Концепцию бережливого производства можно применить в поликлинике или школе

Обновлено: 05.07.2024

Бережливая поликлиника, что это

Для реализации вышеупомянутой концепции, в медицинских учреждениях открываются проекты по улучшений, в рамках которых решаются следующие задачи:

  • формирование логистически эффективных потоков пациентов (в зависимости от цели посещения) и персонала;
  • сокращение сроков ожидания медицинской помощи;
  • повышение доступности медицинской помощи;
  • повышение удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи;
  • стандартизация лечебно-диагностических процессов;
  • оптимизация рабочего пространства, обеспечивающего безопасность сотрудников и пациентов в медицинской организации
  • выравнивание нагрузки между врачами и средним медицинским персоналом;
  • разделение функций персонала внутри отдельных структурных подразделений;
  • эффективное использование зданий, сооружений, медицинской техники и оборудования, кадровых и финансовых ресурсов
  • сокращение всех видов потерь;
  • создание эффективно функционирующих моделей процессов для тиражирования опыта в другие медицинские организации;
  • формирование лидерской среды в медицинской организации, способной проводить улучшения на основе применения проектного подхода.

Сколько таких поликлиник планируется в России


Наша страна явно нуждается в новой структуре больниц, особенно для малых городов и сельской местности.

Бесплатная медицина в России — это хорошо, но качество и отношение к клиентам говорит за себя. Особенно в сравнение с платными поликлиниками…

Реализация федерального проекта запланирована до 2024 года включительно.

Результаты проекта

Как отмечается на сайте Росатома, в среднем время нахождения пациентов в регистратуре снизилось в 2-4 раза, сокращение времени нахождения в очереди к врачу в 3-7 раз, количество посещений поликлиники по вопросам прохождения диспансеризации, медицинских осмотров сократилось в 2-3 раза, время ожидания забора крови сократилось в 1,5-2 раза.

Медицинский персонал отмечает снижение бумажного документооборота, компьютеризацию рабочих мест, помощь в оснащении современным медицинским оборудованием.

Буклет о проекте

Кроме того, в рамках проекта был выполнен ремонт первого этажа поликлиники, а зоны ожидания оборудованы удобными креслами и диванами. Произошло переоснащение регистратуры, приобретено новое медицинское оборудование и внедрена эффективная навигация.

В общем и целом, представителями медицинских учреждений отмечаются положительные результаты.

Правда надо отметить, что в 2017 году Заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяной Яковлевой отмечались различные риски падения вовлеченности персонала. Например, некоторые врачи проводили изменения в свободное от основной работы время, а также не были награждены, отмечены. Были даже факты поощрения тех, кто тормозил изменения.


Из презентации Заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяны Яковлевой

Постоянное совершенствование процессов, сокращение всех видов потерь без снижения качества - задача, которую нужно решать в любом производстве. На сегодняшний день, большую популярность приобретает японская философия Кайдзен (Kaizen), которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни [1]. Применимо к производству - Кайдзен - это путь постоянного улучшения каждой части системы: от рабочего до руководителя, совершенствование стандартных действий и процессов для достижения производства без потерь. Впервые философия кайдзен была применена в разработке японских компаний (в том числе Toyota) и с тех пор приобрела широкую популярность во всём мире, нашла успешное применение практически во всех сферах, в том числе и в здравоохранении. В 2006 году по инициативе Lean Enterprise Academy (Великобритания) состоялась первая в мире конференция по проблеме внедрения Lean в сфере здравоохранения [2].

Проект, основанный на применении инструментов бережливого производства, призван усовершенствовать работу медицинских учреждений и удовлетворенность пациентов качеством оказанных услуг путем упрощения записи к специалистам, сокращения времени ожидания в очередях, разделения потока пациентов и оказания услуг гораздо большему количеству клиентов при неизменном количестве ресурсов.

Система 5S. Название является сокращением от пяти японских слов: Seiri, Seiton, Seiso, SeiketsuM Shitsuke. Если адаптировать к русскому языку, то можно тоже получить 5С: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование. Суть системы заключается в правильной и максимально эффективной организации рабочего пространства.

Карта потока создания ценности (VSM). Метод помогает определить шаги, которые не добавляют ценности и подлежат устранению, а также слабые места, где процесс можно улучшить: ускорить, снизить затраты и обеспечить более безопасные условия труда.

Канбан — позволяет организовать доставку материалов или продукции точно вовремя, в точной последовательности и необходимом объеме. Это же касается своевременности и качества медуслуг. Например, прием пациента врачом-специалистом точно в назначенное по записи время.

Visual Factory (визуализация производства) — инструмент для вовлечения и информирования персонала или пациентов. Цель - организовать визуализацию информации, доступную для понимания обеим сторонам процесса - и медработнику, и клиенту. Например, быстрый поиск кабинета нужного врача согласно цветным разметкам, ведущим к нужному специалисту. Или медработник четко видит, где лежат запасы медизделий, например шприцы или катетеры [4].

Предлагаемый способ усовершенствования заключается в использовании технологий indoor-позиционирования для:

В настоящих рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Действие - работа, выполняемая одним участником в определенный момент времени.

Организация рабочего места - это система мероприятий по планированию рабочего места, оснащению средствами и предметами труда, размещению их в определенном порядке, обслуживанию рабочего места и его аттестации.

Процесс - совокупность действий, осуществляемых по определенной технологии, которая направлена на достижение результата, представляющего ценность для потребителя.

Рабочая зона - это часть производственного трехмерного пространства, ограниченного крайними точками досягаемости рук и ног работника.

Рабочее место - зона трудовой деятельности человека или часть производственной площади (пространства), которая оснащена необходимым оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами для выполнения предусмотренных работ или манипуляций.

3.2. Сокращения

В настоящих рекомендациях применяются следующие сокращения:

МО - медицинская организация;

НД - нормативный документ;

ОРД - организационно-распорядительный документ;

РМ - рабочее место;

ПСЦ - поток создания ценности;

ВПП - время протекания процесса;

МР - методические рекомендации;

МИС - медицинская информационная система;

УС/ЦРГ - управляющий совет/центральная рабочая группа.

4 Открытие проекта по улучшению в медицинской организации

Проекты по улучшению в медицинской организации реализуются с целью усовершенствования процессов, направленных на:

повышение удовлетворенности пациентов и доступности оказываемых услуг,

увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь,

совершенствование организации рабочих мест, обеспечивающей безопасность и комфортность работы сотрудников.

Результаты, которые могут быть достигнуты при реализации проектов:

1. Сокращение времени ожидания пациентом получения услуг МО;

2. Повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками получения услуг МО;

3. Обеспечение равномерного сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом, а также распределения функций персонала внутри отдельных структурных подразделений (например, регистратуры, клинической лаборатории и др.);

4. Оптимизация информационных потоков, в т.ч. повышение эффективности медицинской информационной системы, устранение дублирования и избыточного ручного труда при вводе информации в МИС;

5. Формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения медицинской организации.

6. Стандартизация лечебно-диагностических процессов на базе "лучших практик" и снижение их вариабельности;

7. Эффективное использование площади МО;

8. Прозрачность организации лечебно-диагностических процессов для пациентов и для руководителей МО;

9. Формирование компетенций персонала МО по быстрому выявлению проблем и их устранению;

10. Создание образцов выстраивания эффективных потоков для тиражирования их на другие МО;

11. Выявление среди персонала лидеров изменений, способных проводить улучшения на основе проектного подхода;

12. Устранение всех видов потерь в процессах (ожидание, лишние отчетные и учетные документы, лишние хождения, брак и т.д.);

13. Создание учебных модулей в программы обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, включая образовательные программы "Фабрика медицинских процессов" для проведения обучения студентов, интернов, ординаторов, сотрудников медицинских организаций и органов управления в сфере здравоохранения.

Проблемы, которые не решаются методами бережливого производства:

1. Дисбаланс в обеспечении населения врачами в России, дефицит врачей, оказывающих помощь в амбулаторных условиях;

2. Недостаточное финансирование медицинских организаций;

3. Уровень заработной платы медицинского персонала;

4. Взаимоотношения с системой оказания платных медицинских услуг;

5. Обучение медперсонала IT-навыкам;

6. Психологические особенности поведения посетителей МО.

5 Определение приоритетных направлений работы и целей проекта

Оптимизация процессов должна проходить комплексно, по всей цепочке оказания медицинской помощи, с участием всего персонала МО.

Первоначально необходимо определить приоритетные (проблемные) направления. Для этого можно использовать несколько подходов (в любом сочетании):

1. Принять решение после открытого обсуждения на общем собрании администрации МО и владельцев процессов;

2. Провести анкетирование пациентов и/или персонала МО;

3. Определить проблематику органом управления здравоохранения;

4. Принять инициативное решение о применении "лучших практик". Анкетирование достаточно трудоемкий процесс, но он позволяет более качественно выявить проблему.

При составлении анкет необходимо определить конкретные вопросы, ответы на которые позволили бы выявлять "узкие места" одной проблемы, а не всего направления.

Например: определено направление "регистратура плохая". Но что конкретно не устраивает: длительность общения с регистратором, информативность, очередь? Необходимо понять суть проблематики, конкретизировать цели.

Количество вопросов в анкете может варьировать в зависимости от структуры медицинской организации, глубины погружения в проблематику процессов. Примеры анкет представлены в Приложениях 1* и 2*.

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Также можно использовать анкетирование пациентов, разместив ящики для предложений в холлах медицинских организаций.

Бережливая поликлиника, что это

Бесплатная медицина в России – это хорошо, но качество говорит за себя.

В предложенной новой концепции на каждом этапе предусмотрена более удобная и логическая структура обслуживания. То есть поликлиника принимает новую систему медицинского сервиса.

очередь

Очень важная часть бережливого производства в медицине заключается в разделении потоков пациентов, стоящих в очередях — для заболевших и тех, кто пришел за:

  • талоном
  • справкой
  • личной карточкой

Такая классификация предотвращает заражение здорового человека от заболевшего и сокращает время ожидания в очереди.

Еще многие изменения — блок для детей с ковриками и интерактивами, больше процедурных кабинетов, понятные указатели, облицовка — делают больницу действительно для людей.

Минздрав пересмотрел внутреннюю работу медицинских учреждений и внес логические изменения (критерии), которые обещают улучшить уровень приема пациента и рабочие условия для сотрудников.

сенсорный киоск

Бережливая поликлиника: принципы и плюсы нового стандарта

Бережливая поликлиника: принципы и плюсы нового стандарта

Сколько таких поликлиник в России

детская поликлиника

Плюсы и минусы проекта

врачи

  • Работа регистратуры. Отмена регистрационной стойки и быстрая выдача направления к специалисту.
  • Колл-центр. Быстрый прием входящих звонков и обработка запросов, консультация.
  • Классификация пациентов в очереди. Здоровый отделен от заболевшего, что снижает риски заражения и распространения инфекции.
  • Снижение нагрузки на работников, сбалансированное распределение обязанностей.
  • Цветовая навигация. Указатели внутри мед. учреждения позволяют безошибочно и быстро найти нужный кабинет.
  • Парковки для колясок (детских).
  • Минимизация использования бумажных носителей. Сокращение бумажных справок и рецептов, написанных от руки.

Но есть и то, с чем не согласились как горожане, так и работники. Внедрение нового формата потребовало не мало усилий, ведь нельзя приостановить текущую работу и заняться реконструкцией. Приходилось совмещать плановую работу (прием пациентов) с условно добавочной. Помимо этого надбавка к заработной плате не предусматривалась, да и после обновления больницы тоже. Перечень проблем, которые Минздрав не взял под свою ответственность и оставил в прежней форме:

  • Заработная плата мед. работников.
  • Отсутствие кадров.
  • Партнерские отношения с коммерческой медициной.
  • Учет возрастных особенностей пациентов.
  • Обучение врачей компьютерной грамотности.

Какие планируются изменения

Как было указано выше, в общей сложности приняли чуть более двадцати правок по изменению работы медицинских учреждений. Критерии по улучшению технологий обслуживания направлены на экономию времени всех участников действия. Программа по оптимизации больницы разделена на девять принципов, вот несколько раскрытых:

В случае реализации перечисленных пунктов здравоохранение гарантирует достижение быстрой и качественной медицинской помощи.

Читайте также: