Кратко охарактеризуйте двигательную деятельность детей 5 и 7 лет

Обновлено: 05.07.2024

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Стрельцов Владимир Петрович
КАКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА НУЖНА ДОШКОЛЬНИКУ?

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка.

Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Увеличение на 6-7-м году жизни подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.

Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп - например, бросок набивного мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения требующие совместного проявления силы и быстроты движения (метания, прыжки).

Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно. Анализ данных, характеризующих развитие гибкости, показал, что тенденции возрастного увеличения результатов не обнаружено. Степень проявления данного качества зависит от постановки работы по физическому воспитанию.

Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 6-7-го года жизни. Способность точно и четко выполнять разнообразные движения в старшем дошкольном возрасте повышается, что обусловлено зрелостью нервной системы, увеличением роли кинестетического контроля с возрастом. Изучение структуры двигательных качеств показало, что на первом месте у детей 5-7 лет скоростно-силовые способности, ловкость и выносливость.

Дети шестого года жизни доступно овладение сложными движениями, методы и некоторые элементы техники их выполнения, - говорит М. А. Руновой[16]. Во время ходьбы у большинства дошкольников в этом возрасте уже наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный большой шаг вперед и хорошая ориентация в пространстве. Бежит ребенок 5 – 6 лет координация, прямолинейность, увеличивая равномерность и быстрота. Тем не менее, некоторые элементы техники бега еще не отработаны и ограничить ее эффективность. Семь лет и детей дошкольного возраста бегать становится правильным: поза непринужденная, голова приподнята, плечи не поворачиваются, движения рук и ног скоординированы. Дети учатся разными способами бега. Они практикуют различные виды прыжков (в длину, в высоту и в длину бег вверх). Они значительно улучшили консистенцию, и энергичные движения рук и ног, когда вы оттолкнуться, увеличивается фаза полета и дальность прыжка.

В результате многократных упражнений при ползучести и скалолазания (гимнастические лестницы, шест, канат) у ребят совершенствуются выполнения двигательных задач различными способами (лестницы, переменный шаг и др.). По словам Н. Н. Кожухово [9], в течение шести лет, дети дошкольного возраста владеют всеми способами катания, бросания, ловли, метания мяча в цель и вдаль. Они ловко проходят и кидают друг другу мяч двумя руками снизу, от груди, сверху и отскакивают от земли. Совершенствование навыков ведения мяча правой и левой рукой. Старшие дошкольники осваивают технику выполнения основных элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол).

Е. Н. Вавилова [5] отмечает, что в процессе двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, познакомиться с его структурой, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно – временной среде. Ребята значительно улучшили маневренность: они овладевают более сложными координационными движениями (на батуте, ходьба и бег по наклонной стрелы и др., быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных видах игр и упражнений. До семи лет повышает гибкость, увеличивает диапазон движения, высокой мобильностью благодаря эластичности мышц и связок.

В дошкольном возрасте показывают наиболее высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений и время двигательной реакции, скорость одиночного и частоты повторяющихся движений, говорит М. А. Руновой [15]. Мальчики 5 – 7 лет хорошо приспособлены к кратковременным скоростно–силовых качеств динамического действия (прыжок в длину, вверх, и, бросая чучело шар 1 кг веса разными способами и др.).

- Семь лет произошло значительное увеличение производительности и выносливости. Дети готовы для продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности. Для детей этого возраста характеризуются повышенной потребностью в физической активности, которая становится более целенаправленной, независимо от их эмоционального состояния и мотивации. Независимость, уверенность в себе и удовлетворение результатами, достигнутыми в процессе преодоления трудностей, по мнению т. И. осокино [12], хороший стимул для выполнения предлагаемого упражнения.

Дети шестого года жизни способен выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скорости и скоростно – силовых качеств. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств, качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся добиться положительного результата, осознанно выбирать наиболее подходящий способ решения двигательных задач. Дети 5 – 7 лет получить "мышечную радость".

Старшие дошкольники имеют широкий диапазон специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и желаемого результата. Потребность детей в движении не всегда реализуется на должном уровне, - говорит э. Я. Степаненкова [21]. Ограничения на самостоятельную деятельность, как в семье, так и в детском саду, обусловило возрастание познавательных интересов (компьютерные игры, конструирование, просмотр ТВ, Видео и др.).

В пятилетнем возрасте наиболее заметна разница в производительности двигательной активности во время самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр. Мальчиков доминируют игры подвижного (мяч, ракетки и др.). Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз ( рассказ ролей: "семья", "больница" и др.).

Физическая активность шестилетних детей становится более осознанным и разнообразным. По мере формирования двигательных навыков и способностей они показали значительный интерес в спортивных играх и упражнениях. Освоение новых навыков и укрепление существующих связей, дошкольники начинают свободно их использовать в самостоятельной практике. Мальчики и девочки берут на себя разные роли, используя свой уже достаточно богатый двигательный опыт.

В возрасте шести лет стерло резкую границу в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек. А. И. Шустова[25] утверждает, что наибольший shestiletki создания групп, объединяя их интерес к тому или иному виду физических упражнений, например перекинув мяч через обруч, ходить на бревне, прыжки через скакалку. Эти упражнения участвуют как мальчики, так и девочки.

У детей семи лет, имеющие высшее ловкость по сравнению с предыдущей группой, значение физической активности увеличить за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. Мальчиков и девочек проявляется достаточно устойчивый интерес в те же спортивные игры и упражнения. Зимой особым успехом пользовались санках с горки, скольжение по ледяной дорожки, катание на лыжах, отмечает М. А. Руновой[19]. В теплое время года дети любят играть с мячом, обручем, скакалкой. В 7 лет у них самоконтроля и самооценки своих движений при выполнении определенных упражнений. Они часто тренируются по собственной инициативе, многократно повторять движение, достижение хорошего результата. Часто Вы можете видеть. Как мальчики девочек научиться прыгать через скакалку разными способами, и мальчики учат девочек езда на велосипеде. Видна тесная взаимосвязь основных показателей двигательной активности (объем, Продолжительность, интенсивность) у детей 5 – 7 лет с характером и содержанием их деятельности во время пребывания в дошкольном учреждении. Мальчики, по сравнению с девочками, более подвижны в самостоятельной занятости, чем в организованной.

Наиболее важной особенностью двигательной активности детей старшего возраста является ее зависимость от времени года. А тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижение в осенне–зимний период. Сезонная зависимость суточной двигательной активности необходимо учитывать в организации процесса физического воспитания детей, считает И. Воротилкин [6].

Таким образом, мы можем сказать, что физическая активность детей старшего дошкольного возраста дети становятся более сознательными и разнообразный. По мере формирования двигательных навыков и способностей они показали значительный интерес в спортивных играх и упражнениях. Освоение новых навыков и укрепление существующих связей, дошкольники начинают свободно их использовать в самостоятельной практике. Мальчики и девочки берут на себя разные роли, используя свой уже достаточно богатый двигательный опыт.

Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности,.

Формы организации двигательной активности дошкольников Физические упражнения – это одна из форм организации ежедневной двигательной активности детей в детском саду. Чтобы ребенок хорошо развивался.

Приобщение дошкольников к зимним видам спорта, как одна из форм развития двигательной активности В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством ознакомления с пространственными отношениями При практической реализации программы любой педагог, сталкивается с недостаточным разнообразием вариативности для того, чтобы выполнить.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру 1) Актуальность и перспективность опыта: Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок,.

Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников Статья. Воспитатель: Хазова Н. Ю. Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников. О необходимости физического.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

« Особенности двигательной деятельности детей

Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. При этом понятие "здоровье" поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень, становясь основой формирования здорового образа жизни людей. Основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Учитывая возможности детей дошкольного возраста, можно выделить основные задачи:

1.Гармоничное укрепление всех мышечных групп двигательного аппарата детей.

2.Развитие способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая разнообразные условия деятельности .
Путь к совершенству - через преодоление.

Спортивные упражнения - мощное средство всестороннего воспитания детей : они не только улучшают физическое состояние ребенка, но и способствуют реализации целого ряда задач : нравственного, умственного , эстетического и трудового воспитания; стимулируют они ( что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств.

Формы спортивных занятий очень разнообразны, и нужно выбрать наиболее подходящую, отвечающую и физическим возможностям и склонностям, и особенностям режима и распорядка дня, и, конечно, возрастным особенностям.

Дети порой не могут точно воспроизвести движение. Научить их этому помогут простые предметы-пособия – флажки , мячи, кегли и т.д. С ними дети более правильно и с большей амплитудой выполняют различные движения ( например, поднять флажок вверх – посмотреть на них – положить на пол возле ног). Когда дети освоят упражнение , можно переходить к разучиванию другого. Последовательность, понятно, от простого к сложному. Преодоление трудностей, достижение цели, новые мышечные ощущения и , конечно, оценка достигнутого ребенком дают ему чувство удовлетворения, способствуют стремлению к ещё большим достижениям. Работу по развитию силовых качеств нужно строить при соблюдении общих дидактических принципов: постепенности, доступности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В отличие от детей пятилетнего возраста, ДА детей 6 лет становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям.

Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети активно начинают применять их в своей самостоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на себя разные роли и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт.
В 6-летнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Шестилетки самостоятельно объединяются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через веревку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки.

Основные закономерности развития ДА детей.

Сезонные колебания ДА.

Наиболее важной особенностью двигательной активности детей старшего дошкольного возраста является ее зависимость от времени года. Она повышается в весенне-летний период и снижается в осенне-зимний. Сезонная зависимость суточной двигательной активности – это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей.


Наиболее высокие показатели выявлены в весенне-летний период . Учитывая снижение ДА детей в осенне-зимнее время года, важно пополнить ежедневный суточный объем движений за счет увеличения моторной плотности разных видов организованной двигательной деятельности (занятия по физической культуре тренировочного типа, гимнастика после дневного сна, занятия на велотренажере, игровые упражнения на ледяных дорожках, на санках и т.д.).


Суточные колебания ДА.

Двигательная активность распределяется в течение дня неравномерно: наибольшая активность наблюдается во время прогулок, а периоды спада – во время пребывания детей в помещении (если не проводятся физкультурные занятия). Отмечено 3 периода двигательной активности детей: утренний (с 8 до 9 час), дневной (с 10.30 до 12 час) и вечерний (с 16.30 до 19 час). Можно предположить, что такое изменение двигательной активности детей в течение дня обусловлено не только биологическими факторами, но и режимом детского сада.


Недельная динамика ДА.

Как показывают наблюдения, суточный объем естественной двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и соответствующим снижением их активности. Наиболее высокая ДА отмечена в среду и четверг.


Индивидуальные различия показателей ДА.

Двигательная активность детей 5-7 лет имеет ярко-выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и пр.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы очень разнообразны.

Очень большое внимание уделяется планированию двигательной активности детей в режиме дня по этапам.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Важно создать необходимые условия: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование.

Важно для прогулки планировать не только различные подвижные, но и спортивные игры (зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам)


Неотъемлемой частью физического воспитания являются народные подвижные игры . Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, развивают интерес к истории народной культуры, фольклору. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении физкультурных занятий (НОД) , где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка

C:\Users\Марат\Desktop\физ.фото\20140117_111623.jpg

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся физкультминутки. Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к ним. Поэтому мы в течение дня используем различные игры — физкультминутки на основе стихов, потешек, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью. Например:

Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!

Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим пальчиковые игры, дыхательную гимнастику.

Так же на музыкальных занятиях особое внимание уделяется развитию движений под музыку. Для этого используются ритмические, хороводные, музыкальные коммуникативные и пальчиковые игры, игры с пением. Кроме этого спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников раннего возраста . Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью .

D:\фотки\веселые старты-2013\IMG_1171.JPG

Заключение.
Движение есть естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом обязательное условие здорового образа жизни. Именно поэтому эта тема является актуальной и на сегодняшний день.

Список литературы:

1. Баркан А. И. "Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка". - М. :АСТ - Пресс, 1999. - 432с.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной деятельности. Двигательная активность в этом возрасте ста­новится все более целенаправленной, в значительной мере за­висимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Само­стоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной деятельности старших дошкольников. [6]

В этом возрасте детям доступно овладение сложными ви­дами движений и способами их выполнения, а также совер­шенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость.

На основе совершенствования всех видов движений и раз­вития физических качеств происходит качественное преоб­разование моторной сферы. На шестом году жизни детям до­ступно произвольное регулирование двигательных движений, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору спо­собов и качеству выполнения движений.

Дети 5-7 лет способны получать удовлетворение в резуль­тате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательных качеств детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствует развитию интереса к занятиям по физической культуре.

Потребность детей старшего дошкольного возраста в дви­гательной деятельности достаточно высока, но не всегда она ре­ализуется на должном уровне. Все больше ограничивается са­мостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду — увеличивается продолжительность об­разовательных занятий с преобладанием статических поз, де­ти все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д.

По данным констатирующего исследования, средний объ­ем двигательный движений детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составил 12 650 движений, девочек — 11 080 движений; мальчиков б лет — 13 800 движений, девочек — 13 200; у детей 7 лет соответственно 14 250 и 13 600 движений.

Выявленные показатели примерно совпадают с данными других исследований. Однако конкретные величины этих по­казателей могут быть иными, так как двигательная активность определяется не столько биологической потребностью ребенка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условиями внешней среды, воспи­танием и обучением.

Исследованием выявлены значительные различия в ин­дивидуальных показателях двигательных качеств детей 5-7 лет во время само­стоятельной двигательной деятельности на утренней прогул­ке в разное время года. Так, у детей 6 лет диапазон индивиду­альных показателей объема двигательной деятельности 1800 до 4500 движений, 7 лет — от 2000 до 5800 движений.

Движения детей 6 лет становится более осознанными и разнообразными. По мере овла­дения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей само­стоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на се­бя разные роли и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт.

Педагогические наблюдения показали, что в 6-летнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоя­тельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выражен­ная у пятилетних детей. Шестилетки самостоятельно объе­диняются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через веревку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Средний объем двигательных движений мальчиков 6 лет в самостоятельной дея­тельности составляет 2500 движений, девочек — 2210 дви­жений. [7]

У детей семилетнего возраста, обладающих более высо­кими двигательными возможностями по сравнению с пре­дыдущей возрастной группой, показатели ДА увеличива­ются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лы­жах.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этом возрасте у детей появляется самоконтроль и самооценка своих движений при выполнении тех или иных упражнений. Дети 7 лет часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяя упражнения, стремятся добиться хорошего результата. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде. Средний объем двигательной активности мальчиков и девочек 7 лет в самостоятель­ной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответ­ственно.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной деятельности. Двигательная активность в этом возрасте ста­новится все более целенаправленной, в значительной мере за­висимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Само­стоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной деятельности старших дошкольников. [6]

В этом возрасте детям доступно овладение сложными ви­дами движений и способами их выполнения, а также совер­шенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость.

На основе совершенствования всех видов движений и раз­вития физических качеств происходит качественное преоб­разование моторной сферы. На шестом году жизни детям до­ступно произвольное регулирование двигательных движений, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору спо­собов и качеству выполнения движений.

Дети 5-7 лет способны получать удовлетворение в резуль­тате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательных качеств детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствует развитию интереса к занятиям по физической культуре.

Потребность детей старшего дошкольного возраста в дви­гательной деятельности достаточно высока, но не всегда она ре­ализуется на должном уровне. Все больше ограничивается са­мостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду — увеличивается продолжительность об­разовательных занятий с преобладанием статических поз, де­ти все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д.

По данным констатирующего исследования, средний объ­ем двигательный движений детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составил 12 650 движений, девочек — 11 080 движений; мальчиков б лет — 13 800 движений, девочек — 13 200; у детей 7 лет соответственно 14 250 и 13 600 движений.

Выявленные показатели примерно совпадают с данными других исследований. Однако конкретные величины этих по­казателей могут быть иными, так как двигательная активность определяется не столько биологической потребностью ребенка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условиями внешней среды, воспи­танием и обучением.

Исследованием выявлены значительные различия в ин­дивидуальных показателях двигательных качеств детей 5-7 лет во время само­стоятельной двигательной деятельности на утренней прогул­ке в разное время года. Так, у детей 6 лет диапазон индивиду­альных показателей объема двигательной деятельности 1800 до 4500 движений, 7 лет — от 2000 до 5800 движений.

Движения детей 6 лет становится более осознанными и разнообразными. По мере овла­дения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей само­стоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на се­бя разные роли и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт.

Педагогические наблюдения показали, что в 6-летнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоя­тельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выражен­ная у пятилетних детей. Шестилетки самостоятельно объе­диняются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через веревку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Средний объем двигательных движений мальчиков 6 лет в самостоятельной дея­тельности составляет 2500 движений, девочек — 2210 дви­жений. [7]

У детей семилетнего возраста, обладающих более высо­кими двигательными возможностями по сравнению с пре­дыдущей возрастной группой, показатели ДА увеличива­ются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лы­жах.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этом возрасте у детей появляется самоконтроль и самооценка своих движений при выполнении тех или иных упражнений. Дети 7 лет часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяя упражнения, стремятся добиться хорошего результата. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде. Средний объем двигательной активности мальчиков и девочек 7 лет в самостоятель­ной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответ­ственно.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Понятие “двигательный режим” включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение суток. (Сухарев А.Г.,1991).

Существуют приблизительные нормы объёма двигательной активности для детей в зависимости от их возраста. Зная эти требования можно рассчитать оптимальный двигательный режим, включая в него те формы работы, которые рассматриваются в конкретном случае как наиболее предпочтительные.

Основные требования к двигательному режиму.

1.Рациональное сочетание разных видов занятий.

Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.

КРУГИ Продолжительность ДА детей за период бодрствования должна составлять не менее 40 – 60 процентов времени. При этом 90% средней и малой интесивности, 10 большой.

2.Введение дополнительных занятий.

Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре:

- релаксационные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- динамические паузы между занятиями;
- прогулки-походы;
- дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей.

- дыхательная гимнастика;
- упражнения с использованием спортивных комплексов;
- ритмическая гимнастика;
- произвольное плавание и игры в бассейне;
- логоритмическая гимнастика;
3.Сочетание движений разной интенсивности.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

4.Эффективная организация физкультурных занятий.(таблица на презентации)

Эффективность физкультурных занятий зависит от правильного распределения детей по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить моторную плотность занятия в пределах оптимальных величин – 75-90%

1 –ая младшая

2 –ая младшая

Средняя

Старшая 5 -6

Старшая 6 - 7

В зависимости от программных задач изменяется моторная плотность

При ознакомлении 25 50% МП

При разучивании 35 – 55%

При закреплении 40 – 85%

При совершенствовании навыков 60 – 85%

При повторении 50 – 85%

Во время контроля 25 – 50%

5. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности. (таблица на презентации)

Высокая подвижность (дети с высокой ДА). Независимо от объёма и продолжительности ДА для них характерны ВАСОКАЯ ПОДВИЖНОСТЬ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ, ДОСТАТОЧНО БОГАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ Эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, бывают невнимательны при объяснении заданий.

Средняя подвижность. (Дети со средним уровнем ДА) ВЫСОКИЙ И СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗПОЗГОТОВЛЕННОСТИ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, ЭТО ДЕТИ ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ УРАВНОВЕШЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. ИМ СВОЙСТВЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫБОРКЕ ИГР, ЯВЛЯЮТСЯ ИНИЦИАТОРАМИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР

Низкая (Это дети с низким объёмом ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности ДА) ОТМЕЧАЕТСЯ ОТСТАВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЗРАСТНЫХ НОРМАТИВОВ.
6.Проведение индивидуальной работы.

7.Организация активного отдыха детей.

Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа дошкольного учреждения и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в детском саду.

Мы организовываем двигательную активность по этапам. Этап – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся проводить игры малой или средней подвижности по желанию детей. Но в тоже время учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО), то проводим игры средней подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную игровую деятельность.

Утренняя гимнастика проводится перед завтраком в соответствии с распорядком дня и длительностью в соответствии учебной программой дошкольного образования:

1 – я младшая группа – 5 – 6 мин.;

2 – я младшая группа – 6 – 7 мин.;

средняя группа – 7 – 8 мин.;

старшая группа – 8 – 10 мин.;

Занятие по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью этих занятий является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма. Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его ДА.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы между занятиями статического характера. Длительность которых составляет 10 – 12 минут.

Также по мере необходимости проводим физкультминутки и пальчиковые игры на занятиях познавательного цикла длительность которых составляет 2 – 3 минуты.

2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке:

1 – я младшая группа – 10 – 15 мин.;

2 – я младшая группа – 20 мин.;

средняя группа – 20 - 25 мин.;

старшая группа – 30 мин.;

3-ий этап педагогического процесса "Вторая половина дня".
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой. Дети просыпаются постепенно встают и идут по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу.

Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.
Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

· организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
· закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Заключение

Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду можно отметить положительные изменения.

Читайте также: