Какую роль в повествовании играют народные песни пословицы поговорки сказки капитанская дочка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Александр Сергеевич Пушкин с детства полюбил устное народное творчество благодаря своей няне Арине Родионовне, которая была изумительной рассказчицей, и родной бабушке — Марии Алексеевне Ганнибал.

В этом произведении присутствуют элементы сказки:

В произведении присутствуют положительный и отрицательный герои. Швабрин, подлый, бесчестный человек, и Пётр Гринёв, который защищает честь и достоинство человека. Зеркальная композиция: сначала Пётр Гринёв спасает дочь коменданта, а затем Марья Миронова спасает главного героя.

Как и в любой сказке, на пути главного героя встречаются помощники. Таким оказался бродяга Емельян Пугачёв, случайно встретившийся на пути главного героя, который станет предводителем народной войны.

Народность образа Пугачёва особенно ярко выражена в его речи, которая насыщена иносказательными выражениями, загадками:

Пушкин создал портрет выходца из народа, простого и мудрого, заступника и покровителя, благородного и смелого — именно таким хотели видеть царя в России. Фольклорные мотивы звучат и во многих эпиграфах. Александр Сергеевич Пушкин выступил в произведении как издатель воспоминаний Петра Гринёва, выбрав для каждой главы эпиграф. Эпиграфы задают тон, намекают на то, что (логическое ударение на слово ЧТО) будет увидено в главе, выражают основную идею.

А жизнь главного героя, Петра Андреевича Гринёва, по композиции напоминает былину. В былинах рождение, взросление обычное, как у всех, но затем наступает перевоплощение героя в богатыря, защитника Русской земли. Герой повести превращается в настоящего офицера, который способен отстоять не только свою честь, но и честь любимой девушки, дочери капитана Миронова.

Образ Марьи Ивановны передает народное представление о красоте, подчеркивая не внешнюю, а внутреннюю прелесть героини: простоту, доброту, стойкость, искренность, скромность. Капитанская дочь воспитана на народных духовных ценностях патриархальной семьи, недаром она отказывается выйти замуж без родительского благословения. Глубина ее натуры, нравственная чистота, самоотверженность, решительность, твердость, готовность к самопожертвованию восхищают читателей всех времен. Гениальность великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина в том, что он сумел гармонично соединить фольклорные мотивы с личным мастерством художника слова.

Похожие материалы:

Без фольклора, бытовавшего в местах Крестьянской войны под предводительством Пугачева, невозможно было воссоздать героический образ предводителя восстания, сказать о русском национальном характере.

Гипотеза Если считать, что фольклор есть отражение восприятия народом действительности, то можно предположить, что именно через фольклор А.С.Пушкин выражает такие важнейшие для него категории, как народность и историзм.

Методы исследования В ходе нашего исследования мы применяли следующие методы, ведущие к максимальному разрешению исследуемой проблемы: 1. изучение и сопоставление монографий известных литературоведов; 2. теоретический анализ литературных источников; 3. метод целенаправленной выборки материала; 4. систематизация и обобщение полученных результатов и выводов.

Пословица предоставляет возможность определить то или иное явление в практических целях, дать ему оценку. Это объясняет идейно-эмоциональную насыщенность пословицы. У пословиц нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени его появления, места создания. Пословица – распространенный во все века жизнеспособный жанр устного народного творчества. Ни в каком другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах. Их вполне можно назвать энциклопедией народной жизни.

Большое впечатление производит сцена разговора вожатого с хозяином постоялого двора. Этот загадочный разговор внешне похож на своеобразную игру в пословицы. Но это не игра, а серьезная политическая беседа. Внешне безобидные и простые пословицы наполняются глубоким символическим смыслом.

Неутомимо повторяет народные клише дядька Савельич, посланный матушкой вместе с молодым Гриневым для того, чтобы окружить его заботой. В первый день путешествия он, отвлекшись на свои дела, недосмотрел за дитятей и поэтому сердится на себя: «Зашел к куме

Прием развертывания охватывает сюжет, однако, еще шире и глубже. Чрезвычайно сложный рисунок сюжетных линий, воплощающих в себе развернутые пословицы, приводит нас опять к начальному вопросу о мотивировке в прозе Пушкина.

Три блага

Все три мотива подвергаются в сюжете сходному развертыванию. Эти блага — честь, имущество и здоровье — выпущенный в жизнь молодой человек вполне бережет, но только очень косвенным путем, который не имели в виду его родители. Гринев сберегает их, вновь и вновь ставя их на карту.

Здоровье

Более, чем Екатерина, за супруга которой, Петра III, самозванец выдает себя, Савельич являет собой женскую противоположность приемного отца Пугачева. Мало того, можно наблюдать даже ревность, известное соперничество за расположение ребенка, которая, разумеется, вполне соответствует социальному соперничеству между беглым каторжником и преданным барину крепостным.

Не обращая ни малейшего внимания на вечные увещевания чрезмерно озабоченной второй матери, Гринев вновь и вновь подвергает свою жизнь всевозможным опасностям: в метель, на дуэли, как защитник белогорской крепости, как пленник Пугачева (не признавая его государем) и, наконец, при спасении Маши.

Причинно–следственная логика сюжета, однако, такова, что, если бы Гринев не рисковал своей жизнью, он ее совершенно точно потерял бы.

Честь

Платье, или Долги и платежи

Цепная реакция чудесных спасений вызвана нарушением третьего завета — беречь платье снову. Платье

В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы и сим­волику.

Герой предстает перед нами в развитии, на всех возрастных этапах, постепен­но эволюционируя от несмышленого мальчишки, недоросля до умудренного жизненным опытом старца. При этом мы становимся свидетелями формирования цельной и самодостаточной лич­ности, основным девизом жизни которой явля­ется сохранение чести и достоинства в любых жизненных испытаниях.

Эпиграфом ко второй главе послужила слег­ка измененная цитата из рекрутской песни “По­родила меня матушка”. Гринев обращается с воп­росом к Пугачеву, встреченному

Слова песни переходят в диалог главных героев. Слегка изменяя строку песни, Пушкин как бы спорит с ней: ведь степь не чужбина для Пугачева.

Эпиграфы к главе “Любовь” – окончания пе­сен “Ах ты, Волга, Волга матушка” и “Вещевало мое сердце, вещевало”. Слова песен предвосхи­щают дальнейшие события повести: любовную историю Петра Гринева и Маши Мироновой, вы­нужденное расставание влюбленных:

Буде лучше меня найдешь, позабудешь,

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

Эти слова перекликаются со словами Маши, узнавшей об отказе родителей Гринева благосло­вить их брак. Кроме того, они точно передают спокойный, уравновешенный характер Марии Ивановны.

Эпитеты, относящиеся к деятельности Пуга­чева, взяты из таких песен, в которых строкой позже или строкой раньше упоминается слово “российский царь”. Например, эпиграф к главе “Пугачевщина” представляет собой две началь­ные строки песни о взятии Казани Иваном Гроз­ным:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати,

Про грозного царя Ивана про Васильевича.

Эпиграфом к главе “Сирота” послужила сва­дебная песня, несколько видоизмененная Пуш­киным. Известно, что подобные песни пели, ког­да невеста – сирота и ее выдают замуж посаже­ный отец и посаженая мать, В повести посаже­ным отцом Маши как бы является Пугачев, что усиливает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей девушки.

Не менее важную роль народное творчество, как источник определенных фактов, оценок, иг­рает в изображении исторических событий. Так, например, образ Пугачева Пушкин создает имен­но на основе народных представлений о мятеж­нике. Бунтующий народ готов поверить, что Пу­гачев и Петр III – одно лицо, ведь царь-батюшка – это защитник народный.

Причиною крестьян­ских бед являются бесчинствующие помещики и чиновники. Но если царь-батюшка узнает всю правду, он обязательно исправит положение. К тому же цесаревича Петра идеализировали в про­тивовес фаворитам Елизаветы Петровны.

Объяс­нялось это тем, что после длительного историче­ского перерыва он был единственным наследником-мужчиной, а в те годы всякого рода обще­ственные беспорядки и неурядицы приписыва­лись “женской” власти в государстве.

Связь Пугачева не только с казачеством, но и с крестьянством подчеркивает народная песня “Не шуми ты, мати зеленая дубровушка”:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти

Перед грозного судью, самого царя.

Пушкин устами Гринева называет песню не разбойничьей, а бурлацкой, т. е. сложенной в широких кругах трудового крестьянства. Народ­ная песня рождалась в самых глубинах народной души: в песне простой человек делился своими радостями и бедами, потерями и надеждами. Не потому ли такое потрясение вызывает простона­родная песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными погибнуть на виселице: “Их гроз­ные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того вырази­тельным”?

На стилистике фольклора, народных погово­рок и прибауток основана речевая характеристи­ка Пугачева: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?” Пушкин использовал устное преда­ние о Панине и Пугачеве. Граф Панин на допросе спросил Пугачева, как смел он, вор, назваться государем?

На что Пугачев ответил: “Я не ворон, я вороненок, а ворон-то еще летает”. Панин, уви­дев, что дерзость Пугачева поразила народ, стол­пившийся около двора, ударил самозванца по лицу и вырвал у него клок бороды. Пугачев, по воспоминаниям очевидцев, любил игру слов и, по своему обыкновению, изъяснялся иносказатель­но.

Наиболее ярко речь Пугачева выразилась в афористической сказке об орле и вороне. Однако источник “калмыцкой” сказки не был установ­лен. Существует предположение, что ее сочинил сам Пушкин.

Как видим, мотивы народного творчества органично и прочно вошли в структуру повести, отражающей жизнь народа в один из наиболее трагических исторических периодов восстания под предводительством Пугачева.

А. С. Пушкин вновь и вновь обращается к истокам творчества своего горячо любимого народа (вспомним: в детстве на поэта оказали огромное влияние сказки Арины Родионовны) и вплетает их в происходящее действие.

Рассмотрим, например, эпиграфы.


И действительно, как ещё может русский человек выразить всю полноту своих чувств, как не через песню? А эта у Пугачёва к тому же любимая. Значит, Пугачёв вполне осознаёт, что случится с ним за его деяния, но всё равно раз за разом избирает путь зла. Это путь, на который он сознательно встал; в этом пугачёвское разбойничье счастье. Об этом и хотел сказать читателю А. С. Пушкин с помощью народной песни.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: