Какую роль играют ощущения и восприятия в обучении двигательным действиям приведите примеры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изначальную, исходную, первичную информацию об окружающем мире, о собственном организме человек получает посредством ощущений (в современной терминологии “сенсорных процессов”). Возникновение ощущений филогенетически связано с чувствительностью живых организмов (способностью реагировать не только на биотические, жизненно необходимые объекты, но и на информацию сигнального характера, небиотичское воздействие). Пример такой информации – звук приближающегося дождя, а не сам дождь.

Несмотря значительные достижения в исследовании филогенеза психики, сохраняется (с XIII века Ф. Аквинский) принцип выделения когнитивной (познание мира) и аффективной (эмоциональные состояния) сфер. Первая сфера, когнитивная, кроме этого считается продуктивной, поскольку в ней формируются специфические когнитивные образования (образы ощущения, восприятия, следы памяти, мыслительных действий, рефлексивные образы). Процессы аффективного (регуляторного) характера к образованию специфических продуктов не приводят. Это: эмоции, чувства, воля, психические состояния. Они как бы “разлиты” по всему организму, адресованы многим его органам и обусловлены отношением субъекта к когнитивной информации. В психологии наметилась тенденция обособления третьей сферы, коммуникативной (Б.Ф. Ломов), связанной с общением человека (речевая и неречевая коммуникация).

Традиционно, от В. Вундта (1890), к когнитивной сфере относят: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, сознание. Каждый из когнитивных процессов опирается на ощущения, которые являются базой познания. В когнитивной психологии все познавательные процессы (от ощущения до сознания) рассматриваются как стадии процесса приема и переработки информации в порядке взаимодополнения, нарастания сложности и накопления качественной специфики. При этом весь этот процесс рассматривается как исходный блок целостного поведенческого акта, включающий использование памяти, цель субъекта, принятие решения, его исполнение.

Познание мира и сознание

Познание – свойство, процесс и результат получения и активного преобразования информации о предметах и явлениях внешнего и внутреннего мира человека, постижение закономерностей объективной реальности.

Благодаря достижениям человечества в познании мира, возможности передачи знаний и опыта людей из поколения в поколение (книги, документы, различные сооружения, машины и механизмы, фото, кино, аудио, видеоматериалы и др.) для современного человека в значительной мере облегчается путь познания природы, культуры, науки, производства и общества. В ходе познания, общения и совместной деятельности формируется сознание человека.

Сознание – высшая форма психического отражения, свойственный человеку способ познания, целеполагания и отношения к объективной действительности, базирующейся на общественно-исторической деятельности людей.

Сознательными действия человека становятся в той мере, в которой он учитывает их последствия в той реальной обстановке, в которой он действует.

Первичным источником, исходным моментом познания и сознания является знание.

Знание – отражение объективной реальности, информация о действительности, совокупность сведений, постоянно углубляющих познание мира, служащих основой его преобразования.

Знания используются человеком для преобразования действительности, преобразующие действия способствуют приобретению дополнительных знаний, постижению закономерностей объективного мира (его познанию).

Трудно придумать реальную ситуацию, в которой действия человека не затрагивали бы интересы других людей.

знание Þ преобразование Þ познание Þ общественная практика Þ сознание

Рис.2. Источник и путь познания

Победа в спорте часто зависит от того, насколько полно были учтены знания о сопернике и партнерах по команде. Порой незаметные детали техники или тактики могут стать причиной успеха или неудачи, поскольку они объективно играли определенную роль, но субъективно не были учтены и приняты во внимание спортсменами. Индивидуальные наблюдения не были соотнесены с партнерами, не стали достоянием сознания.

По той же причине бессознательные поступки – это поступки, не соотнесенные (или соотнесенные неадекватно) с закономерностями реального мира, со знаниями, опытом других людей. Не является исключением и переживание (сознательное или бессознательное), которое также представляет собой результат соотнесения испытываемого чувства с особенностями предмета или ситуации, в которой оно возникло. Это соотнесение может быть неадекватным или неполным. Индивидуальное сознание представляет собой единство объективного и субъективного. Осознание переживания представляет собой не уход человека во внутренний мир, а соотнесение с его предметом во внешнем мире.

Знания конкретного человека ограничены его опытом (он знает только то, что знает), для его сознания характерно представление об ограниченности собственных познаний. Кроме этого, индивидуальное знание не только ограничено, оно может быть искажено вследствие особенных мотивов и переживаний человека. Не раз в истории человечества случалось так, что объективно ценные знания одного человека (например, К.Э. Циолковского) не были оценены его современниками, но стали фундаментом для деятельности последующих поколений.

В спортивной практике участники соревнований порой используют, казалось бы, весьма нелогичные, случайно найденные тактические действия, а тренеры и партнеры не могут вовремя оценить их полезность. Довольно часто именно эти “нелепые”, малоосознаваемые действия служат ключом к командному успеху, а их авторы постфактум придают им ореол специально задуманных действий.

Приведенный пример означает, что, во-первых, заранее подготовленное решение ценится выше, во-вторых, что не всегда познание представляется одинаково значимым с объективных и субъективных позиций. Необходим более высокий уровень познания спорта, чтобы оценить их, сделать достоянием сознания.

Какую роль играют ощущения и восприятия в обучении двигательным действиям? Приведите примеры.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 22.03.2016 04:59
  • Другие предметы
  • remove_red_eye 20322
  • thumb_up 39
Ответы и объяснения 1

Играет роль обратной связи.Например:мы не смотрим на руку/ногу,чтобы узнать,где она,ведь мы и так знаем,по мышечным ощущениями или же кинестетике

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Смотря где синяк,если на лице то при головокружении нужно к врачу,если другие части тела и опухоль не проходит тоже к врачу.

мни лен дольше-волокон будет больше.

Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используются в швейном производстве.

К одежной фурнитуре относятся: пуговицы, кнопки, крючки и петли , застежка: молнии, пряжки, -пуговицы- кнопки, цепочки- вешалки. Служат они для застегивания. Прикрепления, подвешивания и отделки швейных изделий. При выборе фурнитуры учитывают свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды. Подбирают ее по размеру , форме и цвету.

Пуговицы применяют для застежки и отделки одежды . По назначению они делятся на пальтовые, бельевые ( для легкой одежды ) и специальной одежды. Их различают по оформлению: без отделки и с отделкой с рисунком, с металлическим или кожаным покрытием ,с надписями. Изготавливаются пуговицы из различных материалов: пластмассы, металла. дерева, кости, рога, раковин. моллюсков и т.п.

Пуговицы с двумя отверстиями пришивают четырьмя-пятью петлеобразными стежками, с четырьмя отверстиями тремя-четырьмя стежками в каждую пару отверстий. Пуговицу пришивают свободно не затягивая чтобы можно было обвить ее ниткой. Таким образом образуется стойка высотой 0,1-0.3 см. в зависимости от толщины ткани. (стойка это расстояние между тканью и пуговицей.) Стойку обвивают ниткой двумя- четырьмя витками, закрепляя конец нитки тремя- четырьмя стежками.

В изделиях из хлопчатобумажных и льняных тканей пуговицы пришивают без стойки.

Пуговицы подбирают по цвету к основной ткани и пришивают хлопчатобумажными нитками №50, сложенными вдвое.

Техника соревновательных действий базируется, прежде всего, на ощущениях. Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на анализаторы. Среди ощущений веду­щую роль в физическом воспитании и спорте играют: мышечно-двигательные, зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, органические.

Зрительные ощущения играют важную роль в процессе создания первичных представлений о движении, а также в ориентации и коррекции выполняемых движений. Кроме этого зрительные ощущения оказывают заметную помощь в анализе техники движений, в осмыслении воз­можных коррекций.

Слуховые ощущения служат источником дополнительной информации о параметрах движения. Благодаря слуховым ощущениям возникает возможность корректировать движение в момент его вы­полнения, обеспечить второсигнальную основу осознания движений. Важную контролирующую и информационную роль слуховые ощущения играют в ритмической организации движений

Вестибюлярные ощущения задействованы всовершенствовании техники спорта. В различных видах спорта присутствуют многочисленные вращательные движения, движения на узкой опоре, движения в состоянии так называемого динамического равновесия, когда одно неустойчивое положение сменяется таким же, но в противоположную сторону (как в слаломе).

Осязательные ощущения в жизни спортсмена занимают видное место, осо­бенно в видах спорта, связанных со спортивными снарядами, мячом, клюшкой, управле­нием средствами движения, а также служат отправной точкой многих технических действий в еди­ноборствах.

Органические ощущения (болевые, холода, зуда, удушья, самочувствия и др.) в совокуп­ности с другими ощущениями отражают картину нагрузки на органы движе­ния, обмена веществ.

Техника соревновательных действий базируется, прежде всего, на ощущениях. Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на анализаторы. Среди ощущений веду­щую роль в физическом воспитании и спорте играют: мышечно-двигательные, зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, органические.

Зрительные ощущения играют важную роль в процессе создания первичных представлений о движении, а также в ориентации и коррекции выполняемых движений. Кроме этого зрительные ощущения оказывают заметную помощь в анализе техники движений, в осмыслении воз­можных коррекций.

Слуховые ощущения служат источником дополнительной информации о параметрах движения. Благодаря слуховым ощущениям возникает возможность корректировать движение в момент его вы­полнения, обеспечить второсигнальную основу осознания движений. Важную контролирующую и информационную роль слуховые ощущения играют в ритмической организации движений

Вестибюлярные ощущения задействованы всовершенствовании техники спорта. В различных видах спорта присутствуют многочисленные вращательные движения, движения на узкой опоре, движения в состоянии так называемого динамического равновесия, когда одно неустойчивое положение сменяется таким же, но в противоположную сторону (как в слаломе).




Осязательные ощущения в жизни спортсмена занимают видное место, осо­бенно в видах спорта, связанных со спортивными снарядами, мячом, клюшкой, управле­нием средствами движения, а также служат отправной точкой многих технических действий в еди­ноборствах.

Органические ощущения (болевые, холода, зуда, удушья, самочувствия и др.) в совокуп­ности с другими ощущениями отражают картину нагрузки на органы движе­ния, обмена веществ.

Читайте также: