Кен робинсон как школы подавляют творчество анализ

Обновлено: 18.05.2024

На этой конференции я бы выделил три момента. Они все имеют непосредственное отношение к тому, о чем я буду говорить.

Первое: удивительные примеры творческого начала во всех докладах, которые мы слышали, и во всех присутствующих. Насколько оно разнообразно!

Второе: мы с вами понятия не имеем, какое будущее нас ждет. Мы не знаем, как все повернется.

Я уверен, что образование интересует всех, хотя бы потому, что именно образование ведет нас в то самое будущее, которое мы не можем предвидеть. Если вы спросите кого-нибудь о его образовании, вас тут же зажмут где-нибудь в углу и начнут изливать душу. Потому что образование — тема, которая затрагивает каждого, как религия, как деньги. Задумайтесь: дети, которые идут в школу в этом году, выйдут на пенсию в 2065-м. Никто даже не представляет себе, каким будет мир через 5 лет. Однако мы должны готовить детей к жизни в этом мире.

И третье: мы все, тем не менее, понимаем, что дети обладают совершенно исключительным качеством — способностью осваивать новое. Я считаю, что в каждом ребенке скрыт огромный талант, а мы его безжалостно растрачиваем.

Я уверен, что творчество в образовании так же важно, как и грамотность. И ценить его надо ничуть не меньше.

Дети готовы рисковать. Если они чего-то не знают, они рискуют. Они не боятся ошибаться. Я не хочу сказать, что ошибаться — это то же самое, что подходить к вопросу творчески. Но мы точно знаем, что если ты не готов ошибаться, ты никогда не придумаешь ничего нового. А дети, повзрослев, начинают бояться своих ошибок.

Когда путешествуешь по всему миру, поражает одна вещь. В каждой системе образования одна и та же иерархия предметов. Должно бы быть иначе, но это не так. Сначала идут математика и языки. Потом — гуманитарные предметы. В конце — изящные искусства.

В изящных искусствах тоже есть иерархия. У рисования и музыки в школах обычно более высокий статус, чем у театра и танцев. Ни в одной школе нет ежедневных уроков танцев, а математику преподают ежедневно. Математика очень важна, но танцы тоже важны. А дети готовы танцевать без остановки, если им разрешат.

Представьте: вы инопланетянин и хотите понять, для чего на Земле система образования. Какой вывод можно сделать, проанализировав результаты? Кто добивается успеха? Кто выходит победителем? Мне кажется, вывод будет такой: цель образования во всем мире — производить университетских профессоров. Вот кто выходит лидером.

Мне симпатичны профессора, однако не нужно считать их мерилом высшего уровня человеческих достижений. Они всего лишь одна из форм жизни. Есть в профессорах что-то любопытное. Большинство из них — не все, конечно — живут внутри головы. Для них тело — всего лишь средство транспортировки головы.

Наша система образования основывается на представлении об академических способностях. И тому есть причина. Во всем мире до XIX века не существовало систем народного образования. Они появились, чтобы удовлетворить потребности индустриальной эпохи. И их иерархия была построены на двух постулатах.

Первый — первоочередное внимание уделяется предметам, полезным для работы. В школе вас, скорее всего, мягко уводили в сторону от того, что вам нравилось, потому что это не станет профессией.

Второй — это академические способности. Университеты создали системы образования по своему образу и подобию. В любой стране система образования — это затянувшийся процесс поступления в университет. И в результате многие талантливые, блестящие, творческие люди уверены, что таковыми не являются. Потому что то, что у них хорошо получалось в школе, не ценилось или вовсе клеймилось позором. Я уверен, что мы не можем позволить себе так жить и дальше.

По данным ЮНЕСКО, количество людей во всем мире, получивших образование, за следующие 30 лет превысит общее количество образованных людей от сотворения мира.

Когда я учился в университете, при наличии степени ты точно мог устроиться на работу. Если работы не было — значит, ты просто не хотел работать. А сейчас молодые люди, получившие университетскую степень, отправляются домой играть в видеоигры. Потому что там, где раньше было достаточно бакалавра, теперь нужна степень магистра, а для работы магистра — докторская степень. Это процесс академической инфляции. Нам надо радикально пересмотреть взгляды на интеллект.

Она стала солисткой балета и сделала отличную карьеру. В итоге она закончила академию, основала свою собственную балетную труппу. Ее работа доставляет удовольствие миллионам зрителей, а она стала мультимиллионером. Другой врач мог бы посадить ее на лекарства и велеть ей успокоиться.

Я считаю, что мы можем надеяться на светлое будущее только при условии, что примем новую концепцию, восстановим веру в богатство человеческих возможностей.

ТEDпрославляет воображение человека как высший дар. Нам надо быть аккуратнее и мудро использовать этот дар, чтобы в будущем избежать некоторых ситуаций, которые здесь обсуждались. Чтобы добиться этого, нужно осознать все богатство нашего творческого потенциала и признать, что дети — наша единственная надежда. И наша задача — обучать их, чтобы они были готовы к будущему. Помочь им извлечь из него максимальную пользу.


Его идея проста: на первых ступенях школьного образования учителя должны сосредоточиться на формировании у детей способности творить и искать неординарные решения. Остальное человек доберет позднее, в high-school и университете, если захочет.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

1. Система образования не отвечает сегодняшним вызовам

Практически вся система образования в мире построена таким образом, чтобы отвечать на вызовы вековой давности, эпохи индустриализации. Но мы никогда не сможем ориентироваться в сложном мире будущего, глядя в зеркало заднего вида.

Тем временем новые формы труда все активнее опираются на высокий уровень знаний специалистов, а также на творческую и инновационную мысль. В мире современных технологий востребованы интеллектуальные способности совершенно другой мощи по сравнению с потребностями общества индустриальной модели.

Представление, что между общим образованием и последующим трудоустройством существуют линейные отношения, заставляет школы отдавать приоритет тем предметам, которые кажутся наиболее востребованными в экономике. Но в XXI веке получение работы и конкурентоспособность полностью зависят как раз от тех самых качеств, которые школьные системы всячески подавляют.

Мы живем в обществе, сформированном идеями, убеждениями и ценностями человеческого воображения и культуры. Осознание творческого потенциала представляет поиск своего призвания. Образование должно помочь нам найти его, но не справляется с этой задачей, и слишком много людей проживают свою жизнь, так и не раскрыв своих талантов.

2. Что делать? Переосмыслить основные принципы обучения

Творчество сейчас настолько же важно, насколько важна грамотность, и мы должны придать творчеству соответствующий статус.

Убогая, несбалансированная учебная программа порождает убогое, несбалансированное образование

Программа должна давать равный статус и одинаковые ресурсы развитию чтения и счета, естественным и гуманитарным дисциплинам, искусствам и физкультуре. Языки и математика предлагают нечто гораздо большее, нежели знание слов и умение считать. Изучение языков должно включать литературу, навыки ораторского мастерства и умение слушать. После того как эти фундаментальные предметы будут усвоены, математика откроет путь к неисчерпаемым областям абстракции и концептуальному языку науки и технологий.

Многие люди отвергают занятие любимым делом из финансовых соображений, сознательно выбирая нелюбимые, но доходные сферы деятельности. Однако работа, которая сегодня позволяет вам оплачивать счета, легко может утратить свое значение в следующем десятилетии. Если вы никогда не учились мыслить творчески и познавать свои истинные способности, что вы будете делать тогда? Если говорить более конкретно, что будут делать наши дети, если мы продолжим готовить их к жизни, используя старую модель образования, которая затрудняет процесс поиска и творчества?

3. Что делать родителям? Не мешать

Дети не боятся ошибаться и поэтому так смелы в творчестве, но система образования построена на нетерпимости к ошибкам. В результате люди отучаются от этой способности ошибаться, а вместе с ней теряют свою способность к творчеству. Это происходит из-за родителей и учителей, которые выкорчевывают из детей таланты.

Я определяю творчество как процесс генерирования оригинальных идей, имеющих ценность. Творчеством можно заниматься в любой сфере, где востребован интеллект. Это могут быть музыка, танец, театр, математика, наука, бизнес, взаимоотношения с другими людьми, поскольку человеческий интеллект отличается поразительным разноообразием, а люди способны творить многочисленными и самыми необычными способами.

Сколько детей покидают школьные стены неуверенными, разочаровавшимися в себе, убежденными в своей никчемности и серости? Они в растерянности и не знают, куда им двигаться дальше. Ведь то, что они любят и умеют делать, в школе зачастую не ценится и принимается с сочувственным сожалением.

4. Роль ученика и наставника

Человеческие ресурсы похожи на природные тем, что заложены глубоко, их надо выискивать, на поверхности они не лежат, и для их проявления надо создавать условия.

Не существует ни одного теста, ни одной компьютерной программы, которые могли бы выявить подобные тончайшие оттенки личных предпочтений, отличающие простой интерес от потенциальной горячей страсти. И только опытный наставник способен это сделать.

Другая функция наставника — поощрение. Наставники помогают нам поверить в свои силы. Они рядом, чтобы напоминать нам о том, что мы уже умеем и чего можем достичь, если продолжим усердно трудиться.

Вывод: учитель — исключительно творческая профессия.

Если уметь зажечь в детях искру любопытства, очень часто они будут учиться без дальнейшего содействия. Познание естественно для детей

Проблема в том, что образовательная культура стала сосредоточенной не на преподавании и изучении, а на контроле. Вместо любопытства мы имеем культуру соответствия. И детей и учителей подталкивают к тому, чтобы следовать типовым алгоритмам, вместо того чтобы пробуждать силу воображения и любопытства.

Традиционные методы предполагают формальное преподавание всему классу и обучение методом заучивания фактов. К прогрессивным методам относится обучение-исследование, когда ученики индивидуально или в группах работают над интересующими их темами и предлагают собственные идеи.

Обучая ради творчества, учителя стремятся поощрять эксперименты, поиск и готовность совершать ошибки, поощрять выражение личных идей и чувств, свежую мысль, развивать понимание роли интуиции, поощрять студентов выдвигать гипотезы, способствовать критической оценке идей.

5. Что делать министерствам и школам

Образовательный процесс происходит не в залах заседаний и не в законодательных учреждениях. Он проходит в классах и школах, а люди, осуществляющие его, — это учителя и учащиеся, и если их лишить свободы действий, этот процесс перестанет работать. Нужно вернуть им свободу действий — как это сделали в Финляндии.

В школах существуют установленные часы работы и предписанные правила поведения. Школы основаны на принципах стандартизации и подчинения.

По методике обучения с перерывами — spaced learning — учитель ведет урок блоками с несколькими десятиминутными перерывами для двигательной активности. Во время эксперимента по распределенному обучению школьники успешно справились с 90 процентами заданий по физике в течение пары, состоящей из двадцатиминутных блоков и десятиминутных перерывов на физические упражнения, причем ученики заранее не готовились к этой работе. У детей диагностируют различные состояния, объединённые очень общим названием — синдром дефицита внимания (СДВГ). Я не говорю, что нет такого явления. Но я просто не верю, что это действительно такая уж эпидемия.

Если ваши дети проводят час за часом, занимаясь примитивной канцелярской работой, сидя за своими партами, считая и записывая под диктовку, стоит ли удивляться тому, что они начинают ёрзать? Дети в большинстве своем страдают не от психических синдромов. Они страдают детством.

Суточные биоритмы подростков отличаются от биоритмов взрослых. Мозг подростка на два часа отстает от времени взрослых. Биологические часы ребенка перестраиваются, когда он вступает в переходный возраст. Подростки встают позже не потому что так ленивы, а потому что они на это биологически запрограммированы. Лишение подростков сна может влиять на их психическое и физическое здоровье и, соответственно, на обучение. Неправильное расписание способствует депрессии, набору лишнего веса и снижению иммунитета. Школьникам необходимо изменить распорядок всего своего рабочего дня!

Правильное использование стандартизированных тестов может обеспечить педагогов важной информацией для поддержки и улучшения образовательного процесса. Проблема возникает, когда эти тесты превращаются в нечто большее, чем просто инструмент образования, и становятся его главной целью. Сегодня эти тесты превратились в большой бизнес.

6. Где пригодится творчество

Существует множество способов помочь вам стать творческой личностью. Если кто-то признается, что не умеет читать и писать, вряд ли вам придет в голову, будто ваш собеседник не способен это делать — его просто не научили чтению и письму. То же самое и с творческими способностями. Когда люди говорят, что в них нет ничего творческого, я предполагаю, что они всего лишь не учились вовлекать себя в процесс созидания.

7. Высшее образование переоценено

Мы одержимы идеей поступления в университеты, причем в определённые университеты. Я не говорю, что поступать не надо, но на самом деле это надо не каждому и уж точно не каждому немедленно. Можно поступить попозже, не сразу.

Высшее образование сегодня ценится гораздо меньше, чем раньше. Дипломы сейчас имеет слишком много людей. Население планеты за последние 30 лет удвоилось с 3 до 6 миллиардов человек, а к середине столетия может достичь девяти миллиардов. В ближайшие 30 лет высшее образование получит больше людей, чем с начала истории в целом.

Иногда бросить школу — это лучшее, что может сделать человек.

8. Найти своё призвание можно в любом возрасте

Призвание — это точка соприкосновения природных способностей и личных предпочтений.

Призвание имеет два главных признака — способность и страсть к какому-либо делу.

Страх не получить одобрения и не оправдать ожиданий часто становится неотъемлемой частью взаимоотношений с самыми близкими людьми. Наши родители, братья и сестры, супруги и дети обычно имеют четкие взгляды относительного того, что мы должны или не должны делать со своей жизнью. Однако они могут глубоко заблуждаться.

Открытие своего призвания не гарантирует, что вы станете богаче. Это не гарантирует вам славы, популярности или улучшения отношений в семье. Однако пребывание в своей стихии, даже в течение непродолжительного времени, может сделать жизнь каждого человека полнее и гармоничнее.


Фото: TED БудущееСаморазвитие

В течение конференции я следил за тремя темами, важными для моего выступления. Во-первых, каждая лекция и каждый выступающий явили собой образец человеческой способности к творчеству — удивительной широты и разнообразия. Во-вторых, мы поняли, что совершенно не представляем, каким будет наше будущее. Не имеем ни малейшего понятия.

Однако, если спросить собеседника о его образовании, он оскорбится. Этот вопрос считается бестактным, слишком личным, правда? Как вопросы о вероисповедании, зарплате и тому подобные. Я очень интересуюсь образованием, как, полагаю, мы все. Эта тема так близка нам отчасти потому, что именно образование должно стать для нас дверью в будущее, которое мы себе не представляем. Если вдуматься, поступившие в этом году в школу дети выйдут на пенсию в 2065 году. Несмотря на все то, что мы услышали за эти четыре дня, никто понятия не имеет о том, как будет устроен мир хотя бы через пять лет. Однако наша задача — подготовить к нему детей. Здесь решительно ничего нельзя спрогнозировать.

И в третьих, мы все, думаю, согласимся, что дети способны на совершенно необычайные вещи, способны изобретать новое. Вчера мы видели Сирину — ее способности необычайны. Они просто поражают. Она — исключительна, но в каком-то смысле и заурядна, если сравнить ее со всеми детьми в мире. В ней мы видим сочетание редкой самоотверженности с природным талантом. Я полагаю, что такие таланты есть у всех детей, а мы безответственно разбрасываемся ими.

Я хотел бы поговорить об образовании и о творчестве. Мне кажется, что творчество сейчас так же важно, как грамотность, и мы должны придать творчеству соответствующий статус.

В обеих историях есть нечто общее — дети умеют рисковать. Если они не уверены в чем-то, они все равно пробуют. Разве я не прав? Они не боятся ошибиться. Я, разумеется, не утверждаю, что творить и ошибаться — одно и то же, однако нам известно, что тот, кто не готов ошибаться, не способен творить, не может мыслить оригинально. Нужно уметь ошибаться. Но когда дети вырастают, большинство теряет эту способность, им становится страшно совершать ошибки. Точно так же мы управляем компаниями. Мы не прощаем ошибок. Да и наши системы государственного образования построены на нетерпимости по отношению к ошибкам. В результате мы отучаем людей от способности к творчеству.

Однажды Пикассо сказал, что все дети рождаются художниками. Проблема в том, чтобы остаться художником, повзрослев. Я уверен, что мы не развиваем творческие способности, вырастая, а, скорее, вырастаем из них. Или даже нас от них отучают. Почему так происходит?

Примерно пять лет назад я жил в Стратфорде на Эйвоне — мы переехали из Стратфорда в Лос-Анджелес. И, разумеется, сразу почувствовали себя как дома.

Итак, мы переехали из Стратфорда в Лос-Анджелес, и я немного хочу рассказать о переезде. Мой сын не хотел ехать с нами. У меня двое детей. Сыну сейчас 21, дочери — 16, и он не хотел ехать в Лос-Анджелес. Ему нравилась затея, но в Англии у него была девушка. Любовь всей его жизни, Сара, они были знакомы уже месяц. Они даже отметили свою четвертую годовщину, поскольку месяц — это немало, когда тебе 16 лет. Всю дорогу он очень переживал, говорил, что никогда не найдет такую девушку, как Сара. Честно говоря, мы были этому скорее рады, поскольку мы решили уехать из страны в первую очередь из-за нее.

Но при переезде в Америку или путешествуя по миру, замечаешь одну вещь — с точки зрения иерархии предметов все образовательные системы одинаковы. Все без исключения. Кажется, что должны быть отличия, но их нет. Главенствуют всегда математика и языки, затем идут гуманитарные науки, а потом уже искусства, и так — на всей Земле. Среди творческих предметов тоже есть своя иерархия. Изобразительное искусство и музыка получают приоритет перед театром и хореографией. Нет такой образовательной системы, в которой танцы преподавались бы как математика, ежедневно. Почему? Почему бы и нет? Мне это кажется важным. Математика важна, но важны и танцы. Дети начинают танцевать при первой возможности, как все мы. У нас же у всех есть руки и ноги, или я что-то пропустил?

Вот что происходит: по мере взросления детей мы начинаем образовывать их, двигаясь вверх от поясницы, пока не остановимся на голове, а точнее, ее левой части.

Если посмотреть на гособразование глазами инопланетянина и задаться вопросом: какова его цель, то, посмотрев на результаты, на тех, кто преуспевает, на отличников, на детей, выполняющих все, чего от них ждут, вы как инопланетянин пришли бы к выводу, что цель государственных систем образования по всему миру заключается в производстве университетских профессоров. Не так ли? Вот, кто получается в результате. И я был одним из них, так-то!

Я ничего не имею против профессуры, но не следует думать, что эти люди — показатель достижений человечества. Они просто особый вид, другая форма жизни. Надо сказать странноватая — я говорю это, любя. Большинство встретившихся мне профессоров, не все, но большинство, живут внутри своих голов — там, наверху, в основном в левой части. Они бесплотны, практически в буквальном смысле. Они рассматривают тело в качестве средства транспортировки головы.

Согласны? Тело для них — способ доставки головы на заседания.

Если вам требуется доказательство того, что существование вне тела возможно, зайдите на конференцию пожилых ученых и сходите на танцы в последний вечер. Вы увидите, как взрослые мужчины и женщины корчатся, не попадая в ритм, ожидая окончания танцев, чтобы пойти домой и написать о них статью.

Идеал нашей образовательной системы — ученый, и тому есть причина. Государственные системы образования были построены в XIX веке практически на пустом месте. Они были приспособлены под нужды индустриальной революции. Иерархия предметов построена на двух столпах.

Второе: дело в научной деятельности, которая стала для нас образцом интеллектуальной способности, поскольку университеты разработали эту систему под себя. Если вдуматься, государственная образовательная система в мире — это затянутый процесс поступления в университет. В результате очень талантливые люди не считают себя таковыми, поскольку никто ни капли не дорожит их любимыми школьными предметами. Но, как мне кажется, так продолжаться не может.

За следующие 30 лет, если верить ЮНЕСКО, университеты выпустят больше людей, чем за всю историю человечества. Все это — совокупность факторов, о которых мы говорили ранее: влияние технологии на профессиональную деятельность, огромный прирост населения.

Диплом вдруг обесценился. Разве не так? Когда я был студентом, если у тебя был диплом, у тебя была работа, а если работы не было, то лишь потому, что тебе не хотелось работать, а мне, честно говоря, не хотелось работать. Сейчас же студенты сразу после выпуска идут обратно домой играть в видеоигры, ведь там, где раньше хватало бакалавра, теперь требуют магистра, а на его место нужен кандидат наук. Эта инфляция образования — признак того, что вся образовательная структура рушится у нас под ногами. Мы должны переосмыслить свое представление о разуме.

Мы знаем о разуме три вещи: во-первых, он многообразен. Мы думаем так же, как воспринимаем, то есть зрительными образами, звуками и тактильными ощущениями. Мы размышляем абстрактно, размышляем в движении. Во-вторых, разум изменчив. Как мы узнали вчера из ряда презентаций, судя по обмену информацией внутри головного мозга, разум чрезвычайно подвижен — мозг не разделен на независимые ящички. Акты творчества, которые я определяю как процесс возникновения новых ценных идей, возникают в результате взаимодействия принципиально разных способов познания мира.

Никто не знал, что существует такой вид расстройства.

Так вот, ее отвели к врачу. Комната, отделенная дубовыми панелями, она пришла туда с матерью, ее посадили в кресло в дальнем конце комнаты, где она просидела, подложив ладошки под ноги, целых двадцать минут, пока врач разговаривал о ее проблемах в школе. Она всем мешала, не вовремя сдавала домашнюю работу — в восемь-то лет. В конце концов, доктор сел рядом с Джиллиан и сказал ей, что, выслушав ее маму обо всех проблемах, должен поговорить с той один на один. Он попросил Джиллиан подождать немного и вышел вместе с мамой из комнаты.

Я думаю, все сводится к одному. Эл Гор недавно читал лекцию об экологии и революции, которая была спровоцирована Рейчел Карсон. Полагаю, наша единственная надежда на будущее — принять новую концепцию экологии человека, такую, внутри которой мы начнем переосмысление богатства человеческих способностей. Наша образовательная система опустошила наши умы, как мы опустошаем недра Земли, преследуя определенные цели. Но мы не можем пользоваться такой системой дальше. Мы должны переосмыслить основные принципы обучения наших детей.

TED — это дань уважения человеческому воображению. Мы должны стараться разумно использовать этот дар, чтобы избежать развития событий, о котором шла речь. Единственный выход для нас — ценить разнообразие наших творческих способностей и ценить наших детей, поскольку они — наша надежда. Мы должны учить их целостно, чтобы они справились с будущим, которое, замечу, мы можем и не застать, но они застанут точно. А мы должны помочь им сформировать его.

Креативность в школе — это миф или реальность? Кен Робинсон, англо-американский педагог и реформатор образования, считает, что школы убивают креативность. Так ли это и возможно ли вообще развивать творческие способности детей в рамках урока?

Креативность в школе: мифы и реальность о творческом подходе

Креативность в школе: реальность

Конечно, Робинсон говорит о западной системе образования, но по параметру креативности она очень схожа с российской.

Школа — только для вуза

Согласно Робинсону, современное школьное образование нацелено исключительно на поступление в университет. А это предполагает такую организацию учебного процесса, когда нужно сосредоточиться на научной деятельности и отодвинуть творчество на задний план. В итоге, обожаемые многими детьми изо, музыка, хореография изучаются как второстепенные, неважные для будущей жизни предметы. Такая иерархия предметов сохраняется уже много лет.

В условиях индустриальной революции это было оправдано, но сегодня мир настолько изменчив и непредсказуем, что вряд ли кто-то сможет точно определить, какие предметы окажутся полезными во взрослой жизни, а какие нет.

В наше время есть огромное количество примеров, когда люди кардинальным образом меняют свою профессию и занимаются вовсе не тем, чем собирались во время учебы в вузе, тем более в школе. Наши дети должны быть готовы к таким изменениям, а для этого всесторонне развиты. Дети любознательны и талантливы, и, если мы дадим им возможность полноценно проявить себя в любой сфере, скорее всего, обнаружатся умения и таланты, о которых никто даже не подозревал.

Право на ошибку

Кен Робинсон также говорит о том, что изначально дети готовы рисковать и ошибаться. Но все мы помним, что ошибки в школе часто наказуемы. Так школа отучает нас от желания творить, предполагать, размышлять. Мы должны просто запомнить правильный ответ. В крайнем случае, найти его и озвучить в подходящий момент.

Молодец не тот, кто рассуждал и сделал интересные, порой, неожиданные выводы, а тот, кто сделал правильно.

Талантливые личности требуют к себе повышенного внимания, дополнительного времени и энергии. Не проще ли подогнать всех под одну гребенку и руководить тихими, не проявляющими инициативы детьми? Пришли в школу, отсидели уроки, ушли домой. И никому ничего больше не надо.

Потом, правда, начинаются, вопросы о том, что могло бы быть больше победителей и призеров в конкурсах и на олимпиадах, но это уже потом. А в повседневной жизни так удобнее.

Подробнее о Кене Робинсоне, его идеях и книгах читайте здесь.

Мифы о креативности в школе

Призывая к революции образования, Робинсон предлагает отбросить старую систему и принять совершенно новую концепцию экологии человека, внутри которой начнется переосмысление богатства человеческих способностей. Но неужели все так ужасно на сегодняшний день?

Образование — это огромный и очень сложный механизм, включающий в себя много-много разных деталей. Можно вводить новые стандарты и использовать лучшие учебники, но, будет ли все это работать, зависит от учителей, от каждого педагога.

Дети меняют методики обучения…

Конечно, в школах еще встречаются учителя, застрявшие где-то в 90-х, не признающие и не принимающие изменения, выступающие против всего нового, но большинство все-таки готовы идти в ногу со временем и стараются найти пути, которые помогают выявить и развить детские способности. А для этого сначала нужно хотя бы попытаться понять детей и то, как устроен сегодня ИХ мир.

Нынешнее поколение Z показало нам, что мы воспринимаем информацию совершенно по-разному. Дети с клиповым мышлением очень неохотно реагируют на другие форматы. Часто таких учеников приходится подолгу тренировать, прежде чем они научатся слышать и видеть так, как понятно и привычно нам. По этой причине многие учителя перестраивают формат своей работы. То есть они получают такой же результат, но другими методами, комфортными для детей.

Помните, как нам задавали выучить написание слов наизусть и чего нам это стоило? Сегодня многие дети даже не догадываются или не задумываются о том, что выполнение такого задания может быть скучным. Они все запомнят, пока проходят испытания на игровых платформах. Там их интересуют рекорды, баллы, проценты, а учебный материал — это просто средство достижения цели.

…и формат образования

Сегодня сложно встретить ребенка, который станет всерьез работать над проектной или исследовательской работой просто потому, что надо. Сначала он должен получить ответ на вопрос, зачем ему это нужно. И здесь на первый план выходит роль руководителя, который увлекает, направляет и помогает воплотить в жизнь самые смелые идеи.

Кто-то с удовольствием изучает труды современных ученых и даже спорит с ними, а кто-то с восторгом изучает архивы и находит такую информацию о своих предках, которая действительно способна удивить.

Что такое креативность в школе в принципе?

Когда мы говорим о творчестве вообще, нам кажется, что для самым главным для достижения успеха является свобода. Человек всего добьётся, если не мешать ему.

Творчество в школе — понятие более сложное. Учителю приходится создавать иллюзию свободы, при этом постоянно направляя ребенка и искусственно создавая благоприятные для него условия. Да, дети с удовольствием проявляют свои творческие способности в разных форматах, но, чтобы это стало возможно, сначала учителю пришлось все освоить и выстроить точный алгоритм работы.

Развитие креативности учеников — это очень тяжелый труд. Это непрерывный труд. Невозможно заниматься творчеством время от времени. Любая пауза будет означать конец истории. И, приступая к новому проекту, стоит сначала оценить свои силы – хватит ли их, чтобы довести начатое до конца.

Что нужно для развития креативности детей в школе?

Ответ прост — креативные учителя.

Образование — это система, а система не может сама по себе гарантировать развитие креативности. Да, есть попытки. Создаются точки роста и кванториумы, многие полезные ресурсы становятся доступными. Правда, в это же время учителей заваливают таким количеством бумаг и каких-то непонятных обязанностей, что у них уже не остается ни сил, ни времени, ни желания качественно заниматься творчеством.

Но все-таки всегда находятся такие педагоги, которые готовы тратить себя на развитие детей, поддерживать и направлять их творческие порывы. Человеческий фактор всегда будет в этом вопросе решающим. Им — нам! — бы еще немного поддержки от системы.

Читайте также: