Конституционный проект новосильцева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм, который состоял из двух палат: верхней – Сената (его члены назначались царем), и нижней – Посольской палаты (ее члены избирались от дворянских собраний и городских обществ и утверждались царем). Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в Сейме, который обладал правом вето. Законодательная инициатива сохранялась только за императором, являвшимся также и главой исполнительной власти. Органами последней были преобразованный Государственный совет и министерства.

Почему не была принята первая русская конституция

Еще с начала XIX века Россия могла обрести конституцию. Сначала неудачным оказался проект Сперанского, за ним и Уставная грамота. Если бы один из них был принят императором, возможно, история нашей страны развивалась бы совсем иначе. Попытаемся разобраться, что представлял собой новый проект и почему он так и остался на бумаге.

После победы над Наполеоном

0

Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I

С другой стороны, несмотря на то что в ходе своего правления Александр I значительно менялся как личность, от молодого пылкого либерала-реформатора он проделал большой путь к российскому самодержцу, он всё же видел необходимость реформ. Война действительно далась Российской империи тяжело. Потребовалось напряжение сил всего народа, не зря она стала Отечественной. Автор великих свершений во внешней политике Александр I мог стать человеком, кардинально изменившим и внутреннее устройство России.

Замысел проекта

0

Н.Н. Новосильцев

Интересно, что параллельно Уставной грамоте разрабатывался и первый в истории России секретный проект отмены крепостного права. Его предложили могущественный А. А. Аракчеев и министр финансов Д. А. Гурьев. А позднее, в 1821 году, князь Новосильцев вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I доработанную версию проекта по отмене крепостного права.

0

Государственная Уставная грамота являлась попыткой соединения самодержавия с конституционной системой, парламент мог отвергнуть внесённый императором закон, но был лишён права законодательной инициативы. Император обладал всей полнотой исполнительной власти и правом законодательной инициативы.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева - государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

2.2 Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие . Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.

Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов.

Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Отмена крепостного права – первое и главное дело Временного верховного правления.

Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом.

Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права. Какого-либо ценза, имущественного или ценза грамотности, в конституции Пестеля нет.

Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Окружные неместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но Пестель считал желательной христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.


Н. Н. Новосильцев


Государственное строительство

Дата Решение
1815 г. Дарование Конституции Королевству Польскому
1818 г. Декларация Александра на открытии Сейма о возможности введения в России конституции
1820 г. Проект конституции Н. Н. Новосильцева

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕРИОД

Ряд законодательных актов укреплял положение дворянства. Только дворянство имело право владеть населенными имениями, в 1814 г. запрещалось покупать населенные земли личным дворянам, запрещалась покупка крестьян разночинцами, купцами, мещанами. В 1817 г. безземельное дворянство было отстранено от участия в дворянских выборах.




Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА 1 В 1815-1825 ГГ. Годы реакции и свертыв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА 1 В 1815-1825 ГГ. Годы реакции и свертыв.

ТЕМА: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА 1 В 1815-1825 ГГ. Годы реакции и свертывание реформ.

Перемены во внутренней политике. Надежды общества после победы над Наполеоном.

Перемены во внутренней политике. Надежды общества после победы над Наполеоном. Либеральные дворяне Крестьяне. 1.Введение конституции. 1.Отмену крепостного права народу победителю. Поляки Конституцию и независимость

Конституция в Польше гарантировала: 1.Неприкосновенность личности. 2.Свободу.

Конституция в Польше гарантировала: 1.Неприкосновенность личности. 2.Свободу печати. 3.Наказания и ссылка без решения суда запрещались. 4.Польский язык государственный и на всех руководящих должностях должны были быть поляки. 5.Глава Польши император России, приносящий присягу на верность конституции. 6.Законодательная власть у парламента- сейма и царя. Но сейм- законосовещательный орган.

Проект Н.Н.Новосильцева. Через год после принятия польской конституции, царю.

Уставная грамота Российской империи: 1.Главная в стране власть- императорская.

Уставная грамота Российской империи: 1.Главная в стране власть- императорская! 2.Создание парламента, без решения которого ни один закон царя не вступал в силу! 3.Глава исполнительной власти- император! Он же вносит проекты законов в парламент! 4.Предоставление свободным гражданам империи- свободу слова, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. 5.Россия- федерация разделенная на наместничества. Власть императора по прежнему огромна, но ОГРАНИЧЕНА.

Итоги внутренней политики Александра 1. Причины неудачи реформ лежали в следу.

Итоги внутренней политики Александра 1. Причины неудачи реформ лежали в следующем: -боязнь разделить участь Павла I, -нехватка умных способных людей, -противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие. Александр 1 на богомолье в Александро-Невской лавре.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 033 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.01.2018 5576
  • PPTX 1 мбайт
  • 32 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Копченкова Марина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: