильевой С.И.

контрольная работа [38,3 K], добавлен 09.06.2010

Основное понятие экзистенциализма. Место педагогики в системе наук. Система образования в РФ. Субъект воспитательного процесса. Вклад К.Д. Ушинского в развитие мировой педагогической мысли. Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В данное статье нами рассматривается вклад педагогов исследователей в теорию развития речи детей дошкольного возраста.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В данное статье нами рассматривается вклад педагогов исследователей в теорию развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем педагогики и психологии. Важность и значимость данной проблемы заключается не только в том, что дает представление об общих закономерностях развития ребенка, но и знакомит с особенностями становления личности дошкольника.

По его мнению, язык - это результат воздействия на человека объективного мира и отношения человека к нему; язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа (опыт познания, опыт нравственной жизни народа, опыт его эстетических воззрений), который передается посредством языка последующим поколениям. Эти и другие положения являются стержнем его педагогической концепции и определяют разработанную им методику обучения родному языку.

Значительный вклад внесен Е.И.Тихеевой, под авторством которой была разработана отечественная система работы по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста. Именно Е.И.Тихеева обосновала необходимость развития речи дошкольников, сформировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, основные направления работы по развитию речи, разработала важнейшие разделы методики: развития речи в первые годы жизни ребенка, словарь детей, занятия по живому слову. Ею проблемно поставлены вопросы о необходимости развития грамматического строя, звуковой культуры речи ребенка, обучения грамоте.

Важнейшими теоретическим положениями методики считает развитие речи в общении и деятельности, приходит к мысли о необходимости обучающегося влияния взрослого на развитие речи дошкольника и о возможности создания программы по развитию речи. Разработанная Е.И.Тихеевой программа строилась на основе линвистического подхода к развитию речи: от звука к слову, от слова к связной речи. Таким образом, связная речь выступала последним этапом развития речи детей дошкольного возраста, а словарь рассматривался как инструмент ее развития.

В разработке этих идей Е.И.Тихеева возвращается к идеям И.Г.Песталоцци. Поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста становится центральной задачей. Интересен тот факт, что предложенные Е.И.Тихеевой теоретические основы словарной работы, цикл занятий по развитию словаря (экскурсии, игры-занятия с игрушками, осмотры предметов, упражнения), дидактические материалы и игры (дидактические картинки, картинки и др.), условия для развития словаря в процессе игры и труда – все это стало руководством к действию для последующих поколений практических работников дошкольного образования.

Необходимо отметить актуальность и значимость тех положений, выдвинутых Е.И.Тихеевой по вопросу словарной работы: наглядная, чувственная основа развития словаря; активная деятельностная позиция самого ребенка; учет интересов и возможностей детей; необходимость активизации речи детей на занятиях и в бытовом общении; создание специально организованной обстановки, наличие содержательного общения с детьми; необходимость обучающей позиции взрослого в развитии речи детей; важность специальной профессиональной подготовки педагога для работы с детьми дошкольного возраста.

Е.И.Тихеева уделяет огромное внимание вопросам именно подготовки кадров для детских дошкольных организаций. Ею определены требования к подготовке воспитателя детского сада, например следующие: наличие высшего педагогического образования, знание психологии ребенка дошкольного возраста, умение его изучать, умение приближать работу детского сада к теории, требования к грамотной и правильной речи самого воспитателя.

Именно Е.И.Тихеевой принадлежит идея создания программы по развитию речи детей дошкольного возраста, которая была оценена и реализована спустя только четверть века ;идея о возможности освоения понятий и отражении их в речи дошкольников; идея планирования работы по развитию речи; идея сочетания обучения и повседневного общения с ребенком для целенаправленного освоения языка; идея необходимости постоянного сопровождения и оценки речевых достижений ребенка в педагогическом процессе.

Е.И.Тихеева создала свою систему обучения родному языку детей в дошкольных организациях, ведущими принципами которой являются следующие:

-деятельностный подход к развитию речи – речь развивается в деятельности, и прежде всего, в игре, через игру, в труде;

-взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умственным, сенсорным, социальным, эстетическим, физическим воспитанием);

-наглядность в обучении – язык ребенка развивается наглядным путем , и только среди вещественного мира каждое новое слово будет становится достоянием ребенка в связи с ясным конкретным представлением;

-постепенность и повторность. Е.И.Тихеева советовала постепенно увеличивать число предметов;; постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным, от восприятия незнакомых предметов к предметам знакомым, но не наблюдаемым в данный момент и др.

Значительное влияние на развитие методики развития речи оказала Е.А.Флерина. Обучение родному языку она рассматривала в русле традиций отечественной методики. На первое место Е.А.Флерина выдвигала содержание речи. Она считала, что для обогащения содержания речи необходим достаточный личный опыт ребенка, самые продуктивные методы накопления опыта, по мнению Е.А.Флериной,- наблюдение, игра, труд, эксперимент. Чем четче , конкретнее и эмоциональнее осуществляется накопление опыта, тем успешнее и с большим интересом дети опираются на него в разговорах и беседах.

Необходимо отметить то, что среди речевых задач Е.А. Флерина выделяла расширение лексикона, обогащение структуры речи, работу над чистым произношением, культурой речи, ее выразительностью, знакомство с художественной литературой, развитие детского словесного творчества, овладение различными формами живого слова. Важными факторами речевого развития она считала социальную среду и организацию развивающей среды в детской дошкольной организации.

Е.А.Флериной принадлежит заслуга создания системы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, приобщению к искусству слова. Ею определено значение художественной литературы в воспитании дошкольников, выделены особенности восприятия литературных произведений, выявлены критерии отбора произведений, дана классификация детских книг по тематическому принципу, детально разработана методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от возраста детей.

Важным достижением в развитии теоретических позиций методики стало исследование А.М. Леушиной под руководством С.Л.Рубинштейна. Данное сотрудничество психолога и педагога, направленное на изучение связной речи детей дошкольного возраста в условиях педагогического воздействия, позволило раскрыть генезис связной речи в целом, а также подлинные возможности речевого развития ребенка, показать педагогические условия этого развития.

Разрабатывая условия постепенной смены ситуативной речи ребенка контекстной, А.М. Леушина особенно подчеркивает роль взрослого. Несомненным актуальным вопросом в работах А.М. Леушиной было то, что ею была разработана новая теория пересказа, что заставило коренным образом пересмотреть отношение к этому виду речевого задания. Данное открытие выдвинуло новые требования к методике пересказа, начиная от отбора текстов, где важным является не столько объем, сколько структура, до конкретной методики руководства. Данные актуальные положения применительно к вопросам развития речи дошкольников нашли свое распространение и дальнейшее совершенствование в исследованиях А.И.Сорокиной, А.Ф.Успенской, В.Р.Беспаловой и других.

Таким образом, можно отметить следующее, что в решении методических вопросов развития речи детей все большее место начинают занимать методы обучения, а в формах работы с детьми – доминировать занятия.

Ученица и последовательница А.М.Леушиной Вера Иосифовна Логинова вносит свой вклад в развитие методики развития речи детей дошкольного возраста. В результате детального анализа исторического наследия К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой, опираясь на психические исследования С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, А.А.Леонтьева, Вера Иосифовна разрабатывает стройную, логическую теорию словарной работы. Данная теория позволила в корне изменить принятые представления о закономерностях речевого развития дошкольников. Высокая результативность и перспективность научных исследований, научная и практическая значимость результатов позволяют по праву назвать В.И.Логинову автором современной теории и методики словарной работы с детьми дошкольного возраста. Разрабатывая методы развития связной речи детей, В.И.Логинова предлагает свою оригинальную авторскую классификацию методов обучения языку. Данная классификация построена в соответствии с логикой и психологией освоения монолога, возрастных особенностей детей дошкольного возраста, учитывает последовательность освоения ребенком умений монологической связной речи.

Занятия, разработанные В.И.Логиновой по развитию речи представляют собой органическое единство педагогически обоснованного научного содержания, безукоризненной логики и веселой детской игры. Особое внимание при организации занятий уделяется мотивации деятельности ребенка. Учебная задача, решаемая в рамках занятия, всегда представлена в виде интересной игры или творческой ситуации.

Следуя принципу природосообразности, который предполагает учет возрастных особенностей детей, изучение личности каждого ребенка и проектирование работы с ним, В.И.Логинова утверждает необходимость использования разнообразных форм работы с детьми – как коллективных, так и подгрупповых и индивидуальных.

Исследованию таких важных вопросов как: влияние системных знаний на становление и развитие художественно-речевой творческой деятельности дошкольника, роль современной детской литературы в развитии ребенка дошкольного возраста была посвящена кандидатские диссертации О.Н.Сомковой, О.В.Акуловой и других исследователей.

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Логинова создала большую научную школу специалистов по методике развития речи. Знание ведущих отечественных и зарубежных теорий и направлений развития педагогики, психологии и лингвистики позволило ей видеть перспективы развития науки, прогнозировать ее приоритетные направления для исследований. Наметилось целое направление научных исследований о влиянии изучения иностранного языка на развитие речи ребенка, о лингвистических аспектах освоения ребенком родного языка.

Именно благодаря таланту В.И.Логиновой как ученого и педагога, ее научной увлеченности и трудолюбию за сравнительно короткий срок период научной деятельности в области методики развития речи ее научное наследие включает целый комплекс изученных проблем: от истории становления методики развития речи детей дошкольного возраста до конкретных методических вопросов и перспективных направлений ее развития.

Таким образом, анализируя вклад педагогов исследователей в развитие методики развития речи детей дошкольного возраста, мы отмечаем следующее: содержание методики существенно обогатилось, благодаря исследованиям методика развития речи окончательно вышла из узких методических рамок и превратилась в науку, вставшую на твердое теоретическое основание; был определен предмет методики развития речи как науки, разработаны основные понятия и важнейшие методы, подведена теоретическая база для понимания и изучения конкретных вопросов методики.

1. АкуловаО.В.,Сомкова О.Н., Гурович Л.М. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Центр педагогического образования,2009.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.:Питер,2014.

Читайте также: