Компетентный подход к построению педагогического процесса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

ВложениеРазмер
prof_kompetentnost_pedagogov.docx 38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

Принципы компетентностного подхода в образовании :

  1. Образование для жизни , для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  2. Не усвоение информации, а освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности, на основе развития своих способностей.
  3. Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
  4. Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
  5. Школа не учреждение, а самостоятельная организация, открытая социуму (участие детей в социальных проектах, детско-взрослых коллективах, в инновационных проектах, школа-город и т.п.).
  6. Учитель не начальник, а помощник учащемуся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям.
  7. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процессе внутренней и внешней экспертизы.
  8. Качество школьного образования определяется потребителями образовательных результатов (учащимися, родителями, работодателями, обществом в целом) и, в конечном счете, темпами развития общества и инновационной экономики. Для этого разрабатывается система национальных приоритетов в достижении школьниками определенных образовательных результатов. Разрабатывается компетентностный стандарт.
  1. Качество работы учителя определяется системой показателей, позволяющих оценить направленность его деятельности на достижение школьниками требуемых обществу образовательных результатов.
  2. Школа сама разрабатывает образовательные программы и создает все необходимые условия для реализации образовательных приоритетов.

Компетентности подразделяют на:

    Социально-политические , позволяющие человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе.
  1. Коммуникативные , рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д., т.е. обеспечивающие эффективную устную и письменную коммуникацию.
  2. Информационные , включающие в себя умения поиска, отбора, представления информации, решения профессиональных задач с помощью ИКТ и обусловленные возникновением и развитием информационного общества.
  3. Личностные , связанные с самоуправлением – умения ставить и реализовывать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, способствовать эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

  1. согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  2. подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
  3. подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Зеер отмечает, что компетентность человека – это знания, умения, опыт, а способность мобилизовать их – компетенция личности. Компетенция отражает комплексный результат деятельности и включает в себя не только знания, умения, навыки ( компетенции ), но и личностные качества.

Основные составляющие компетентности педагогических работников.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность .

Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это:

  1. Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
  2. Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
  3. Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.

Педагогические критерии компетентности учителя.

Первый критерий – это уровень обученности учеников, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки)

Второй критерий – уровень сформированности обще учебных умений и навыков (ОУУН). Это:

  1. Учебно-информационные умения
  2. Учебно-логические умения
  3. Учебно-управленческие умения

Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне

Четвертый критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель – это тот человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Пятый критерий – образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.

Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой рефлексии.

Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

  1. Размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал)
  2. Размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Психологические критерии компетентности учителя.

1. Интерес, мотивация.

Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

2. Сознательное обучение.

Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.

Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.

4. Учет индивидуальных особенностей ученика.

Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:

  1. Как на уроке создана установка быть внимательным;
  2. Как использованы внешние особенности наглядного материала
  3. Как организована смена видов деятельности
  4. Как учитываются возрастные особенности
  5. Как организована активность учащихся

Личностные критерии компетентности учителя.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

  1. интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
  2. адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
  3. доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
  4. уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

2. Выразительность речи.

  1. общение с хорошей литературой, искусством, природой;
  2. общение с интересными людьми, любовь, дружба;
  3. общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!

4. Организаторские способности.

Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационного насыщенного пространства.

Педагогические методы, способы и технологии.

  1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  2. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  3. Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  4. Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  5. Участие учащихся в различных формах дискуссии.
  6. Формирование понятий и организации на их основе своих действий.
  7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

Необычные, но интересные мысли

- Люблю предмет, который я люблю.

- Мне такт и интуиция опора.

- Я горы вмиг с ребятами сверну.

- Я слушаю других – какое чудо!

- Я и творить, и натворить умею.

- Свои ошибки детям я прощаю.

- Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

- Я знаю мало, и я это знаю.

- Я от души со всеми терпелива!

- Профессия досталась мне от Бога!

Заповеди современного учителя самому себе.

1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам .

( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью).

2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.

( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться).

3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.

4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис.


Доклад на августовском совещании.


Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте".

Развитие и повышение профессиональных компетенций педагога

Данная разработка содержит материалы методического объединения учителей начальных классов по теме "Развиитие и повышение профессиональных компетенций педагога".

Актуальность совершенствования нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.

На учителях лежит большая ответственность за качественную, разностороннюю и квалифицированную подачу знаний. А это, в свою очередь, влечет необходимость появления нормативов оценки профессиональной ко.

Веками педагогический процесс основывался на знаниях как главной ценности образования. Овладение знаниями являлось базовым показателем результата обучения и воспитания, а формирование практической деятельности рассматривалось как усвоение опыта применения знаний на практике. Такой подход к построению педагогического процесса получил название знаниевого. Однако во 2-й половине XX в. знания, приобретаемые в школе, начали терять свою ценность, что было обусловлено ростом доступности разнообразной информации. Особенно отчётливо это проявляется в наше время на фоне информатизации и бурного развития средств массовой коммуникации. В наши дни знания, с одной стороны, играют важную роль в научно-техническом и общественном прогрессе, с другой - перестали быть абсолютной ценностью образования, а их место заняла активная саморазвивающаяся личность, способная к поиску знаний, их обработке и применению в разнообразных ситуациях практической деятельности.

Изменение ценностной основы образования привело к необходимости введения нового понятия, отражающего интегральную способность личности решать стоящие перед ней задачи, вбирающего в себя знания и опыт, накопленные человечеством, усвоенные личностью и трансформированные в соответствии с её индивидуальными особенностями. Таким понятием стала компетентность - общая способность личности успешно решать определённые задачи, обусловленные спецификой осуществляемой деятельности. Подход к построению педагогического процесса как процесса формирования компетентности называется компетентностным подходом.

Компетентность - понятие общее, охватывающее всю деятельность и весь спектр решаемых в ней задач. Для конкретизации содержания компетентности применительно к тем или иным видам деятельности в компетентностном подходе вводится понятие компетенция.

Понятие компетенция является сравнительно новым. В научной литературе выделены следующие ключевые признаки компетенции.

2. Компетенция формируется в результате осознанной деятельности. Для овладения компетенцией учащийся должен стать субъектом деятельности.

3. Природа компетенций зависит от контекста деятельности - конкретных обстоятельств. "Быть компетентным" означает уметь применить полученные знания и опыт в данной ситуации. Поэтому для формирования каких-либо компетенций необходимы такие условия, в которых проявляются эти компетенции.

4. Компетенция развивается, отталкиваясь от начального уровня.

5. Компетенция имеет многосторонний, разноплановый и системный характер, она развивается как результат интеграции знаний, умений и навыков.

  • компетентность - результат овладения компетенциями; компетентность человека может быть боле или менее высокой, в зависимости от того, сколькими компетенциями он владеет и каков уровень владения ими;
  • компетенция - элемент компетентности, связанный с решением определённой задачи или класса задач; при проектировании компетентности компетенции служат структурными единицами, "кирпичиками", из которых выстраивается компетентность определённой направленности и требуемого уровня;
  • чем сложней ("многозадачней") деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть.

В ряде публикаций выделяются ключевые, базовые и предметные компетенции.

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • компетенции личностного самосовершенствования.
  • змоционально-психологические (любознательность, доверие педагогам, способность проявлять эмоциональную устойчивость при напряжении и т.д.);
  • регулятивные компетенции (ответственность за результаты учебы, умения определять цели учебной деятельности, концентрироваться на учебе, делать обобщающие выводы и др.);
  • социальные (способность к проявлению терпимости к другим мнениям и позициям, к сотрудничеству, к оказанию помощи, умение работать в группе и т.п.);
  • учебно-познавательные (умение учиться, отыскивать причины явлений, самостоятельно выполнять задания, выявлять допущенные ошибки и т.д.);
  • творческие (умения принимать решения в различных ситуациях, генерировать другие способы решения проблемы, находить другие источники информации, заявлять о своих потребностях и интересах);
  • компетенции самосовершенствования (способность применять знания и умения на практике, извлекать пользу из полученного опыта, осуществлять самоконтроль и саморазвитие и др.).


Использованные источники

1. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции : сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние , 2006. - 571 с. С. 74.

2. Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.

Основой педагогического процесса считались знания. Именно они являются главной ценностью образования. Показатель результативности обучения измеряется степенью владения знаниями. Практическая деятельность рассматривается как усвоение опыта реализации знаний методом практики. Данный подход к построению педагогического процесса называют знанием.

Основы зарождения

Вторая половина ХХ века характеризуется приобретением знаний при помощи школьного образования, что теряет свою актуальность и ценность. Основная причина, влияющая на это, - доступность к информации. Массовая информатизация и активное развитие средств массовой коммуникации особенно ярко показали это проявление. Современный мир характеризуется противоречием роли знаний в научно-техническом и общественном процессе, которая начинает становиться безусловной ценностью образования. Саморазвивающаяся личность, способная к поиску, обработке и применению знаний на практике постепенно вытеснила их место.

Изменение ценностной основы образования делает необходимостью введение нового понятия, которое отражало бы способность индивида решать появившиеся задачи, требующие наличия багажа знаний, опыта и их трансформации согласно умений и индивидуальных особенностей. Это понятие получило название компетентность, то есть возможность личности разбираться с появляющимися задачами, обусловленными спецификой практической деятельности.

Компетентностный подход в педагогике – это метод к построению учебного процесса в качестве хода формирования компетентности.

Компетентность считается общим понятием, охватывающим всю деятельность и все решаемые в ней задачи.

Важные характеристики компетенции:

  • компетенция является частью области умений, но не знаний, то есть способность, основанная на опыте, ценностях, полученных в процессе обучения;
  • компетенция как результат осознанной деятельности;
  • зависимость природы компетенции от содержания деятельности, определенных обстоятельств;
  • развитие компетенции, начиная от начального уровня;
  • наличие многостороннего, разнопланового и системного характера как результат взаимодействия знаний, умений и навыков.

Компетентность и компетенции

Компетентность и компетенция считаются разными понятиями, которые имеют различные трактовки. Компетентность является результатом овладения компетенциями, а компетенция – элемент компетентности, связанный с решением определенной задачи или группы задач.

Классификация строится следующим образом:

  1. ключевые:
  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • личностного самосовершенствования;
  1. базовые:
  • эмоционально-психологические (любопытство и доверие);
  • регулятивные (ответственность, умение выделять цели, концентрированность, обобщение);
  • социальные (терпение, взаимопомощь, сотрудничество);
  • учебно-познавательные (умения учиться, устанавливать причинно-следственные связи, быть самостоятельным);
  • творческие (принятие решение, самостоятельный поиск информации, формирование и отстаивание своего мнения);
  • самосовершенствование (применение знаний на практике, самоконтроль и саморазвитие);
  • предметные.

Компетентность рассматривается как определенная способность, требуемая для эффективности реализации конкретного действия из выбранной области. Она состоит из узкоспециализированных знаний, предметных навыков и способов мышления. Педагога называют компетентным в том случае, если он обладает набором компетентностей разного уровня.

Рассматривают ключевые компетентности, которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, организаторских способностей, готовность к подаче объективной оценки и анализ своих действий. Ключевые компетентности считаются актуальными для любой сферы деятельности. Для современного общества актуальны такие компетентности:

  • способность к самостоятельному выполнению работы;
  • способность взятия ответственности на себя;
  • способность к проявлению инициативы;
  • способность к готовности фиксирования проблем и нахождения путей их решения;
  • способность к анализированию;
  • способность к групповой работе;
  • способность к умению принимать решения.

Политика развития образования в России предусматривает в качестве основы нового содержания образования ключевые компетентности. Основной результат образования – совокупность не системы знаний, умений, навыков, а основных компетенций интеллектуальной, общественно-политической, информационной и других сфер.

При анализе профессии педагога опираются на профессиональные компетентности:

  • предметная;
  • технологическая;
  • психологическая.

Профессионально-педагогическая компетентность состоит из пяти элементов:

  • специальная и профессиональная компетентность;
  • методическая компетентность;
  • социально-психологическая компетентность;
  • дифференциально-психологическая компетентность;
  • аутопсихологическая компетентность.

Компетентностный подход в образовании современности

Российские школы давно применяют компетентностный поход для формулирования целей и содержания образования. Давыдов, Лернер, Краевский, Щедровицкий, Скаткин и многие другие следовали данному подходу. Они рассматривали его в качестве ответа на новые требования, продиктованные обществом к качеству и умениям профессионала.

Применение данной методики обусловлено тремя причинами:

  • наличие общеевропейских и мировых тенденций к интеграции и глобализации мировой экономики;
  • поэтапная смена образовательной парадигмы, где акцент с принципа адаптивности перемещен на принцип компетентности учащихся;
  • требования нормативно-правовых документов.

Внедрение компетентностного подхода в организацию педагогического процесса происходит посредством понимания зависимости прогресса человечества от уровня развития личности в отдельности. Такой подход сосредоточен на результате образования, когда для нахождения решения человек способен действовать в сложных ситуациях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Компетентностный подход в целостном педагогическом процессе: функциональное и структурное содержание

Введение компетентностного подхода в современный образовательный процесс является обязательным условием для обеспечения высокого качества образования и достижения общемировых образовательных тенденций.

Основными причинами, которые доказывают необходимость введения компетентностного подхода, являются:

- рост количества проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе своей жизнедеятельности, а также изменение их характера;

- высокая динамика перемен;

- большинство людей живут в условиях неопределенности, когда будущее практически не зависит от прошлого и настоящего;

- оказание негативного воздействия экономических и политических кризисов, техногенных и природных катастроф, проявление терроризма;

- лавинообразный рост информации, который дополняется стремительным обновлением техники и технологий;

- характерной чертой современного рынка труда является наличие безработицы, при этом востребованными становятся не дипломированные специалисты, а люди, которые способны эффективно работать в новых условиях, могут проявлять инициативность, обладают лидерскими качествами и высоким уровнем ответственности;

- более востребованными являются не исполнительские качества работников, а их креативные способности, критическое мышление, способность применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях и выбирать оптимальные стратегии поведения.

Это означает, что от современного человека требуется наличие способности жить и успешно трудиться в постоянно изменяющемся мире, в котором присутствует множество различных проблем.

По этой причине становится просто невозможно выучиться один раз на всю жизнь. Однако в любых учебниках содержится только информация про то, что было раньше: литературные произведения, созданные в прежние столетия, исторические факты, различные законы физики, химии, математики, которые были ранее открыты. И человек, усваивая предложенные ему знания, просто не готов к актуальным вызовам времени. Именно поэтому ему и требуется владеть адекватными текущей ситуации компетентностями.

Педагоги учреждений профессионального образования отмечают, что выпускники школ обладают слабой функциональной грамотностью, у них нет способности ориентироваться и быстро адаптироваться к условиям современной жизни и организовывать свое учение. В свою очередь преподаватели высших учебных заведений говорят о том, что у многих студентов начальных курсов не сформированы навыки чтения для обучения в вузах, у них нет навыков работы со значительными объемами информации, отсутствуют исследовательские умения.

По этим причинам компетентностный подход был обозначен в качестве основы правительственной стратегии модернизации образования в Российской Федерации. В Стратегии модернизации содержания общего образования компетентностный подход называется ключевым фактором обновления всей системы образования. Кроме того, в Федеральных государственных образовательных стандартах обозначены характеристики и компетенции выпускника, которые должны быть сформированы во время его обучения в школе, и которые требуются для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Образовательные стандарты ориентированы на:

- формирование у учеников универсальных учебных действий;

- создание индивидуальных образовательных программ;

- включение в контекст обучения вопросов, связанных с решением значимых жизненных задач.

С учетом обозначенных образовательных результатов становится понятным, что для их достижения система общего образования должна выстраиваться на основе компетентностного подхода.

Благодаря данным исследованиям удается получить подробную информацию о системе образования, так как ее оценка осуществляется с различных сторон. При сравнении результатов данных исследований удается выявить особенности обучения математике, чтению, естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе. Одновременно удается оценить качество общего образования с точки зрения стоящих приоритетов в образовании, которые были разработаны международным сообществом. Необходимо отметить, что ученики стран, где компетентностный подход является основным, демонстрируют высокие учебные достижения.

Таким образом, необходимость введения компетентностного подхода в образовательный процесс объясняется современными требованиями рынка труда, изменениями, которые проходят в социуме, тенденциями развития системы образования в России и за рубежом. В случае же игнорирования компетентностного подхода выпускники школ будут информированы только о том, что написано в учебниках, и будут слабо приспособлены к современным условиям жизни.

Сущность компетентностного подхода

Уровень компетентности можно определить по поведению человека, которое он демонстрирует на своем рабочем месте. При этом будет видно, что определяет его успешность как сотрудника.

Ключевые компетенции были приняты Советом Европы еще в 1996 году. К ним отнесены:

1. Политические и социальные компетенции, к которым относятся:

- способность принимать ответственность за свои решения;

- участие в принятии групповых решений;

- ненасильственное разрешение конфликтов;

- участие в поддержке и улучшении демократических институтов.

3. Компетенции, которые связаны со стремительным ростом информатизации общества. От человека требуется, чтобы он владел современными технологиями, знал способы их применения, слабые и сильные их стороны, обладал навыками критического мышления в отношении информации, которая распространяется средствами массовой информации и рекламой.

4. Компетенции, которые касаются владения устной и письменной коммуникацией и особенно важны для работы и социальной жизни. При этом упор делает на то, что люди, которые не владеют такими компетенциями, могут попасть в социальную изоляцию. В данном контексте крайне важно, чтобы человек владел хотя бы одним иностранным языком.

5. Способность учиться на протяжении всей своей жизни, то есть обучение должно быть непрерывным как в профессиональной области, так и социальной жизни.

В соответствии с ним надо:

- как извлекать пользу из опыта;

- как организовывать свои собственные приемы изучения;

- как организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

- как надо решать проблемы;

- как самостоятельно заниматься своим обучением.

- как запрашивать различные базы данных;

- как проводить опрос окружения;

- как получать информацию и организовывать работу с ней;

- как правильно консультироваться с экспертами.

- как можно организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

- как можно противостоять неуверенности и сложности;

- как критически относиться к тому или иному аспекту развития общества;

- какую позицию следует занимать в дискуссиях и как правильно высказывать свое собственное мнение;

- о важности политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

- как оценивать социальные привычки, которые связаны с окружающей средой, потреблением и здоровьем;

- как оценить то или иное произведение искусства и литературы.

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- уметь разрабатывать и выполнять контракты;

- уметь принимать решения и улаживать разногласия и конфликты.

5. Приниматься за дело:

- уметь включаться в проект;

- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

- нести ответственность за выполняемую работу;

- уметь пользоваться моделирующими при борами;

- уметь организовывать свою работу.

- уметь применять новые технологии информации и средства коммуникации;

- доказывать гибкость перед лицом стремительных изменений;

- демонстрировать стойкость перед трудностями;

- уметь находить новые решения.

А.В. Хуторской с учетом разделения содержания образования на метапредметное и предметное предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1. Предметные компетенции (предметные знания и умения), которые могут формироваться в рамках отдельных учебных предметов;

2. Общепредметные. Они относятся только к какому-то определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3. Ключевые. Они касаются всех предметов, а также относятся к метапредметному содержанию образования.

Конкретизация ключевых образовательных компетенций осуществляется на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Определение перечня ключевых образовательных компетенций производится на основе главных целей общего образования, основных видов деятельности школьника, которые позволяют ему овладевать социальным опытом, приобретать необходимые жизненные навыки, а также структурного представления социального опыта и опыта личности.

Современное понимание компетентностного подхода

К данным принципам исследователи относят следующие положения:

- основной смысл образования состоит в развитии у учеников способности самостоятельно справляться с различными проблемами на основе приобретенного социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

- смысл организации образовательного процесса заключается в том, что требуется создать условия для формирования у учеников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, которые составляют содержание образования;

- содержание образования – это дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и других проблем;

- оценка образовательных результатов базируется на анализе уровней достижения образовательных результатов на конкретном этапе обучения.

Основные принципы реализации компетентностного подхода

Выделяют пять принципов реализации данного подхода:

1. Модельное представление о выпускнике школы. Данный принцип предполагает наличие конкретного представления педагогом (всего школьного коллектива) об уровне компетентности выпускника образовательного учреждения, то есть наличия у него определенного набора актуальных предметных и ключевых компетенций, включая нравственные качества, которые и являются целью для педагогов школы.

2. Проектирование деятельности по формированию компетенций, что предполагает определение требуемого и достаточного набора учебных задач-ситуаций и заданий, при решении которых ученики приобретают нужные компетенции.

3. Расширенное понимание содержания образования, то есть к нему относятся не только предметные знания и умения, но также и ключевые компетенции. В этой связи в содержание образования включаются действия и операции, носящие метапредметный характер.

4. Введение в образовательный процесс задач-ситуаций и компетентностно-ориентированных заданий, которые необходимы для создания условий для формирования и развития компетенций.

5. Анализ и оценка успешности формирования компетенций. Оценка достигнутых результатов обучения проводится на основе анализа уровня образованности, которого удалось достичь ученикам в процессе овладения определенными компетенциями.

Отличия традиционного и компетентностного подходов в образовании хорошо видны в представленной таблице:

Компетентностный

Традиционный

К личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем

Путь к успеху обеспечивается за счет знаний

Способ закрепления знаний

Признак высокого уровня образованности

Уровень образованности человека будет выше, чем шире сфера его деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он способен самостоятельно действовать

Способность воспроизвести значительный объем сложного по своему содержанию материала

Также необходимо учитывать технологии, применение которых позволяет сформировать необходимые компетенции в рамках реализации компетентностного подхода.

Компетенции

Школьные технологии

Активная оценка, перевернутое обучение, исследовательское обучение

Критическое мышление и медиаграмотность

Технология критического мышления, сase-stady, активная оценка, перевернутое обучение

Технология критического мышления, сase-stady, активная оценка, перевернутое обучение

Проектное обучение, исследовательское обучение

Исследовательское обучение, проектное обучение

Гражданская и социальная

Дебаты, дискуссии, исследовательское и проектное обучение

Развивающее обучение, групповое обучение, проектное обучение

Технология критического мышления, активная оценка, кооперативное обучение

Работа в группе

Кооперативное обучение, проектное обучение, дебаты, педагогические мастерские

Умение видеть и решать проблемы

Проблемное обучение, исследовательское обучение, проектное обучение

Компетентностное обучение является перспективной образовательной моделью, так как позволяет осуществлять ученикам учебную деятельность, которая характеризуется практико-ориентированной и исследовательской деятельностью. Особенностью является и то, что данная деятельность выступает в качестве предмета усвоения.

Планирование урока в рамках компетентностного подхода

В процессе планирования урока педагогу необходимо не только ориентироваться на достижение учебных целей, обозначенных учебной программой, но и определить, каким образом можно использовать возможности учебного материала для обеспечения компетентностного подхода. Именно в процессе развития предметных и метапредметных компетенций осуществляется формирование у ребенка ключевых компетенций.

В этой связи подготовка к уроку может включать следующие шаги:

1. В учебной программе либо в компетентностной модели выпускника выбирается то качество личности или компетенция, которую планируется развивать в ходе урока.

Для этого необходимо:

- определить, чего не хватает в развитии и воспитании учеников, а также чего не хватает для овладения ими ключевых компетенций;

- произвести оценку возможностей учебного материала для восполнения выявленных образовательных пробелов;

- оценить временные возможности урока, которые потребуются для формирования знаний, предметных умений и личностного развития учеников.

2. Формулирование педагогической задачи, направленной на преодоление выявленных противоречий. Формулирование задач осуществляется с помощью глаголов:

- обеспечить… и т.д.

Например, задачей урока может звучать так: способствовать развитию у учеников умений формулировать аргументированные и самостоятельные выводы на основе прочитанного текста.

3. Выбор методов и средств для урока, которые в большей степени будут подходить для решения поставленных задач. Выбор будет зависеть от различных факторов:

- целевые установки учителя;

- степень владения учениками определенными умениями;

- соответствие метода и выбранных средств стилю педагогической деятельности учителя, а также стилю познавательной деятельности учеников и их возрасту;

- продолжительность времени применения выбранных методов и средств.

Особенностью методов и средств, которые применяются в рамках компетентностного подхода, является их интерактивность, что позволяет с их помощью включать школьников в отношения не только с педагогом, но и одноклассниками, и средствами обучения. Данному требованию в полной мере соответствуют методы и технологии развития критического мышления посредством чтения, письма и различных вариантов групповой работы. Для того чтобы организовать познавательную деятельность учеников, рекомендуется применять задания, аналогичные компетентностно-ориентированным заданиям, которые используются в тестах PISA.

На определенном этапе педагог используется компетентностно-ориентированное задание либо какое-то другое средство, применение которого позволяет сформировать конкретную компетенцию. Одновременно с этим создаются предпосылки для развития у учеников положительных качеств личности, а также овладения учениками компетенций, определенных педагогом.

Дополнительно в конце урока может организовываться обсуждение учениками того, какие качества личности они смогли усовершенствовать и какие метапредметные умения освоить. Желательно, чтобы ученики подумали и обсудили эти вопросы в парах, а также подумали над тем, что соответствуют ли их личные результаты запланированным результатам.

Учитель по завершению урока проводит самоанализ того, насколько успешен был урок в плане формирования предметных знаний и умений, оптимальности применения средств, которые использовались им для становления и развития у учеников определенной компетентности и качеств личности.

Внедрение компетентностного подхода, как и других инновационных подходов в обучении, должно осуществляться поэтапно. Так, на первом этапе можно, например, формировать у учеников следующие элементарные компетенции:

- извлечение основного содержания из рассказа учителя или прочитанного текста;

- организация сотрудничества с другими учениками при выполнении общего задания;

- умение точно формулировать свои мысли, выстраивать оригинальные высказывания по какой-то теме или вопросу;

- планирование собственных действий и грамотное распределение времени;

- исследование различных вариантов решения задачи и выбор лучшего варианта;

- проведение оценки результатов собственной деятельности.

Компетентностный подход представляет собой ответ на актуальные вызовы, которые характеризуются стремительными переменами во всех сферах жизни и необходимостью постоянно учиться.

Список источников

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. – 2003. - № 10.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.

5. Селевко Г.К. Компетентности и их классификации // Народное образование. - 2004. - №4.

6. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

8. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. - с. 17-22.

11. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа, 2009. - № 3. – С.86-92.

14. Лебедев О. Е. Качество – ключевое слово современной школы /О.Е. Лебедев. СПб.: Просвещение, 2008.- 264с.

15. Запрудский Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2012. – 160 с.

16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.

Читайте также: