Краеведение в школе как компонент исторического образования
Обновлено: 05.07.2024
Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Косолапова Галина Леонидовна, учитель истории и обществознания
Один из знаменательных показателей положительных перемен в современном российском образовании - изменение качества школьного краеведения и уровня его преподавания. Пересмотрена роль провинции в истории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны. Это отражает и характерное для мировой исторической науки конца 20 века возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к локальной истории.
Историческое краеведение в РФ не так давно обрело статус самостоятельного предмета школьного учебного базисного плана. Наконец-то всем стало ясно, что воспитание патриота и гражданина демократического государства невозможно без воспитания любви к своей малой родине. А любовь эта начинается со знания истории своей семьи, своего города, своего края; со знания современной ситуации в регионе; с понимания места и роли твоей малой родины в масштабах страны.
Историческое краеведение, или региональный компонент истории, предполагает изучение типичного и особенного в развитии региона в контексте базового содержания предмета "История".
На уроках исторического краеведения и истории я реализую следующие дидактические цели:
Формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, истории родного края.
Дать яркие, образные представления о событиях, явлениях, людях нашего края и особенностях их развития, показать специфику региона.
Формировать общеучебные и специальные умения и навыки.
Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Активизировать познавательную деятельность и самостоятельную работу
Способствовать социализации личности.
Способствовать воспитанию патриота, гражданина, россиянина.
Продолжить формирование нравственных качеств личности на примере жизни наших известных земляков.
Показать возможность применения своих сил и знаний на родной земле (профориентация).
Воспитывать социальную ответственность личности через отношение к конкретным проблемам региона.
Основные принципы педагогической деятельности:
1. Целенаправленность процесса обучения.
Каждый ученик работает в режиме развития в соответствии со своими личностными целями.
-выбор роли в группе
2. Равенство и способности всех.
Важен успех каждого.
Каждому важен свой успех.
-включение в деятельность
3. Приоритет теоретических знаний.
Значимыми для ребенка становятся не знания, как таковые, а способы их добывания, способы умственных действий.
-разнообразие методического аппарата урока
Дополнение, видоизменение информации.
Развитие коммуникативных навыков.
Понимание полученных знаний, осознание собственного участия, критическое отношение к своей деятельности
-анализ уроков и внеклассных мероприятий
-разнообразные виды рефлексии
Современные уроки исторического краеведения, по-моему, должны быть очень легкими, изящными, интересными и доступными. Они должны выгодно отличаться от других уроков, ведь на них речь идет о таком родном, близком, знакомом. Эта опора на уже имеющиеся знания облегчает преподавание краеведения. Кроме того, на уроках исторического краеведения можно применять и использовать то, что на других предметах невозможно или ненужно. Уроки краеведения могут помочь учащимся определиться с выбором будущей профессии, которая будет востребована в своем родном населённом пункте.
В ходе своей педагогической деятельности я выделила некоторые особенные принципы преподавания исторического краеведения. Реализую их через разнообразные методические приемы.
Принципы преподавания исторического краеведения
Яркость, образность представляемого материала:
Что я использую?
Примеры заданий для учащихся
"Вятская земля - кладовая ремесел"
"В зеркале истории. Хлынов. Вятка. Киров"
- ответить на вопросы после просмотра
- выделить главную мысль
- выделить какие-либо объекты
-пересказать содержание фильма и т.д.
- характеристика по портрету
- сочинение по картине
-анализ статистических данных
- работа с картой
- игра "Мозаика" (сложи слово из букв)
-оценка полиграфических качеств
Выставка книг, журналов и другой печатной продукции
- знакомство с литературой
- формирование положительного настроя
Доступность информации, ее адаптированность для учащихся:
Характеристика источника информации
Примеры источников информации
Учебно-методический комплекс Г.А.Клестовой:
2. "На земле Вятской", учебное пособие для младшего и среднего школьного возраста, 2006.
3. "Вятская земля с древнейших времен до конца 20 века", рабочая тетрадь, 2007.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей
Школьное историческое краеведение: новые реалии
Уровни краеведческой работы
Условно можно о трех уровнях.
Во – вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся.Источниками таких знаний могут быть научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных государственных музеев.
Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых – исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах.
Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах и в средней школе возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня.
В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.
Потенциал исторического краеведения
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда
Благодаря краеведение ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между
народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально – экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально – педагогических задач нашего времени.
Содержание краеведческих знаний по истории
Можно условно говорить о концентрах этих знаний.
1.Мой дом. Родословная семьи.
2.Родная школа. Ее история и традиции.
3.Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.
5.История автономного округа.
6.История области (края).
Возможны и другие темы – концентры: история нашей улицы, квартала и т. д.
Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и , главное, понимали необходимость их единства, интеграции и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.
Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, страны и , наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника ( или челнока ).
Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали , когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей.
Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории ( деревня, город, район и т.д. )
Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других
этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда.
Предметом историко – краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.
Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее.Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно – следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Формы краеведческой работы в школе
1.Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения.
2.Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.
3.Факультативные курсы. Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.
4.Внеклассные мероприятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов.
Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки – экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий.
Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания ( поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения).Это и участие в различных делах, проектах: охране восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно – просветительской работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.
Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связаны с краеведением. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы составляют обычно основу школьных музейных экспозиций.
Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школьной истории – высокая профессиональная подготовка учителя. Она предполагает хорошее знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры. Сегодня, когда национально – региональный компонент стал обязательной составляющей истории, каждый учитель истории должен быть краеведом.
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед школой, учителем является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за Родину. Каждый человек с планеты Земля любит свою Родину, но у каждого из нас есть особое чувство к родному краю, селу, городу, где нам довелось родиться, расти, учиться, начать трудовую жизнь.
К сожалению, в нашей стране очень многое доводится до абсурдных крайностей. В недавнее советское время все население, включая все возрастные группы, профессии, превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В новых условиях отказались не только от организованной воспитательной работы, от пионерского, комсомольского, профсоюзного и иного движения, но и вообще от какого-либо воспитания, что явилось еще одной дополнительной причиной всплеска преступности, создания различных профашистких организаций. (Макеев.2001, с.4.)
Во – первых, мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние, представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей работе я попытался показать как историко-краеведческий материал используется мною в обучении и воспитании школьников.
Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.
Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подро-стков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории, имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов.
Сегодня краеведение- это авторитетное общественное движение. Проводятся конференции, съезды, в 1990 г. создан Союз краеведов России. Для дальнейшего исторического и практического развития исторического краеведения региона большое значение имеют труды современных учителей-новаторов, а так же специалистов в области краеведения: В. Н. Иванова, А. К. Омельчука, Г. Н. Волкова, Г. Сусой, В. Н. Няруй, В. П. Петровой, Г. П. Харючи, Л. П. Пимановой, Н. В. Лукиной, Л. Ф. Липатовой и других.
Краеведение вошло в систему исторического, патриотического воспитания в школах, ведется работа по истории пионерских отрядов, комсомольских организаций, школ, колхозов и совхозов. Активизирована деятельность юных краеведов по выявлению и охране памятников истории и искусства. Учащиеся и учителя интенсивно собирают материалы истории городов и сел.
Экспозиция нашего школьного историко-краеведческого музея позволяет наглядно показать это, связать материал с уроками истории. На сегодняшний день в музее сформировано несколько разделов, отражающих развитие региона с древности до наших дней. Например, школьные программы не дают учащимся серьезных знаний по археологии, однако логика школьного образования предполагает более углубленное знакомство детей с достижениями этой науки. Кроме того, необходимо также поощрять интерес ребят к исчезнувшим народам и тайнам прежних цивилизаций. Наконец, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям.
Все это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как трудно жилось человеку рядом с огромными дикими животными - мамонтами. Эти предметы прекрасно дополняют параграфы учебника, свидетельствуют об эволюции и развитии орудий труда. Для более эмоционального восприятия темы предлагаю ученикам определить принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы. После этого обязательно проводим обсуждение и даем оценку высказанным версиям.
Приведенный эпизод свидетельствует о многом и, в первую очередь, о дружбе и взаимопомощи народов России, которая уходит в глубь веков. Во-вторых, показывает, какие трудности, лишения пришлось испытать путешественникам и первопроходцам. Дополняется раздел денежными ассигнациями и монетами, бывшими в обращении на Ямале в досоветский период. Часть этих монет принесли школьники и передали музею.
Обращаю внимание на фотографии фронтовиков, рассказываю об их боевом пути и наградах, потому что потомки этих солдат живут и сейчас в поселке, ходят в школу их внуки. Комплекс этих материалов дает возможность создать реальную обстановку тех военных лет, что особенно важно в наше время для воспитания чувства долга и патриотизма.
Очень важны материалы по экологии, потому что природе Ямала за время работы геологоразведочных экспедиций нанесен огромный ущерб. Раскрывая тему об открытии месторождений, напоминаю учащимся, что природа - человек - животный мир должны жить в согласии, что нужно бережно, по-хозяйски использовать богатства природы.
Показывая ребятам представителей животного мира, растения тундры, постоянно подчеркиваю мысль о том, какими осторожными, внимательными и заботливыми должны быть люди, как живо и болезненно реагирует природа на вмешательство человека в ее жизнь.
Музеем проводится поисковая и исследовательская работа. Богатый материал был собран к юбилею школы и поселка. К работе были привлечены школьники, учителя, воспитатели, бывшие выпускники. Разосланы письма тем, кто когда-то работал в школе. Удалось найти автобиографию одной из первых учительниц школы - С.И. Станкевич, получить воспоминания С.С. Никитиной и других. Был составлен фотоальбом по истории становления школы - от первых ее учеников до наших дней. Собраны и оформлены списки учащихся, получивших среднее образование в нашей школе. Изготовлен альбом об учителях и выпускниках школы. Оформлен стенд по истории поселка, где размещены фотографии первых его жителей, наиболее значимых объектов. Есть фотография М.М. Броднева, который внес большой вклад в развитие поселка.
Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по Отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедился, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.
Историческое краеведение в школе является одним из ис¬точников обогащения учащихся знаниями родного края, воспи¬тания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нрав¬ственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важ¬ное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине бе¬рет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого. (Борисов.1982.С.3.)
Наш Ямал богат не только людьми, нефтью и газом, он также интересен своим самобытным прошлым, культурой. Что было здесь десять, тридцать, пятьдесят, сотни и тысячи лет тому назад? Эти вопросы, волнуют молодежь, как коренной национальности, так и тех, кто приехал и приезжает сюда осваивать несметные богатства. И не только любознательность ведет людей в историческое прошлое. Ими, скорее, движет стрем¬ление узнать и передать для потомков все то, что накопил в своей славной истории народ этого сурового края. Ведь история - это мостик, кото¬рый простирается от прошлого в настоящее и ведет в будущее.
Греб Владимир Иванович, учитель истории и обществознания МБОШИ Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования
Историческое краеведение становится непременной, обязательной составляющей школьной истории. Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Именно краеведение в наибольшей степени способствует этому.
Краеведение в школе как компонент исторического образования
КРАЕВЕДЕНИЕ – ЭТО КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН
Историческое краеведение – один из компонентов исторического образования в школе Историческое краеведение – один из компонентов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Историческое краеведение – это знание о прошлом крае, его настоящем и перспективах развития. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.). Историческое краеведение тесно взаимодействует с другими направлениями краеведения: Географическим; Литературным; Естественнонаучным. Краеведение – ценнейшее средство межпредметных связей.
Историческое краеведение становится непременной, обязательной составляющей школьной истории. Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Именно краеведение в наибольшей степени способствует этому.
Историко-культурный стандарт Концептуальные основы историко-культурного стандарта
- Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.
Положения, сформулированные в Преамбуле Конституции Российской Федерации
Краеведение содействует реализации принципов:
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:
- История – это история людей;
- Каждый человек – соучастник события прошлого, настоящего и будущего;
- Корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;
- В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности, такие как трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, готовность к защите Родины, чувство национального долга, уважения к старшим, долга, милосердии, чувство хозяина;
- Труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
На уроках краеведения могут изучаться:
Примерные темы изучения истории родного края:
Основные источники изучения истории родного края Вещественные источники. Письменные источники. Устные источники. Киноисточники. Звукозаписи Принципы организации поиска Принципы организации поиска, сбора и изучения краеведческого материала. Сбор источников (работа в библиотеке, архиве, музее, в археологических и поисковых экспедиции, интервьюирование) Изучение источников и краеведческой литературы Консультации с учеными-краеведами Проведение экскурсий, конференций, подготовка докладов и т.д. Использование информационных ресурсов Использование информационных ресурсов и технических средств в краеведческой работе. Оцифрованные источники в сети Интернет. Средства аудио- и видеозаписи.
Читайте также: