Краеведение в школе как компонент исторического образования

Обновлено: 05.07.2024

Историческое краеведение как элемент современного исторического образования

Косолапова Галина Леонидовна, учитель истории и обществознания

Один из знаменательных показателей положительных перемен в современном российском образовании - изменение качества школьного краеведения и уровня его преподавания. Пересмотрена роль провинции в истории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны. Это отражает и характерное для мировой исторической науки конца 20 века возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к локальной истории.

Историческое краеведение в РФ не так давно обрело статус самостоятельного предмета школьного учебного базисного плана. Наконец-то всем стало ясно, что воспитание патриота и гражданина демократического государства невозможно без воспитания любви к своей малой родине. А любовь эта начинается со знания истории своей семьи, своего города, своего края; со знания современной ситуации в регионе; с понимания места и роли твоей малой родины в масштабах страны.

Историческое краеведение, или региональный компонент истории, предполагает изучение типичного и особенного в развитии региона в контексте базового содержания предмета "История".

На уроках исторического краеведения и истории я реализую следующие дидактические цели:

Формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, истории родного края.

Дать яркие, образные представления о событиях, явлениях, людях нашего края и особенностях их развития, показать специфику региона.

Формировать общеучебные и специальные умения и навыки.

Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Активизировать познавательную деятельность и самостоятельную работу

Способствовать социализации личности.

Способствовать воспитанию патриота, гражданина, россиянина.

Продолжить формирование нравственных качеств личности на примере жизни наших известных земляков.

Показать возможность применения своих сил и знаний на родной земле (профориентация).

Воспитывать социальную ответственность личности через отношение к конкретным проблемам региона.

Основные принципы педагогической деятельности:

1. Целенаправленность процесса обучения.

Каждый ученик работает в режиме развития в соответствии со своими личностными целями.

-выбор роли в группе

2. Равенство и способности всех.

Важен успех каждого.

Каждому важен свой успех.

-включение в деятельность

3. Приоритет теоретических знаний.

Значимыми для ребенка становятся не знания, как таковые, а способы их добывания, способы умственных действий.

-разнообразие методического аппарата урока

Дополнение, видоизменение информации.

Развитие коммуникативных навыков.

Понимание полученных знаний, осознание собственного участия, критическое отношение к своей деятельности

-анализ уроков и внеклассных мероприятий

-разнообразные виды рефлексии

Современные уроки исторического краеведения, по-моему, должны быть очень легкими, изящными, интересными и доступными. Они должны выгодно отличаться от других уроков, ведь на них речь идет о таком родном, близком, знакомом. Эта опора на уже имеющиеся знания облегчает преподавание краеведения. Кроме того, на уроках исторического краеведения можно применять и использовать то, что на других предметах невозможно или ненужно. Уроки краеведения могут помочь учащимся определиться с выбором будущей профессии, которая будет востребована в своем родном населённом пункте.

В ходе своей педагогической деятельности я выделила некоторые особенные принципы преподавания исторического краеведения. Реализую их через разнообразные методические приемы.

Принципы преподавания исторического краеведения

Яркость, образность представляемого материала:

Что я использую?

Примеры заданий для учащихся

"Вятская земля - кладовая ремесел"

"В зеркале истории. Хлынов. Вятка. Киров"

- ответить на вопросы после просмотра

- выделить главную мысль

- выделить какие-либо объекты

-пересказать содержание фильма и т.д.

- характеристика по портрету

- сочинение по картине

-анализ статистических данных

- работа с картой

- игра "Мозаика" (сложи слово из букв)

-оценка полиграфических качеств

Выставка книг, журналов и другой печатной продукции

- знакомство с литературой

- формирование положительного настроя

Доступность информации, ее адаптированность для учащихся:

Характеристика источника информации

Примеры источников информации

Учебно-методический комплекс Г.А.Клестовой:

2. "На земле Вятской", учебное пособие для младшего и среднего школьного возраста, 2006.

3. "Вятская земля с древнейших времен до конца 20 века", рабочая тетрадь, 2007.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей

Школьное историческое краеведение: новые реалии

Уровни краеведческой работы

Условно можно о трех уровнях.

Во – вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся.Источниками таких знаний могут быть научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных государственных музеев.

Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых – исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах.

Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах и в средней школе возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня.

В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.

Потенциал исторического краеведения

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда

Благодаря краеведение ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между

народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально – экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально – педагогических задач нашего времени.

Содержание краеведческих знаний по истории

Можно условно говорить о концентрах этих знаний.

1.Мой дом. Родословная семьи.

2.Родная школа. Ее история и традиции.

3.Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

5.История автономного округа.

6.История области (края).

Возможны и другие темы – концентры: история нашей улицы, квартала и т. д.

Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и , главное, понимали необходимость их единства, интеграции и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, страны и , наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника ( или челнока ).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали , когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей.

Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории ( деревня, город, район и т.д. )

Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других

этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда.

Предметом историко – краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее.Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно – следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Формы краеведческой работы в школе

1.Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения.

2.Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.

3.Факультативные курсы. Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.

4.Внеклассные мероприятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки – экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания ( поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения).Это и участие в различных делах, проектах: охране восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно – просветительской работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.

Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связаны с краеведением. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы составляют обычно основу школьных музейных экспозиций.

Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школьной истории – высокая профессиональная подготовка учителя. Она предполагает хорошее знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры. Сегодня, когда национально – региональный компонент стал обязательной составляющей истории, каждый учитель истории должен быть краеведом.

vladigreb@yandex.ru

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед школой, учителем является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за Родину. Каждый человек с планеты Земля любит свою Родину, но у каждого из нас есть особое чувство к родному краю, селу, городу, где нам довелось родиться, расти, учиться, начать трудовую жизнь.

К сожалению, в нашей стране очень многое доводится до абсурдных крайностей. В недавнее советское время все население, включая все возрастные группы, профессии, превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В новых условиях отказались не только от организованной воспитательной работы, от пионерского, комсомольского, профсоюзного и иного движения, но и вообще от какого-либо воспитания, что явилось еще одной дополнительной причиной всплеска преступности, создания различных профашистких организаций. (Макеев.2001, с.4.)

Во – первых, мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние, представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей работе я попытался показать как историко-краеведческий материал используется мною в обучении и воспитании школьников.

Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.

Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подро-стков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории, имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов.

Сегодня краеведение- это авторитетное общественное движение. Проводятся конференции, съезды, в 1990 г. создан Союз краеведов России. Для дальнейшего исторического и практического развития исторического краеведения региона большое значение имеют труды современных учителей-новаторов, а так же специалистов в области краеведения: В. Н. Иванова, А. К. Омельчука, Г. Н. Волкова, Г. Сусой, В. Н. Няруй, В. П. Петровой, Г. П. Харючи, Л. П. Пимановой, Н. В. Лукиной, Л. Ф. Липатовой и других.

Краеведение вошло в систему исторического, патриотического воспитания в школах, ведется работа по истории пионерских отрядов, комсомольских организаций, школ, колхозов и совхозов. Активизирована деятельность юных краеведов по выявлению и охране памятников истории и искусства. Учащиеся и учителя интенсивно собирают материалы истории городов и сел.

Экспозиция нашего школьного историко-краеведческого музея позволяет наглядно показать это, связать материал с уроками истории. На сегодняшний день в музее сформировано несколько разделов, отражающих развитие региона с древности до наших дней. Например, школьные программы не дают учащимся серьезных знаний по археологии, однако логика школьного образования предполагает более углубленное знакомство детей с достижениями этой науки. Кроме того, необходимо также поощрять интерес ребят к исчезнувшим народам и тайнам прежних цивилизаций. Наконец, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям.

Все это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как трудно жилось человеку рядом с огромными дикими животными - мамонтами. Эти предметы прекрасно дополняют параграфы учебника, свидетельствуют об эволюции и развитии орудий труда. Для более эмоционального восприятия темы предлагаю ученикам определить принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы. После этого обязательно проводим обсуждение и даем оценку высказанным версиям.

Приведенный эпизод свидетельствует о многом и, в первую очередь, о дружбе и взаимопомощи народов России, которая уходит в глубь веков. Во-вторых, показывает, какие трудности, лишения пришлось испытать путешественникам и первопроходцам. Дополняется раздел денежными ассигнациями и монетами, бывшими в обращении на Ямале в досоветский период. Часть этих монет принесли школьники и передали музею.

Обращаю внимание на фотографии фронтовиков, рассказываю об их боевом пути и наградах, потому что потомки этих солдат живут и сейчас в поселке, ходят в школу их внуки. Комплекс этих материалов дает возможность создать реальную обстановку тех военных лет, что особенно важно в наше время для воспитания чувства долга и патриотизма.

Очень важны материалы по экологии, потому что природе Ямала за время работы геологоразведочных экспедиций нанесен огромный ущерб. Раскрывая тему об открытии месторождений, напоминаю учащимся, что природа - человек - животный мир должны жить в согласии, что нужно бережно, по-хозяйски использовать богатства природы.

Показывая ребятам представителей животного мира, растения тундры, постоянно подчеркиваю мысль о том, какими осторожными, внимательными и заботливыми должны быть люди, как живо и болезненно реагирует природа на вмешательство человека в ее жизнь.

Музеем проводится поисковая и исследовательская работа. Богатый материал был собран к юбилею школы и поселка. К работе были привлечены школьники, учителя, воспитатели, бывшие выпускники. Разосланы письма тем, кто когда-то работал в школе. Удалось найти автобиографию одной из первых учительниц школы - С.И. Станкевич, получить воспоминания С.С. Никитиной и других. Был составлен фотоальбом по истории становления школы - от первых ее учеников до наших дней. Собраны и оформлены списки учащихся, получивших среднее образование в нашей школе. Изготовлен альбом об учителях и выпускниках школы. Оформлен стенд по истории поселка, где размещены фотографии первых его жителей, наиболее значимых объектов. Есть фотография М.М. Броднева, который внес большой вклад в развитие поселка.

Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по Отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедился, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.

Историческое краеведение в школе является одним из ис¬точников обогащения учащихся знаниями родного края, воспи¬тания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нрав¬ственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важ¬ное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине бе¬рет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого. (Борисов.1982.С.3.)

Наш Ямал богат не только людьми, нефтью и газом, он также интересен своим самобытным прошлым, культурой. Что было здесь десять, тридцать, пятьдесят, сотни и тысячи лет тому назад? Эти вопросы, волнуют молодежь, как коренной национальности, так и тех, кто приехал и приезжает сюда осваивать несметные богатства. И не только любознательность ведет людей в историческое прошлое. Ими, скорее, движет стрем¬ление узнать и передать для потомков все то, что накопил в своей славной истории народ этого сурового края. Ведь история - это мостик, кото¬рый простирается от прошлого в настоящее и ведет в будущее.

Греб Владимир Иванович, учитель истории и обществознания МБОШИ Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое краеведение становится непременной, обязательной составляющей школьной истории. Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Именно краеведение в наибольшей степени способствует этому.

Краеведение в школе как компонент исторического образования

КРАЕВЕДЕНИЕ – ЭТО КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН

Историческое краеведение – один из компонентов исторического образования в школе Историческое краеведение – один из компонентов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Историческое краеведение – это знание о прошлом крае, его настоящем и перспективах развития. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.). Историческое краеведение тесно взаимодействует с другими направлениями краеведения: Географическим; Литературным; Естественнонаучным. Краеведение – ценнейшее средство межпредметных связей.

Историческое краеведение становится непременной, обязательной составляющей школьной истории. Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Именно краеведение в наибольшей степени способствует этому.

Историческое краеведение становится непременной, обязательной составляющей школьной истории. Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Именно краеведение в наибольшей степени способствует этому.

Историко-культурный стандарт Концептуальные основы историко-культурного стандарта

  • Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.

Положения, сформулированные в Преамбуле Конституции Российской Федерации Мы – многонациональный народ Российской Федерации; Мы соединены общей судьбой на своей земле; Нам необходимо сохранять исторически сложившееся государственное единство; Нам следует стремиться к возрождению суверенной государственности России и утверждению незыблемости ее демократической основы, к обеспечению благополучия и процветания страны; Каждый из нас ответственен за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями; Наш народ – часть мирового сообщества.

Положения, сформулированные в Преамбуле Конституции Российской Федерации

Краеведение содействует реализации принципов:

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

  • История – это история людей;
  • Каждый человек – соучастник события прошлого, настоящего и будущего;
  • Корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;
  • В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности, такие как трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, готовность к защите Родины, чувство национального долга, уважения к старшим, долга, милосердии, чувство хозяина;
  • Труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

На уроках краеведения могут изучаться: Сферы общественной жизни; Духовная жизнь людей; Этнонациональные процессы; диалог культур; Религия, история церкви; Судьбы конкретных людей; Повседневность прошлого и настоящего; Социальные группы и общности, общественные организации.

На уроках краеведения могут изучаться:

Примерные темы изучения истории родного края:

Основные источники изучения истории родного края Вещественные источники. Письменные источники. Устные источники. Киноисточники. Звукозаписи Принципы организации поиска Принципы организации поиска, сбора и изучения краеведческого материала. Сбор источников (работа в библиотеке, архиве, музее, в археологических и поисковых экспедиции, интервьюирование) Изучение источников и краеведческой литературы Консультации с учеными-краеведами Проведение экскурсий, конференций, подготовка докладов и т.д. Использование информационных ресурсов Использование информационных ресурсов и технических средств в краеведческой работе. Оцифрованные источники в сети Интернет. Средства аудио- и видеозаписи.

Читайте также: