Классификация видов экономического анализа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вид экономического анализа представляет собой теоретическое и практическое обособление аналитической работы, осуществляемой в процессе управления производством. С развитием производства возрастает сложность управления им, что ведет к необходимости разделения труда в сфере управления, выделению некоторых его функций в относительно самостоятельные участки управления. Происходит специализация управленческой деятельности по видам. Соответствующий процесс специализации характерен и для аналитической работы.

По подходу к анализу выделяют теоретический и конкретно-экономический анализ. Теоретический анализ проводится для изучения основных закономерностей развития общественного производства, действующих в течение всего времени существования данной экономической системы и ее важнейших этапов, знание которых необходимо для определения ведущих целей и концепций экономической политики. Конкретно-экономический анализ – по преимуществу количественный анализ, осуществляемый на базе теоретического анализа.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ. Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Важнейшими задачами его являются прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных и текущих планов, оценка ожидаемого выполнения планов. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс хозяйственной деятельности для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования организации. Текущий анализ – анализ результатов хозяйственной деятельности по важнейшим отчетным периодам, проводимый в основном на базе отчетности и системного бухгалтерского учета.

В зависимости от характера объектов управления выделяют виды анализа, отражающие:

  • уровни общественного воспроизводства: макроанализ и микроанализ;
  • отраслевую структуру народного хозяйства(промышленность и ее отрасли, сельское хозяйство, строительство и т.д.);
  • уровни управления предприятием;
  • сферы процесса расширенного воспроизводства – снабжение, производство, продажа и потребление;
  • составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и отдельные составные части производственных отношений (трудовые, финансовые, кредитные);
  • стороны хозяйственной деятельности (технико-экономический, социально-экономический, внешнеэкономический анализ);
  • показатели хозяйственной деятельности (производственный анализ, финансовый анализ как анализ финансовых показателей в отличие от внешнего финансового анализа).

По признаку субъекта управления выделяют прежде всего управленческий и финансовый анализ. Субъектами управленческого анализа являются администрация, руководство предприятия и его отдельных подразделений, которые анализируют всю возможную внутрихозяйственную и внешнюю информацию с целью управления предприятием и достижения максимально возможного экономического эффекта. Субъектами финансового анализа (проводимого в основном по данным публичной финансовой отчетности) являются такие партнерские группы предприятия, как органы государственного управления, кредитные, финансовые институты, поставщики и покупатели, инвесторы и т.д.

По признаку повторяемости различают периодический и разовый непериодический анализ.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов выделяют полный анализ всей хозяйственной деятельности; локальный анализ деятельности отдельных подразделений, центров ответственности и центров затрат; тематический анализ отдельных вопросов и показателей.

По методам изучения объекта – комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной анализ, сравнительный, факторный, балансовый, горизонтальный, вертикальный, трендовый, корреляционный и т.д.

По степени охвата анализируемого объекта экономический анализ подразделяется на сплошной и выборочный.

По степени механизации и автоматизации анализа – ручной, машинно-ручной и компьютерный.

Классификация видов эк. анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В эк. литературе анализ классифицируется по следующим признакам:

1. По отраслевому признаку различают:

· Отраслевой (его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики);

· Межотраслевой (является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики).

2. По пространственному признаку можно выделить:

· Внутрифирменный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

· Межфирменный – при нем сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт и имеющиеся резервы.

3. По субъектам (пользователям) анализа различают:

· Внутренний – осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

· Внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

4. По степени охвата объектов анализ делится на:

· Сплошной – при нем выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

· Выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

5. По содержанию программы анализ может быть:

· Комплексный – предусматривает анализ различных сторон деятельности предприятия;

· Тематический – предусматривает анализ отдельной стороны деятельности предприятия.

6. По признаку времени:

· Перспективный (предварительный) - проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий.

В зависимости от длины временного горизонта делится на:

  • краткосрочный(охватывает период до одного года),
  • долгосрочный(охватывает период свыше года);

· Ретроспективный (последующий) –проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов.

Делится на:

  • оперативный(проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени),
  • итоговый(изучает результаты работы за отчетный период времени);

· Экспресс – анализ – это способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

7. По объектам управления различают:

· Технико-экономический – это анализ взаимодействия технических и экономических процессов и их влияния на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.

· Финансово-экономический это анализ финансовых результатов деятельности предприятия: выполнение финансового плана, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия и другие.

· Социально-экономический это анализ взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

· Маркетинговый анализ - изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

· Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

· Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

8. По источникам информации выделяют:

· Финансовый анализ - изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости;

· Управленческий анализ - экономический анализ, который проводится на основе данных управленческого учета работниками предприятия с целью информационно-аналитического обеспечения менеджмента и собственников предприятия;




· Инвестиционный анализ - используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

9. По методике исследования различают анализ:

· Бенчмаркетинг – его особенность состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях;

· Диагностический – позволяет обосновывать предпочтительные варианты развития;

· Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. может быть выражен математической зависимостью;

· Стохастический анализ - направлен на изучение косвенных связей, т. е. опосредованных факторов (в случае невозмож­ности определения непрерывной цепи прямой связи);

· Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

· Анализ коммерческих рисков - имеет большое практическое значение, поскольку деятельность орга­низаций осуществляется в условиях неопределенности, при на­личии рискованных хозяйственных ситуаций;

· Функционально-стоимостный – исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации (метод выявления резервов);

· Комплексный – направлен на комплексную оценку эффективности деятельности организации и выявление тенденций ее развития;

По методике изучения анализ может быть:

  • горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий;
  • вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый - определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;
  • факторный - выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть: детерминированный (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастический (связь факторов с результативным является вероятностной - корреляционной);
  • маржинальный - метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли;

10. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ различают:

· С ручной обработкой;

· С использованием средств малой механизации;

· С ЭВМ (компьютерный анализ).

11. По периодичности проведения различают:

Классификация видов эк. анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В эк. литературе анализ классифицируется по следующим признакам:

1. По отраслевому признаку различают:

· Отраслевой (его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики);

· Межотраслевой (является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики).

2. По пространственному признаку можно выделить:

· Внутрифирменный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

· Межфирменный – при нем сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт и имеющиеся резервы.

3. По субъектам (пользователям) анализа различают:

· Внутренний – осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

· Внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

4. По степени охвата объектов анализ делится на:

· Сплошной – при нем выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

· Выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

5. По содержанию программы анализ может быть:

· Комплексный – предусматривает анализ различных сторон деятельности предприятия;

· Тематический – предусматривает анализ отдельной стороны деятельности предприятия.

6. По признаку времени:

· Перспективный (предварительный) - проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий.

В зависимости от длины временного горизонта делится на:

  • краткосрочный(охватывает период до одного года),
  • долгосрочный(охватывает период свыше года);

· Ретроспективный (последующий) –проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов.

Делится на:

  • оперативный(проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени),
  • итоговый(изучает результаты работы за отчетный период времени);

· Экспресс – анализ – это способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

7. По объектам управления различают:

· Технико-экономический – это анализ взаимодействия технических и экономических процессов и их влияния на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.

· Финансово-экономический это анализ финансовых результатов деятельности предприятия: выполнение финансового плана, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия и другие.

· Социально-экономический это анализ взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

· Маркетинговый анализ - изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

· Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

· Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

8. По источникам информации выделяют:

· Финансовый анализ - изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости;

· Управленческий анализ - экономический анализ, который проводится на основе данных управленческого учета работниками предприятия с целью информационно-аналитического обеспечения менеджмента и собственников предприятия;

· Инвестиционный анализ - используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

9. По методике исследования различают анализ:

· Бенчмаркетинг – его особенность состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях;

· Диагностический – позволяет обосновывать предпочтительные варианты развития;

· Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. может быть выражен математической зависимостью;

· Стохастический анализ - направлен на изучение косвенных связей, т. е. опосредованных факторов (в случае невозмож­ности определения непрерывной цепи прямой связи);

· Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

· Анализ коммерческих рисков - имеет большое практическое значение, поскольку деятельность орга­низаций осуществляется в условиях неопределенности, при на­личии рискованных хозяйственных ситуаций;

· Функционально-стоимостный – исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации (метод выявления резервов);

· Комплексный – направлен на комплексную оценку эффективности деятельности организации и выявление тенденций ее развития;

По методике изучения анализ может быть:

  • горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий;
  • вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый - определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;
  • факторный - выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть: детерминированный (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастический (связь факторов с результативным является вероятностной - корреляционной);
  • маржинальный - метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли;

10. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ различают:

Классификация видов АФХД имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. Виды АФХД классифицируются по различным признакам.

По какому признаку классифицируется

Проводится до осуществления хозяйственных операций. Необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Проводится после совершения хозяйственных актов. Используется для контроля за выполнением планов, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия. Делится на оперативный и итоговый.

Проводится сразу после завершения хозяйственных операций или изменения ситуаций за короткий промежуток времени (смену, сутки, декаду и т.д.).

Проводится техническими службами предприятия. Изучает взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

Проводится финансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами. Основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия.

Проводится всеми службами предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решения, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии, организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Проводится экономическими службами управления, социологическими лабораториями, статистическими органами. Изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Проводится органами охраны окружающей среды, экономическими службами предприятия. Исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Проводится статистическими органами. Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

Проводится службой маркетинга предприятия. Применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Читайте также: