Какую роль в развитии личности играют способности и талант кратко

Обновлено: 03.07.2024

У каждого человека при рождении имеются какие-либо генетические задатки, его предрасположенности к какому-либо виду деятельности. Если человек в процессе становления своей личности правильно обнаружит свои задатки, он сможет раскрыть свой талант в чем-либо, а это перевернет с ног на голову его мировоззрение и род деятельности. Раскрытие своих задатков - важный шаг человека в развитии личности. Чаще всего это происходит в детстве.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Думаем, тебе интересно узнать: важнее талант или способности? Ведь ответ на этот вопрос поможет решить дилемму, куда поступать: на специальность, к которой у тебя есть талант, или на менее интересную, но популярную программу. Давай порассуждаем вместе, стоит ли рисковать.

Чем отличается талант от способности?

Чтобы ты не путался, разграничим эти два понятия. Талант — это врождённое умение человека искусно что-либо делать. То есть навык, который передаётся на генетическом уровне, от родителей к детям. За примером далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить семейные династии художников, эстрадных исполнителей, врачей и так далее. Способности же не связаны с наследственностью. Способным человек может стать только после обучения. Например, студент, прошедший стажировку в компании, понимает, что он отличный менеджер. Хотя ранее такого не замечал.


Так что же помогает человеку стать успешным? Способность или талант? И стоит ли ломать себя и идти на нелюбимую, но престижную работу? Или выбирать профессию по таланту? Посмотрим, что об этом говорит наука.

Гены решают многое

Как мы отмечали выше, истоки таланта кроются в наследственности. Для этого учёные даже провели эксперимент. Они собрали группу людей, которые никогда раньше не занимались атлетикой. Участники определённое время тренировались по одинаковому графику, а в конце теста исследователи проверили их результаты. Одни справились лучше с упражнениями, другие — хуже. Учёные пришли к таким интересным выводам: участники со схожими биологическими данными показывают близкие результаты. К тому же в 50% случаев генетика значительно повлияла на их спортивные достижения. Талантливые атлеты — это люди, рождённые с генетической предрасположенностью к спорту.

Упорной работой талант не заменишь

Тогда учёные решили проверить, как влияет генетика на интеллектуальные способности людей. Группа исследователей из Университета штата Мичиган анализировали зависимость успеха шахматистов и музыкантов от их практики. То есть, можно ли только частыми репетициями добиться высот в этом деле, без таланта. Выяснилось, что практика влияет на уровень мастерства лишь на треть. Причём как в шахматах, так и в музыке. Получается, что вторым Моцартом без таланта не стать.


Профориентация для школьников Психолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы поможет определиться с профессией, учитывая твои интересы и способности! Узнать больше и записаться

Но что всё-таки важнее: талант или способность?

Сравнив все теории, мы пришли к простому выводу: важны и талант, и навыки. Талант необходим как база. Но без развития он потеряет ценность. Поэтому, соединив талант и способности, можно достичь большего успеха и высот. При выборе профессии советуем отталкиваться от своих сильных сторон и одарённости. С учётом того, что их стоит развивать, чтобы в будущем стать профессионалом.

Не можешь самостоятельно выбрать профессию по своему таланту и способностям? Пройди профориентационные тесты на сайте Адукар либо проконсультируйся с психологом-профориентологом . Специалист поможет выбрать профиль обучения, посоветует университет и подскажет, в каком направлении тебе развиваться.


Талант и способность. Что важнее?

Еще в школьные годы было заметно, как одни дети отличаются от других. Пение, рисование, математика – всегда находился один ребенок, превосходящий остальных. Преуспевал он естественно, без особых усилий. В то же время, его одноклассники лили слезы и интенсивно трудились, чтобы достичь аналогичного результата. Так вот, примерно так выглядит разница между одаренностью и навыком.

Что это такое?

Для начала необходимо дать определение таланту и навыку. Правильное отношение к двум разным переменным позволяет найти грамотный подход к личному развитию и дает понимание того, из чего на самом деле состоит успех.

Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело.

Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.

В поисках ответа на вопрос насколько успешным может быть человек, среди этих двух категорий постоянно пытаются выделить одну, определяющую. Одни считают, что только талант способствует покорению высот. Другие – что всего возможно добиться упорным оттачиванием навыков. Что из этого верно? Посмотрим, что об этом говорит наука.

Тайна одаренности

Исследуя вопрос одаренности, ученые собрали группу людей, которые никогда ранее не занимались атлетикой. Все они придерживались одинакового режима тренировок, но по истечению эксперимента участники продемонстрировали различные результаты. Одни преуспели, другие – практически не сдвинулись с места.

Интересно следующее: участники со схожими биологическими данными показывали схожий результат. Их генетика сыграла ключевую роль в атлетических достижениях. Получается, если ваши родители показывали высокий результат в определенной деятельности, существует вероятность того, что эта способность есть и у вас.

При статистическом анализе выносливости выяснилось, что около 50% улучшений были связаны с генетикой. Талантливые атлеты – это люди, рожденные с генетической предрасположенностью к спорту.

Упорного труда недостаточно

Окей, со спортом разобрались. Тут без биологических данных никуда. Но, может, в интеллектуальной сфере дела обстоят иначе?

Исследователи из Университета штата Мичиган анализировали деятельность шахматистов и музыкантов. Искалась взаимосвязь между практикой и успешностью в их деятельности. Оказалось, что практика влияет на уровень мастерства всего лишь на треть – как в шахматах, так и в музыке.

Теория 10 000 часов

Что же, все-таки, важнее?

Опираясь на исследовательские данные, мы получаем простой вывод – важно и то, и другое. Необходим талант, в качестве базы. Затем, поверх таланта, необходимо развивать навыки. Да-да, тем самым упорным трудом 10 000 часов.

Скорее всего, вы просто плохо искали. Ведь талант – это не обязательно нечто фееричное. Это вещи, которые вам легко даются, при этом у вас получается лучше, чем у других. Предлагаем вам три вопроса, которые помогут отыскать свои сильные стороны.

Что думают ваши близкие?

Иногда человек не в состоянии увидеть свои преимущества. Зато окружающие всегда замечают его особенности. Не стесняйтесь поинтересоваться у них, что особенное они в вас замечали? Скорее всего, вы услышите их ответ не в первый раз. Примите это как подсказку.

Что вам дается легко?

Талант, это когда какое-то занятие дается вам просто и получается хорошо. Вспомните эпизоды из детства. Подумайте, какие предметы легко давались вам в школе. Это могут быть совсем маленькие особенности, порой даже странные. Выписывайте на бумагу все, что приходит вам на ум.

Что приносит вам наибольшее удовольствие?


Для талантливого и трудолюбивого человека не существует никакой преграды

Людвиг ван Бетховен

Это — абсолютно неправильная мысль. Если можно было стать поэтом или писателем, то ими могли бы стать сегодня все, кто учится. Но жизнь показывает, что из тысячи студентов вузов лишь единицы способны проявлять свой талант. Более того, бывают такие дарования, которые рождаются раз в сто лет. Конечно, уровень нашего образования несравнимо выше по сравнению со временем, когда учились великие Алишер Наваи и Бехзод, но есть ли сегодня среди нас такие таланты, как они.

В каждом возрастном периоде какие-то качества личности достигают фазу своего совершенства. Например, в 18–25 лет сформируется сенсорное восприятие окружающей среды (согласно сведениям Лазарева), в 35 интеллектуально-творческие способности, а в 50–60 лет на высшую точку выйдет развитие личности. В общем, подобные качества- развиваются у человека в течение всей жизни. Ещё что характерно, развитие какой-нибудь способности в определенном возрасте происходить за счёт ослабления другой функции. К примеру, обширная база знаний и хорошая ориентация в мире информации у пожилых людей возникает взамен ослабления у них определенных психомоторных функций. Точно также 3–5 летний возраст ребёнка самое благоприятное время для познания им языка, его смысловых и структурных особенностей. Именно это качество утеряет силу у человека к 43–55 годам.

Одной из главных проблем возрастной психологии считается вопрос о том, какие предпосылки являются основополагающими в развитии личности — генетические, социальные, врождённые или приобретённые. Естественно, очень большое значение в развитии ребёнка имеют качества, унаследованные от родителей — анатомо-физиологические данные, особенности мышления и другие, которые обязательно отражаются в сознании. К примеру, даже простой аномальный аспект (низкий рост, короткие руки) негативно воздействует на психику человека и его поведению в обществе. Но, с другой стороны, нельзя умалят воздействие на человека и самой внешней среды. Например, если ребёнок не учится и не воспитается, то трудно даже представить себе его развитие. Многие учёные, ломавшие головы, над этим вопросом (Л.Выготский, Ж.Пиаже, С.Рубинштейн, А.Леонтьев; и другие) не отрицая важную роль обоих предпосылок, поддерживали мысль о главенствующем воздействии социальной среды на развитие личности. Потому что правильное воспитание, характер семейных отношений, социальная группа людей с которыми человек общается, брак и решение других вопросов всегда играл и играет важнейшую роль в интеллектуальном развитии личности.

Особенность классификации Эриксона тем ценна, что в ней имеется ввиду — мнение человека о себе может измениться под воздействием общества. Подобное разделение на циклы в последнее время предлагается ещё многими специалистами (Г.Гримм, Д.Бромлей и др.). Общий их критерий таков — что предлагает каждый период развития, и какие показатели развития достигнет в них человек. К примеру, требования, предъявляемые к детям школьного возраста, не подходят к взрослым, или же — совсем другое дело общаться с ребёнком и найти общий язык со студентом, что требует определенного такта и специальных педагогических навыков.

Способности человека являются индивидуально-психологическими особенностями и их нельзя противопоставлять его другим качествам — уму, памяти, эмоциям. Каждый человек психологически индивидуален и на этом основании отличается от другого человека. Проблема измерения способностей с совокупной точки зрения имеет свою историю в психологии. В начале минувшего столетия ряд психологов выступили с требованием определить уровень способностей учащихся с целью правильного выбора массовых специальностей. Тогда в качестве метода измерения способностей были использованы умственные тесты. С их помощью в ряде государствах осуществлялся отбор одарённой молодёжи для учёбы, прохождения офицерской службы в армии и назначения на руководящие должности в сфере промышленности.

В этой структуре способностей человека некоторые качества играют ведущую роль, а некоторые имеют вспомогательное значение. Например, в структуре педагогических способностей ведущим является педагогический такт — наблюдательность, требовательность и любовь к детям. Остальные качества как инициативность, организаторские способности и другие выполняют вспомогательную функцию.

Высшей фазой развития способностей является талант. Талантом называется совокупность способностей, которая даёт человеку возможность самостоятельно, оригинально и успешно справится с определенной сложной трудовой деятельностью. Как и способности, талант позволяет достичь высокого мастерства и больших успехов в творчестве. Но достижение творческих успехов зависит и от историко-социальных условий жизни человека. Если общество испытывает потребность в талантливых людях и создаёт условия для их развития, то в конце концов такие личности и проявляются.

Пробуждение талантов, безусловно, связано с социальными условиями. В немалой степени проявлению талантов способствуют конкретное время и обстоятельства, задачи стоящие перед государством. Не случайно, в годы войны проявлялся полководческий талант многих военачальников.

Талант — есть целый комплекс способностей. Любую отдельно взятую и развитую способность нельзя сравнить с талантом. Но талант, при всей своей совокупности общих и особенных качеств человека, лишь возможность для творческого успеха. Он — первое условие мастерства, но находится вдали от самого мастерства.

В процессе творческой деятельности большую роль играет и составная часть таланта — психологическое состояние, именуемое вдохновением. Движущей силой вдохновения является творческий труд. Вдохновение это — не спрос или новость, а творческий момент, который можно реализовать только трудом. При решении определенной научной, технической или художественной проблемы оно требует максимальной концентрации внимания, мобилизации памяти и мышления.

Проявление способностей неразрывно связано с методами формирования знаний и навыков в процессе удовлетворения людьми социальных потребностей. Развитие способностей нельзя отделить от общего развития личности.

Как сказал Рубинштейн: способности развиваются спиралеобразно — создавая возможность для своего последующего ещё более высокого развития.

Высокая умственная активность, потребность к умственным нагрузкам — наглядная характеристика детей с опережающим умственным развитием. У детей очень рано начнут формироваться музыкальные способности. Это в первую очередь проявляется в эмоциональном восприятии музыки и в способности с утончённым чувством различать её.

Детские способности многогранны. Как и музыкальные способности, у малышей рано формируется изобразительное восприятие окружающей среды. Не случайно, их любимым занятием в детском садике является рисование: Даже если не все дети проявляют особую способность рисовать, целесообразно будет у них развивать данное качество, так как изобразительная деятельность способствует лучше и глубже воспринимать действительность, почувствовать прелесть окружающей среды.

По утверждению В. И. Кириенко, Э. И. Игнатьева и других психологов развитие изобразительных способностей у детей отличный путь к решению целого комплекса сложных образовательных задач.

Всестороннее развитие личности — это проявление творческой силы, реализация таланта и всех способностей человека. Как известно, любой талант достигает совершенства только тогда, когда человек сам стремится его использовать. Гармоничное развитие, талант, интеллектуальные и другие способности человека — это и есть самое главное богатство общества.

1. Коваль А. В. Психология человека. — М.: Просвещение, 1970.

2. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.

3. Усова А. В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1981. — 158 с.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, способность, талант, качество, развитие личности, способность человека, время, развитие способностей, творческая личность, художественный талант.

Похожие статьи

Психологические характеристики человека: способности, талант.

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей.

Ключевые слова: одаренность, способности, талант

О значении развития художественно-эстетических.

О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника. Автор: Пучкова Елена Викторовна.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале.

Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.

Влияние творчества на развитие познавательных способностей.

При появлении на свет каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения.

Одарённость как системное качество личности

Тот факт, что одарённость является системным качеством личности был известен ещё Фрэнсису Гальтону — основоположнику эмпирического подхода к раскрытию феномена способностей и отцу основателю первой школы способностей.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей

Для определения одаренности ребенка достаточно выявить уровень способностей личности к творческой деятельности с помощью тестов.

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале.

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать.

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных.

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся.

Психологические характеристики человека: способности, талант.

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей.

Ключевые слова: одаренность, способности, талант

О значении развития художественно-эстетических.

О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника. Автор: Пучкова Елена Викторовна.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале.

Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.

Влияние творчества на развитие познавательных способностей.

При появлении на свет каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения.

Одарённость как системное качество личности

Тот факт, что одарённость является системным качеством личности был известен ещё Фрэнсису Гальтону — основоположнику эмпирического подхода к раскрытию феномена способностей и отцу основателю первой школы способностей.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей

Для определения одаренности ребенка достаточно выявить уровень способностей личности к творческой деятельности с помощью тестов.

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале.

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать.

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных.

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся.

Читайте также: