Когда экскурсии как обязательная форма обучения вводится в русскую школу

Обновлено: 30.06.2024

Экскурсия как форма обучения

1. История становления и развития экскурсионного дела в России

В педагогике издавна уделялось большое внимание наблюдениям учащихся в окружающей природе.

Как видим, в основу своей методики В.Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я.А. Коменского на преподавание.

Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые - И.Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А.Н. Бекетов, К.Ф. Рулье и др. - основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими вопросами педагогики. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т.е. с 7 лет. В этом плане интересны работы доктора Ястребцева.

Таким образом, вторая четверть XIX века не пропала даром для методики преподавания начального естествознания хотя бы потому, что в общепедагогической литературе были поддержаны и настойчиво пропагандировались идеи В.Ф. Зуева. Кроме того, был поставлен вопрос об экскурсиях в природу.

Многими авторами и довольно широко ставился вопрос об умственном развитии учащихся в процессе изучения школьных предметов, особенно естествознания. Решался вопрос о структуре и содержании начального естествознания: оно не должно было быть ни геологией, ни ботаникой, ни зоологией, а представлять собой единый предмет. Именно таким путем шло познание природы человеком. Большая роль отводилась наглядности в обучении. Поэтому пропагандировались наблюдения в природе и опыты, сборы экспонатов и составление гербария, коллекций. Экскурсия была выдвинута как форма обучения, как особый тип урока.

Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебную деятельность экскурсии, но и сделали очень многое для развития методики их проведения. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский Разрабатывая методику первоначального обучения родному языку, он высказал и практически реализовал ряд ценных положений в методике преподавания естествознания и географии для начальной школы.

Другим видным педагогом XIX века был Александр Яковлевич Герд (1841-1888). Его взгляды представляют для нас особый интерес, т.к. он по праву считается основоположником русской методики начального естествознания. А.Я. Герд внес также огромный вклад в разработку содержания этого предмета.

Он считал, что велика роль естествознания в развитии наблюдательности ребенка. От этого качества во многом зависит степень развития логического мышления.

Велик вклад Герда в разработку таких форм обучения начальному естествознанию, как предметные уроки и экскурсии.

В начале XX века известные педагоги и методисты Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Рассмотрим опыт известного методиста В.П. Вахтерова (1853-1924).Он придерживался мнения о ненужности в начальной школе самостоятельного предмета естествознания, но считал, что чтению статей о природе должно предшествовать знакомство с самим предметом в ходе наблюдений и опытов.

Проблему экскурсий разрабатывали и другие педагоги. Под влиянием исследовательского метода менялся характер экскурсий: из чисто иллюстративных они становились исследовательскими. Экскурсии оказывали настолько положительное влияние на учебный процесс, что вызвали к жизни создание специальных экскурсионных биологических станций. Первая такая биостанция была создана в г. Павловске в 1910 г. В.Ф. Мольденгауэром.

В начале XX века появились первые работы Константина Павловича Ягодовского (1877-1943). Он выступает за широкое использование наглядности на уроках. При этом на первое место он ставит предметную наглядность, когда предмет находится в руках ученика

Своеобразную эволюцию претерпела методика экскурсий: экскурсии становятся обязательной частью учебного процесса, становятся системой в начальном естествознании и принимают исследовательский характер. Появились методики преподавания начальных естествознания и географии, в которых излагаются не только практические, но и теоретические вопросы.

Большая роль отводилась экскурсиям и практическим занятиям в лаборатории, в саду, в поле и т.п. Экскурсии являлись обязательным элементом преподавания естествознания. Эти требования нашли широкое отражение в выходившей тогда методической литературе. Их обсуждали на съездах и конференциях педагогов-естественников. Продолжали разрабатываться проблемы использования в учебном процессе исследовательского метода. Был внесен существенный вклад в раскрытие сущности и применения этого метода в реальном учебном процессе.

Интересно, что Б.Е. Райков настоятельно доказывал необходимость применения исследовательского метода в начальной школе: у детей младшего школьного возраста интенсивно идет процесс формирования умственных способностей, закладываются основные умения и навыки логического мышления. Но умение логически мыслить может формироваться в том случае, если ребенок систематически будет поставлен перед решением тех или иных логических задач, перед необходимостью делать умозаключения, обобщения и выводы.

Большую значимость в своем развитии приобрели экскурсии. Они продолжали носить исследовательский характер, но становились более массовыми, с вынесением за рамки учебного плана как внеклассные и внешкольные. Первая созданная до революции под Петроградом экскурсионная биологическая станция способствовала открытию подобных биостанций повсеместно. В Москве первая биостанция была организована В.Ф. Натали, а через несколько месяцев еще одна биостанция открылась в Сокольниках. Основателем ее стал Б.В. Всесвятский. Эта биостанция продолжает действовать и в наше время. Начав с внедрения экскурсий в систему обучения, биостанции вскоре стали вести широкую методическую работу среди учителей, снабжали школы различными наглядными пособиями, изготовленными детьми. Кроме того биостанции явились хорошим местом внешкольных занятий детей, положив начало юннатскому движению. Под влиянием и при непосредственной помощи биостанций в школах стали создаваться уголки живой природы. Дети сами ухаживали за обитателями уголков и приобретали полезные навыки ухода за растениями и животными. Во многих школах уголки живой природы стали базой для работы юннатских кружков.

Итак, к концу 1922 г. появились государственные программы, которые в дальнейшем менялись почти каждый год. Лишь к 1927 г. были созданы стабильные программы. В них учебные предметы как самостоятельные школьные дисциплины потеряли свой статус. Знакомство детей с природой предусматривалось с первого класса: сообщались лишь отдельные сведения о неживой и живой природе. Во втором классе дети знакомились с изменениями в природе по временам года. Содержание программы третьего класса составляли сведения об основных элементах географического ландшафта, о воздействии человека на природу. Основным методом изучения природы был признан исследовательский. Поэтому рекомендовались кратковременные и длительные экскурсии, опыты, практические работы и общественно полезный труд учащихся. Изучение природы требовалось тесно связывать с краеведением.

Поэтому разработанные в те годы программы наблюдений в природе, практические работы и опыты представляют интерес и в наши дни, экскурсии не только укрепились как исследовательские, но и появился новый вид экскурсий - производственные. Новую трактовку получил краеведческий принцип. Теперь его сущность не ограничивалась лишь изучением природы своего края, а дополнилась изучением труда людей, использованием в хозяйстве природы данного края. Был поддержан и активно внедрялся в практику школы исследовательский метод. Важным моментом было осуществление связи обучения с жизнью, с производительным трудом, что явилось основой становления и дальнейшею признания и развития политехнического принципа. После постановлений 1931 и 1932 гг. были восстановлены учебные предметы. В первый год обучения дети знакомились с сезонными изменениями в природе. Материал о лете был включен в летние задания. Уже в программе указано, что весь учебный материал в I классе прорабатывается на основе непосредственных наблюдений детей.

С введением естествознания как самостоятельного предмета в младшие классы школы был поставлен вопрос об учебниках для учащихся. В I и II классах знания о природе дети должны были получать чисто практическим путем, в процессе самостоятельных наблюдений, на экскурсиях, предметных уроках, в ходе работы с растениями и животными в уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Поэтому было признано, что учебники по естествознанию для I и II классов не нужны. Для III класса был подготовлен специальный учебник (автор В.А. Тетюрев). Названия тем в учебнике соответствовали программе. Основным его компонентом были научные статьи. Однако учебник был перегружен учебным материалом, который практически не был адаптирован к возрасту учащихся. Книга выполняла чисто информационную функцию, в ней отсутствовали какие-либо вопросы и задания, не было даже намеков на руководство познавательной деятельностью учащихся. Слабо была разработана практическая направленность курса. Автор лишь описывал применение объектов природы человеком в своей практической деятельности, но не направлял практическую деятельность учащихся. Правда в учебнике были описаны опыты, но во всех случаях подробно изложен и их результат. Такой подход не вызывал интереса к постановке опытов и зачастую в практике школы опыты подменялись чтением учебника о них. Вместе с тем это был первый опыт создания учебников по естествознанию для десятилетних детей, который несомненно сыграл положительную роль в разработке учебников естествознания впоследствии.

2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура

Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. "[15; 5]

Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам. Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

К специфическим признакам экскурсии относятся [10; 73]:

а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);

б) экскурсионность объекта;

в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

г) способ предметного изучения;

Список литературы:

экскурсионный естествознание школа природа

1. Начальная школа 2006 г. №2

. Начальная школа 2009 г. №10

. Начальная школа 2007 г. №6

. Философский энциклопедический словарь - М., 1983 г.

. Начальная школа 2009 г. №7

. Сборник программ. ЧастьII

. Ушинский К.Д.собрание сочинений в 11 томах. Том 5-М,

. Большая советская энциклопедия - М., 1978 г., т. 29

. Начальная школа 2002 г. №5

. Начальная школа 2007 г. №7

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Причины распространения образовательных экскурсий, как нового метода работы с учащимися. 2. Понятие образовательные экскурсии, общие характеристики. 3. Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX – нач. XX в.)

1. В современной школе, связь учебного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей образовательновоспитательной системы. Во внеурочной деятельности происходит углубление и расширение знаний, полученных на уроках. В настоящее время, педагоги активно используют в своём образовательном арсенале ученические экскурсии, музейные занятия, которые являются важнейшим условием формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодого поколения, способствуют изучению, пониманию и сохранению в памяти прошлого своей Родины.1 Но давайте разберёмся, насколько это явление ново для нашего государства.

3 Первые попытки осмысления образовательных экскурсий как научной и учебной деятельности в России относятся ещё к ХVIII веку. Начало академической традиции в изучении было заложено М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым, В.Н. Татищевым и др.

Динамичному развитию образовательных экскурсий учащих (учителей) и учащихся способствовало активное развитие инфраструктуры Российской империи во второй половине XIX в.: строительство ряда железнодорожных веток, пароходство. И здесь не лишним будет упомянуть, введенный 9 марта 1902 г. специальный тариф № 6900 на проезд учащихся13, отправляющихся в образовательные экскурсии. Суть этого тарифа в следующем: на всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.

Значительную роль в деле развития образовательных экскурсий сыграл циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.18514, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал руководителям учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия.

3. Особую роль в развитии экскурсионного дела в Российской Империи сыграли добровольные туристские объединения - Крымско-Кавказский горный клуб (ККГК) и Российское общество туристов (РОТ)15 .

Крымский горный клуб представлял собой общественную организацию, существовавшую за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба и др.

Деятельность Крымско-Кавказского горного клуба заложила прочное основание экскурсионного дела в стране. По праву, Ялтинское отделение клуба считается первым отечественным экскурсионным учреждением – прототипом будущих бюро путешествий и экскурсий, получивших широкое распространение в Советском Союзе в 70 -80-е гг. XX в18 .

Весомый вклад в развитие поездок за рубеж российских граждан внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Созданная в 1908 г., она за пять лет до начала первой мировой войны помогла побывать в зарубежных странах 7217 любителям путешествий, в том числе 4500 учителям из различных городов российской империи.

С 1910 по 1915 г. число экскурсионных обществ резко возросло. К концу 1915 г. в России, по самым приблизительным оценкам, устройством образовательных экскурсий занималось более 100 организаций; в том числе, Ярославское Естественно-Историческое общество, Костромское научное общество по изучению местного края, Кукарское образовательное общество и др.20

Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первоначальных и, главное, правильных представлений о материальности мира. В этом отношении экскурсии можно поставить на первое место как важное средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих явлениях.

Экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Экскурсия – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета.

Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы:

  • объективности;
  • научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности и систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов;
  • активности обучаемых;
  • прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.

А. Геттнер еще в 1927 г. отмечал, что преподавание географии должно обеспечивать чувственное восприятие окружающей среды, и экскурсии являются тем путем, которым ученики получают настоящее географическое образование. Географические экскурсии должны быть составной частью географического преподавания на всех ступенях обучения.

В начале XX в. видные педагоги, методисты, основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Это были Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е.А.Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, И. М. Гревс, Б. Е.Райков и другие. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела.

Методику проведения школьных экскурсий разрабатывают педагоги и методисты А.Я Герд, М. П. Варавва, В.В Половцев, И.И Полянский, В.А Кожевников, А. Григорьев, К.П. Ягодовский, Б. В. Игнатьев, В. Зеленский. В период расцвета экскурсионного дела переиздается лучшая дореволюционная литература по этому вопросу и создается новая, авторами которой являются М.М. Беляев, П.И. Боровицкий, Г.Г. Боч.

Значение экскурсий в обучении географии велико. Любаяэкскурсия как форма организации образовательного процесса, несет в себе огромный образовательный потенциал.

Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с окружающей живой и неживой природой, дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены.

На экскурсиях учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого учащийся познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и на основе которого у учащихся возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства. Отличие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания.

В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. В данном случае деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели, а экскурсия – систему взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение. Пояснения педагога делают действия обучающихся осмысленными, целенаправленными. Деятельностная сторона в процессе экскурсии подразделяется на две части: деятельность педагога и деятельность учащихся. Деятельность педагога состоит из ряда действий, главные из них – подготовка и проведение экскурсий. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Экскурсия подразумевает развитие коммуникативной компетенции учащихся: в ходе поведения экскурсии дети учатся правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове. В результате чего речь становится более богатой, содержательной, связной, кроме того учащиеся учатся описывать свои наблюдения.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения — беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи. Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию. Экскурсия является формой прямого общения и предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (педагога (экскурсовода) и учащихся (экскурсантов)) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность детям получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими учащимися, ребенок не только усваивает определенную сумму знаний, но при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации формируются человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий учащихся, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов. Знание основ психологии и педагогики помогает педагогу в качестве экскурсовода правильно организовать процесс экскурсии.

Правильно организованное общение педагога и обучающихся является основой такой формы организации процесса обучения как экскурсия. Поэтому коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства педагога, так как эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями учителя по теме, но и умением использовать методику преподнесения этих знаний детям, умения заинтересовать, акцентировать внимание на объекте.

Экскурсии важны для формирования материалистического миропонимания. В дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение предметов естественного цикла.

Активное включение мыслительной деятельности в процессе экскурсий – предпосылка формирования оценочных суждений, в которых проявляется наблюдательность ребенка, сенсорной культуры, мышления.

Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионного обучения развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что экскурсии имеют огромное образовательное и воспитательное значение:

  • в процессе проведения экскурсий ученики в процессе организованной деятельности познают природу во всем ее многообразии и единстве;
  • экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью;
  • помогают наиболее полно реализовать один из главных методов обучения – наблюдение;
  • способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений;
  • формируют определенные трудовые навыки;
  • в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему;
  • экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип, так как ученики знакомятся с теми объектами, которые живут (находятся) рядом с ними.

Экскурсия как форма организации образовательного процесса

Выбор объектов экскурсий определяется требованиями ФГОС, ресурсами природной среды и хозяйственной деятельностью человека, а также с учётом социокультурного пространства и географического расположения учреждения образования.

В основе школьных экскурсий лежит:

  • взаимосвязь обучения и воспитания;
  • учёт логики учебной дисциплины;
  • последовательность и систематичность;
  • ясность и доступность изложения;
  • наглядность;
  • эмоциональность;
  • учёт возрастных и психологических особенностей класса.

Преподавание географии невозможно без проведения экскурсий. Учебные экскурсии по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. Учебные экскурсии играют огромную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении. Приобретаемые на учебной экскурсии по географии знания имеют огромное значение: с одной стороны, это знание географических особенностей данных объектов и явлений, с другой стороны – они служат примером для познания определенного класса объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий.

Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Географические экскурсия ― увлекательная форма работы учителя с учащимися. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия ― сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к родному краю.

Урок-экскурсия отличается от обычного урока и имеет свои признаки:

  • учащиеся – это группа экскурсантов,
  • учитель - экскурсовод,
  • тема, цель, задачи,
  • объекты для изучения,
  • маршрут.

В отличие от урока экскурсия проводится вне класса, не имеет строгого ограничения по времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса. Экскурсия ― форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Материал экскурсии тесно связан с программой по предмету. Экскурсия ― это обязательная форма обучения, она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения учащимися, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

Урок-экскурсия имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести то, что основой её учебно-познавательного материала являются подлинные природные объекты, новые условия, в которых происходит экскурсия, что повышает мотивацию учения. К недостаткам можно отнести то, что в силу специфических условий проведения экскурсии учитель не имеет возможности проводить соответствующую работу с теоретическими понятиями, поэтому они должны быть получены учащимися до начала экскурсии.

В ходе экскурсии учащиеся не могут делать обширные записи, поэтому должны уметь записывать только главное – факты, термины, зарисовки объектов экскурсии. В любом случае учитель, проводя урок–экскурсию должен опираться на методические приемы, характерные для этого вида урока.

Все методические приемы, правильное использование которых, составляют одну из основ профессионального мастерства учителя, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

  • приемы непосредственного ведения экскурсии: сочетание показа и рассказа.
  • приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
  • приемы, задача которых - помочь учителю установить прочные контакты с учениками в ходе экскурсии,
  • приемы, задача которых добиться устойчивого внимания учащихся к наблюдаемому объекту,
  • приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам,
  • приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала,
  • приемы, задача которых, опираясь на воображение учеников, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта.

Практически все методические приемы можно разделить на две категории: более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные - приемы непосредственного проведения экскурсий.

Методические рекомендации по проведению экскурсий

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Подготовка к экскурсии должна быть заблаговременной и тщательной, ибо только при этом условии экскурсия может быть результативной. Готовиться к экскурсии должны и учитель, и учащиеся. Подготовка должна быть комплексной, она включает следующие этапы:

  1. Выбор и осмотр местности для экскурсии, найти наиболее типичные объекты и определить маршрут, места для сбора необходимого материала, обобщающей беседы. Желательно, чтобы место для проведения экскурсии было как можно ближе к учреждению образования, особенно когда проводиться она будет в учебное (осенне-весеннее) время.
  2. Подбор необходимого снаряжения. На каждую группу-звено надо иметь необходимый набор предметов: компас, школьный нивелир, рулетка или мерная лента, геологический молоток, лупы, лопатки или совки, топорик, и другое оборудование, в зависимости от темы экскурсии.
  3. Предварительная подготовка учащихся к целенаправленной деятельности на экскурсии: увидеть, рассмотреть, замерить, заготовить, узнать в природе.
  4. Распределение учащихся до экскурсии на группы, назначение ответственного группы. Такая организация не только облегчает, но и дисциплинирует проведение экскурсии, предупреждает отставание отдельных учащихся, воспитывает умение организованно и четко работать в коллективе.
  5. Выдача каждому ребенку инструктивной дидактической карточки-задания.
  6. Ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами поведения в ходе экскурсии.
  7. Постановка перед учащимися конкретной познавательной задачи.
  8. Определить индивидуальный характер заданий для каждой группы учащихся.

Подготовиться к экскурсии учителю помогут следующие рекомендации:

  1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.
  3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
  4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.
  5. Избегите длинных объяснений.
  6. Не оставляйте учащихся только слушателями, привлекайте их к активной работе.
  7. Не перегружайте учащихся новыми названиями,- они их забудут.
  8. Умейте сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
  9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.
  10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экскурсия как эффективная форма

обучения и воспитания учащихся

Современный учебно-воспитательный процесс располагает большим арсеналом средств и методов обучения и воспитания. Одним из таких средств является школьная экскурсия.

Актуальность экскурсии в настоящее время заметно повышается и в первую очередь из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие.

Экскурсоведение - отдельная и серьезная наука, первым экскурсоводом на Руси признан Петр I, обожавший водить иностранных гостей по строящемуся Санкт-Петербургу и хвалиться своими достижениями,

Экскурсия в современном понимании - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными условиями - тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Как историческое восприятие умение видеть заключается в следующем:

во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;

во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;

в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать этой проблеме свою оценку, т.е. составить представление о ком-либо, определить значение, характер, признать достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.

Выявление экспонатов для краеведческого музея.

Расширение общего культурного кругозора.

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знаний.

Обзорная многоплановая экскурсия.

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием.

Таким образом, экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе экскурсантов и определенная в системе действий по их передаче.

Экскурсия представляет собой педагогический процесс. Она используется как одна из форм обучения. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий - экскурсовод и обучаемые - экскурсанты. Экскурсовод сообщает в соответствии с темой определенный круг знаний, экскурсанты эти знаний воспринимают. Процесс взаимодействия этих двух сторон и составляет педагогический процесс.

Педагогическое значение экскурсий очень велико.

Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими, культурными и природными объектами в их естественных условиях.

Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсии очень продуктивны, так как в высшей степени предметны и конкретны.

На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками ~ немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого.

В-третьих, экскурсия всегда вызывает у детей повышенный интерес.

Уже около 20 лет преподаватели Воронежского музыкального колледжа используют экскурсии как неисчерпаемый источник педагогических средств и методов обучения и воспитания.

В числе экскурсионных маршрутов колледжа - Москва и Санкт-Петербург, Ясная Поляна и Лермонтовские Тарханы, Спасское Дутовиново и Клин, Ивановка и Кусково, Золотое кольцо России и Прохоровка, Волгоград и Валаам, Прага и Дрезден, Вроцлав и Карловы Вары, Брест и Брестская крепость, и т.д.

Учителя Воронежского музыкального колледжа не только пользуются услугами профессиональных экскурсоводов, но и сами проводят экскурсии с учащимися. Учитель, хорошо зная своих воспитанников, их интересы, индивидуальные особенности и возможности, как никто другой, сможет связать экскурсионный материал с изучаемой темой, со всей учебно-воспитательной работой школы.

Экскурсия как средство воспитания имеет большое значение и с точки зрения изучения основ современного краеведения. Мировоззренческой основой современного краеведения являются биосферные концепции природопользования и эколого-культурная ориентация, нормализующие основы взаимоотношений общества и природы. Проводимые нами экскурсии имеют целью и результатом не только знакомство с памятниками культуры и природы родного края, но и знакомство с теми проблемами, которые мешают его современному развитию, сохранности эколого-культурных объектов. Педагогический результат экскурсий по родному краю (Павловск, Костомарове Дивногорье, Костенки, Галичья гора, Графский заповедник, Острогожск, Рамонь и т. д.) мы наблюдаем в желании ребят активно участвовать в школьных олимпиадах по истории, географии и экологии родного края, в конкурсах рисунков для музея Костенки, дома-музея Крамского в Острогожске и т.д.

Одним из обязательных каналов восприятия экскурсии является воспоминание - эмоциональный настрой, который остается в памяти школьника как результат путешествия. Наблюдение показывает, что воспоминания всегда бывают яркими, сохраняются долго, содействуют развитию творческих способностей. После возвращения с экскурсий дети пишут великолепные сочинения, их речь восторженна, эмоциональна, образна, дети способны к импровизации, они выпускают потрясающие фотогазеты, комментируют тексты учебников, рассказывающие о тех местах, по которым была организована экскурсия, сохраняют бесценный опыт приобщения к работе на ткацком станке или гончарном круге.

Читайте также: