Казахское ханство политические институты государства план урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о политическом и социально-экономическом устройстве Казахского ханства перед его распадом в XVIII веке.

План урока:
1. Организационный момент
2. Усвоение нового материала
3. Закрепление полученных знаний
4. Выдача домашнего задания

Ход урока:
1. Организационный момент
2. Усвоение нового материала

Оценить 3196 0

Методическая разработка урока истории Казахстана для 10 класса.

Автор: Подопригора А. В., учитель истории СОШ им. Г. Молдашева, Казталовского района, Западно-Казахстанской области, Республики Казахстан.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о политическом и социально-экономическом устройстве Казахского ханства перед его распадом в XVIII веке.

Воспитательная: Пробудить исследовательский интерес. Усовершенствовать культуру речи, умение вести диалог и оппонировать.

Развивающая: Сформировать умение анализировать, сравнивать, оценивать.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы урока: Наглядный, словесный, беседа.

Усвоение нового материала

Закрепление полученных знаний

Выдача домашнего задания

Усвоение нового материала

Просмотр видеоролика о развитии Казахского ханства до XVII века (учащиеся внимательно смотрят и слушают).

После демонстрации видеоролика на доске вывешивается План урока, состоящий из трёх задач:

Система управления в Казахском ханстве в конце XVII – начале XVIII веков

Социальная структура казахского общества в конце XVII – начале XVIII веков

Законодательная система Казахского ханства в конце XVII – начале XVIII веков.

1. Вступление учителя:

- Итак, первое с чего мы начнём – система и функции ханской власти в казахском обществе. Это классическая модель управления государством у народов, относящихся к кочевой цивилизации. Назовите имена первых казахских ханов – основателей казахского государства (правильный ответ: Керей и Джаныбек). Вся государственная власть было сконцентрирована в руках этих людей, и она передавалась по наследству. А кто занимал вторую ступень в социальной иерархии ханства после ханов (правильный ответ: султаны-Чингизиды, бии и батыры)? А кто из них мог сам претендовать на титул хана (правильный ответ: султаны-Чингизиды)? Согласно традициям казахского общества у хана было пять основных обязанностей, которые олицетворяли его власть. Прямо сейчас вы должны будете выделить эти обязанности и охарактеризовать их.

Самостоятельная работа учащихся:

2. Вступление учителя:

Самостоятельная работа учащихся:

Самостоятельная работа учащихся:

Права и свободы граждан

- Таким образом, подводя итог нашему уроку, хочется отметить, что к концу XVII века на территории Казахстана было создано государство, опирающееся на следующие принципы:

1. Моральная власть была выше классово.

2.Присутствовала сильная степная демократия, где младший, согласно традиции, подчинялся старшему.

3. Совет биев, введённый ханом Тауке как государственный орган, был одним из самых прогрессивных на тот период времени.

Закрепление полученных знаний

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО педагога

Казахское ханство: политические институты государства

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.3.1.2 объяснение исторических этапов становления государственности в Казахстане;

10.3.3.2. Формирование казахского ханства как правового результата исторических процессов на территории Казахстана;

10.3.3.3 Изучение особенностей политических институтов Казахского ханства путем определения преемственности в государственном строительстве

объяснение исторических этапов становления государственности в Казахстане;

Формирование казахского ханства как правового результата исторических процессов на территории Казахстана

Критерии успеха

Знает и понимает политические события в Казахстане

Знает и анализирует предпосылки формирования Казахского ханства

Становление и развитие политических институтов Казахского ханства

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

С помощью метода

1. Какие причины вынудили Керея и Жанибека перекочевать в Могулистан?

2. Каковы мотивы Могулистана расселить казахских султанов на территории междуречья Чу и Талас?

3. Какавы действия Абулхаира Шайбани на откочевку Керея и Жанибека?

4. Какие государства помимо ханства Абулхаира и Могулистана сыграли роль в создании Казахского ханства?

5. Какие государства существовали на территории Казахстана?

Показывают готовность к уроку.

Настраиваются на продуктивную работу на уроке

Отвечают по домашнему заданию

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Работа с картой: показать на карте государства с периода раннего средневековья до создания Казахского ханства.

ФО: показывают на карте государства: Тюркский , Тюргешский, Карлукский, Огузский, Кимакский каганаты, государство Кыпчаков, Золотую Орду, Ак Орду, ханство Абулхаира, Могулистан, Ногайскую Орду.

Задание 3: заполнить таблицу средневековых государств, проживающих на территории Казахстана

Какая связь между Ак Ордой и Казахским ханством? Написание исторический экспертного отчета

Почему резиденция Президента Республики Казахстан называется Ак Орда?

Инфографика о предпосылках и ходе становления Казахского ханства

Задание 6: Вопросы для обсуждения:

Что такое политические институты?

Как происходит формирование политических институтов?

Почему политические институты играют важную роль в развитии государства?

Работают с картой

Словесная оценка учителя

Карта Казахстана, Презентация.

Подведение итогов

- Какова была цель нашего урока?

-Какие определения, свойства, теоремы используются при доказательстве теоремы?

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 274 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.02.2022 148
  • DOCX 75.7 кбайт
  • 24 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зайырбаева Тамирис Уразгалиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема урока:
Казахское ханство: политические институты
государства
(урок 1)
-
На этом уроке мы:
Познакомимся с историческими предпосылками и
причинами формирования Казахского ханства;
Выясним историческое значение образования
Казахского национального государства;

Какие политические и этнические процессы способствовали
образованию Казахского ханства?
В XIV — XV веках
казахские племена
населяли огромную
территорию от Иртыша
до Урала, от Алтая
до Каспия, от Каратала
до Сырдарьи, от ТяньШаня до Каратау.
Основное население
казахских степей
составляли такие
племена, как уйсуни,
канлы, конраты,
найманы, кереи,
мангыты и многие
другие.

Какие политические и этнические процессы
способствовали образованию Казахского ханства?
Кочевые племена казахских
степей в то время входили в
в состав одного из трех
государств - Ногайская Орда,
Могулистан и Ханство
Абулхаира (Узбекский Улус).
Однако ни одно из них
не могло обеспечить свою
безопасность и сохранение
этнической
и территориальной
целостности, создать
необходимые условия для
повседневной
хозяйственной
деятельности.

Образование государств Ак-Орда, ханства
Абулхаира, Могулистана, Ногайской Орды стало
значительным этапом в развитии
государственности казахской народности
Способствовало развитию хозяйства в
регионе, укреплению хозяйственных
связей между кочевым и полукочевым
скотоводческим и оседлоземледельческим населением.
Предпосылки
образования Казахского
ханства.
Благодаря этому происходило активное общение
этнических групп, близких по языку,
материальной и духовной культуре.
Эти государства имели много общего в
государственной системе : улусная организация
кочевого населения, структуры правящей (ханской)
власти, комплектование вооруженных сил,
налоговая система.

Предпосылки и причины образования Казахского ханства
во второй половине XV века.
Предпосылки образования
Наличие территориальной единицыулуса
Ханская форма правления
Устойчивая налоговая система
Этнически однородные племена
Формирование вооруженных сил
Причины образования
Необходимость завершения политической
консолидации племен Казахстана в единое
государство
Необходимость восстановления разрушенных
хозяйственных связей между кочевыми,
оседло- земледельческими и городскими
районами и создание единого экономического
региона
Необходимость завершения длительного
процесса сложения тюркоязычных племен
Казахстана в единую народность
Борьба за власть в Восточном Дешт –и –
Кыпчаке между династиями
Орда- Еждена (Жанибеком и Кереем) и
Шайбана (Абулхаира)

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным
итогом социально-экономических и этнополитических
процессов на обширной территории Восточного
Дешт -и-Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного
Казахстана).
Казахское
ханство
Конкретный ход образования Казахского ханства связан с
внутриполитическим состоянием двух государств: ханства
Абулхаира и Могулистана, в которых усилилось
экономическое могущество кочевой знати
Преодоление раздробленности, политической разобщенности
частей казахского народа в разных государственных
объединениях связано с именами Жаныбека и Керея.

Задачи Казахского ханства
Восстановить порядок в пользовании
пастбищными угодьями
Подчинить присырдарьинские города Сыгнак, Сузак,
Отрар, Туркестан, расположенные на караванных
путях и имеющих важное политическое,
экономическое и военно- стратегическое значение
В борьбе с наследниками Абулхаира -Шайбанидами казахи
заключали военные союзы с Тимуридами, Ногаями,
Сибирским ханством. Однако эти союзы не были прочными.
Война за присырдарьинскиие города между Казахским ханством, Шайбанидами и
Могулистаном начиная с 70 гг. XV в продолжалась почти 30 лет и закончилась разделом этих
городов между ними.
Шайбанидам отошли : Отрар, Аркок, Бозкент и южная часть Туркестана
Казахскому ханству - Сыгнак, Сауран, Сузак и северная часть Туркестана
Могулистану – Ташкент, Сарайчик.
Присырдарьинские города приумножили мощь Казахского ханства, укрепили его
политическое положение

Историческое значение образования Казахского ханства
прекратилось разделение власти между разными
государствами;
централизация системы управления способствовала
сплочению казахского народа;
Казахское ханство расширило свою территорию;
были установлены прочные связи с соседними странами;
быстрое экономическое и культурное развитие
способствовало расцвету традиций и обычаев,
распространению ислама среди казахского народа;
прекратились междоусобицы и распри внутри страны;
были созданы условия для использования скотоводами
пастбищ по традиционно сложившимся маршрутам
кочевок.

Выполните задание:
С
Задание 3. Распределите по категориям значение образования
Казахского ханства. Ответ запишите буквами в таблицу.
Экономическое
Политическое
Социальное
А. прекратилось разделение власти между разными государствами;
В. централизация системы управления способствовала сплочению казахского народа;
С. Казахское ханство расширило свою территорию;
Д. были установлены прочные связи с соседними странами;
Е. быстрое экономическое и культурное развитие способствовало расцвету традиций и
обычаев, распространению ислама среди казахского народа;
F. прекратились междоусобицы и распри внутри страны;
G. были созданы условия для использования скотоводами пастбищ по традиционно
сложившимся маршрутам кочевок.

Краткое описание: Конспект урока истории Казахстана в 10 классе по теме "Политическая и социальная структура казахского государства". Конспект состоит из краткого плана-конспекта урока и развернутой технологической карты для учащихся, которые в процессе самостоятельной работы с учебник

2010 класс история Казахстана

Тема урока: Политическая и социальная структура казахского

ТДЦ: * Создать условия для развития и систематизации знаний о

политической и социальной структуре казахского государства, о

системе правления, административно-правовом регулировании

Казахского ханства в XV-XVIII вв, ознакомить с улусной системой,

охарактеризовать судебную систему, виды налогов и повинности.

* Развивать умение выражать свои мысли, делать выводы,

основываясь на текст учебного материала. Развивать навыки

исследования и поиска.

* Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к

выдающимся личностям в истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: работа учащихся с текстом учебника, с технологической картой, вопросы-ответы, работа с картой

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Приведи в соответствие:

В период правления какого хана население ханства составило 1 млн. человек?

Какие ханы Казахского ханства оставили потомкам свои своды законов?

При каком хане город Ташкент на 200 лет переходит к Казахскому ханству?

В период правления какого казахского хана Иван Грозный предоставляет братьям Строгоновым право беспошлинной торговли с казахами?

III. Изучение нового материала

Казахская государственность в XV-XVII

Казахская государственность в XVIII

Институт биев. Курултай

Формы собственности. Налоги и обязательства

Работа с технологической картой урока /индивидуальная работа учащихся/

IV. Закрепление материала

Работа с конспектом, повторение узловых вопросов

V. Домашнее задание

§27, работа с конспектом

Технологическая карта урока

Тема: Политическая и социальная структура казахского государства

Казахская государственность в XV-XVII

Казахская государственность в XVIII

Институт биев. Курултай

Формы собственности. Налоги и обязательства

Система казахской государственности, которая начала формироваться в ……….. веке, к периоду правления хана Тауке стала одной из сильнейших.


Становление и развитие Казахского ханства. Показать систему управления, структуру улусов, особенности социально- правовых норм Казахского ханства в XV-XVIII веках. Охарактеризовать судебную систему, виды налогов и повинностей.

Содержимое разработки

Открытый урок по истории Казахстана

Тема: Общественный строй Казахского ханства в XV-XVII веках

Преподаватель истории: Жетписова Елена Мендоловна


Цель урока: Показать систему управления, структуру улусов, особенности социально- правовых норм Казахского ханства в XV-XVIII веках. Охарактеризовать судебную систему, виды налогов и повинностей.

а) образовательная: дать анализ национальной системы правления в Казахском ханстве, его правового и социально-экономического развития;

б) развивающая: развивать у студентов познавательный интерес к истории, умение сопоставлять, анализировать, работать с разными видами тестов с помощью интерактивных методов обучения;

в) воспитательная: воспитание уважения к истории родной страны, чувства патриотизма и гордости за вклад предыдущих поколений в становлении государственности на казахской земле.

Тип урока: Комбинированный

Меж предметные связи: Основы права РК, Казахская литература.

Оборудование урока: Интерактивная доска, мультимедиа, карточки, тесты

1 .Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

2.Проверка домашнего задания.

-Группа делится на 5 микрогрупп по 5 человек: по цвету карточек

- Перед нами оценочные листы, заполните их (впишите фамилии и имена), выберите

Сегодня мы должны вместе с вами раскрыть систему управления, структуру улусов, особенности социально-правовых норм Казахского ханства в XV-XVIII веках. Охарактеризовать судебную систему, виды налогов и повинностей.

А для этого мы должны вспомнить тему прошлого урока- Образования казахского ханства, ханов Казахского ханства

Задание 1. Вначале прослушаем запись о создании Казахского ханства (видно 5 мин)

Задание 2. Обратите внимание на доску. Что вы можете сказать о этой карте? Объясните почему здесь столько государств? Что это за государства?

Касым правил в 1511-1515 гг.

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при Касым-хане. Касым стремился ослабить влияние феодальной знати, укрепляя свою личную власть.

Всю свои действия он направил на расширение территории ханства. В период правления хана Касыма Казахское ханство превратилось в экономически мощное и политически влиятельное государство.

Тауке-хан - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе. Годы правления Тауке занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли. Тауке-хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Тауке-хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения.

Кирай, Гирей (год рождения неизвестен — около 1473/74), один из основателей и первый хан Казахского ханства. Правнук Урус-хана. Согласно "Таварих-и гузида-йинусрат-наме", Керей-хан. единственный сын Болата, сына Токтакии. Завершение формирования казахского народа и сложение первого национального государства явилось следствием этнополитических и социально-экономических процессов на территории современного Казахстана и сопредельных регионов в 14—15 вв. в рамках госудаств Ак-Орда, Моголистан, Ханство Абулхайра и Ногайская Орда.

5) Жангир хан - видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ прозвал "Салкам Жэнпр" (Внушительный). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.

Как и его отец Есим хан, Жангир тоже был обеспокоен "джунгарской угрозой".

В этот момент в Казахском ханстве происходили междоусобные распри. Каждый представитель Чингизидов претендовал на верховную власть. Попытки султанов усилить свое политическое влияние встретили ожесточенное сопротивление со стороны биев, которые тоже стремились повысить свою роль. Постоянная политическая борьба препятствовала росту ханской власти Жангира, которому все время приходилось доказывать свое унаследованное право на власть.

При правильных ответах на интерактивной доске появляется портрет хана

Сын последнего хана Ак Орды - Барака, один из основателей Казахского ханства. За мудрость, святость и справедливость его звали A3 Хан Жаныбек.

Первый хан казахов, одни из основателей Казахского ханства, правил в 1456-1473 годах. Отец хана Бурундука. Хан Керей.

Видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. За проявленное мужество народ прозвал (Внушительный). Для его были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.

Задание 4. Определить права и обязанности ханов (заполнение карточки) - выполняют двое Задание 5. Составить социальную структуру казахского общества (заполнение карточки)- выполняют двое

Задание 6. Перечислить виды налогов и повинностей (заполнение карточки) - выполняет один студент

Подпишите карточки сдаем, проверяем смотрим на доску

3. Изучение нового материала.

Каждая группа выполняет самостоятельно задание: изучаем материал и зарисовываем на бумаге, используя дополнительные материалы, (выполняем кластеры, подписываем, оформляем)

Время для выполнения задания - 7-10 минут

После готовности каждая группа отчитывается о проделанной работе, выступает у доски.

4. Закрепление нового материала.

Читайте также: