Классификация методов психолого педагогического исследования кратко

Обновлено: 01.07.2024

Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

  • Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:
    • дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;
    • индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
    • моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.

    Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.
    Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание илиопровержение гипотезы.

    СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ

    Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций. И. Лингарт выделяет несколько аспектов (позиций) рассмотрения:
    1) С позиции философии (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т.д.
    2) С позиции аксиологии этики учение рассматривается как процесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей.
    3) С биологической точки зрения учение представляет собой адаптационный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, приспособление, регуляция.
    4) С позиции физиологии учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, аналитико-синтетической деятельности мозга.
    5) С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития.
    6) С педагогической позиции учение рассматривается в контексте "воспитательно-образовательной системы, где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить эффективную передачу общественного опыта".
    7) С кибернетической позиции учение может рассматриваться как информационный процесс в обучающейся системе, характеризующейся управлением по каналам прямых и обратных связей, выработкой и изменением стратегий, программ и алгоритмов.Учение – одна из основных форм деятельности организма. По существу, учение едино, но эволюци-онно разрозненно и качественно различно на разных эволюционных стадиях. В учении можно выделить очень много аспектов (психологический, педагогический, социальный, антропологический, кибернетический и т. п.).

    Психология, рассматривая учение с эволюционной точки зрения, исходит из биологических и физиологических основ учения. Учение – это общее явление в жизни организмов. Его можно определить, как такие изменения в поведении, которые возникают на основе приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.

    В отношении человека необходимо учитывать активный характер учения. В этом смысле учение – это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.

    В процессе учения происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным. Эти системы изменения носят вероятностный характер.

    В теории учения, как ее рассматривает теория общих систем, объединены точки зрения бихевиористической психологии и методологический подход когнитивной психологии и теории систем.

    Специфичность учения в психологии обусловлена тем, что оно рассматривается прежде всего как активность субъекта. Здесь увязываются воедино структурный и функциональный метод и идея развития. В ходе процесса учения совершаются качественные превращения.

    В зависимости от врожденных особенностей в процессе учения у индивида вырабатываются структуры способностей и характерологических особенностей, являющихся вместе с сознанием высшими регулятивными инстанциями поведения человека.

    Эволюционная точка зрения учитывает место учения в онтогенезе и определяет учение как основной фактор психического развития: на его основе развивается человеческая личность. Само же развитие – сложный многоплановый процесс, а не простая сумма выученного.

    Процесс учения зависит от многих условий, в том числе и социальных: влияние группы на учение, этнические влияния, социальная обусловленность психических изменений и т. д.

    Учение играет огромную роль в социализации ребенка, которая осуществляется при контактах с другими людьми и продуктами культуры на основе усвоения культурно-исторического опыта, вложенного в предметы, язык, познавательные системы (А.Н. Леонтьев). Социальный контроль в данном случае осуществляется путем использования специфических отношений и социальной обратной связи.

    В жизни общества учение выполняет следующие функции:

    1))передает общественный опыт последующим поколениям, которые развивают и обогащают его;

    2) способствует выработке у человека речи, которая используется для хранения, переработки и передачи информации.

    Поскольку любое управление не обходится без информации, без учения невозможно управление обществом и его развитие. Передача необходимой для общества информации происходит либо спонтанно (непроизвольное учение и научение), либо целенаправленно (учебно-воспитательная система). Внутри этой новой системы возникают и новые социальные связи.

    Внешняя структура учебной деятельности включает в себя:

    1) учебную мотивацию;

    2) учебную ситуацию, которая включает в себя учебную задачу и ее решение с помощью учебных действий;

    Метод педагогического исследования – это совокупность способов и приѐмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития. Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. Их можно условно подразделить на эмпирические и теоретические.

    Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретический метод предполагает глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.

    Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Они применяются во многих науках, и поэтому их считают общенаучными. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому. Это знание об основных особенностях объекта, полученное в ходе практической деятельности, наблюдений, экспериментов.

    Теоретическое знание дает возможность переносить выводы, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении.

    К числу методов научного познания принадлежит педагогическое наблюдение , представляющее собой фиксацию и сбор фактов непосредственного проявления детей в системе общественных отношений, их поведения и деятельности. Наблюдение может быть как основным методом накопления научного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдение широко используется на уровне эмпирического познания. Главными особенностями метода наблюдения являются:

    • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

    • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

    • сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

    Наблюдение является одним из основных исследовательских методов. Это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение должно привести к осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фактов. Наблюдение завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и предположениями исследователя.

    Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.

    Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).

    Через интервью выявляют оценки, точки зрения собеседника по каким-либо темам, проблемам.

    Анкетирование решает те же задачи, но с охватом не скольких или многих респондентов. Однако при этом отсутствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

    Изучение результатов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способ ностей человека на основе анализа его деятельности. Исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей деятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.

    Самое важное в завершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику, создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования, разработка методических инструкций и рекомендаций и т.д.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе психолого-педагогического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов -- методики изучения тех или иных сторон развития психики ребенка. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

    Педагогическое исследование – специально организованный процесс, направленный на поиск путей, методов и средств совершенствования педагогического процесса.

    Исследование – это по своей сути процесс, который направлен на формирование новых научных знаний.

    На сегодняшний день выделяют несколько видов педагогического исследования:

    • краткосрочные исследования;
    • долгосрочные исследования;

    По глубине познания:

    • описательные (диагностические): определяют уровень развития какоголибо критерия;
    • экспликативные: направлены на объяснение явлений и причин их возникновения;
    • эксплоративные: направлены на открытие и разработку новых процессов.

    В зависимости от цели и задач исследования:

    • частные (специальные) исследования;
    • комплексные исследования.

    Основные положения педагогического исследования:

    • объективность проводимого исследования;
    • необходимость рассмотрения всех фактов и их соотношение между собой;
    • важность исследования особенностей объекта исследования (поведения, физических качеств, навыков, развития и т.д.);
    • необходимость поиска внутренних противоречий объекта;
    • рассмотрение и изучение явлений как единства противоположностей;
    • соединение синтеза и анализа.

    Педагогическое исследование включает в себя пять последовательных этапов:

    1. Этап: Определение проблемы и актуальности исследования постановка цели, предмета, объекта и задач. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
    2. Этап: Организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов исследования.
    3. Этап: Обработка полученных данных и материалов и формирование выводов по итогам проведенного исследования.
    4. Этап: Оформление итоговых результатов исследования.
    5. Этап: Предложение о внедрении полученных результатов исследования в практическую деятельность образовательных учреждений, представление результатов в виде методических пособий, научных статей, тезисов и т.д.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Методы педагогического исследования и их классификация

    Методы педагогического исследования – это средства и способы получения научной информации, необходимой для установления закономерностей, взаимоотношений, зависимостей и построения научных теорий.

    На сегодняшний день в педагогике используются не только педагогические методы, но и методы из смежных наук (философии, социологии, психологии, математике и т.д.).

    В настоящее время существует несколько классификация педагогических следований, каждое из которых классифицирует методы согласно их признакам, способам организации, направленности и т.д.

    Общепринятая классификация методов педагогического исследования:

    Теоретические методы педагогического исследования – направлены на уточнение, расширение и систематизацию научных фактов, с целью объяснения и предсказания педагогических явлений. К теоретическим методам педагогического исследования относятся:

    • Анализ – умственное разложение целого исследуемого на составные части, выделение характерных признаков каждой части.
    • Синтез – мысленное соединение свойств и признаков явления в единое целое.
    • Сравнение – определение и установление сходства или различия между исследуемыми явлениями.
    • Абстрагирование – отвлечение определенного свойства или признака исследуемого предмета от его иных признаков, связей и свойств.
    • Конкретизация – противоположная абстрагированию операция, направлена на мысленное воссоздание исследуемого предмета на основании выделенных ранее абстракций.
    • Обобщение – выделение общих черт и признаков в исследуемых процессах и явлениях.
    • Моделирование – построение моделей, с целью изучения их реальных явлений и процессов.
    • Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

    Эмпирические (практические) методы педагогического исследования – направлены на получение информации и материалов посредством организации практической деятельности. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся:

    • Методы сбора и накопления информации (данных) – анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, интервью, изучение продуктов деятельности детей, изучение педагогической документации и т.п.
    • Методы по контролю и измерению собранной информации (данных) – шкалирование, тесты, ранжирование, срезы и т.п.
    • Методы по обработке полученных данных с целью представления их в виде конечного результата – статистические, математические, табличные, графические и т.п.
    • Методы оценивания полученных результатов исследования – рейтинг, консилиум, самооценка и т.п.
    • Методы по оформлению и внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику – тезисы, методические пособия и рекомендации, опытное обучение и т.п.

    Помимо представленной классификации, методы педагогического исследования принято классифицировать согласно:

    Методы исследования в педагогике

    Методы педагогического исследования – это совокупность действий, нацеленных на добывание информации об изучаемом предмете, явлении и ее обработку для последующего включения в общую систему знаний. Уровень и темпы развития науки напрямую зависят от системы методов научного исследования. Чем удачнее подобраны методы, тем быстрее шагает наука вперед, так как взору открываются новые горизонты. Рассмотрим наиболее применяемые способы познания: перечислим основные методы учебно-педагогических исследований.

    Пример метододы педагогического исследования

    Классификация методов педагогического исследования

    Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:

    1. Теоретические. Например, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
    2. Эмпирические. Изучение реального педагогического опыта на основе наблюдений опросов, бесед, анкет, тестов.
    3. Математические или статистические. Применяются для обработки полученной информации и отражении ее в количественных показателях.

    методы исследования в педагогике

    Теоретические методы исследования в педагогике

    Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.

    Эмпирические методы педагогического исследования

    Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.

    Пример методов исследования в курсовой по педагогике

    Характеристика методов исследования в педагогике

    Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов. Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.

    пример методы педагогического исследования

    Этапы педагогического исследования

    Представим алгоритм, по которому проводят научно-педагогическое исследование и перечислим его основные этапы:

    1. Ознакомление с темой, обоснование ее актуальности, формулировка конечной и промежуточных целей.
    2. Выбор концепции и общих теоретических положений.
    3. Формулировка научного предположения, нуждающегося в проверке.
    4. Подбор методов исследования.
    5. Организация и проведение эксперимента.
    6. Обработка данных и оформление результатов.
    7. Подготовка практических рекомендаций.

    Педагогические методики

    Основные методы педагогического исследования

    Метод наблюдений, как метод педагогического исследования

    Наблюдение, как метод педагогического исследования опирается на получении информации, основанной на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. В зависимости от регулярности проведения наблюдения различают:

    • периодическое – проводится в течение определенного промежутка времени;
    • случайное – не запланировано.

    Исходя из типа взаимодействия между исследователем и наблюдаемым существует:

    • прямое наблюдение – процесс изучает непосредственно исследователь;
    • косвенное наблюдение – об особенностях процесса он узнает через третьих лиц.

    В зависимости от занимаемой позиции экспериментатора различают:

    • нейтральное наблюдение;
    • исследователем является руководитель воспитательного или учебного заведения;
    • в роли исследователя выступает собственно участник процесса.

    Для фиксации результатов используют такие способы как: протоколы, дневники, видеорегистрацию, аудиозапись.

    Пример. Методы исследования в дипломной работе по педагогике «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей«

    Методы исследования в дипломеИспользование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей

    Диагностический эксперимент

    Под этим термином подразумевают процесс вмешательства исследователя в педагогическое явление с целью открытия закономерностей, которые позволили бы изменить существующую практику.

    Для начала четко продумываются цели, задачи, предмет и объект исследования, составляется программа и прогнозируются познавательные результаты. Только затем исследователь планирует эксперимент, его этапы, определяет свою роль в экспериментальном процессе и те преобразования, которые вводятся в практику, оценивает характер внешних влияний на педагогический эксперимент.

    Результатом преобразующего эксперимента может быть:

    • новый метод обучения;
    • перечень условий, влияющих на эффективность педагогического процесса;
    • методические принципы;
    • модель процесса развития.

    Метод беседы и интервью

    Довольно популярный научно-педагогический метод при проведении педагогических исследований, который основывается на общении. Успех контакта исследователя и респондента зависит от обстановки, в которой проводится беседа. Желательно выбрать комфортную для опрашиваемого человека обстановку. Если это ученик, вызывать его в учительскую не нужно, так как он расценит такое общение как допрос. Подросток, как впрочем и взрослый, не сможет преодолеть этот психологический барьер. Опрос лучше проводить в классе или в другом привычном для него месте. Беседу обычно проводят по предварительно разработанному плану. Для педагогических исследований подойдет такой метод опроса как формализированное интервью. Оно практически ничем не отличается от анкетирования. Единственная разница – это то, что ответы записывает исследователь, одновременно он получает возможность следить за собеседником и улавливать его реакцию на предмет исследования, что позволяет лучше интерпретировать суждения.

    Если исследователь еще не определился с темой и проблемой исследования, тогда лучше обратить свое внимание на свободное интервью. Оно выполняется по общей программе, но без детализации вопросов. Их формулировка зависит от конкретной ситуации и направления мысли интервьюера.

    С большой осторожностью при проведении подобных бесед следует отнестись к регистрации диалога при помощи диктофона. Мальчики, например, с интересом относятся к такому эксперименту, а вот девочек он стесняет. Это, в свою очередь, мешает доброжелательному, искреннему разговору.

    Методы в педагогической курсовой пример

    Метод тестирования

    В педагогической практике данный метод нашел широкое применение благодаря своим преимуществам:

    • надежности;
    • валидности;
    • объективности.

    Действительно, он охватывает полный объем знаний и позволяет быстро, объективно и адекватно оценить уровень подготовки учащихся.

    Как метод научно-педагогического исследования, тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, других особенностей и характеристик личности путем выполнения специальных заданий. Обычно результаты сравниваются с эталоном, а чтобы корректно их интерпретировать, важно выбрать определенную единицу измерения. Подобные задания – это своего рода диагностика личности, ее свойств и психологических характеристик. Она показывает меру выраженности у человека исследуемой особенности.

    Метод анкетирования

    Анкета – это опросный лист, в котором по определенной программе составлены вопросы. Они могут быть двух типов:

    Метод рейтинга

    Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.

    Метод обобщения независимых характеристик

    Данный метод пополняет группу опросных и используется, наряду с другими, при проведении исследования. Он заключается в активном сборе, анализе и обобщении разнообразной информации об исследуемом объекте. Если опытно-экспериментальная работа проводится с учениками, в опросе могут участвовать те лица, которые их окружают: учителя, родители, руководители творческих коллективов, спортивных секций, медицинские работники и т.д. Это позволяет лучше узнать их индивидуально-психологические, организаторские и другие особенности.

    Диагностические методы

    Методы количественного и качественного анализа

    Любой из перечисленных методов не является универсальным и может применяться в каждом конкретном случае в зависимости от поставленных исследовательских задач курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации. На практике желательно использовать комплекс взаимодополняющих методов, которые представят более полную картину для решения научной проблемы.

    Читайте также: