Кем проверяется точность выполнения сюжета в игре в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Ход исследования. Взрослый организует следующие ситуации:

Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу (таблица 1).

Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Элъконину)

Методика 2. Особенности сюжетно-ролевой игры

Цель диагностики. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.

Ход проведения исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Оценка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:

I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

II. Содержание игры.

1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика, пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и как характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

V. Игровые действия и игровые предметы.

1.Использует ли в игре ребенок предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

VI. Игровые правила.

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

VII. Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

VIII. Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

IX. Игровая среда.

1.Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

X. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

2. Предлагает ли принять взрослому участие в игре.

Полученные результаты соотносят с таблицей 2 и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДИАГНОСТИКА

ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Учебно- методическое пособие

Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре педагогический колледж коренных малочисленных народов Севера-филиал краевого государственно бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Сост. Т.А. Криволесова

ДИАГНОСТИКА

ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Учебно- методическое пособие

Николаевск-на-Амуре

Печатается по решению научно-методического Совета

Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа КМНС – филиала КГБОУ СПО ХПК

Рецензент: Сальникова Т.Г., методист НнАПК КМНС

– филиала КГБОУ СПО ХПК

Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие/ Сост. Т.А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК , 2013.

Материалы пособия предназначены для студентов педагогических ссузов очной и заочной форм обучения. Они также могут представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Издательство НнАПК КМНС - филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013

Введение . 7

Раздел 1. Критерии и показатели оценки игровой деятельности детей . 10

Игровые умения как критерий оценки игровой деятельности дошкольника. 10

Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5–3 года) (ТН.Доронова). 12

Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (ТН.Доронова). 13

Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (ТН.Доронова). 15

Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста. 16

Раздел 2. Диагностика игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности. 18

Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста . 18

Изучение умения воспроизводить последовательность действий в игре (2-3 года). 24

Наблюдение особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей ( 2-7 лет). 25

Эксперимент "Игровая комната" (5-7 лет). 29

Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников. 30

Наблюдение выполнение роли в игре. 32

Ролевые и реальные взаимоотношения в игре. 33

Раздел 3. Диагностика игры дошкольника в условиях семьи . 35

Список литературы ……. 40

В то же время в ходе лаборатоно-практических занятий ( 2 курс), производственной практики (2,3 курс), а также при проведении исследовательских работ в рамках ВКР (4 курс) студенты испытывают затруднение в подборе диагностического инструментария, позволяющего изучить игровые умения детей.

Поэтому целью данного пособия стало удовлетворение образовательных потребностей студентов педагогических ссузов и педагогов ДОО по изучению игровых умений дошкольников.

Предлагаемые способы и содержание диагностических методик определяются пониманием сущности игровых умений. Под ними обычно понимаются совокупность освоенных способов игровой деятельности: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь, выстроить ролевые и реальные взаимоотношения с партнерами по игре.

Как подчеркивает Н.Я Михайленко и Н.А Короткова в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

Данное пособие позволяет провести диагностику игровых умений как в процессе руководства воспитателя, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Кроме этого в перечень методик включены анкетные опросы родителей, позволяющие получить представление об особенностях игры ребенка в условиях семьи.

Другой раздел - "Игра дошкольников в семье " - содержит методики, направленные на исследование сюжетов и содержания игровой деятельности детей дома, места игры в семейном воспитании, инициативы взрослого в игровом общении с ребенком.

Для диагностики нет необходимости использовать абсолютно все представленные методики. Вместе с тем следует учитывать, что лишь использование комплекса методик может дать целостное и полное представление об изучаемом предмете.

Как определяет ФГОС дошкольного образования, специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры ФГОС и ФГТ к социальным и психологическим характеристикам личности ребёнка предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования:

-ребёнок владеет разными формами и видами игры;

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,

- умеет различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников . Предлагаемый нами комплекс позволит воспитателю грамотно планировать и проводить индивидуальную работу с каждым ребенком.

Раздел 1. Критерии оценки игровой деятельности детей

Игровые умения как критерий оценки игровой деятельности дошкольника

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Дело в том, что сюжетная игра, независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде — как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном — как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации

На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5—3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.

В 3-5 лет –может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.

В 5-7 лет развертывать в игре разнообразные последовательности событий , комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Однако высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями [2].

Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5 – 3 года)

Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребёнок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогатить. Использование предметов – заместителей вызывает затруднение. В совместной игре с воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеское взаимоотношение сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточно: начинает игровые действия и быстро прекращает их, не развив сюжет.

Игровые действия разнообразны. Ребёнок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя. Принимает предложения к использованию в игре предметов – заместителей, пользуется ими в игре. В играх – имитациях выразительно передаёт игровой образ. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий.

Ребёнок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами – заместителями. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.

Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста ( 4 – 5 лет)

Ребёнок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новые игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры.

Ребёнок накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнят разные роли.

В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательные отношения к партнёрам по игре. Знает несколько подвижных игр и хороводов.

В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).

Ребёнок самостоятельно играет в разнообразные игры. Охотно отвечает на вопросы о любимых игрушках. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и ролей. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает их выполнение. Отражает в играх содержание литературных произведений. Активен в ролевом диалоге, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования. Знает разные игры: подвижные, хороводные, настольно-печатные, словесные и пр.

Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)

Игры однообразны. Ребёнок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется в изменении своих функций. Часто оставляет общую игру до её завершения. Знает мало игр, затрудняется в объяснении правил, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены

Ребёнок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты. Игрушки и предметы подбирает в соответствие с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложе-нии игр по мотивам знакомых сказок. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, очерёдность).

Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных и других игр. В играх с готовым содержанием правил, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет показывает им игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными.

Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из структуры игры, предложенной Д. Б. Элькониным можно выделить следующие критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).

Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

· Умение предложить замысел игры;

· Умение развить замысел по ходу игры;

· Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).

· Умение выбрать сюжет.

· Обозначение роли словом;

· Направление ролью поведения ребенка;

· Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;

· Взаимосвязанность ролевых функций детей

4. Ролевые действия

· Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;

· Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа .

· Умение строить ролевой диалог.

· Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Раздел 2. Диагностика игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности

Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с данными таблицы 1 мы предлагаем описание уровней сформированности игровых умений (Таблица 2). В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей по каждому критерию ребенку присваивается определенное количество баллов. Общая сумма баллов позволит определить общий уровень развития игровых умений:

- высокий уровень –13-15 баллов;

- низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Низкий уровень –1 балл

Средний уровень – 2 балла

В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.

Высокий уровень – 3 балла

В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей . У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов­ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

Низкий уровень –1 балл

Средний уровень – 2 балла

Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.

Высокий уровень – 3 балла

Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандарт­ные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя­занных с выполнением роли.

Низкий уровень –1 балл

Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.

Средний уровень – 2 балла

Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

Высокий уровень – 3 балла

Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Дело в том, что сюжетная игра, независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде — как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном — как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации

На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5—3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.

В 3-5 лет –может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.

В 5-7 лет развертывать в игре разнообразные последовательности событий , комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Однако высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями [2].

Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5 – 3 года)

Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребёнок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогатить. Использование предметов – заместителей вызывает затруднение. В совместной игре с воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеское взаимоотношение сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточно: начинает игровые действия и быстро прекращает их, не развив сюжет.

Игровые действия разнообразны. Ребёнок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя. Принимает предложения к использованию в игре предметов – заместителей, пользуется ими в игре. В играх – имитациях выразительно передаёт игровой образ. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий.

Ребёнок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами – заместителями. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.

Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста ( 4 – 5 лет)

Ребёнок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новые игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры.

Ребёнок накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнят разные роли.

В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательные отношения к партнёрам по игре. Знает несколько подвижных игр и хороводов.

В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).

Ребёнок самостоятельно играет в разнообразные игры. Охотно отвечает на вопросы о любимых игрушках. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и ролей. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает их выполнение. Отражает в играх содержание литературных произведений. Активен в ролевом диалоге, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования. Знает разные игры: подвижные, хороводные, настольно-печатные, словесные и пр.

Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)

Игры однообразны. Ребёнок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется в изменении своих функций. Часто оставляет общую игру до её завершения. Знает мало игр, затрудняется в объяснении правил, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены

Ребёнок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты. Игрушки и предметы подбирает в соответствие с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложе-нии игр по мотивам знакомых сказок. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, очерёдность).

Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных и других игр. В играх с готовым содержанием правил, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет показывает им игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными.

Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из структуры игры, предложенной Д. Б. Элькониным можно выделить следующие критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Вы вошли как Гость | -->Группа "Гости" -->Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 08.03.2022, 07:28

Войти через uID

Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой и режиссер­ской играх является наблюдение за самостоятельными играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение дает возможность выявить особенности игро­вого опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить твор­ческие возможности ребенка в игровой деятельности — степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сю­жета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

В протоколе наблюдения фиксируются:

преобладающие виды игр, в которые играют дети;

тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;

организация детьми игровой деятельности — сговор на игру, обо­значение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;

наличие и характер действий, направленных на построение игро­вого сюжета, принятие партнерами действий по изменению игро­вого сюжета;

наличие и характер действий, направленных на выполнение роли в сюжетно-ролевой игре или создание образа игрового персонажа в режиссерской игре;

особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;

Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых умений может быть использован метод наблюдения за организацион­ным игровым общением детей.

В разные режимные моменты (утренний отрезок времени, прогул­ка, время после дневного сна) фиксируются:

наличие и количество игровых объединений, их устойчивость, по­ловой состав;

количество детей, играющих индивидуально, коли­чество участников игры в начале и в конце;

все обращения детей друг к другу во время игры, их содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), сред­ства организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия);

эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, в преобладающем у ребенка настроении, легкости или трудности вступления в контакт со сверстниками, а также проявления сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры;

адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, раз­витием сюжета, созданием игровых образов;

аргументация замыслов и предложений для партнера.

Для выявления круга общения детей в игре используется метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющие­ся на данный момент, и дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов.

При обработке полученных данных анализируются численный (диады, триады и т.д.) и половой составы игровых объединений, определятся их устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40% срезов, считались устойчивыми, в 20—40% срезов — относительно устойчивыми, в 20% срезов — неустойчивыми. Устой­чивость игрового объединения свидетельствует о стабильности детских привязанностей, избирательности отношений.

Полученные данные оформляются в виде таблицы.

игровых объединений и их участников, половой состав

Количество относительно устойчивых объединений и их участников, половой состав

Количество детей, переходящих из объединения в объединение, их пол

детей, не имеющих

игровых объединений, их ПОЛ

Анализ результатов диагностики позволяет распределить детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой деятельности. Субъектная позиция детей 5—7 лет в игровой деятель­ности проявляется по-разному.

В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают героиням телесериалов, используя темы, содержание их разговоров. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды, им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли.

Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий, умений обратиться к сверстнику, принять его предложение, аргумен­тировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивиду­альной — и обратно к совместной.

Читайте также: