Краткосрочный план урока по биологии

Обновлено: 02.07.2024

Учить самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

1.развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологичес-ких и других качеств личности школьника.2. Воспитание высокого чувства гражданского долга, правильного отношения к общечеловеческим ценностям, людям с ограниченными возможностями.

Ученик будет: знать строение и функции зрительного анализатора.

Уметь описывать, сравнивать, находить признаки различия.

иллюстрации, таблица, карточки с тестовыми заданиями, презентация

Делит учащихся на группы. Проверяю готовность к уроку. Психологический настрой.

У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них.

делятся на 2 группы. Готовятся к уроку. Выбирают лепестки разного цвета.

II .Актуализация знаний -8 мин

Из каждой группы по одно-му ученику выступают от групп с защитой кластера.

Изучение нового материала.

Этап побужде-ния - 4 мин

Для определения темы предлагаю учащимся отве-тить на загадку. Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними ест гора.

Предлагаю определить тему урока и составить зада-чи. Про шу зачитать пословицы о глазах, которые должны были подготовить к уроку.

Отвечают на загадку:

Ставят задачи, которые должны достичь на уроке. Зачитывают пословицы:

Этап осмысле-ния.

Самостоятельная работа учащихся по новой теме.

Работая индивидуально с т емой , затем в группе составляя постер своего выступления

Смотрят темы из Білімлэнд . Идёт работа с текстом и его маркировка. Обсуждают новый материал. Составляют постер, готовят одного ученика от группы для защиты своего задания.

Защита постера: п о одному ученику из групп выходят к доске для защиты постера. Вторая группа слушает, так как заданные упражнения из темы другой группы.

Физминутка 1 мин

Повторяют упражнения для глаз по музыкальному видеоролику

Выполняют работу, делают наблюдения. Обсуждают и делают вывод по лабораторной работе .

Фронтальное обсуждение виртуального задания.

Рефлексия- 2 мин

Предлагает написать мнение о уроке на стикерах , ответив на вопросы: С какой темой вы познакоми-лись на уроке? Вам было интересно на уроке?

Что вы узнали нового на уроке?

Учащиеся письменно пи-шут свое мнение об уроке

Прочитать, ответить на вопросы. Заполнить таблицу. Составить по теме кластер. Одарёңым учащимся – составить кроссворд по теме.


- используя полученные знания, решать новые учебные задачи, проявлять творчество, инициативу.

- развить биологическое мышление, устную речь, навыки общения при групповой работе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Определение темы, цели и задач урока (проблемные ситуации).

Учитель задает наводящие вопросы, для того, чтобы учащиеся поняли тему урока.

- К какому классу животных относится сверчок?

- Что вы можете про него сказать?

- Вы многое узнали из прошлых уроков про насекомых?

- Так вот сегодня вам предстоит использовать ваши имеющиеся знания при решении различных заданий.

3. Актуализация знаний учащихся.

1. Тело насекомых подразделено на.

2. Наука, изучающая насекомых.

3. Вши являются переносчиком.

Краткосрочный план урока по биологии Насекомые

4. Ротовой аппарат мухи.

5. Схема прямого развития насекомых.

Учитель предлагает оценить ответы учащихся и выбрать самого лучшего ученика, который более всего ответил на вопросы.

4. Обобщение изученного материала.

Учитель предлагает учащимся поработать в группах.

Учитель помогает детям распределить роли в команде (таймспикер, докладчик, секретарь, организатор идей)

2. Учитель предлагает группе защитить свой кластер, помогая ребятам состить связный рассказ о строении насекомых.

3. Учитель предлагает учащимся оценить кластеры.

Группам предлагаются листочки с напечатанными названиями отрядов насекомых и отдельные листочки с названием представителей насекомых.

Затем учитель предлагает проверить работу групп.

2. На интерактивной доске высвечиваются отряд и представители в правильном порядке.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных систематических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Систематика кольчатых червей: класс Многощетинковые, класс Малощетинковые, класс Пиявки; значение в природе и жизни человека

Актуализация знаний ( концентрация внимания при изучении нового материала)

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)

Класс Малощетинковые, или Олигохеты

Образ жизни. Малощетинковые черви, или олигохеты, живут в почве, пресных и соленых водах, встречаются обитающие сразу в двух средах — в воде и на земле. Среди олигохет есть черви мелкие (длиной 0,5 мм) и крупные (длиной до 40 см). Вместо параподий у большинства олигохет на теле имеются щетинки. Существуют черви, полностью лишенные щетинок или с расположением их в 4 пучках по кругу сегмента, как у дождевого червя

Водные олигохеты могут обитать на дне водоема среди гниющих водорослей или сильно загрязненных стоков. Они неприхотливы к содержанию кислорода и могут несколько суток переносить его полное отсутствие. Передний конец тела таких червей погружен в ил, а задний совершает колебательные движения, обеспечивая организм кислородом. Питаются они, заглатывая ил с песком, пропуская его через кишечник и переваривая органические вещества, содержащиеся в иле. Олигохеты очень стойко переносят загрязнение среды обитания.

Среди почвенных олигохет есть виды, встречающиеся даже в суровых условиях Новой Земли и Гренландии. Есть виды, обитающие на высоте 3—4 км над уровнем моря и на стенах горных ледников.

Черви многих почвенных видов питаются растительными остатками, затаскивая их с поверхности в почвенные ходы. Зимовать олигохеты могут на глубине 5—6 м и более. У почвенных видов в случае неблагоприятных условий наступает диапауза: черви уползают на глубину, сворачиваются в клубок и, выделив слизь, образуют защитную капсулу. Количество малощетинковых червей в почве может достигать 2—3 т на 1 га. К почвенным олигохетам относится и хорошо знакомый вам дождевой червь.

Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки. Они улучшают структуру почвы, проницаемость в нее воздуха и влаги, очищают воду от вредных примесей, являются прекрасным кормом для других животных.

Черви (Vermes) - это обширный и разнообразный тип беспозвоночных животных, с удлиненным трубчатым, круглым или плоским мягкокожим телом. Органы движения у червей не членистые или их вовсе нет; тело голое или покрытое иглами, щетинками, ресницами. Кожа некоторых видов червей выделяет слизь или известь для трубок. У многих червей простые глаза, мягкие нити на голове или членистые нити и стяжки.

Некоторые черви имеют органы дыхания и сосудистую систему, глисты дышат и питаются поверхностью кожи. Некоторые черви рождают живых детенышей, многие несут яйца, иные размножаются делением. Многие черви раздельнополы, другие гермафродиты. Почти все черви питаются животн. пищею, многие паразиты. Черви подразделяются на 7 классов:

плоские черви (отряды: ресничные черви, сосальщики и ленточные черви)

Кольчатые черви относятся к высшей группе червей – олигохет. Это хорошо известная, но мало изученная группа.

Почвенные олигохеты представляют собой группу, особенно богатую видами. При этом различные почвы характеризуются наличием определённых видов почвенных олигохет. На территории нашей страны известно 400 видов олигохет, 11 занесены в красную книгу. В России из почвенных олигохет распространены 2 семейства: Lumbricidai и Enchytraeidai, причем семейство Lumbricidai представлено почти 50 различными видами, распространёнными в различных почвах и различных районов России. Большинство олигохет - полезные животные. Особенно большое значение в жизни почвы имеют различные виды дождевых червей.

Дождевые черви – постоянные обитатели почв.

Влияние их на почву заключается в том, что они разрыхляют её на большую глубину чем содействуют проникновению воздуха и влаги , что способствует деятельности почвенных микробов, а также проникновению корней растений в глубокие слои почвы и укреплению их.

Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя

чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.

1.Рассмотрите тело дождевого червя

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она — сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

4.Дайте дождевому червю проползти по листу газетной бумаги. Прислушайтесь внимательно. Напишите замечания и выводы.

5.Какое значение имеют щетинки на поверхности тела дождевого червя для его передвижения?

6.Поднесите к переднему концу дождевого червя не касаясь его кусочек лука. Как реагирует на это червь?

7 . Какой можно сделать вывод? Запишите

Кроме того, дождевые черви очень хорошо перепахивают почву, пропуская её через кишечник, они постепенно выносят почву из более глубоких слоёв на поверхность. Ч.Дарвин указывает, что за один год на площади 1 кв м дождевыми червями было вынесено на поверхность до 4 кг. почвы.

При их наличии в почве урожай ячменя, например, возрастает в 1.5 – 2 раза. Затаскивая в свои норы остатки растений, черви погребают их, чем способствуют накоплению в почве органических веществ и образованию перегноя.

По той же причине черви содействуют погружению камней и древних сооружений под почву. Так, некоторые остатки сооружений древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Количество дождевых червей сильно варьирует, достигая в благоприятных условиях до 1000 особей на 1 кв.м. В обычных условиях численность колеблется от нескольких десятков до двух – четырех сотен. Они играют особую роль в почвообразовательном процессе, обогащая почву азотом и биогенными элементами, участвуют в разложении растительного опада. Перемешивая и разрыхляя почву, оно создают благоприятные условия для растений

Образ жизни. Для представителей этого класса характерны следующие признаки: постоянное количество сегментов тела (33), наличие присосок, позволяющих прикрепляться к телу жертвы или субстрату, отсутствие щетинок на теле. Все пиявки или хищники, поедающие мелких животных, или паразиты, питающиеся кровью позвоночных

Пиявки живут в основном в пресных водоемах, но могут обитать и в слабосоленых водах, морях, а также в почве и на поверхности суши. Некоторые пиявки живут в холодных водах Чукотки, Камчатки и в озере Байкал. Пиявки, обитающие в холодных водах, могут впадать зимой в анабиоз — такое состояние организма, при котором жизненные процессы (например, обмен веществ) настолько замедленны, что отсутствуют все видимые проявления жизни.

У пиявок лучше, чем у других червей, развита нервная система. Органы чувств воспринимают световые, химические, механические и другие раздражения. Дыхание осуществляется через всю поверхность тела. Нападая на жертву, пиявки выделяют особое вещество — гирудин, препятствующее свертыванию крови как в ранке на теле жертвы, так и в желудке самой пиявки. Однако кровеносная система есть не у всех пиявок. У ряда видов вместо нее развивается система канальцев, по которым переносятся питательные вещества и газы.

Пиявки — гермафродиты. После спаривания они откладывают многочисленные коконы с разным количеством яиц.

Многие виды пиявок очень чувствительны к чистоте воды и в случае ее загрязнения погибают.

Пиявок некоторых видов используют в медицине при гипертонии и угрозе кровоизлияний.

Знаете ли вы, что:

Во многих странах мира дождевых червей разводят для зоологической мелиорации улучшения посевных земель, а также для переработки ила канализационных и сточных вод, для создания компостов.

Наиболее крупные пиявки могут быть длиной до 30 см, а самые мелкие — до 5 мм.

Одна медицинская пиявка может высосать за один сеанс 50 г крови. Этого количества ей хватает на полгода. В то же время она 2 года может обходиться без пищи.

1.Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты?

2.Какие приспособления есть у кольчатых червей для перенесения неблагоприятных условий? Как это происходит?

3.Что позволяет ученым относить полихет, олигохет и пиявок к одному типу?

Вопросы и задания в учебнике на стр.58

Биология: Многообразие живых организмов.8 класс учебник для общеобразоват. учреждений/Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 8класс к УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров (М.: Дрофа).

Рабочая тетерадь к учебнику Н.И.Сонин,В.Б.Захаров. Биология: Многообразие живых организмов. 8 класс. – М.: Дрофа 2014.

Краткосрочный план урока по биологии 7 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тема урока: Органические вещества: белки, жиры, углеводы в продуктах питания. 7.4.1.3 - доказывать наличие углеводов, белков, жиров в продуктах питания.Урок начинается с психологического настроя.Для создания коллаборативной среды Учитель раздает учащимся карточки с рисунками продуктов питания. Предлагает учащимся распределить картинки по определенным группам (белки, жиры, углеводы).

Читайте также: