Краткое содержание как белочка зимует

Обновлено: 30.06.2024

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее и жолуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.

Чему учит рассказ "Как белочка зимует"
Рассказ учит заранее готовиться к предстоящей зиме, учит запасать провизию и припасы, учит всегда иметь все необходимое на черный день. Учит правильно вести свое хозяйство. Учит любить животных и природу.

Отзыв на рассказ "Как белочка зимует"
Мне понравился этот рассказ и больше всего понравилась запасливая белочка. Такая рачительная хозяйка зимой точно не пропадет, потому что у нее везде есть запасы.

Пословицы к рассказу "Как белочка зимует"
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Запасливый нужды не знает.
Что запасешь, то и поешь.
Не все на сейчас, отложи и про запас.
И мышь в свою норку тащит корку.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Как белочка зимует"
Зимой белочке никакие морозы не страшны. Как начнется метель, белочка сразу к своему гнезду спешит. А гнездо у нее не простое, из веток и сучьев сделанное, как шар висит, а сбоку маленькая дырочка - вход.
А внутри гнездо мягкой подстилкой выстлано. Заберется в гнездо белочка, подстилкой лаз заделает и спит себе, хвостом укрывшись. И тепло белочке и уютно.
Снаружи ветер воет, снег колючий сыплется, а как кончится непогода, выберется белочка из гнезда и по веткам запрыгает, пищу себе добывать. Где еловую шишку промыслит, где сухой гриб с ветки снимет - сама же летом озаботилась, заготовила. Но главная еда у белки в дупле спрятана - орехи и желуди, на всю зиму запас.

Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует

Ответы к стр. 70 - 71

Георгий Скребицкий, Вера Чаплина
Как белочка зимует

Белочке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев. Да как сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нём, тепло. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несёт мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки ещё с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у неё и жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

1. Запиши фамилии авторов.

2. Допиши преложения словами из текста.

Гнездо у белки , как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев.
Но главная еда у белки ещё с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева.
Там у неё и жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

3 ∗ . Реши кроссворд. Проверь написание слов по учебнику.

1. Как авторы называют вход в гнездо белки?
2. Как называется плохая погода, ненастье?
3. Чем выстлано гнездо белки?

Тема: «Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует. Обучение подробному пересказу.

Цели:

  • Учить создавать текст по авторскому образцу, распознавать типы речи и строить пересказ в соответствии с типом речи.
  • Развивать монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас
  • Воспитывать любовь к природе, животному миру, бережное и разумное отношение ко всему живому.

I. Организационный момент

– Настройтесь на урок чтения. Постарайтесь работать активно, продумывать свои ответы.
– Подготовка речевого аппарата к работе.

II. Вступительная беседа

– Какую тему изучаем? (И ВОТ УЖЕ ТРЕЩАТ МОРОЗЫ)
– В какое время года этот происходит?

3. Чтение текста учащимися вслух цепочкой по абзацам. Ответы на вопросы учебника.

Лексическая работа.

Непогода – плохая погода, ненастье.
Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Лазейка – уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

Перед нами стоит непростая задача – часть этого текста мы должны будем подготовить для подробного пересказа. Работать будем по памятке (памятка на доске):

КАК ПОДГОТОВИТЬ ТЕКСТ К ПЕРЕСКАЗУ

1. Чтение текста. Лексическая работа. Логический анализ.
2. Определение типа речи, темы, идеи
3. Структурный анализ текста (деление на части, составление плана)
4. Языковой анализ текста.

О ком вы прочитали? Какова главная мысль? В чём нас автор хотел убедить?

5. Подумайте, на сколько логических частей можно разделить текст? Докажите. Озаглавьте.

(Текст можно разделить на три части.)

В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах.

ПЛАН
1 часть. Белочка зимой.
2 часть. Гнездо зверька.
3 часть. Запасы белки

Возьмите простые карандаши, отметьте отрывок, который будем готовить к подробному пересказу. Прочитайте отрывок. О чем в нём рассказывается?
Озаглавьте. (Гнездо белки)
Сейчас мы подробно разберём этот отрывок. К какому типу речи он относится? (рассуждение) доказываем по алгоритму

I. Вступление (содержится цитата, утверждение, которое требует доказательства)
II. Основная часть (содержит аргументы, факты, доказательства)
III. Заключение.Вывод.

Учащиеся доказывают, что этот текст – рассуждение. Делят его на части, составляют план.

Гнездо белки

1. Белочке зимой мороз не страшен

2. Гнездо зверька:

– большой шар с лазейкой
– выстлано мягкой подстилкой
– лазейку белочка закрывает

3. В таком гнезде можно спать спокойно.

– Давайте ещё раз посмотрим фрагмент фильма о гнезде белочки.

– Соотнесите картинку с текстом о гнезде. Ученые, которым удалось сфотографировать гнездо зверька и писатели, которым удалось увидеть это, дают возможность и нам с вами получить представления о маленькой белочке

IV. Языковой анализ текста

Цель: сопоставление имеющихся вариантов слов с возможными вариантами.

– Сейчас мы будем учиться находить синонимы к авторским словам, доказывать, почему слова автора наиболее удачные в данной ситуации, запоминать авторские слова, пробовать употреблять их в речи.

1. Читаем 1 часть. Какие слова авторские нужно запомнить? Всю цитату, которую будем доказывать. Подчеркните. Обратите внимание на то, как автор сказал о метели. Почему это состояние природы он назвал непогодой? Значит, об этом нужно сказать обязательно. Какими словами можно заменить слово непогода? (ненастье) Какое слово всё-таки точнее передаёт состояние природы?

(Ууместнее употребить авторское слово непогода, т.к.под ненастьем мы понимаем дождливую погоду, а в тексте речь идёт о зиме)

2. Прочитайте описание гнезда. Какие автор употребил слова? С чем сравнил? Подчеркните слова, которые рассказывают из чего сделано гнездо. Какое слово убеждает в том, что гнездо очень практичное, удобное? Каким словом это можно заменить? В какое слово передаёт восхищение авторов? (Да как сделано – то ловко!)

устроено – сделано, устроить – наладить, организовать
уют – приятно устроенный быт, обстановка
ловко – искусно, удобно

3. Рассмотрим гнездо внутри. Что сказано о подстилке? Важно ли это сказать? Почему? Эти слова указывают на уют, тепло. Почему это надо запомнить? (зимой не хватает тепла, прячемся и мы от холода)

4. Какие слова подчёркивают, что ей там очень хорошо? Почему она закрывает лазейку?

5. А знаете ли вы, кто враги у белочки? А в гнезде у неё чаще всего две лазейки. Это помогает ей спастись от врагов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как белочка спит? Свернувшись клубочком, накрывшись хвостиком Какой у неё хвостик?

калачиком – клубочком, прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок

V. Попробуйте с открытой книгой, стараясь запомнить подчёркнутые слова, себе пересказать текст.

VI. Пересказ текста вслух.(1-2 человека)

  1. Получился ли текст данного типа речи?
  2. Установлены ли причинно-следственные связи?
  3. Раскрыта ли тема, идея?
  4. Подробно ли рассказал? Не упустил что-то важное?
  5. Понравился ли язык при пересказе?
  6. Какие авторские слова заменил? Удачно или нет?

VII. Итоги

– Что интересного узнали на уроке о белочке?
– Чему учились?

На доске выставка книг разных авторов о животных, которые могут взять дети в библиотеке и дополнительно почитать. Учитель даёт рекомендации.

Зимой белочке никакие морозы не страшны. Как начнется метель, белочка сразу к своему гнезду спешит. А гнездо у нее не простое, из веток и сучьев сделанное, как шар висит, а сбоку маленькая дырочка - вход.
А внутри гнездо мягкой подстилкой выстлано. Заберется в гнездо белочка, подстилкой лаз заделает и спит себе, хвостом укрывшись. И тепло белочке и уютно.
Снаружи ветер воет, снег колючий сыплется, а как кончится непогода, выберется белочка из гнезда и по веткам запрыгает, пищу себе добывать. Где еловую шишку промыслит, где сухой гриб с ветки снимет - сама же летом озаботилась, заготовила. Но главная еда у белки в дупле спрятана - орехи и желуди, на всю зиму запас.

Читайте также: