Каптерев педагогический процесс краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Цель курсовой работы – изучение педагогических взглядов П.Ф. Каптерева.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
– изучить основные этапы педагогической деятельности П.Ф. Каптерева;
– рассмотреть взгляды П.Ф. Каптерева на дошкольное и семейное воспитание;
– ознакомиться с проблемой школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева;
– рассмотреть историю русской педагогики в творчестве П.Ф. Каптерева.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Каптерев.doc
Введение
Научно-педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается, поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы – изучение педагогических взглядов П.Ф. Каптерева.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
– изучить основные этапы педагогической деятельности П.Ф. Каптерева;
– рассмотреть взгляды П.Ф. Каптерева на дошкольное и семейное воспитание;
– ознакомиться с проблемой школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева;
– рассмотреть историю русской педагогики в творчестве П.Ф. Каптерева.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.
1.1. Начало трудовой деятельности Каптерева П.Ф. в области педагогики
На становление Каптерева-ученого большое значение оказали: немецкая философия, в частности антропология И. Канта, бурно начавшая свое развитие во второй половине XIX в. за рубежом и в России экспериментальная психология, теория Ч. Дарвина о происхождении видов, эволюционные идеи Г. Спенсера, учение о рефлексах И. М. Сеченова.
1.2. Вклад П.Ф. Каптерева в педагогику
Параллельно с научной, преподавательской и чиновничьей работой П. Ф. Каптерев постоянно и очень активно участвовал в общественно- педагогической деятельности, на протяжении многих лет сотрудничая в Санкт- Петербургском педагогическом обществе, Санкт- Петербургском комитете грамотности, Педагогическом музее военно-учебных заведений, состоя членом нескольких отделов этого музея (общепедагогического, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, содействия самообразованию и пр.).
Научные труды Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке работ подобного рода кружков Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран Петербургский кружок получил в Льеже (Бельгия, 1906) первую премию.
В 1912/13 г. в Петербурге П. Ф. Каптерев провел первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию в качестве его председателя и основного докладчика. Он также являлся активным участником съездов по экспериментальной психологии, педагогике, народному образованию. В летние месяцы ученый читал лекции народным учителям по психологии, педагогике, философии, некоторым специальным вопросам.
Жизнь в Петербурге после Октября стала невыносимой: голод, холод, враждебно настроенная новая власть к старой царской профессуре. С октября 1918 г. П. Ф. Каптерев в Воронежской губернии. В Острогожском уездном отделе народного образования он включился в работу по переподготовке учителей для новой российской школы, предложив создать педагогический музей наглядных средств. Несмотря на преклонный возраст, петербургский профессор назначается уездным разъездным инструктором, помогает сельским учителям в организации учебного дела. С 1 января 1919 г. П. Ф. Каптерев преподавал психологию во 2-й единой трудовой школе II ступени Острогожска. Работу при УОНО он не оставил: консультировал, участвовал в совещаниях и подготовке местного съезда учителей, выступал с докладами о трудовом начале в воспитании, а также читал лекции студентам учительской семинарии, в которой стал заведующим.
В 1919 г. Острогожская учительская семинария была преобразована в трехгодичные педагогические курсы, однако из-за военных действий занятия в ней возобновились 8 января, а в средних школах 20 марта 1920 г. П. Ф. Каптерев не был удовлетворен тем, что студенты третьего года обучения (практический курс) лишь время от времени посещали уроки в городских начальных классах. Открытие постоянной опытной школы решило проблему студенческой практики. Деятельность ученого была очень насыщенной: он заведовал педагогическими курсами, читал весь цикл педагогических дисциплин на них, а в 1920/21 учебном году вел уроки психологии в двух средних школах, исполняя обязанности председателя педагогического совета в одной из них, и даже ездил еженедельно в Лиски читать лекции учителям.
С начала лета 1921 г. П. Ф. Каптерев – профессор кафедры истории научной мысли факультета общественных наук Воронежского университета. Почти одновременно с этим избранием он стал профессором кафедры педагогики Института народного образования, созданного в самом начале 1920 г. на базе Воронежского учительского института.
Петр Фёдорович Каптерев (1849-1922) -выдающийся русский ученый, внесший огромный вклад в теорию и историю педагогики, педагогическую психологию и психологию, исследовал основные свойства личности ребёнка и его потенциальные возможности и способности.
По нашему мнению, придерживаясь психолого-педагогических взглядов Каптерева, наряду с государственными интересами постоянно идут личные. Личность не может превратиться всецело в члена государства, жить одними его интересами и заботами: у неё есть свои заботы и интересы, которые нередко не совпадают с государственными. Возникает борьба между личными и государственными интересами, обход интересов государства, перевес личного интереса над государственными [2] .
В настоящий период времени осознана мысль, что формирование творческого отношения человека к себе и к окружающему миру во многом определяется социальным институтом образования того или иного государства. Условием, при котором образование выступает таким фактором, является предоставление учащимся права на свободное развитие и проявление своих способностей [4] .
Педагогический процесс является проводником к формированию и развитию мировоззренческих, личностных, духовных, нравственных и физических качеств подрастающего организма, а также подготовке достойного индивидуума своего Отечества, патриота своей Отчизны. Сердцевиной педагогического процесса П.Ф. Каптерев считал формирование личности свободного гражданина своей Родины, своего государства.
Следует заметить, что основной и серьёзной ошибкой П.Ф. Каптерева являлась автономность, то есть независимость педагогического процесса от государства, церкви и некоторых других институтов. Учёный утверждал, что педагогический процесс должен быть свободен, а это возможно, если он будет развиваться вне всяких чуждых давлений со стороны. Таким образом, идея автономности педагогического процесса -это хорошо знакомая, типичная для буржуазной педагогики, антинаучная теория аполитичности воспитания 1 .
- Все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематическими упражнениями.
- Усовершенствование личности основывается на самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу присущей ему самобытности.
- Усовершенствование личности имеет индивидуально-общественный характер.
- Усовершенствование личности и весь вообще педагогический процесс есть процесс автономный.
Важнейшими условиями правильного воспитания и социализации детской личности в том или ином государстве, Каптерев считает выработку у детей общественной потребности, развитие общественного чувства в совместных играх в деятельности для других.
Задачи и основы семейного воспитания. // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - С. 31.
[2] См.: Задачи и основы семейного воспитания. // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. -С. 31.
[4] Саннщова А.И., Калинина О.Л Формирование у подростков готовности к развитию своего творче-ского потенциала в самообразовательной деятельности: Учебно-методическое пособие. / Пермский государственный педагогический университет. -Пермь, 2001. - С. 24.
Педагогическая антропология Петра Федоровича Каптерева (18491922 гг.) является примером построения системы воспитания на фундаменте тщательного изучения целостной природы человека, что приводит к важным теоретическим и ценным практическим результатам.
Основой воспитательных идеалов человека, по мнению П.Ф.Каптерева, является общественная жизнь людей. Только в обществе формируются цели и задачи жизнедеятельности человека, общество же выдвигает образовательный и воспитательный идеал педагогики. Но при этом понятие о совершенном идеальном человеке должно исходить из изучения свойств человеческой природы, из представлений, что может и чего не может человек. В самом педагогическом процессе должно быть два элемента - личный и общественный. Они взаимосвязаны и взаимодополняются. Первый опирается на антропологию и психологию, второй - на социологию.
Русский мыслитель продолжает обоснование принципа воспитывающего и развивающего обучения, называя главным в обучении не накопление всевозможных знаний и поглощение громадного фактического материала, а нравственное воспитание, общее умственное развитие, любовь к мышлению и труду. Отстаивая высокую роль научного образования, которое он считает главным средством общего развития личности, ученый указывает, что главным условием его плодотворности может служить только высоконравственное содержание педагогического процесса. Методы обучения, как и содержание уроков, должны будить собственную мысль учащихся, развивать самостоятельность в учебной работе, вызывать интерес к науке.
Необходимым компонентом общего развития личности П.Ф.Каптерев называет эстетическое воспитание, подчеркивая его связь с умственным образованием и нравственным развитием. Он отмечает, что такое единение будет способствовать выработке у воспитанника разумного отношения к миру, которое означает осознание законов природы, общества, умение думать и действовать в сочетании с наслаждением красотой в природе и искусстве. Одновременно ученый отмечает важность включения детей в производительный совместный физический труд, в котором успех или неуспех дела зависит от согласованности людей между собой, а потому требует внимания к работам других и взаимной помощи. Таким образом, чтобы гармонизировать воспитательный процесс, необходимо, с точки зрения педагога, связывать нравственное развитие с умственным, эстетическим и трудовым воспитанием, дополняя тем самым общее становление личности.
Рассматривая вопрос религиозного воспитания, П.Ф.Каптерев приходит к выводу, что сущность религии очень отвлечена и потому требует определенной зрелости духовных сил человека. Поэтому детей сначала можно знакомить с обрядовой стороной религии, а затем, по мере развития их сил, объяснять значение религии в развитии человечества и давать материал для свободного религиозного развития, для личного понимания. Сущность религиозного образования, по П.Ф.Каптереву, заключается в нравственном воспитании: в определении жизненных стремлений личности, благотворной деятельности на пути к счастью всех людей.
Таким образом, антропологическое обоснование П.Ф.Каптеревым воспитания и образования ребенка, соответствующего его интересам и потребностям, способствовало продолжению и развитию традиций И.Канта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского в русской педагогике конца Х1Х - начала ХХ века. Учет философских достижений Запада и современной психологии, а также отход от двух общих основ воспитания - православия и народности, которым Н.И.Пирогов и К.Д.Ушинский придавали первостепенную важность,- сформировали воззрения П.Ф.Каптерева на идеал человека, свободный от религиозной нетерпимости и национальной исключительности.
В учении П.Ф.Каптерева, также как и Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского проявилась особенность русской педагогики - доказательство необходимости воспитания нравственного чувства, признание чувств как основы нравственности. Ценность и практическая польза данного взгляда заключается в открытии для людей нравственных ценностей как высшей потребности, а не только рассудочного долга. Продолжая разработку теории воспитывающего и развивающего обучения, П.Ф.Каптерев предложил категорию образовательного процесса, в границах которого развитие ума и развитие нравственности составляют единый процесс формирования целостной личности.
всё сразу, всё получить одним ударом, на медленный кропотливый труд смотрят свысока.
Твёрдый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер
принадлежит к области воли. Все эти качества могу вырабатываться в процессе обучения.
Каптерев подчёркивает, что не только процесс приобретения знаний имеет значение для
развития характера, что не обширность самих знаний, а принципы науки, её методы, её
Мысль о самодеятельности и её роли в развитии личности – одна из основных во
всём педагогическом наследии Каптерева. Н аиболее ярко она выражена в его статье «О
источник деятельности. Внешнее впечат ление – возбудит ели, повод для обнаружения
собственной деятельности. Исходя из того, что организ м и окружающая его среда
взаимодействуют друг с другом, Каптере в приходит к выводу, что человек сам себя
воспитывает. А искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь «Искусство
Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого
организма привело ег о к м ысли об определяющ ей роли саморазвит ия в процессе
образования и воспитания. В саморазвитии он усмотрел основу школы и источники её
совершенствования, а также самообразования и самовоспитания. Обязательные учебные
курсы должны быть минимальными и включать лишь самые главные и общие научные
элементы. Идея саморазвития с учётом наследственности каждого человека составляет
Приоритет нравственного содержания в воспитании Каптерев объясняет тем, что
нравственность деятельна, заключается в труде для других, выражает общественную
направленность личности. Нравственное закаливание необходимо сочетать с физическим
с целью подготовки подрастающего поколения к жизненной борьбе. Система душевного
закаливания связывает воедино развитие воли, характера, ума и тела. В такой постановке
вопроса о нравственном закаливании находит своё место. И психологический элемент –
Каждый возраст, отмечает Каптерев, имеет свои характерные свойства, с вои
главенствующие интересы и стремления, свои преобладающие радости и печали.
Но взрослые порой не только не подозревают о талантах детей, но и не понимают
Однако душевное состояние детей столь ж е действенно, как душевное состояние
взрослых. Для развит ия детей и для правильного воспитания необходимо уважать и
учитывать эти особенности. Уже к концу XIX в. Каптерев разработал многие основные
проблемы образования и воспитания в связи с саморазвитием человека, которые за тем
возможности образования новы х качеств личности ребёнка и искоренение недостатков.
Решение этого вопроса он связывает с влиянием культуры на изменение человеческой
природы. Воспитание культуры действовали на человека постоянно и совместно.
Педагогика рассма тривает человеческий организм как изменчивый, подлежащий
совершенствованию во всех отношениях. Совершенствование продолжает и завершае т
саморазвитие. Каптерев доказывает, что нельзя совершенствовать, подавляя саморазвитие
личности есть саморазвит ие организма, что к ней должно б ыть «привязываемо всё в
человеческую природу. Вникнуть глубже в смысл своего исследования Каптерева о
Читайте также: