Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание кратко

Обновлено: 06.07.2024

Смотря, в какой семье вырос человек, формируется его личность. Зависит всё от воспитания и поведения родителей. Не зря говорят, что дети характером похоже на их родителей. Если с ребёнком обращались плохо, то когда он вырастет, то будет также вести себя по отношению к окружающим. Можно рассмотреть это на примере Ивана Грозного. На его глазах казнились люди, происходили кровавые бои, о нём практически никто не заботился, и он вырос очень грубым и любил кровавые бои, потому что в детстве он смотрел на всё это и воспринимал как должное.

Друзья друг друга не предают,одноклассники учатся в одном классе , а сверстники - люди одного возраста,

Развивай тему того ,что мы должны беречь природу и понимать что она зависит от нас ,а мы от неё.Если мы глупцы будем продолжать небрежно к ней относится ,то все живое погибнет и мы в том числе.

Для начала его стоит повысить всем государственным работникам :D

Я думаю, что в первую очередь стоит начать с государственных работников, а не с просто населения. Зачастую можно увидеть, как все различные гос. служащие безразлично относятся к законам, а тем более к их соблюдением. Именно поэтому я считаю, что нужно в полной мере показать людям их равенство перед законом. Слушая все различные истории о многочисленных отлыниваний от полагаемого срока формируется мнение, что этот закон, собственно говоря, ничего и не значит, а лишь а формальность.

Деловые люди в городе Тюмень, которые добились не только личного успеха, но и помогают его экономическому развитию.

В пррведённом ниже ряду найдите понятие которое является обобщающими для всех остальных представленных понытий .Вексель, облигац

Эссе по обществознанию как в ЕГЭ. На тему "Споры и порядок разрешения споров в РФ". 150 слов, больше не надо, спасибо)​

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

непослушный ребенок

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

воспитание ребенка

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

гитарист

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

спортсменки

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

счастливая семья

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

велосипедисты

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Роль воспитания в формировании личности

Что такое воспитание

Роль воспитания в формировании личности


Обычно все начинается с родительского дома. Образовавшаяся семейная пара начинает воспитывать юного человека. И здесь появляются варианты дальнейшего развития.

1. Если люди живут осознанно; придерживаются основ психологии; хорошо понимают типичные проявления детей в разном возрасте; знают о причинах детских кризисов – тогда вариант развития личности скорее будет благополучный, если при этом нет ограничивающих факторов. Например, таких, как, неблагоприятные условия жилья или наследственность. Помимо прочего, нужно учитывать тот факт, что каждый ребенок по своему поддается воспитанию. Кому-то может потребоваться особый индивидуальный подход.

2. Более распространенный способ воспитания – не вдумываясь, отталкиваться от основ, которые люди получили от своих мам, пап, бабушек и дедушек. Те, в свою очередь, могли не быть грамотными педагогами. Последствия могут быть разными.

Безусловно, многое зависит от самого человека. Каждая личность может влиять на свою жизнь, если начнет самосовершенствоваться и менять сформированные убеждения.

К чему приводит неграмотное воспитание:

Инфантильность – один из результатов неправильного подхода. Такой человек может бояться совершать ответственные шаги, которые могут привести к серьезным изменениям в жизни. Процесс проявляется в нежелании устраиваться на работу, съезжать от родителей, менять комфортную обстановку на неизвестную.

Когда нарушается грань между можно и нельзя, человек перестает ощущать необходимость в ограничении себя. Все начинается с поощряющейся вседозволенности. Если воспитуемый с юного возраста привыкает к тому, что ему всегда все можно, то это может привести к неприятным последствиям. Например, спровоцировать излишнюю наглость и нарциссизм или перерасти в неуважительное отношение к окружающим.

Если с детства ребенок часто видел агрессию в семье; испытывал страх находиться дома; не видел доброго отношения – ему вряд ли захочется помогать другим. Убеждение, что хорошего ждать не следует может преследовать долго. До тех пор, пока личность не получит новый, более положительный опыт и закрепит его.

Между родителем и ребенком с детства возникает глубокая связь. Нарушения в стабильности этой связи приводит к расстройствам. Игнорирование детских потребностей, отсутствие телесных контактов, нежелание выражать любовь – вот из-за чего возникают проблемы. Дети с нарушенной привязанностью сталкиваются со сложностями в построении отношений с людьми. Во взрослой жизни это может быть созависимая любовь, либо избегание близости. В любом из этих вариантов человеку трудно быть счастливым.

Признаки удачного воспитания:

Самооценка играет значимую роль в жизни каждой личности. При нормальном формировании, человек умеет налаживать контакт с разными людьми; знает свои способности и проявляет их; не боится ошибаться и пробовать снова. Если же показатели занижены или наоборот завышены, то это ведет к перекосу в восприятии мира и своих возможностей.

Способность поставить себя на место другого человека позволяет личности проявлять сопереживание и понимание. Этот навык имеет большое значение в выстраивании близких отношений с людьми в любой сфере жизни.

Умение воспитателей создать для человека комфортную психологическую обстановку помогает ему в будущем чувствовать себя уверенным и раскрепощенным. Такие люди обычно не боятся принимать себя и проявлять такими, какие они есть. Это хорошо сказывается на эмоциональном фоне человека.

Индивидуальность, одаренность и отличие от других не всегда воспринимаются окружающими спокойно. Если человек сильно выделяется в социальной среде, ему может быть не всегда просто отстаивать собственные позиции. Грамотный подход воспитателя помогает личности раскрыться и понять, что его особенность является талантом. Так, человек понимает, что он может дарить людям свое творчество, а не прятать его внутри.

Роль воспитания в формировании личности: коллективное воздействие

Жизнь в обществе предполагает взаимодействие с разными людьми. Каждый человек наделен своим характером, темпераментом и взглядом на жизнь. Когда неодинаковые личности собираются в коллектив, то образуется определенная атмосфера. Люди притираются друг к другу, создают общие привычки и правила. Это приводит к тому, что каждому приходиться подстраиваться и быть гибким, в чем-то меняться. Так или иначе, нет сомнений, что долгое нахождение в определенном окружении наложит отпечаток на личность.

Влияние коллектива может оказаться положительным и спровоцировать внутренний рост человека или наоборот отрицательно сказаться на моральном состоянии индивида. Именно поэтому рекомендуется выбирать окружение осознанно.

Если после общения с кем-либо появляется ощущение эмоциональной опустошенности, неуверенность в собственных силах и ухудшается настроение, стоит прекращать контактировать с таким манипулятором.

Если же наоборот возникает радостное ощущение и желание создавать новое, внимательно присмотритесь к этому человеку. Взаимодействие с такой личностью не будет забирать ваши силы.

Проводя большое количество времени в одном коллективе, стоит наблюдать за собой. Бывает так, что человек чувствовал себя гораздо лучше и увереннее, перед тем как попасть на данную работу, в секцию или учебное заведение. При негативном воздействии общества, по возможности, старайтесь сменить место на другое или четко обозначьте личные границы.

Вывод

Роль воспитания в формировании личности очень высока. Оно позволяет вырастить полноценную личность или оказать влияние на человека, если процесс происходит в более зрелом возрасте. Однако полностью изменить кого-либо нельзя. Тем не менее, подходить к процессу формирования человека стоит осознанно и с умом, помня о возможных последствиях.


Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях [1, с.352]. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [2, с.102].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5, с.198].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая обладает большими воспитательными возможностями. В учебной деятельности развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

В заключение следует сказать, что необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.

2. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.

3. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11.

5. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386с.

6. Краткий словарь по философии -М: 1982.

7. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

8. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. — М.: Просвещение, 1981.

9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, мораль, учебная деятельность, добро, зло, поступок, ребенок, учебный процесс.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная.

нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие, современная действительность.

Сущность и содержание нравственного воспитания

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие, нравственное поведение, норма.

Нравственное воспитание младших школьников.

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственное воспитание школьников, подрастающее поколение, зло, учебная деятельность, современное общество, нравственное поведение, маленький человек.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с

Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный

Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес.

Формирование нравственных качеств учащихся.

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание. Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное.

Методологические особенности нравственно-патриотического.

нравственное воспитание, мораль, учебный процесс, воспитание, добро, зло, знание.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.

Это социальное проявление, характеризующее вид человеческой деятельности, который имеет осознанный

Учат злу, в результате будет зло, а если не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло

Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.

Нравственное воспитание младших школьников как.

Процесс нравственного воспитания

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у

Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Задачи: — учить отличать добро и зло; — развивать речь и коммуникативные навыки

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной.

Читайте также: