Какую роль в культурной жизни ссср сыграл м горький кратко

Обновлено: 08.07.2024

Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, устоявшимся является также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом — Алексей Максимович Горький, Родился 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя Дата смерти 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Начиная с 1918 года был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн экземпляров; если же принимать в расчёт не только советских писателей, то Горький уступает лишь Л. Н. Толстому и А. С. Пушкину

20 марта 1917 г. после свержения монархии Горький был избран почётным членом повторно.

А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют.

— из письма Ромена Роллана к Горькому от 18 марта 1918 г.
Рисуя психологический портрет убеждённого революционера, Горький отмечает:

Вечный революционер — это дрожжа, непрерывно раздражающая мозги и нервы человечества, это — или гений, который, разрушая истины, созданные до него, творит новые, или — скромный человек, спокойно уверенный в своей силе, сгорающей тихим, иногда почти невидимым огнем, освещая пути к будущему.

Революционер на время, для сего дня, — человек, с болезненной остротой чувствующий социальные обиды и оскорбления — страдания, наносимые людьми. Принимая в разум внушаемые временем революционные идеи, он, по всему строю чувствований своих, остаётся консерватором, являя собой печальное, часто трагикомическое зрелище существа, пришедшего в люди, как бы нарочно для того, чтобы исказить, опорочить, низвести до смешного, пошлого и нелепого культурное, гуманитарное, общечеловеческое содержание революционных идей.

Он прежде всего обижен за себя, за то, что не талантлив, не силен, за то, что его оскорбляли, даже за то, что некогда он сидел в тюрьме, был в ссылке, влачил тягостное существование эмигранта. Он весь насыщен, как губка, чувством мести и хочет заплатить сторицею обидевшим его. Идеи, принятые им только в разум, но не вросшие в душу его, находятся в прямом и непримиримом противоречии с его деяниями, его приемы борьбы с врагом те же самые, что применялись врагами к нему, иных приёмов он не вмещает в себе.

В России: Борисоглебск, Выборг, Красноярск, Москва, Невинномысск, Нижний Новгород, Пенза, Печора, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Санкт-Петербург, Саров, Сочи, Таганрог, Челябинск, Уфа, Ялта,Оренбург
В Белоруссии: Добруш, Минск. Могилёв, парк имени Горького, бюст.
На Украине: Винница, Днепропетровск, Донецк, Харьков, Ясиноватая, Кривой Рог, Мелитополь.
В Азербайджане: Баку.
В Казахстане: Алма-Ата, Зыряновск, Костанай.
В Грузии: Тбилиси.
В Молдавии: Кишинёв.
В Молдавии: Леово
Памятники Горькому

Институт мировой литературы и музей Горького. Перед зданием стоит памятник Горькому скульптора Веры Мухиной и архитектора Александра Заварзина. Москва, ул. Поварская, 25а

Творчество Горького сыграло великую революционно – преобразующую роль в эволюции художественного мышления, в художественном развитии человечества, притом в то время, в ту эпоху, когда реалистическое искусство слова достигло вершин, обозначенных именами величайших гениев – Толстого и Достоевского.

Научное марксистское мировоззрение неизмеримо обогатило Горького-художника, позволило ему осознать, теоретически сформулировать и художественно утвердить эстетический идеал литературы нового типа, ставший идеалом, сознательно исповедуемым передовыми писателями социалистического этапа истории литературы. Концепция человека, определяющая содержание этого идеала и справедливо именуемая горьковской, настолько важна, что игнорирование ее, а тем более отрицание, означало бы, в сущности, конец искусства или по крайней мере конец его служения идеям гуманизма.

Могучую силу приобрели этот идеал и концепция в художественном мире, созданном Горьким. Десятки народов и стран под воздействием Великого Октября пробудились и пробуждаются к исторической активности. Влияние Горького на их литературы неоспоримо. Для многих оно только началось, и в будущем ему суждено крепнуть и углубляться.

Для литератур народов СССР горьковская концепция личности, эстетический идеал и вся система принципов социалистического реализма – это всеобъемлющая программа развития, обогащения художественного творчества на путях его теснейшей связи с новой, революционной действительностью, а художественный опыт Горького – высшая и незаменимая школа, университет мастерства.

Мимо влияния великого пролетарского писателя не прошла ни одна из литератур нашей многонациональной страны. Конечно, характер этого влияния был и остается разным, как различны сами литературы. Но величественное и прекрасное здание, выстроенное Горьким-художником, возвышается перед каждой национальной литературой как образец совершенства, к которому необходимо стремиться. В этом смысле его творчество является и общим достоянием, и общим ориентиром в развитии всех литератур народов СССР.

Думая о Горьком, вспоминаешь слова его современника и почитателя Ивана Франко о том, что каждый крупный писатель подобен дереву, которое своими корнями глубоко уходит в родную национальную почву, стараясь усвоить и переработать как можно больше ее животворных соков, а стволом своим и кроной поднимается ввысь, в атмосферу духовных интересов всего мира, научных, социальных, этических и моральных стремлений и идеалов всего человечества.

Применительно к Горькому – великому гуманисту и интернационалисту – это верно вдвойне, втройне, к тому же и национальная почва, в которую ушли корни его таланта, была уже пропитана интернациональными идеями русского пролетариата, стремившегося объединить для революционной борьбы за свободу все народы России, угнетенные царизмом и капитализмом.

Оставаясь русским, Горький вместе с тем как писатель и гражданин был и все больше становится близким и родным для всех народов, он стал символом нашего многонационального единства.

Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости - с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, - с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника. Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному - тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох.docx

Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости - с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, - с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника. Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному - тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

Максим Горький вырос в народной среде, что придает его творчеству народный характер, а его образам романтические черты, поэтическую стройность, душевность и красоту. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость, народные традиции и романтическое поэтизированное отношение к жизни и творчеству. Истинно русская народная черта писателя была и любовь к детям. Горький жалел их, помня о своем не простом, а порой и трагическом детстве, он переписывался с детьми и их письма доставляли ему не просто радость, они питали его творчество, находя в глубинах его души самые потаенные нежные струны. Детские произведения Горького - это золотой фонд литературы для детей

Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт.

2.ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ

3. РОЛЬ ГОРЬКОГО В СОЗДАНИИ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Горький явился основоположником советской литературы. Как продолжатель великих традиций русской классической литературы и родоначальник социалистического реализма, он оказал и продолжает оказывать живое влияние на советскую литературу, на деятельность всех советских писателей. Основные идеи и образы Горького получили развитие в творчестве Маяковского, Серафимовича, Фадеева, Шолохова, Федина, Н. Островского, Макаренко, Гладкова, С. Айни, М. Ауэзова, А. Упита, В. Лациса и других советских писателей. Принципы социалистического реализма, нашедшие воплощение в художественных произведениях Горького и активно пропагандировавшиеся им, стали руководящими принципами всей советской литературы

4. ОБРАЗЫ, ПЕРСОНАЖИ СКАЗКИ

Горький, признанный гениальный писатель социалистического реализма, был еще и замечательным детским писателем. Его детские произведения наполнены светом любви, добра и понимания детской души. Одним из самых ярких детских произведений Горького по праву можно определить сказку Воробьишко. Воробьишко Пудик летать еще не умел, но уже с любопытством выглядывал из гнезда: Хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него. Пудик очень любознателен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут - тогда и ветра не будет); почему это люди бескрылые - им что, кошка крылья оборвала. Из-за непомерного любопытства Пудик и попадает в беду - вываливается из гнезда; а уж кошка рыжая, зеленые глаза тут как тут. Происходит сражение между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел. Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста.

В образе Пудика ясно проглядывает характер ребенка - непосредственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу. Речь персонажей-птичек основана на звукоподражании:

- Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:

Рассказ про воробьишку издавался не раз. Маленький Пудик не хотел слушаться родителей и чуть не пропал. Что же выходит: слушайтесь маму и папу, и всё будет в порядке? Так, да не совсем. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. Благодаря своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино что, что? (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает убедительно и мудро: Всему сразу не научишься!

В сказке Воробьишко есть еще один момент воспитания. Это воспитание доброты к миру, всему его разнообразию. Пудик думает, что он, его папа и мама самые совершенные существа на этой земле. Действительно: они живут высоко, под крышей и смотрят на мир свысока.

Внизу ходят взад и вперед люди, которые гораздо больше Пудика размерами и, конечно сильнее его физически. Но людей едят мошки, маленькие существа, которые гораздо меньше самого Пудика, доставляют неприятности большому человеку. Что может быть хуже, когда тебя буквально едят? А маленький Пудик сам ест этих самых мошек. Так что же получается: Пудик сильнее мошек, а значит он и сильнее человека?

Идёт мимо бани мужик, - читаем мы в сказке, - махает руками.

Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик, - одни косточки остались!

Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.

У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года, Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к И. В. Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.

К вершинам творчества Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, В. И. Ленина и др.), созданных им в разное время.

Иллюстрации:

Сочинения:

Ар­хив А. М. Горь­ко­го. М., 1939–2001. Т. 1–16;

Горь­кий и со­вет­ские пи­са­те­ли: Не­из­дан­ная пе­ре­пис­ка. М., 1963;

Горь­кий и Ле­о­нид Ан­д­ре­ев: Не­из­дан­ная пе­ре­пис­ка. М., 1965;

Полн. собр. соч.: Ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния: В 25 т. М., 1968–1976;

Ва­ри­ан­ты к ху­до­же­ст­вен­ным про­из­ве­де­ни­ям: В 10 т. М., 1974–1982;

Горь­кий и рус­ская жур­на­ли­сти­ка на­ча­ла XX в.: Не­из­дан­ная пе­ре­пис­ка. М., 1988;

Максим Горький родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье среднего достатка. Его отец Максим Савватиевич Пешков был управляющим астраханской конторой пароходства Ивана Колчина. Отец будущего писателя умер рано от холеры.

Портрет Горького

Портрет молодого Максима Горького

Портрет молодого Максима Горького

В возрасте семи лет писатель остался сиротой жил с дедом и бабушкой Кашириными. Дед был жестким и грубым человеком. Он сначала трудился бурлаком, затем стал владельцем нижегородской красильни, но к старости разорился и жил бедно. Вместе с ним жили два его сына с семьями. Юный Алексей был там лишь обузой. Весной 1872 дед М.Горького разделил имущество между сыновьями, и дом остался его сыну Якову. Сам же с женой и внуком Алешей (юным М. Горьким) переехал жить в другой дом.

Мать, Варвара Васильевна Каширина, не любила будущего писателя, так как считала, что он причина всех бед. Она полностью отстранилась от воспитания сына и вскоре снова вышла замуж. Варвара Васильевна долго не прожила и скончалась от чахотки. Единственным человеком, который хорошо относился к юному Горькому была его бабушка Акулина Ивановна. Она любила стихи и фольклор. Акулина Ивановна привила Горькому любовь к народному творчеству.

К тому времени, как Алексею исполнилось одиннадцать красильня деда пришла в упадок. Дед отправил внука "в люди". Максим Горький рано начал работать. В одиннадцать лет он уже успел побывать курьером при магазине, посудником на пароходе и учеником иконописца.

При этом он посещал Нижегородское слободское Кунавинское начальное училище. Которое он учился на отлично. Тяжелый труд и нищета способствовали целеустремленности будущего писателя. Он получил много наград и грамот за достижения в учебе. Однако, его высокая успеваемость не спасла от отчисления и училища по причине бедности. Обо всех перипетиях своего детства М. Горький позднее напишет в повестях "Детство", "В людях" и "Мои университеты".

В 1884 году он переезжает в Казань с целью получить улучшить свое образование. Горький хотел обучаться в Казанском Государственном Университете, но поступить не получилось из-за отсутствия аттестата. Денег на учебу у него не было. Ему не хватало даже на еду и крышу над головой. Жить приходилось в трущобах. Нищета, голод и отсутствие возможности учиться привело будущего писателя в состояние глубокого отчаянья. Он попытался совершить самоубийство. Однако, переосмыслив свою жизнь он принял решение путешествовать по России.

Путешествие Горького по России

В 1886 году Максим Горький предпринимает первую попытку путешествия по России. Но с первого раза отправится в долгий путь у писателя не получилось. Он добрался до Филоново, где некоторое время проработал сторожем на станции. Ему пришлось вернуться опять в Новгород. Будущий писатель устраивается на работу письмоводителем у присяжного поверенного. В 1891 он уходит с работы и предпринимает второе путешествие по России.

В начале апреля 1891 года Пешков вышел из Нижнего Новгорода. Он пешком шел по берегу, потом плыл на пароходе до Царицына и по Грязе-Царицынской железной дороге доехал до станции Филоново, откуда он отправился на территорию Украины и в Новороссию. Некоторое время будущий писатель провел в Одессе, где работал грузчиком в порту. Там он познакомился с грузинским князем, которого предали. Он не мог вернуться на родину в Грузию, так не было денег и он вынужден был трудиться в порту. О нем М. Горький позднее напишет в рассказе "Мой спутник". На время их пути разошлись. Максим Горький путешествовал по Северному Кавказу. Он встретил своего спутника снова лишь во Владикавказе. Вместе они отправились в Тифлис. В Тифлисе Пешков познакомился и сдружился с участником революционного движения Александром Калюжным. Тут же он написал свое первое произведение "Макар Чудра".

Максим Горький прошел через Бессарабию, Майкоп, Беслан и Тифлис. Во время своего длительного путешествия будущий писатель зарабатывал на жизнь тяжелым трудом. Интересные события из его путешествия послужили в дальнейшем почвой для рассказов и автобиографических очерков.

Творчество и жизнь М.Горького до Октябрьской Революции

В 1898 Горький уже стал известным писателем. В 1899 году он создает свое произведение "Фома Гордеев". Затем свет увидели "Мещане", "На дне", "Дачники".

Вместе с известностью к Максиму Горькому приходит и финансовая стабильность. Он наконец-то может позволить себе нормальное жильё. В Нижнем Новгороде писатель снял одинадцатикомнатную квартиру в особняке барона Н. Ф. Киршбаума.

Максим Горький женился в 1896 году на дочери разорившегося помещика красивой молодой Екатериной Волжиной. Она младше его на 8 лет. От нее у писателя появляются на свет двое детей. Дочь писателя умерла в возрасте пяти лет.

После тяжелого бронхита в 1896 году у писателя начал развивается туберкулез. Горький уезжает из на лечение в Крым.

В 1901 году писатель создает свою знаменитую пьесу "На дне". В ней Горький рассказывает о тяжелой жизни людей арендующих койки в ночлежном доме. Пьеса была успешно показана на театральных подмостках во многих странах мира.

Пьеса На дне

Иван Москвин в роли Луки и Василий Качалов в роли Барона. Постановка МХТ, 1902 год.

Максим Горьки занимался благотворительностью. Тяжелое детство и юность подтолкну его к тому, что он помог получить образование более чем 1500 детей из бедных семей Нижнего Новгорода.

В 1906 году у Горького завязался роман с 32-х летней актрисой Марией Андреевой. С первой женой писатель не развелся окончательно, так как брак был церковный. Мария Андреева стала его гражданской женой. Именно она познакомила его с кругом социал-демократов. В ноябре 1905 года Максим Горький вступил в ряды Российской социал-демократической рабочей партии.

М. Горький активно поддерживает революционное движение. В 1906 году Максим Горький уезжает сначала в США, затем в Италию. Причиной отъезда стали не столько гонения, сколько ухудшившееся здоровье и роман с Марией Андреевой. В 1913 году, после амнистии писатель возвращается на Родину.

Деятельность и творчество М.Горького после Октябрьской Революции

После Великой Октябрьской Революции Максим Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР.

В период 1917-1918 он печатается в "Новой жизни". В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию.

Максим Горький неоднократно лично встречался с Владимиром Ильичем Лениным. Писатель не всегда поддерживал инициативы вождя пролетариата. Они часто спорили.

В 1925 году свет увидел роман "Дело Артамоновых". В этом же году писатель начал работу над "Жизнью Клима Самгина".

В 1928 году Максим Горький совершил пятинедельное турне по Советской России по окончании которого вернулся в свой дом в Италии. Затем снова приехал в СССР в 1929 году.

Сталин и Горький

Беседа Иосифа Сталина с Максимом Горьким

Писателя очень волновала судьба творческой интеллигенции в СССР. Он спас от репрессий десятки писателей в двадцатые годы. К нему прислушивались В.И. Ленин и Иосиф Сталин.

Писатель жил и лечился за границей вплоть до 1931 года. В 1933 году писатель окончательно вернулся в СССР. В 1936 году Максим Горький скончался в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах писателя находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.

Читайте также: