Календарно тематический план доу
Обновлено: 04.07.2024
Календарно-тематическое планирование (КТП) — это учебно-методический документ, который составлен на основе образовательной программы, календарного графика и учебного плана.
КТП определяет, в каком порядке, и в какие сроки необходимо пройти определенную тему. План обязательно должен быть выполнен в конце учебного года. Его используют для того, чтобы обучение предмету было целенаправленным и систематичным, а также чтобы учебная нагрузка была равномерно распределена.
Для чего нужно, сфера применения
Ежегодный календарно-тематический план составляется перед началом учебного года каждым педагогом: учителем-предметником, руководителем кружка, факультатива или спортивной секции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
КТП — комплексный документ, в котором отображается:
- класс;
- количество часов на прохождение блока;
- тема и дата урока;
- цель и дидактические задачи каждого занятия;
- краткое содержание материала;
- форма организации познавательной деятельности;
- методы и средства обучения;
- формируемые компетенции;
- методы контроля и т. д.
Календарно-тематическое планирование совмещает в себе функции тематического и поурочного планирования.
Тематическое планирование (ТП) — перспективный рабочий план преподавателя. Он учитывает темы и сроки их прохождения. Может корректироваться в течение учебного периода по объективным и субъективным причинам: праздникам, болезни преподавателя и т. д.
Поурочное планирование — основанный на основе тематического плана конкретизированный порядок проведения каждого урока в течение учебного периода.
Администрация отслеживает и контролирует соблюдение КТП, его сроков и качества подготовки учащихся.
Значение данной методики планирования для педагога заключается в том, что это помогает ему организовать процесс обучения. К тому же, в процессе составления плана необходимо проанализировать большие объемы информации и предугадать возможные вопросы и ответы учеников. Это способствует более структурированной подаче информации и лучшей подготовке к форс-мажорным обстоятельствам.
Целевое назначение календарно-тематического планирования — определить место каждой темы учебной дисциплины в рамках курса и значимость каждого отдельного занятия.
Виды тематического календарного плана в ДОУ
Согласно федеральным стандартам образования, календарно-тематический план является обязательным документом для образовательных учреждений всех видов.
КТП учреждений дошкольного образования опирается на учебно-воспитательную программу. Помимо этого, учитывается направленность образовательного учреждения. К примеру, углубленное изучение иностранных языков и материально-техническая база.
Нет единого обязательного вида календарного плана. Администрация и преподаватели могут сами выбирать, в каком формате им удобнее всего воплощать КТП. Однако существуют государственные рекомендации. План может быть:
- Текстовый. Это относительно свободный формат, который рекомендуют молодым неопытным специалистам.
- Схематический. Представлен в виде таблицы, графы которой заполнены видами работы, темами и датами проведения занятий.
Форма написания может быть различна. Она зависит от периода, на который разбивается КТП. Форма может быть:
- Календарная — по месяцам.
- Цикличная — формы работы повторяются в определенные промежутки времени.
- Блочная — план разбит на тематические блоки работы.
Внутри каждого отдельного ДОУ принято использовать унифицированный вариант календарно-тематического плана. Такой вариант практичнее и удобнее для ведения документации.
Грамотно составленный КТП соответствует ряду принципов:
- его целью является развитие учащегося;
- полон и самодостаточен;
- научно обоснован и практически применим;
- объединяет воспитательные, развивающие и обучающие цели;
- интегрирует образовательные области в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся;
- предусматривает совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность;
- включает в себя игровую деятельность.
Хотя не существует жестких требований к виду календарного плана, есть требования к его оформлению.
Он должен быть написан аккуратно, понятным почерком, или напечатан.
Титульный лист должен содержать:
- группу обучающихся;
- ФИО составителя плана;
- даты начала и окончания плана.
Обязательно наличие следующих разделов:
- годовые задачи;
- расписание образовательной деятельности;
- ежедневные и еженедельные занятия, в т. ч. дополнительные;
- список учащихся группы.
Оформление строго в соответствии с рекомендациями ФГОС.
Содержание документа согласно ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти.
Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения. Это влияет на содержание образцового КТП.
Согласно ФГОС, календарно-тематический план обязательно должен содержать следующие разделы:
- Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
- Данные о детях и родителях.
- Расписание занятий.
- Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
- Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
- Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
- Ежедневное планирование деятельности.
Непосредственный учет деятельности включает в себя:
- Название разделов и тем.
- Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
- Вид учебной деятельности.
- Формы самостоятельной и контрольной работы.
- Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т. к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.
Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок.
На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.
Рекомендации по структуре, содержание
В целом преподаватель имеет относительную свободу в составлении календарно-тематического плана образовательной деятельности. Опираясь на ФГОС и анализ удачного многолетнего опыта других преподавателей, можно предложить рекомендации по составлению КТП.
Отхождения от плана возможны, но их должно быть немного. Все такие случаи стоит отдельно прописывать в примечаниях и объяснять, почему так произошло.
Календарно-тематическое планирование в ДОУ по ФГОС.
Примерное календарно-тематическое планирование в ДОУ по ФГОС представлено в двух вариантах, предполагающих индивидуальную работу с детьми и реализацию образовательных проектов в разных возрастных группах.
Вариант 1 представлен в виде таблицы с указанием образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Ежедневно прописана работа с родителями, пустая графа для планирования индивидуальной работы и проектной деятельности.
Вариант 2 представлен в виде таблицы с указанием различных видов совместной деятельности педагога и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. В плане отражены мероприятия по созданию развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников, ежедневное взаимодействие с родителями.
Планы составлены в соответствии с ФГОС.
Планы подойдут педагогам ДОО, методистам и старшим воспитателям дошкольных
образовательных организаций, студентам педагогических вузов, гувернерам.
Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена
ПОДПИШИСЬ Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС - много полезной информации!
Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена
ПОДПИШИСЬ Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС - много полезной информации!
Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена
ПОДПИШИСЬ Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС - много полезной информации!
Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена
ПОДПИШИСЬ Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС - много полезной информации!
Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена
ПОДПИШИСЬ Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС - много полезной информации!
Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена
ДОШКОЛЬНИК логопед воспитатель педагог дети
3 ШАБЛОНА ОБЪЁМНОЙ АППЛИКАЦИИ С ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯМИ "8 МАРТА"
КОМПЛЕКТАЦИЯ НАБОРА
Шаблон для объёмной аппликации "Сакура"
Шаблон для объёмной аппликации "Полянка"
Шаблон для объёмной аппликации "Букет"
Показать полностью.
Видео с подробным мастер-классом по каждой аппликации
Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
- обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
- рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
Это интересно. В педагогической литературе выделяется ещё один вид планирования — методическое. Это перечень мероприятий для осуществления учебно-воспитательного сотрудничества воспитателей с детьми, учителей с родителями и педагогов между собой.
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
- текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
- блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
- табличный, имеющий форму записи таблицей;
- модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Миссия составления календарно-тематического планирования
Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:
- последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
- систематизации работы с подопечными детского сада;
- достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).
Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:
- обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
- решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
- выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
- выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
- интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).
Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей
Объекты составления плана
Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
- НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
- режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
- кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
- нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
- работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).
Видео: вопросы организации и планирования работы воспитателя детского сада в освещении руководителя кафедры развития образовательных систем Института развития образования Орловской области
Методика составления тематического планирования
План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:
- Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
- Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
- Задачи комплексного плана для конкретной группы.
- Список нормативно-правовой документации.
- Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
- Поимённый перечень малышей.
- Схема размещения ребята за столами.
- Распорядок дня.
- Расписание НОД.
- Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
- Содержание самостоятельной деятельности малышей.
- Список упражнений для утренней гимнастики.
- Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
- Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
- Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
- Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
- Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.
Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами
Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь
Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов
Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.
Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.
Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
Читайте также:
- Каков механизм возбуждения секреторной деятельности пищеварительных органов ответ кратко
- Формы организации самостоятельной детской деятельности методы повышения мотивации к ней в доу
- Что такое график кратко информатика
- Что относится к административным мерам по противодействию терроризму в доу ответ на тест
- Стих как я провел лето для детского сада