Камешки марблс в работе с детьми в доу проект

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрение современной методики применения нетрадиционной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

- познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей раннего возраста.

- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с детьми раннего возраста.

- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции и развития высших психических функций у детей.

- листочки бумаги круглой формы для записи имени, цветные карандаши;

- круглые вазы с камешками Марблс разного цвета, текстуры, формы;

- альбомные листы, гуашь, картонные коробки небольшого размера;

Ход мероприятия:

- Сегодня мы проведем мастер-класс по использованию стеклянных камешков "Марблс" в работе с детьми раннего дошкольного возраста..

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.

Наибольший интерес у меня вызывает использование нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).

3. Развитие сенсорного восприятия.

4. Развитие тактильных ощущений.

5. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

6. Формировать правильный захват камешка кистью руки.

7. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук.

8. Развивать ориентировку на плоскости.

9. Работать над дифференциацией цветов.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Используются в работе шарики Марблс, камешки-кабошоны, имеющие плоское основание и удобны в применении, они не перекатываются; декоративные камешки; стеклянный грунт. Работая с разноцветными камешками, дети испытывают положительные эмоции, радость.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, ) или индивидуально.

С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше.

Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:

Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.

Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.

Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.

Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.

III. Практическая часть.

Все что мы сейчас с вами будем делать, это делают мои детки.

1. Обследование камешков.

- Что в этих вазах? Как вы полагаете?

- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

- Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

- Взять красные камешки большим и третьим, и т.д.

Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо

- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

- Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

2. Пространственная ориентация.

- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать камешки по цвету, форме, размеру.

- Справа сидящие – кривую.

4. Работа над текстурой камешков.

- Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.

Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:

Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

Задание – найти выход из лабиринта и выложить лабиринт любым цветом.

Игры с рисунками.

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).

Воспитатель выкладывает начало рисунка – ребенок продолжает его.

Работа с камнями без образца.

Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

Имея за плечами многолетний опыт работы учителя – логопеда, я знаю, что важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь.

Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Зная возможности нетрадиционных методов и технологий, я решила применить в работе с детьми такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

Работу с камешками Марблс можно сравнить с праздником, а если быть точнее - с Новым годом. Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в садике праздник.

Тип проекта : краткосрочный, творческий.

Участники проекта : воспитанники младшей группы, педагог, родители.

Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс.

Задачи, которые решаются при использовании шариков Марблс в играх и упражнениях.

1. Формировать ориентировку на листе бумаги.

2. Отрабатывать навык правильного произношения звуков, четкого произношения отдельных слов и фраз.

3. Обогащать словарный запас.

4. Сенсорное развитие детей.

5. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру).

6. Работать над дифференциацией цветов.

7. Формирование элементарных математических понятий.

8. Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев.

9. Развивать память, внимание и логическое мышление у детей.

10. Развивать фантазию и творческое мышление у детей.

11. Формировать навык совместной деятельности.

12. Разработка системы применения игр и упражнений с камешками Марблс в ходе педагогической работы.

13. Формирование психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

Практическая значимость проекта.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в образовательном процессе может использоваться для всех детей как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. Каждый педагог знает и помнит, что вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Играя с камешками Марблс, у детей развивается память, мышление, речь, внимание, воображение.

В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. А проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность.

Марионилла Максимовна Кольцова (советский, российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор, член – корреспондент АПН СССР) пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Содержание проектной деятельности

Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные

Подготовительный этап (информационно-аналитический) 1. Составление плана реализации проекта.

2. Изучение методической литературы по теме.

3. Подбор и изготовление дидактических игр.

1. Диагностика актуального уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Подбор материала по теме. 15.10- 31.10

2018г. Педагог.

2. Мастер – класс для педагогов :

3. Использование инновационной технологии в образовательной деятельности с детьми посредством дидактических игр и речевых упражнений. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредством инновационной технологии. 01.11- 30.11

2018г. Педагог.

Заключительный этап реализации проекта 1. Итоговая презентация для педагогов результатов проектной деятельности, дидактических пособий.

2018г. Педагог.

Результат проекта.

1. Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации, у них повысился интерес к речевым играм и упражнениям.

3. Методическая копилка педагога пополнилась играми и пособиями с камешками Марблс.

Образовательная работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только воспитателя, а также родителям, т. к. это замечательная помощь для организации занятий дома.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Камешки Марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

2. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. ,1986.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. : Просвещение 1990.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.

6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.

7. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М. ,1973

8. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.

9. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). М. -1997.

10. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М. ; АСТ; СПб. ; Сова, 2007,-126с. ; ил.

11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения. - М. : Школьная пресса, 2002.

Информационно – просветительская работа с родителями

Каждый камешек хорош :

Вот на солнышко похож,

Этот с синей полосой,

Тот вот с красной полосой,

Вот на рыбку, на кота!

Лучший выбрать – маета!

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, формы и различные задания с ними.

Применение камешков Марблс многогранно : развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики и координации рук.

При использовании шариков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся более уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камешками совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.

Когда ребенок подрастет, можно усложнить задание: первый ряд – синие камешки, второй – желтые камешки и т. д.

Рассказ может быть таким.

Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, на полянке растут красные, желтые, синие, зеленые цветочки. Как же чудесно пахнут цветочки!

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.

Успехов вам в творческой деятельности!

Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.

Тип проекта: практико-ориентированный.

По характеру контактов: внутри ДОО.

По времени проведения: долгосрочный (декабрь - февраль).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка.

Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделов мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из материалов, которые способствуют развитию мелкой моторики, речи, познавательной активности детей, являются камешки Марблс. Работу с камешками Марблс можно сравнить с праздником, а если быть точнее - с Новым годом. Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями вызывает у ребенка: радость, улыбку, положительные эмоции. Именно поэтому наш проект проходит в преддверии новогодних праздников.

Согласно данным мониторинга на начало учебного года, уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, находился на низком уровне. Важность проблемы вызвала необходимость целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у данной категории детей через игры и упражнения с камешками Марблс.

Цель проекта: Повысить эффективность работы по развитию мелкой моторики детей с особыми образовательными потребностями посредством игр и упражнений с камешками Марблс.

  1. целенаправленно формировать ВПФ;
  2. стимулировать поисковую деятельность;
  3. формировать пространственно-временные отношения;
  4. обогащать и расширять словарный запас детей.
  1. познакомить детей с видами камней и их свойствами;
  2. учить детей способам захвата камней: кулачковый, щипковый, пинцетный захват;
  3. закрепить знания детей о математическом счете;
  4. закрепить знания детей о цвете.
  1. развивать связную, грамматически правильную речь и коммуникативные навыки;
  2. развивать сенсорное и сенсомоторное восприятие;
  3. развивать мелкую моторику и подготовить руку к письму;
  4. развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  5. развивать игровые навыки и познавательную мотивацию.
  1. воспитывать культуру речи;
  2. продолжать формировать у детей умение сотрудничать между собой.

Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать:

  1. успешному развитию у детей с ОВЗ познавательной, исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  2. развитию мелкой моторики;
  3. совершенствованию звукопроизношения, грамматически связанной речи детей;
  4. развитию эмоциональной отзывчивости;
  5. развитию поисково-исследовательской деятельности.

Подгрупповая форма работы- позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию педагогов или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

  1. Словесные методы (устные и печатные).
  2. Игровые методы (дидактические).
  3. Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).
  4. Практические методы (игры и упражнения, экспериментирование с камнями, лепка, рисование и т.д.).

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап
Цель: определение темы, актуальности, проблемы, цели и задач проекта; обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; привлечение родителей к участию в проекте.

II. Основной этап:

Цель: реализация задач воспитательно-образовательного процесса. Работа осуществляется по пяти образовательным областям в непосредственно - образовательной и организованной, совместной деятельности с детьми:

Рисование на манке (песочном столе)

III. Заключительный этап.

Цель: подведение итогов проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта.

Одним из условий речевой готовности ребенка к обучению в школе является умение понимать сложные грамматические конструкции предложений.

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет

Тип проекта: долглсрочный, творческий

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители.


Проблема проекта: Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию.


II. Основной этап:
Задачи:
1. Познакомить детей с дидактическими играми по применению камешек Марблс;
2. Развивать координацию движений пальцев и кистей рук;
3. Развивать у детей умение различать и называть цвет, форму и величину, развивать умение ориентироваться на плоскости;
4. Воспитывать умение у детей группировать камешки по форме, цвету и величине.
Содержание работы:
- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;
- Дидактические игры: :"Найди такой, какой скажу", "Собери камешки", "Найди такой же", "Кто быстрее соберет", "Найди круглые камешки", «Разложи по цветам", "Один - много", "Короткая - длинная дорожка", "Широкая - узкая дорожка", "Чудесный мешочек", игры с шаблонами.
- Промежуточный мониторинг, анализ.

Сроки проведения: 2020-2021 учебный год
Возраст детей: 2 – 3 года
Количество детей: 9 детей
Продукт деятельности:
1. Развивающие пособие для игр с камешками;
2. Конспекты образовательной деятельности;
3. Сборник дидактических игр.

Ожидаемые результаты:
- Развитие общей и мелкой моторики рук;
- Активизация словаря детей 2 – 3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития;
- Создание единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Материально-техническая база:
К созданию проекта был привлечены внебюджетные средства.

Читайте также: