Конкурс как форма повышения творческого потенциала педагогических работников доу

Обновлено: 05.07.2024

В своем опыте работы (“Повышение профессионального мастерства и уровня психологической культуры педагогов на основе личностно-ориентированного подхода”), представленном на фестиваль “Открытый урок” (2008–2009г.), мною было отмечено, что от педагога и его деятельности во многом зависит, в какую сторону будет двигаться образовательное учреждение (развитие или спокойная стабильность, а может быть, и упадок). И это мое личное мнение как старшего воспитателя ДОУ, сложившееся и укрепившееся за многолетнюю практику и систематическое изучение особенностей работы коллектива в целом и деятельности воспитателей и специалистов в частности.

Анализ данных мониторинга показывает, что 67% воспитателей и специалистов детского сада имеют стаж работы 20 и более лет, из них 19% – более 40 лет; отмечена тенденция устаревания педагогических кадров (52,4% – женщины в возрасте 50 лет и старше; 38% – в возрасте 30–49 лет); высшее образование лишь у 38% педагогов, причем, в большинстве своем, окончивших ВУЗы более 20 лет назад. Эти показатели доказывают, что если педагог пожелает и начнет работать над собой, он непременно повлияет и на те процессы, которые определяют качество и результативность, станет “двигателем” нового и интересного, будет активно проявлять свои способности и творчество. То есть все зависит, в первую очередь, от желания и готовности воспитателя или специалиста меняться, совершенствоваться, развиваться.

Сможет ли методическая служба образовательного учреждения способствовать повышению профессионализма, развитию инициативы, творческой активности коллектива? Какие формы работы с кадрами нужны, чтобы “сдвинуть с места” педагога-стажиста? Считаю, что главным условием развития их творчества, инициативы и влияния на личностную сферу является грамотно поставленная методическая работа, стимулирование педагогов к нестандартным решениям, свобода критики и проведение дискуссий, потребность в самовыражении и самоутверждении, личностно – ориентированный подход к каждому. Мое личное убеждение, что внутреннее удовлетворение от собственных действий (пусть и затратных по времени) всегда вызывает чувство самоуважения. Так, формируя команду единомышленников, постепенно можно добиться многого и, в том числе, повлиять на педагога-стажиста, практически доказывая ему “прелесть” личностных достижений (внутреннее вознаграждение). Еще Д.Карнеги отметил, что единственная возможность заставить человека что-либо сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел сделать это [6] .

Основные формы моей методической работы с педколлективом детского сада: педагогические советы (один всегда на тему самосовершенствования, повышения профессионального мастерства); показ открытых мероприятий; педагогический марафон; семинары-практикумы и консультации, причем, с активным использованием компьютерных презентаций; тренинги, в которых с удовольствием участвует 90% педагогов (в 2005г. – 50%); работа микрогрупп (подготовка к педсоветам, семинарам – практикумам, работа в районных методических объединениях, подготовка и проведение конференций) и творческих групп педагогов (подготовка материалов к конкурсам на районном и областном уровнях, творческим отчетам коллектива на районном и окружном уровне, разработка образовательной программы ДОУ) и др.

Особое место в повышении профессионализма и творчества воспитателей и специалистов отводится самообразовательной работе (работа над проблемной темой, знакомство с новинками в педагогике и психологии, методиках дошкольного образования, подготовка к педсоветам и консультациям, семинарским занятиям и др.) в сочетании с методическим сопровождением. Наиболее действенными, эффективными и результативными формами выступают собеседование, индивидуальная консультация по изучению, обобщению и распространению ППО, проведению открытых мероприятий, подготовки материалов к фестивалям, конкурсам и аттестации, работа с педагогом в аттестационный период, курирование работы микро-групп под руководством воспитателей.

Однако одной инициативы от методической службы или руководителя образовательного учреждения недостаточно в данных сложившихся обстоятельствах: педагоги не стремятся и не хотят конкурировать друг с другом. Поэтому проведению конкурсов профессионального мастерства в коллективе способствовали требования приказа от начальника Управления образованием района и положения об отборе участников для районных конкурсов (“Учитель года”, “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения” и др.), разработанные Информационно-методическим центром Управления образованием Советского района.

Если первые конкурсы (“Воспитатель детского сада”) в ДОУ проводились ежегодно с момента открытия учреждения (с 1992 по 1997гг.), причем, с обязательным участием всех педагогов, то попытки возобновить вновь такой конкурс предпринимались мною и заведующей в 2002 и 2004 гг., но проводились как командные. И только в 2008 году нам удалось убедить и вовлечь большинство членов педагогического коллектива участвовать в таком конкурсе, где были определены победитель конкурса и призеры по номинациям (“Бакалавр”, “Магистр”, “Специалист”). Все участники были отмечены грамотами и дипломами: за лучшее занятие – мероприятие, концепцию опыта работы, самоанализ и т.д. Чтобы педагоги не испытывали максимального стресса во время конкурса, длившегося не один день, данная форма методической работы носила игровой характер. Во-первых, все участники становились дипломантами в той или иной номинации (“Бакалавр”, “Магистр”, “Специалист”); во-вторых, лучшие занятия и их самоанализ, концепции опыта работы – призеры конкурса; в-третьих, создание дружеской атмосферы с помощью музыкальных номеров, поэзии и чаепития после подведения итогов; в-четвертых, наличие времени и возможность подготовиться к следующему этапу конкурса.

Вашему вниманию предлагаю краткую разработку, проведенного индивидуального конкурса профессионального мастерства педагогов ДОУ. Отмечу, что между этапами конкурсной программы все участники имели возможность подготовиться к следующему туру (перерыв в 1–3 дня), а жюри – справедливо и обдуманно оценить работу каждого номинанта.

Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ.

– Поощрить и поддержать воспитателей и специалистов, творчески использующих педагогический опыт, имеющих устойчивый конечный результат в работе, умеющих анализировать собственную деятельность.

– Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

– Отбор участников для районных конкурсов 2008 года: “Учитель года – 2008”, “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения”.

– “Без стремлений к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности…” (А. Дистенверг)

– “Что можно сделать для Родины, когда ничего нельзя сделать? Делай самого себя!” (Ф. Искандер)

Напутствие участникам:

Вся наша жизнь дорога вверх,
А мысли, что мечта в полете.
Ох, как вершин хотим достичь
Наперекор судьбе и моде.
И наступает “Звездный час”,
Как хочется, чтоб длился вечность
Тот миг, когда все любят Вас,
И окружает доброта и нежность!

Жюри конкурса:

  • Заведующая ДОУ,
  • Педагог-психолог (призер районного конкурса “Учитель года – 2005”),
  • Воспитатель – стажист (стаж работы 42 года),
  • Учитель-логопед,
  • Музыкальный руководитель.

Организация и проведение конкурса.

– Самопрезентация “Расскажи о себе…”,
– Представление концепции опыта работы.

– Показ открытого занятия и его самоанализ,
– Представление развивающей среды группы.

– Мир моих увлечений,
– Итоги конкурса.

Регламент конкурса:

– Самопрезентация (до 3 минут).

– Представление концепции опыта работы (до 15 минут, включая 3 минуты на ответы по вопросам жюри).

– Занятие и его самоанализ (до 40 минут, из них 10 минут на самоанализ и ответы на вопросы жюри).

– Представление развивающей среды группы (до 10 минут).

– Мир моих увлечений (до 5 минут).

Оценка выполнения конкурсных заданий по критериям:

  • Самопрезентация: грамотность речи, выразительность, эмоциональность, оригинальность и яркость представления себя (максимальное количество баллов – 10).
  • Занятие:компетентность, инновационность, креативность, рефлексивность (максимальное количество баллов – 40).
  • Представление предметно-развивающей среды группы (максимальное количество баллов – 3).
  • Представление концепции опыта работы:
    – проблема и ее актуальность (уровень), идея опыта и задачи, система работы (технология) с детьми и родителями, результативность и практическая значимость, задумки на перспективу, источники, используемые педагогом (научность, доступность, значимость) (максимальное количество баллов – 30).

1. Участник на каждом этапе конкурсной программы должен быть отмечен Дипломом 1, 2 или 3 степени.

2. Жюри определяет призеров (по итогам всего конкурса) по следующим номинациям: победитель конкурса (педагог, лидирующий по основным этапам конкурса), “Магистр ДОУ” (целеустремленный, творческий педагог-новатор, мастер-наставник), “Специалист ДОУ” (творческий педагог, внедряющий в работу инновационные методы деятельности, современные подходы, профессионал), “Бакалавр ДОУ” (педагог, исполняющий свою профессиональную деятельность результативно, стремящийся к качественному воспитательно-образовательному процессу).

3. Лучшие педагогические концепции и разработки занятий будут рекомендованы и направлены для участия на районные конкурсы: “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения”.

4. Наиболее отличившиеся педагоги будут рекомендованы к награждению благодарственным письмом (Почетной грамотой) Управления образованием Советского района, главы Советского района и районной Думы.

Для I-го этапа: Вопросы для самопрезентации: Ваше заветное желание? Ваши кумиры в профессии? Был ли юмористический случай в Вашей педагогической практике? Ваши пожелания жюри и участникам конкурса.

Для II-го этапа: Продумывание “изюминки” занятия (занятие должно содержать что-то такое, что вызовет удивление, восторг, изумление детей – одним словом то, что будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному, и др.).

Для III-го этапа: Критерии оценки концепции опыта работы (Таблица № 1).

Таблица № 1. Критерии оценки концепции опыта работы

Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ в рамках педагогического совета по физкультурно-оздоровительному направлению

Конкурс профессионального мастерства педагогов проходил как командный в рамках расширенного педсовета (с родительским комитетом ДОУ) по физкультурно-оздоровительному направлению на закрепление знаний по здоровьесберегающим технологиям (2009г.). Данная форма конкурса была предложена коллективом на организационном педсовете в начале учебного года, что способствовало более качественно проработать тему здоровьесберегающих технологий, вовлечь родителей в работу педсовета и повысить их знания, как по теме педсовета, так и о деятельности ДОУ по сохранению здоровья детей. Участники обеих команд получили Дипломы победителей командного конкурса и благодарственные письма за активное участие.

Тема педсовета: Формирование здоровья детей – забота родителей, педагогов и медиков.

Цель: Проанализировать и оценить эффективность деятельности коллектива ДОУ и уровень родительских знаний по данному направлению. Систематизировать знания педагогов по здоровьесберегающим технологиям. Провести командный конкурс профессионального мастерства совместно с родителями.

2. Выступление: “Здоровьесберегающие технологии при подготовке ребенка к школе”. Отв.: ст. воспитатель ДОУ

4. Анализ результатов контрольной деятельности по вопросам физического воспитания и формирования ЗОЖ у детей в группах. Отв.: заведующая ДОУ

5. “Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни” – выступление по итогам анкетирования родителей ДОУ (тема “О здоровье всерьез”). Отв.: инструктор по физвоспитанию ДОУ

6. Практическая часть в форме конкурсной игровой программы “День профессионального мастерства педагогов ДОУ”. Отв.: ст. воспитатель ДОУ

Примечание: до педсовета педагоги делятся на 2 команды для подготовки домашних заданий; на педсовете к каждой команде присоединяются родители.

1-й тур: Знание пословиц, поговорок о физическом и психическом здоровье, высказывании поэтов, философов и других известных людей;

2-й тур: выполнение домашнего задания – “Защита модели работы педагогов по формированию у детей ЗОЖ”;

3-й тур: Пробег на знание здоровьесберегающих технологий, применимых в ДОУ;

4-й тур: Решение кроссвордов, проблемных ситуаций и т.п.;

5-й тур: Выполнение домашнего задания – “Провести с командой соперников оздоровительную гимнастику” (методики А.Н.Стрельниковой, М.И.Чистяковой и др.)

Таким образом, участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет молодым педагогам, воспитателям – стажистам, углубленно проработав проблемную тему, распространить свой опыт среди коллег, изучить различные технологии, стать призером в определенной номинации, представить собственные методические разработки за пределами ДОУ. В настоящее время педагоги с опытом работы 35–45 лет прислушиваются к моим рекомендациям, приходят за советом и помощью, активно участвуют в работе ДОУ и района, стали выходить с собственным опытом на областной и российский уровень, то считаю, что результат от предлагаемых мною форм методического сопровождения, действительно является положительным.

Наше время – время перемен. Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества стали актуальны в условиях современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности.

Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала дошкольников.

Быть способным к анализу и творческой переработке информации педагогам помогает методическая работа. Старший воспитатель, зная своих коллег, их достижения, недостатки, возможности каждого, планирует разные формы работы. Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность в нашем детском саду являются конкурсы. Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы. Конкурсы приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу.

Конкурс – интересное и волнующее событие в жизни каждого конкурсанта, возможность по-иному взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других.

Участие в конкурсах влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся творческой личности. Это повышает его авторитет в глазах родителей детей.

Главные концептуальные положения, в соответствии с которыми мы организуем конкурсы, - высокий профессионализм, продуктивность, творчество педагогов.

При подготовке к конкурсу педагоги обращаются за помощью к родителям, детям. Это их сближает, появляются тесное взаимодействие, стойкий интерес к конкурсу, чувство соперничества между группами.

Содержание и тематика конкурсов, прежде всего, зависят:

от годовых задач, стоящих перед детским садом;

приоритетных направлений развития;

интересов педагогов.

При подготовке и проведении конкурса необходимо выполнить следующее:

точно обозначить тему конкурса;

разработать Положение о конкурсе и заранее ознакомить с ним педагогов;

порекомендовать педагогам специальную литературу для самостоятельного изучения;

ознакомить всех педагогов с итогами конкурса (на педагогическом совете);

поощрить педагогов (морально – грамотами, благодарственными письмами, дипломами, сувенирами или материально, исходя из возможностей детского сада);

оформить после конкурса выставку (поделок, фотографий, рисунков и т. д)

Примерные темы конкурсов, проводимые в нашем детском саду:

Этапы подготовки и организации конкурса.

На первом этапе старшему воспитателю необходимо:

разработать Положение о конкурсе среди педагогов, детей и родителей ДОУ и ознакомить с ним педагогов;

подобрать журналы, открытки, иллюстрации на данную тему;

оказать помощь педагогам в замысле, сборе материалов.

На втором этапе в задачи каждого воспитателя, участвующего в конкурсе, входит:

самостоятельное изучение Положения;

ознакомление с Положением родителей;

ознакомление с подборкой литературы, открыток, иллюстраций;

сбор материала для изготовления поделки;

привлечение родителей и детей к изготовлению поделок;

совместная с детьми и родителями подготовка конкурсной работы;

представление работ в указанные сроки.

На третьем этапе жюри конкурса :

разрабатывает критерии, по которым будут оцениваться работы : замысел, оригинальность, трудоёмкость, использование нетрадиционного материала, эстетичность;

бальную систему для оценки работ;

оценивает работы по выработанным критериям, подсчитывает набранные баллы, распределяет призовые места (если есть необходимость, проводится голосование).

Четвёртый этап в организации конкурса входит в функции заведующего и включает в себя:

приобретение призов и сувениров;

награждение (на педагогическом совете).

На последнем, пятом этапе старший воспитатель и педагоги :

организуют выставки в музыкальном зале и фотографирование;

украшают поделками групповые комнаты;

оформляют фотоальбомы.

На этом же этапе происходит обобщение и распространение опыта работы ДОУ.

Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников.

Смотр-конкурс – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать свои результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Наше время – время перемен. Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества стали актуальны в условиях современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Оценить 154 0

Конкурс как форма повышения творческого потенциала педагогических работников ДОУ.

Наше время – время перемен. Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества стали актуальны в условиях современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.

Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала дошкольников.

Быть способным к анализу и творческой переработке информации педагогам помогает методическая работа. Старший воспитатель, зная своих коллег, их достижения, недостатки, возможности каждого, планирует разные формы работы. Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность в нашем детском саду являются конкурсы. Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы. Конкурсы приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу.

Конкурс – интересное и волнующее событие в жизни каждого конкурсанта, возможность по-иному взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других.

Участие в конкурсах влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся творческой личности. Это повышает его авторитет в глазах родителей детей.

Главные концептуальные положения, в соответствии с которыми мы организуем конкурсы, - высокий профессионализм, продуктивность, творчество педагогов.

При подготовке к конкурсу педагоги обращаются за помощью к родителям, детям. Это их сближает, появляются тесное взаимодействие, стойкий интерес к конкурсу, чувство соперничества между группами.

Содержание и тематика конкурсов, прежде всего, зависят:

от годовых задач, стоящих перед детским садом;

приоритетных направлений развития;

При подготовке и проведении конкурса необходимо выполнить следующее:

точно обозначить тему конкурса;

разработать Положение о конкурсе и заранее ознакомить с ним педагогов;

порекомендовать педагогам специальную литературу для самостоятельного изучения;

ознакомить всех педагогов с итогами конкурса (на педагогическом совете);

поощрить педагогов (морально – грамотами, благодарственными письмами, дипломами, сувенирами или материально, исходя из возможностей детского сада);

оформить после конкурса выставку (поделок, фотографий, рисунков и т. д)

Примерные темы конкурсов, проводимые в нашем детском саду:

Этапы подготовки и организации конкурса.

На первом этапе старшему воспитателю необходимо:

разработать Положение о конкурсе среди педагогов, детей и родителей ДОУ и ознакомить с ним педагогов;

подобрать журналы, открытки, иллюстрации на данную тему;

оказать помощь педагогам в замысле, сборе материалов.

На втором этапе в задачи каждого воспитателя, участвующего в конкурсе, входит:

самостоятельное изучение Положения;

ознакомление с Положением родителей;

ознакомление с подборкой литературы, открыток, иллюстраций;

сбор материала для изготовления поделки;

привлечение родителей и детей к изготовлению поделок;

совместная с детьми и родителями подготовка конкурсной работы;

представление работ в указанные сроки.

На третьем этапе жюри конкурса:

разрабатывает критерии, по которым будут оцениваться работы: замысел, оригинальность, трудоёмкость, использование нетрадиционного материала, эстетичность;

бальную систему для оценки работ;

оценивает работы по выработанным критериям, подсчитывает набранные баллы, распределяет призовые места (если есть необходимость, проводится голосование).

Четвёртый этап в организации конкурса входит в функции заведующего и включает в себя:

приобретение призов и сувениров;

награждение (на педагогическом совете).

На последнем, пятом этапе старший воспитатель и педагоги:

организуют выставки в музыкальном зале и фотографирование;

украшают поделками групповые комнаты;

На этом же этапе происходит обобщение и распространение опыта работы ДОУ.

Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников.

Смотр-конкурс – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать свои результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе, является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, формирование разносторонней и полноценной личности ребенка, развитие его творческих способностей, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение.

Прежде чем продолжить свое выступление предлагаю вам ответить на вопрос анкеты, чтобы определить, что каждому из вас лично дает участие в профессиональных педагогических конкурсах. По окончании моего выступления Наталья Геннадьевна подведет итог.

Для определения перспектив успешности воспитателя в конкурсах необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;

Интерес и внимание к другим;

Заразительная увлеченность дошкольным детством;

Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;

Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;

Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога, которые построены на главных принципах, реализуемых в педагогической деятельности по позициям успешности. Об этих принципах я бы хотела вам рассказать.

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности .

Пользоваться этими принципами можно и дома и в работе.

Николаус Б. Энкельманн

Еще Д.Карнеги отметил, что единственная возможность заставить человека что-либо сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел сделать это 2 .

Возникают вопросы, какую роль играет конкурсное движение в профессиональном развитии его участников?

Как вы думаете, почему одни педагоги участвуют в конкурсах, а другие отказываются? (ОТВЕТЫ).

Кем-то движет мотив прохождения обязательной аттестации, кто-то стремится к публичности и хочет показать себя, кто-то с удовольствием тиражирует свой опыт, кому-то доверили представлять образовательное учреждение на уровне района или республики, и он с честью и достоинством выполняет этот долг, кого-то уговорили попробовать свои силы в новом амплуа, а кто-то сомневается в собственных силах.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.

Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в образовательную деятельность являются конкурсы.

Участие в конкурсах – это серьёзное увлекательное испытание, которое станет для каждого новым этапом в жизни на пути к новым победам.

Участие в конкурсном движении позволяет не только проявить себя, развить свои таланты, но и способствует созданию имиджа учреждения . Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы. Конкурсы приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу.

На наш взгляд, важным моментом является получение бесценного опыта – опыта публичного выступления, опыта преодоления собственных страхов и сомнений, опыта взаимодействия с коллегами, работы в команде единомышленников и профессионалов, получения новых знаний и навыков, а значит, обогащения своих компетенций в различных областях.

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Анализ опыта работы позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами ДОУ:

смотры-конкурсы предметно-развивающей среды,

конкурсы методических, учебно-методических материалов,

конкурсы профессионального мастерства,

конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ДОУ.

Актуальные задачи, реализуемые в ходе конкурса

Смотры-конкурсы предметно-развивающей среды

Создание условий для познавательной активности детей и т.п.

Побуждение педагогов к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

Выявление положительного опыта работы педагогов.

Конкурсы методических, учебно-методических материалов

Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности.

Выявление творческих педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.

Выявление и поддержка инновационных проектов, методик.

Формирование потребности в изучении и внедрении в работе с детьми программ нового поколения.

Обобщение опыта работы.

Ориентирование педагогов на инновацию, эксперимент, прогнозирование.

Определение наиболее эффективных путей реализации Концепции модернизации системы образования.

Конкурсы профессионального мастерства

Выявление талантливых педагогов.

Пропаганда и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных.

Стимулирование труда педагога.

Расширение диапазона общения творчески работающих педагогов.

Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми.

Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

Активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей.

Конкурсы с участием детей

Выявление положительного опыта работы по обучению и воспитанию детей.

Выявление одарённых детей.

Создание условий для развития способностей детей и творческого потенциала педагогов.

Активизация деятельности педагогов по внедрению в работу с детьми разных техник творчества.

Развитие у детей умений выразительного чтения стихов, обновление и разнообразие песенного репертуара.

Развитие у педагогов режиссёрских умений и навыков.

Стимулирование творческого поиска педагогов по отбору методик, технологий для обучения детей составлению творческих рассказов.

Наш детский сад, мои коллеги стали участниками и победителями многих творческих, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, викторинах районного, республиканского и всероссийского значения. В нашей копилке дипломы и сертификаты лауреатов и победителей, Республиканских и всероссийских конкурсов.

Выполнение конкурсных требований способствует развитию таких профессиональных качеств, как свободное владение информационно-коммуникативными технологиями, педагогическая саморефлексия, системное и структурированное мышление, навыки самопрезентации. Кроме того, конкурсные критерии побуждают развивать профессиональную деятельность не в одном, а одновременно в нескольких направлениях.

Выполнение педагогом высоких конкурсных требований и ознакомление с опытом своих коллег является, по мнению многих экспертов и по моему личному убеждению, наиболее эффективной формой повышения квалификации. В отличие от участия в традиционной стажировке, конкурс не позволяет быть пассивным слушателем лекции или зрителем мастер-класса. Здесь идет непосредственное взаимодействие с воспитанниками, оценка результатов своей работы и сравнение её с педагогическими результатами соперников, достигнутыми в абсолютно аналогичных условиях.

Содержание конкурсных испытаний, в отличие от повседневной педагогической практики, побуждает максимально расширить диапазон своей профессиональной деятельности. Например, применять малоизвестные ранее педагогические приёмы и техники, выступать в новых жанрах, рассказывать о собственном опыте, создавая качественную зрелищную презентацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении спорных педагогических ситуаций….

Всё это существенно обогащает мировоззренческий и педагогический арсенал рядового педагога.

Сложные условия конкурса являются мощным психологическим тренингом, позволяющим переосмыслить и понять подлинный потенциал своих возможностей, обновить содержание дальнейшей работы.

В нашем районе, как и в республике, особое внимание уделяется повышению престижа педагогической профессии, в том числе, профессии воспитателя детского сада.

А как вы думаете есть ли отрицательные стороны в участии в конкурсном движении?

Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов, является сейчас неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Если внимательно изучить новые требования, предъявляемые педагогу в межаттестационный период, и критерии оценки качества труда воспитателя, то можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении.

Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если педагог неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.

Читайте также: