Конец этот кажется нам отрадным говорит добролюбов о судьбе катерины справедлива ли эта мысль кратко

Обновлено: 02.07.2024

Такое название статьи Добролюбова связано с тем, что он называет "темным царством" место действия событий, происходящих в пьесе. Действительно, город и его жители представляют собой сплошную серую массу, грубую, необразованная и жестокую. Они погрязли в пороках, но при этом лицемерно прикрываются именем Божьим и исправно ходят в церковь. Единственным чистым человеком, лучом света в этом мраке, является Катерина. Только она не забыла ещё, что такое совесть. Но именно правдивость и честность в итоге и губят ее.

ГРОЗА В ОЦЕНКЕ ДОБРОЛЮБОВА.

Трудно говорить об этом произведении, минуя те суждения, которые содержатся в знаменитой статье критика - Луч света в темном царстве. Написанная в 1860 году, статья эта раскрыла художественный смысл и общественное значение Грозы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия.

Гроза, по словам Добролюбова, самое решительное произведение Островского, ибо она знаменует собой близкий конец самодурной силы. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром темного царства- выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. И именно поэтому драму Гроза критик считал истинно народным произведением.

Характеризуя общественную атмосферу 60-х годов, Добролюбов писал: Куда вы ни оглянитесь, везде вы видите пробуждение личности, предъявление ею своих законных прав, протест против насилия и произвола, большею частью еще робкий, неопределенный, готовый спрятаться, но все-таки уже дающий заметить свое существование. Проявление проснувшегося и все растущего протеста против гнета самодуров увидел Добролюбов в чувствах и поступках, в самой гибели Катерины.

. Конец этот кажется нам отрадным,- пишет критик,--легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу. В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась великая народная идея- идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе.

Конечно, Добролюбов далек от того, чтобы считать Катерину революционеркой. Но если женщина - самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества - не может больше мириться с гнетом самодурной силы, значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение. Это возмущение должно распространяться все шире и шире и побудить народ к решительной борьбе. Критик не мог в подцензурной статье произносить слово революция, но революционным духом проникнута вся его статья.

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения….

Сочинение по творчеству А. Н. Островского на тему:

Образ Катерины из драмы “Гроза” по материалам статей Д. Писарева и Н. Добролюбова

Катерина, несомненно, многогранный и не совсем однозначный персонаж. Мнения о ней расходятся у многих людей, как у Д. Писарева и Н. Добролюбова.

Для Добролюбова Катерина является “лучом света в темном царстве”. Она видится ему светлым и чистым человеком, рвущимся к свободе. Он жалеет её, утверждая, что Борис не стоит Катерины, и как писал сам Добролюбов о нем, “будь это другой человек в другом положении – тогда бы и в воду бросаться не надо”. В этой статье Катерину описывают как сильного человека, а сила её в том, что она решается на такой шаг, как самоубийство, ведь выхода у неё не было. Поступки Катерины находятся в гармонии с её натурой, для неё они естественны. И до самого конца она руководствуется именно своей натурой, а не каким-либо заданным решением. Для Добролюбова характер Катерины – шаг вперед во всей русской литературе.

Что касается Писарева, он видит Катерину по-иному. Он утверждает, что Добролюбов ошибся, когда “принял её личность за светлое явление”. Проблемы Катерины кажутся Писареву мелкими и незначительными, а сама Катерина – слабой женщиной. “Что за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? (…) Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?”

Мне не близка позиция Писарева, я согласен с Добролюбовым. Катерина кажется мне свободной птицей взаперти. Она до последнего не изменяла самой себе, взяла на себя ответственность за свой грех. Я думаю, что она пострадала из-за того, что просто не смогла выбрать между желанием свободной жизни и долгом перед Богом.

Тьмы горьких истин нам дороже Нас возвышающий обман. А. С. Пушкин

Глядя на одно и то же, мы все видим разное. По этому поводу есть анекдот:

— Чем отличается оптимист от пессимиста?

— Оптимист говорит, что зал наполовину полный, а пессимист, что наполовину пустой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • добролюбов о катерине и мое отношение к ней
  • кратко моё отношение к катерине гроза
  • что добролюбов говорит о катерине
  • высказывание о екатерине гроза
  • дрбролюбов о катерине

Образ Катерины в оценке Добролюбовым.

Калинов как модель России

Однако показанная в пьесе Островского удушливая атмосфера дореформенного общества была действительно правдивой. Произведение было востребовано, выстрадано…

ПРАВО ЛИЧНОСТИ НА СВОБОДУ, ЖИЗНЬ И ЛЮБОВЬ. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОСВЕЩЕНИИ Н. ДОБРОЛЮБОВА.

Тема урока:
Право личности на свободу, жизнь и любовь. Образ Катерины в освещении Н. Добролюбова.
Тип урока:

Оборудование:

учебник, тексты драмы, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Содержание этапов урока

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье.

Н. Добролюбов

І. Организационный момент

III. Проверка домашнего задания

2. Действие происходит в уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?

4. Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?

5. Расскажите о жителях Калинова.

6. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5-м явлении I действия?

IV. Основной этап урока

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. Могла ли Катерина найти свое счастье в семье? При каких условиях?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини – поражение или победа?

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

Беседа с учащимися по вопросам:

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Актуальность идей пьесы

Главная героиня как страдающая часть темного царства

Тихон и его сестра Варвара адаптировались к речам маменьки. Особенно чувствительна к ее придиркам и унижениям ее невестка, Катерина. Она, обладающая романтичной, меланхолической психикой, действительно несчастна. Ее цветные сны и мечты обнажают совершенно детское мировосприятие. Это мило, однако не есть добродетелью!

Неумение сладить сама с собой

Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспут) Неоднозначность восприятия и трактовки образа Катерины делает возможным выбор именно этой формы проведения урока(дискуссии).

1 курс СПО, в группе 27 человек

Цели и задачи:

обучающие:

  • ознакомление с разными точками зрения на образ Катерины, осмысление этих точек зрения
  • выяснение, с чем связана разноречивость оценки.

развивающие:

Подготовка

На предыдущем уроке учащиеся были ознакомлены с высказываниями Писарева и Добролюбова о Катерине и получили задания:

Особое задание получают назначенные учителем организаторы дискуссии (6 человек:4 протоколиста и 2 эксперта ):

  • памятку выступающим
  • оценочный лист для учащихся
  • сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаками

Экспертам :подготовить рассказ о личности и литературно-критической деятельности Писарева и Добролюбова,о политической обстановке в годы написания каждой статьи.

Организация пространства:

столы расставлены по периметру кабинета для 4-х групп: друг напротив друга оппоненты, остальные стороны для неопределившихся и организаторов.

Ход урока:

1этап

На левой и правой сторонах доски известные уже цитаты:

2этап

Заполнение таблицы продолжениями цитат (центральная часть доски или мультимедиапроектор)

3 этап

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.

2 протоколиста (по одному на каждую группу) по ходу дискуссии заполняют оценочный лист ,другие 2 другие фиксируют наиболее удачные высказывания ораторов.

4 этап

После того,как все желающие высказались,обеим группам задается вопрос:

Чтобы ответить на этот вопрос,предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова,времени написания статьи,другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы,разделяющие 2 статьи).

Делается вывод,, что на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.

3Подведение итогов

  • Было ли интересно работать над своими темами?
  • что удалось?
  • В чем испытали трудности?
  • Что узнали нового?
  • Какие навыки в речевом общении на приобрели?
  • Над чем можно было бы еще поработать?
  • Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
  • Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Зрелость души — условие взрослой жизни

Однако следует признать, что в отличии от Ильи Ильича, попади Катерина в более благоприятную среду, чем семья Кабановых, она бы, скорее всего, состоялась, как личность. Островский этому дает обоснование…

Можно по-разному трактовать образ Катерины, можно видеть в ее поступках проявления человеческой слабости, но нельзя, как мне кажется, осуждать за них Катерину и нельзя не сострадать столь редкой по своей внутренней красоте героине.

В чем позитивность образа главной героини

Любую критическую статью вряд ли надо считать истиной в
последней инстанции.
Критическая работа, даже самая многосторонняя всё-таки-
односторонность.
Самый гениальный критик не может сказать о произведении
всего.
Но добролюбовская статья задаёт тенденцию в истолковании
"Грозы" и поныне, но и наше время в истолкование драмы
Островского вносит свои акценты.

Н. Добролюбов назвал город Калинов "тёмным царством",
а Катерину - "лучом света" в нём.
Катерина, по мнению Добролюбова-характер “созидающий,
любящий, идеальный”. Светлая личность. Яркое явление и в высшей
степени положительное. Личность, не желающая быть жертвой
“темного царства”,способная на поступок.
Всякое насилие возмущает её и ведет к протесту.
Критик видит в драме “Гроза” что-то “освежающее, ободряющее”.
(Обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства.
Характер Катерины веет новой жизнью, хотя открывается он в
самой ее гибели)

Островский был далек от мысли, что единственным выходом из
“темного царства” может быть только решительный протест.
“Лучом света” для Островского оставалось знание, образование.

Читайте также: