Компьютерные технологии как средство доступа граждан к правосудию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тема 6. Информатизация судебной деятельности.

Задачи и функции информатизации судебной деятельности.

Особенности информационных систем Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Современные условия информационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Одним из главных направлений реформы судебной деятельности, начавшейся в 1991 году, является укрепление ее материально-технической базы и, в частности, повышение эффективности информационного обеспечения судей: компьютеризация их рабочих мест, создание современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа информации, использование и распространения, а также расширение возможностей внедрения информационных технологий.

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (правовых ресурсов, средств и способов их формирования, обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия, а также реализации прав граждан.

В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, было положено начало внедрения информационных систем в судебную деятельность. До этого времени компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.

На первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной информационной системы со всеми ее признаками: формированием информационных ресурсов; оснащение современной вычислительной техникой и внедрением информационных технологий.

Справедливости ради следует отметить, что особенности судебной деятельности, связанной с рассмотрением юридических споров, объективно не способствуют массовому внедрению информационных компьютерных технологий по сбору, обработке и анализу судебных доказательств. Традиционные формы оборота судебной информации, которая может быть положена в основу судебных правоприменительных решений, весьма догматичны и судьи с большим трудом воспринимают новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки.

Одним словом, информатизация судебной деятельности имеет свою специфику. Но, тем не менее, за последние годы проделана большая работа по компьютеризации рабочих мест судебных работников, формированию и использованию ими больших массивов правовой информации.

Достаточно сказать, что информатизация охватывает большое число работников судебной сферы. Только в судах общей юрисдикции число пользователей правовой информации превышает 58 000 человек. К этой категории относятся судьи, работники аппаратов, а также государственные служащие системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одно судью. Например, в Санкт-Петербурге в 23 федеральных районных судах, в которых в 2001 году работающими 299 судьями было рассмотрено 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданских дел и 17 911 административных дел. Средняя нагрузка на одного судью в месяц, таким образом, составила 43 дела, из них уголовных – около 12 дел и гражданских – свыше 31 дела. Это намного превышает среднюю нагрузку по стране.[8]

Эти факты свидетельствуют о масштабности и необходимости информатизации судебной деятельности.

В настоящее время, несмотря на то, что судьи оснащаются современной компьютерной техникой, все же информационное обеспечение их деятельности находится не на высоком уровне.

Прежде всего, это сказывается на неудовлетворительном обеспечении их правовой информацией в электронном автоматизированном виде: справочным правовым системам и выносимым судебных решениям по аналогичным рассматриваемым делам.




Негативным условием судебной деятельности является и затруднения в доступе к решениям со стороны субъектов рассматриваемых споров, то есть, лиц, участвующих в деле. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международной практике правосудия.

Третьим важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения является несовершенство документооборота, использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты. Это значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения юридических дел.

Одним словом, состояние информатизации судебной деятельности находится на самом начале своего развития.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются:

-формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях;

-организация внутреннего и внешнего электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использование документов судопроизводства);

-внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе;

-автоматизированных сбор и обработка судебной статистики

-контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ).

Первоочередными направлениями информатизации судебной деятельности в рамках названной Концепции являются

-согласование механизмов взаимодействия действующих и вновь создаваемых комплексов средств автоматизации судебных органов;

-интеграция судебных информационных ресурсов, а также обеспечение доступа к внешним информационным ресурсам (правовым базам, информации следственных органов, учреждений судебной экспертизы и т.п.);

-формирование корпоративной телекоммуникационной сети и обеспечение рационального использования привлекаемых систем и средств связи и передачи данных;

-обеспечение информационной безопасности системы и защиты судебной информации;

-формирование единого банка учебно-методических материалов, используемых в профессиональной подготовке судей и работников аппаратов судов на базе компьютерной техники.

В процессе создания и эксплуатации информационной системы планируется разработка соответствующих нормативно-технических и нормативно-правовых документов.

Существенным фактором развития информатизации судебной деятельности является реализация проектов финансирования судебной реформы в рамках грантовых проектов Российского фонда правовых реформ.

В частности на средства Фонда финансируется и реализовывается проект комплексной системы автоматизированного сбора и анализа решений районных судов города Санкт-Петербурга. В рамках этого проекта апробируются современные технологии автоматизированного сбора, обработки, обобщения и анализа судебной практики, проверяются критерии формирования элементов баз данных судебной правовой информации и методы доступа к ней пользователей различной категории. Отрабатываются единые стандарты архивирования и классификации данных.

Работники судебных органов города проходят постоянное обучение навыкам работы с компьютерной техникой и технологиями на базе юридического факультета Санкт-Петербургского факультета.

В связи с этим, следует отметить еще один важный аспект информатизации судов. Речь идет о взаимодействии судебных органов и юридических вузов.

Формирование электронных ресурсов судебной правовой информации, в частности актов судебного применения (решений и постановлений) дает возможность существенного обогащения и повышения эффективности учебного процесса. Ученые и преподаватели юридического факультета теперь имеют возможность доступа к юридической практике в электронном виде, ее обобщению и использованию не только в научных и образовательных целях, но и в целях оказанию помощи поддержки судьям при рассмотрении ими юридических дел повышенной сложности.

Анализ судебной практики дает возможность активно применять информационные технологии быстрого поиска нужной правовой информации, ее обработке и использованию по конкретным делам. Юрист-аналитик, вооруженный нужным информационным ресурсов и средствами его обработки становится незаменимым консультантом в судебных органах.[10]

Несмотря на сложности внедрения высокотехнологичных информационных технологий в судебной деятельности, все же суды испытывают острый дефицит специализированных программных средств.

В отдельных регионах процесс информатизации положительно сказывается и на процессуальной судебной деятельности. Например, в Свердловском областном суде внедрена информационная система проведения судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел в режиме видеоконференции. Эта система позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на организацию судебных процессов.

ЛЕКЦИЯ 6.

Тема 6. Информатизация судебной деятельности.

Задачи и функции информатизации судебной деятельности.

Особенности информационных систем Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Современные условия информационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Одним из главных направлений реформы судебной деятельности, начавшейся в 1991 году, является укрепление ее материально-технической базы и, в частности, повышение эффективности информационного обеспечения судей: компьютеризация их рабочих мест, создание современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа информации, использование и распространения, а также расширение возможностей внедрения информационных технологий.

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (правовых ресурсов, средств и способов их формирования, обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия, а также реализации прав граждан.

В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, было положено начало внедрения информационных систем в судебную деятельность. До этого времени компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.

На первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной информационной системы со всеми ее признаками: формированием информационных ресурсов; оснащение современной вычислительной техникой и внедрением информационных технологий.

Справедливости ради следует отметить, что особенности судебной деятельности, связанной с рассмотрением юридических споров, объективно не способствуют массовому внедрению информационных компьютерных технологий по сбору, обработке и анализу судебных доказательств. Традиционные формы оборота судебной информации, которая может быть положена в основу судебных правоприменительных решений, весьма догматичны и судьи с большим трудом воспринимают новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки.

Одним словом, информатизация судебной деятельности имеет свою специфику. Но, тем не менее, за последние годы проделана большая работа по компьютеризации рабочих мест судебных работников, формированию и использованию ими больших массивов правовой информации.

Достаточно сказать, что информатизация охватывает большое число работников судебной сферы. Только в судах общей юрисдикции число пользователей правовой информации превышает 58 000 человек. К этой категории относятся судьи, работники аппаратов, а также государственные служащие системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одно судью. Например, в Санкт-Петербурге в 23 федеральных районных судах, в которых в 2001 году работающими 299 судьями было рассмотрено 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданских дел и 17 911 административных дел. Средняя нагрузка на одного судью в месяц, таким образом, составила 43 дела, из них уголовных – около 12 дел и гражданских – свыше 31 дела. Это намного превышает среднюю нагрузку по стране.[8]

Эти факты свидетельствуют о масштабности и необходимости информатизации судебной деятельности.

В настоящее время, несмотря на то, что судьи оснащаются современной компьютерной техникой, все же информационное обеспечение их деятельности находится не на высоком уровне.

Прежде всего, это сказывается на неудовлетворительном обеспечении их правовой информацией в электронном автоматизированном виде: справочным правовым системам и выносимым судебных решениям по аналогичным рассматриваемым делам.

Негативным условием судебной деятельности является и затруднения в доступе к решениям со стороны субъектов рассматриваемых споров, то есть, лиц, участвующих в деле. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международной практике правосудия.

Третьим важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения является несовершенство документооборота, использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты. Это значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения юридических дел.

Одним словом, состояние информатизации судебной деятельности находится на самом начале своего развития.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются:

-формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях;

-организация внутреннего и внешнего электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использование документов судопроизводства);

-внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе;

-автоматизированных сбор и обработка судебной статистики

-контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ).

Первоочередными направлениями информатизации судебной деятельности в рамках названной Концепции являются

-согласование механизмов взаимодействия действующих и вновь создаваемых комплексов средств автоматизации судебных органов;

-интеграция судебных информационных ресурсов, а также обеспечение доступа к внешним информационным ресурсам (правовым базам, информации следственных органов, учреждений судебной экспертизы и т.п.);

-формирование корпоративной телекоммуникационной сети и обеспечение рационального использования привлекаемых систем и средств связи и передачи данных;

-обеспечение информационной безопасности системы и защиты судебной информации;

-формирование единого банка учебно-методических материалов, используемых в профессиональной подготовке судей и работников аппаратов судов на базе компьютерной техники.

В процессе создания и эксплуатации информационной системы планируется разработка соответствующих нормативно-технических и нормативно-правовых документов.

Существенным фактором развития информатизации судебной деятельности является реализация проектов финансирования судебной реформы в рамках грантовых проектов Российского фонда правовых реформ.

В частности на средства Фонда финансируется и реализовывается проект комплексной системы автоматизированного сбора и анализа решений районных судов города Санкт-Петербурга. В рамках этого проекта апробируются современные технологии автоматизированного сбора, обработки, обобщения и анализа судебной практики, проверяются критерии формирования элементов баз данных судебной правовой информации и методы доступа к ней пользователей различной категории. Отрабатываются единые стандарты архивирования и классификации данных.

Работники судебных органов города проходят постоянное обучение навыкам работы с компьютерной техникой и технологиями на базе юридического факультета Санкт-Петербургского факультета.

В связи с этим, следует отметить еще один важный аспект информатизации судов. Речь идет о взаимодействии судебных органов и юридических вузов.

Формирование электронных ресурсов судебной правовой информации, в частности актов судебного применения (решений и постановлений) дает возможность существенного обогащения и повышения эффективности учебного процесса. Ученые и преподаватели юридического факультета теперь имеют возможность доступа к юридической практике в электронном виде, ее обобщению и использованию не только в научных и образовательных целях, но и в целях оказанию помощи поддержки судьям при рассмотрении ими юридических дел повышенной сложности.

Анализ судебной практики дает возможность активно применять информационные технологии быстрого поиска нужной правовой информации, ее обработке и использованию по конкретным делам. Юрист-аналитик, вооруженный нужным информационным ресурсов и средствами его обработки становится незаменимым консультантом в судебных органах.[10]

Несмотря на сложности внедрения высокотехнологичных информационных технологий в судебной деятельности, все же суды испытывают острый дефицит специализированных программных средств.

В отдельных регионах процесс информатизации положительно сказывается и на процессуальной судебной деятельности. Например, в Свердловском областном суде внедрена информационная система проведения судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел в режиме видеоконференции. Эта система позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на организацию судебных процессов.

Развитие российского правосудия: информатизация и технологизация

Информатизация и доступ к правосудию: почему это связано

В последнее время во многих странах мира существенно возросла нагрузка на судебные органы. Из-за этого граждане, имея формальную возможность обращения в суд, не могут получить доступ к правосудию, обращают внимание авторы доклада.


Впрочем, даже при нормальной загруженности судов процесс восстановления нарушенных прав для многих потенциальных заявителей является достаточно дорогим, сложным и забюрократизированным. По оценке World Justice Project, около 1,5 млрд человек не в состоянии добиться такого восстановления в судебном порядке.
Решить проблему доступности правосудия, по мнению экспертов Центра развития современного права, можно с помощью информационных технологий. Их внедрение ускорит судопроизводство, сократит нагрузку на персонал суда, снизит стоимость процедур и повысит уровень открытости судебной системы, говорится в докладе.

Онлайн-заседания и аудиопротоколирование: какие технологии уже работают

Следующим важным результатом информатизации правосудия явилась возможность принимать участие в судебном заседании дистанционно с помощью видео-конференц-связи (ВКС). Подобная система есть не только в России, но и в других странах мира.



Впрочем, российские правила использования ВКС существенно отличаются от условий ее применения в других странах, отмечают авторы доклада. В России система видео-конференц-связи не имеет выхода в интернет. Чтобы воспользоваться ВКС, участник должен находиться в специально отведенном для этого месте (например, в суде или в учреждениях ФСИН). В других странах участие в заседании по ВКС, как правило, регламентируется менее строго. Например, отсутствует требование о нахождении лица в определенном учреждении.



Думаю, такой формат участия в судебных процессах будет востребован в несложных разбирательствах, а также в случае необходимости участия в предварительных судебных заседаниях. В сложных судебных разбирательствах, многоэпизодных и многокомпонентных делах преимущества использования системы онлайн-заседаний не так очевидны.

Владислав Варшавский, управляющий партнер Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Федеральный рейтинг. ×


Во время карантина я очень часто судился онлайн и уже забыл, что такое огромная папка с документами, которую таскаешь с собой на заседание. На онлайн-заседании от этой кучи бумажных документов толку нет никакого, потому что показать все равно ничего не сможешь. А для собственного использования достаточно сканов на ноутбуке.

Кирилл Коршунов, юрист Линия Права Линия Права Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Рынки капиталов группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Цифровая экономика группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) ×

Еще одна технология, которая активно используется как российскими, так и зарубежными судами, – это система аудиопротоколирования судебных заседаний. Она, как отмечается в докладе, упрощает работу секретарей судебных заседаний, а также позволяет судьям и сторонам в случае необходимости максимально детально восстановить ход судебных слушаний.

В отечественных арбитражных судах, по данным экспертов центра, аудиопротоколированием охвачено 100% судебных заседаний, на которых оно является обязательным. В СОЮ аудиопротоколирование обычно ведется при рассмотрении только уголовных дел в апелляции и кассации.

Электронная база дипломов и новые формы исков: перспективы российского правосудия

В целом российское правосудие характеризуется достаточно высоким уровнем информатизации, который превышает показатели Австралии, Германии, Канады и примерно соответствует уровню Китая и Сингапура. К такому выводу авторы доклада пришли, когда проанализировали сведения о судебных системах 11 стран. Государства для анализа были выбраны по принципу наибольшей доступности данных. При этом оценка уровня информатизации судебной системы России производилась экспертами на основе данных о системе арбитражных судов.


Главные преимущества российских информационных систем арбитражного правосудия – это доступность и всеобъемлемость. Например, за пользование КАД не нужно платить, при этом в ней публикуется информация обо всех арбитражных делах. Во многих зарубежных странах в открытом доступе размещаются далеко не все судебные акты. Те, которые все же проходят ценз на персональные данные и публикуются, можно найти только по точным реквизитам.

Авторы доклада выделили основные направления, в которых, по их мнению, должна развиваться система судопроизводства в России. Вот некоторые из них:

Расширить практику использования дистанционных процессов авторы доклада предлагают с помощью изменения правил организации видео-конференц-связи. По их мнению, лица, участвующие в заседании по ВКС, должны иметь возможность самостоятельно определять место своего нахождения и используемые для подключения гаджеты.

Такую же цель преследует автоматизация приказного производства. Сейчас уже разрабатывается соответствующая платформа, которая примерно в 10 раз сократит временные и трудовые затраты судов за счет использования технологий искусственного интеллекта, отмечают авторы доклада.

С точки зрения перспектив Алексею Артюху из TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании × кажется важным в первую очередь предоставить удаленный доступ к материалам дела, чтобы была возможность ознакомиться с ними и аудиопротоколами без дополнительных ходатайств и визитов в суд.

Информатизацию судебной системы необходимо рассматривать в неотрывной связи с активно происходящим в последние десятилетия формированием современного информационного общества.

Сегодня во всем мире растет осознание тех колоссальных преимуществ, которые несет с собой развитие и распространение компьютерных информационно-коммуникационных технологий. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.

Инфокоммуникации становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики, политики и общественной жизни. Они предоставляют людям возможность широкого использования своего потенциала и служат достижению устойчивого экономического роста, повышению благосостояния населения, укреплению демократии, развитию культурного многообразия, укреплению международного мира и стабильности. Глобальное информационное общество — это новая ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

22 июля 2000 г. лидерами стран G8, включая Российскую Федерацию, подписана Окинавская Хартия глобального информационного общества. В ней подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности открывать огромные возможности в содействии людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого надо сделать так, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует выработки эффективных национальных и международных стратегий.

В Российской Федерации в качестве национальной стратегии разработана и реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия", рассчитанная на 9 лет 193 , в течение которых предстоит предпринять разнообразные меры, направленные на информатизацию страны.

Программа предполагает реформу нормативного регулирования информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т. д.

Электронное правительство — это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Электронное правительство — это сетевая инфраструктура органов государственной власти, обеспечивающая реализацию большинства функций государственного управления, в том числе взаимодействие государственного аппарата с институтами гражданского общества, бизнесом и населением, на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Электронное правительство — это интерактивное правительство.

В идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) — правительство правительству; G2B (government to business) — правительство бизнесу; G2C (government to citizens) — правительство гражданам.

Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений "электронного правительства" называют следующие: возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений; повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями людям; возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом; повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах.

Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов различных органов власти.

В числе этих сведений особый интерес для юристов представляют законы, указы, постановления, иные нормативные акты, которые становятся обязательными для размещения в сети Интернет. Там же публикуются сведения о судебных решениях, которыми были отменены или изменены отдельные нормативные акты, сведения о регистрации нормативных актов Министерством юстиции РФ и другая правовая информация.

Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям и другие возможные сервисы. Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных онлайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Создаются онлайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Для пользователей создана справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующие тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск. Правительственный портал — это важнейшая составляющая электронного правительства, его инфраструктуры. Реализация проекта создания Правительственного портала — один из первых этапов на пути к электронному правительству.

Проект "электронного правительства" реализуется с 2002 г. в качестве приоритетного.

Один из разделов проекта предусматривает вопросы информатизации судебной власти. В нем, в частности указано, что в целях повышения эффективности и качества правоприменительной деятельности судов, открытости всей судебной системы, оперативности сбора и оформления документов в процессе подготовки и слушания дел, сокращения сроков их рассмотрения на основе информационных технологий необходимо обеспечить создание единой системы учета и анализа обращений граждан, создание единой системы учета судебных дел и единого реестра судебных решений, создание системы доступа к вступившим в законную силу судебным решениям, создание системы информационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей, создание единой системы судебного делопроизводства, системы обобщения судебной практики, совершенствование системы информирования сторон и иных заинтересованных лиц о времени, месте и результатах рассмотрения дел судами.

В настоящее время отсутствуют какие-либо специальные нормативные акты, обязывающие суды размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, однако в целях обеспечения открытости правосудия и его доступности для граждан суды общей юрисдикции при наличии к тому необходимых кадровых и материальных условий по своей инициативе создают свои Интернет-страницы. На этих страницах обычно размещается информация о времени работы суда, порядке приема граждан и направления документов в суд, контактные телефоны канцелярии суда, списки дел, назначенных к слушанию, материалы судебной практики и судебной статистики. Разрабатывают свои сайты и территориальные управления Судебного департамента.

Сайт создан с целью оперативного и свободного предоставления разнообразной информации, касающейся деятельности Верховного Суда РФ, всем заинтересованным организациям, судебным учреждениям, средствам массовой информации, профессиональным юристам и частным лицам, как в России, так и за рубежом. Сайт постоянно развивается и в настоящее время в на нем представлены следующие материалы:

— законодательство о судебной системе РФ;

— сборники документов и решений Суда; постановления Пленума Верховного Суда РФ;

— документы и решения органов судейского сообщества РФ;

— расписание рассмотрения дел в коллегиях;

— указы Президента России о назначении судей;

— разнообразная справочная информация (структура Верховного Суда РФ, порядок личного приема граждан и т. п. ).

Все материалы сайта распределены по нескольким основным разделам.

Раздел "О Верховном Суде Российской Федерации" раскрывает структуру Верховного Суда РФ, содержит список должностных лиц, их служебных телефонов, краткие биографические справки о руководстве Суда; законодательство о судебной системе; порядок личного приема граждан в Верховном Суде РФ.

Раздел периодически обновляется, в том числе в случаях изменения кадрового состава или структуры Верховного Суда РФ, внесения поправок, изменений или дополнений в законодательство о судебной системе России.

Следующий раздел "Постановления Пленума", обновляется с выходом очередных постановлений Пленума, и в настоящее время содержит все постановления Пленума Верховного Суда РФ с 1997 г., а также архивы постановлений Пленума Верховном Суда РФ с 1992 по 1996 гг. и с 1961 по 1991 гг.

В разделе "Бюллетень" находятся электронные версии журнала "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" с 1997 г.

Узнать списки назначенных к рассмотрению дел в коллегиях Верховного Суда РФ на текущую неделю, можно в разделе "Судебные заседания". Эта информация полезна как для участников заседаний, так и для заинтересованных средств массовой информации. В этом же разделе представлена информация о нормативных актах, обжалованных в судебном порядке и принятых решениях.

Имеется на сайте и раздел, посвященный органам судейского сообщества РФ: постановления и решения Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, съездов (конференций) судей, собрания судей Верховного Суда РФ и Высшей квалификационной коллегии.

Информация, представленная на сайтах судов представляет интерес у пользующихся Интернетом граждан и организаций. Так, например, идет оживленная дискуссия о необходимости представления в сети Интернет всех судебных решений, вынесенных судами в открытых судебных заседаниях. Учитывая, что такие публикации могут затронуть вопросы частной жизни граждан и содержать другие сведения, не подлежащие разглашению, этот вопрос заслуживает законодательного урегулирования.

Гейко Павел

Доклад имеет практическую ценность, так как позволяет ознакомиться и сравнить существующие и разрабатываемые сервисы в разных странах, а также определить дальнейший вектор развития в данной области конкретно для российского судопроизводства. Выводы, представленные в докладе, во многом верны, однако некоторые из них представляются спорными.

Электронное правосудие = доступность и качество?

Эксперты Центра развития современного права отметили высокий уровень информатизации российских арбитражных судов и необходимость распространения этого опыта на суды общей юрисдикции

Верховный Суд отметил, что дальнейшее совершенствование ВКС позволит не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, а также значительно ускорит сроки рассмотрения дел

Участие в судебном заседании свидетелей и других участников процесса с использованием систем видео-конференц-связи также вызывает немало вопросов – давать ложные показания по ВКС гораздо проще, как и заставить свидетеля вне зала судебных заседаний сделать то же самое. Полагаю, из-за этого развитые страны не спешат переходить на электронное правосудие, хотя имеют для этого технические возможности.

Думается, неправильно считать электронное правосудие наиболее эффективным способом повышения доступности и качества правосудия, поскольку несоблюдение ключевых принципов осуществления судопроизводства является скорее комплексной проблемой, обусловленной не столько техническими аспектами, решаемыми с помощью новых технологий, сколько проблемами организации власти, соблюдения прав граждан и низкого уровня правовой культуры населения.

Снижение издержек на судопроизводство для сторон происходит по большей части тогда, когда ведение дел поставлено на поток, дела примерно одинаковы по фабуле и сложности. В остальных случаях современные технологии не позволяют значительно сократить издержки путем использования сервисов электронного правосудия.

В свою очередь, для самого суда автоматизация деятельности – наиболее перспективное направление, позволяющее существенно снизить издержки, избавив аппарат суда от рутинных действий, требующих большого количества времени.

Россия – лидер по внедрению технологий

В России действительно активно развивается автоматизация и информатизация различных сфер жизни. Судопроизводство не является исключением. В этой области сделано много прогрессивных шагов, особенно в системе арбитражных судов.

Однако оценивать полноценное проведение заседаний в онлайн-формате как преимущество, полагаю, рано. Еще не создано специального программного обеспечения, адаптированного под нужды дистанционного судебного процесса, что зачастую существенно затрудняет возможность проведения полноценного заседания. Сервисы типа Zoom и Skype не отвечают всем потребностям судопроизводства – они больше ориентированы на бизнес, обучение и личные встречи, поэтому не подходят под специфику судебного процесса.

Коронавирус – стимул к значительному шагу вперед в развитии онлайн-заседаний

В период действия ограничительных мер, обусловленных пандемией Covid-19, заседания перешли в онлайн-формат. Стороны использовали разные приложения с возможностью видеозвонков – WhatsApp, Skype, Zoom. Отсутствие возможности прийти в суд помогло большинству задействованных в судебном процессе лиц ознакомиться с возможностями онлайн-заседаний, опробовать их.

По итогу необычного заседания ИП был привлечен к ответственности за то, что его кафе продолжало работать в обычном режиме, несмотря на введение ограничений из-за распространения коронавируса

Пандемия стала ситуацией, в которой не было альтернатив для проведения судебных заседаний в дистанционном формате, а поскольку судопроизводство не может быть остановлено на столь длительный срок, пришлось использовать то, что есть. Говорить о том, насколько успешным был вынужденный переход к онлайн-заседаниям, можно будет лишь при устойчивой тенденции к переводу заседаний в эту форму после снятия всех ограничений, связанных с недопущением распространения коронавируса.

Стоит также отметить, что далеко не все заседания, запланированные на период пандемии, прошли в онлайн-режиме. Причины – отсутствие технической возможности для полноценного проведения дистанционного формата, а также достаточных навыков и компетенций в использовании технических средств у участников процесса, в том числе судей.

Сейчас развитие онлайн-заседаний зависит от решения возникших во время пандемии проблем. Если все заинтересованные лица будут участвовать в разработке и активном использовании систем для дистанционного проведения заседаний, онлайн-процессы будут проводиться значительно чаще и качественнее.

Система доступа к материалам дел не имеет аналогов

Несмотря на то что в России создана возможность для получения полного доступа к материалам арбитражных дел, в этом направлении остается еще много резервов и перспектив.

Доступность решений арбитражных судов в России находится на высоком уровне, большим преимуществом является и то, что такая база данных бесплатна и доступна всем без исключения лицам. Полагаю, схожих результатов следует достичь и в системе решений судов общей юрисдикции.

Основное препятствие – усложнение требований

Избыточное регулирование характерно не только для сферы автоматизации судопроизводства – это системная проблема российского законодательства. В связи с этим необходимо, на мой взгляд, пересмотреть нормативную базу и изменить подход к регулированию, сделать его более гибким, отвечающим потребностям развития электронного правосудия. Излишнее регулирование не способствует повышению качества разрабатываемых сервисов, а лишь тормозит их развитие.

Относительно защиты информации следует отметить, что тема весьма деликатная, требующая пристального внимания. К проработке данного вопроса следует привлекать специалистов по защите электронной информации, которые могли бы указать соответствующие пределы защиты и наиболее эффективные средства для ее осуществления. Интернет – не самая безопасная среда для любых данных, и об этом нельзя забывать.

Информация, задействованная в судебном процессе, должна быть защищена от незаконных посягательств. При формулировании предъявляемых требований во главу должно быть поставлено желание не максимально их упростить, а подготовить качественные условия, способствующие безопасному использованию электронных сервисов судопроизводства.

Наиболее перспективные направления развития

На мой взгляд, к наиболее перспективным направлениям также следует отнести:

В заключение отмечу, что, несмотря на некоторые спорные моменты, авторы доклада смогли охватить и обозначить наиболее существенные проблемы внедрения электронного правосудия в России, а также показать подходы к их решению в других странах. Хочется надеяться, что дальнейшие исследования, в том числе на основе данного доклада, помогут более узко определить круг проблем российского электронного правосудия и найти наиболее эффективные способы их решения.

Похожие работы:

Решение всех вышеперечисленных задач в короткие сроки и на высоком качественном уровне невозможно без специализированного программного обеспечения. С начала 90-х гг. в России актив-до развивается прои.

Информация и информационные правоотношения все чаще становятся новым предметом преступного посягательства. К преступлениям этой категории УК РФ относит: неправомерный доступ к компьютерной информации .

Типичные следственные ситуации по данной категории преступлений можно классифицировать по различным основаниям. По источнику информации выделяют ситуации, когда: - преступление обнаружено самим поль.

Читайте также: