Какую позицию евреи ссср заняли с началом великой отечественной войны в чем это выразилось кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Рассмотрим жизнь евреев в годы Великой отечественной войны. Цитата из книги Дикого "Евреи в России и СССР"

Была ли война с Германией для правящего класса неожиданностью или её предвидели и ожидали, до сих пор с достоверностью не установлено.

Немало хорошо осведомлённых исследователей этого вопроса и мемуаристов держатся мнения, что Сталин рассчитывал или её вообще избежать, или вступить в неё в тот момент, который он сам выберет.

В пользу последнего предположения говорит и то обстоятельство, что, как показали события, вооружённые силы СССР, наступлением немцев 22 июня 1941 года были застигнуты врасплох, что, конечно, не могло бы случиться, если бы Сталин рассчитывал на возможность внезапного нападения Германии.

Перед русским еврейством война поставила ребром вопрос о физическом истреблении всех евреев — граждан СССР, если немцы не будут побеждены или отбиты.

А, для правящего класса, в котором такую огромную роль играли евреи, война была проверкой и испытанием отношения к евреям всего населения, которое и определилось к концу войны.

Участие в войне, как известно, не ограничивается непосредственным участием в боях и сражениях и проявлением личной храбрости, жертвенности и полководческих дарований.

Тыл, понимая его широко, как организацию всех ресурсов и соответствующую пропаганду, как в стране, так и вне её — играет также огромную роль, и от хорошей организации тыла зависит и конечная победа.

Понимая это, евреи СССР, с самого начала войны проявили лихорадочную деятельность, имевшую конечной целью победу над Германией, причём, везде подчёркивается активное участие евреев в боевых действиях на фронте.

Так, например, на первом митинге евреев в Москве, как единственный оратор не-еврей, выпускался красноармеец Кузнецов , восхваляющий фронтовые подвиги «сынов еврейского народа.

Наряду с этим, регулярно сообщалось в заграничной печати, как об отваге отдельных евреев на фронте, так о числе боевых наград, полученных евреями за боевые подвиги.

Так, например, только за первые 15 месяцев войны 5 163 еврея получили награды за храбрость. Советская армия имела 100 генералов-евреев, а кроме того, много новых генералов-евреев можно было найти в каждом новом списке о наградах и производствах.

Не будем перечислять и мы. Добавим только, что установить, кто из генералов или героев еврей, а кто таковым не является, не представляется возможным, ибо, при производствах и награждениях, нет данных о племенной принадлежности или народности.

Как это устанавливают евреи — неизвестно. Тем более, что часто еврей имеет чисто русскую фамилию, как например, генералы Карпоносов , Баринов , Златоцветов .

Наличие евреев в разных чинах, до генеральского включительно, в Красной Армии никто и не оспаривает.

Правда, того, что было в начале революции, когда всеми вооружёнными силами страны командовал еврей Бронштейн-Троцкий, а политическая часть была в руках еврея Гамарника, во время последней войны не было.

Не было евреев ни среди командующих фронтами, группами армий, армиями или даже корпусами.

Евреи-генералы были больше в тыловых учреждениях, военно-технической части, военно-медицинской. Но были, конечно, и в боевых частях, были среди них и убитые, и раненные.

А были и такие генералы, как, например, инженерно-технической службы Нафталий Аронович Френкель или Яков Данилович Раппопорт , которые были заняты концлагерями и поддержанием порядка в них.

Но все они — и на фронте и в тылу — прилагали все свои силы, чтобы не попасть под власть немцев, что было для них равносильно смерти.

По этой причине, евреи, которые оказались в рядах Красной Армии, не обнаруживали каких-либо пораженческих настроений и воевали и за совесть, и за страх. если не удавалось получить освобождение от фронта (броню), как специалисты и нужные в промышленности.

А таковых — имеющих броню, среди евреев было великое множество, что не оставалось незамеченным всей страной и вызывало чувства далеко не дружественные по отношению к евреям.

Броня давалась ответственным работникам в разных отраслях промышленности, а, при эвакуации, в первую очередь эвакуировались эти ответственные работники, разумеется, с семьями и имуществом.

А, так как подавляющее большинство этих ответственных работников были евреи, которые, при эвакуации, спасали и свои семьи, то получалось, что эвакуируются евреи, занимая поезда и автотранспорт.

Кроме того, правительство СССР, учитывая опасность уничтожения для евреев, попавших к немцам, со своей стороны, старалось, прежде всего, эвакуировать евреев.

Это последнее обстоятельство — всемерное содействие правительства СССР делу спасения евреев перед наступающими немцами — замалчивается или даже некоторыми еврейскими исследователями этого вопроса вообще отрицается.

Марк Вишняк — бывший Секретарь Всероссийского Учредительного Собрания и долголетний редактор толстого эмигрантского журнала на русском языке — человек весьма осведомлённый.

Эвакуация евреев перед наступающими немцами шла не только по железной дороге, на грузовиках и легковых автомобилях, переполненных евреями и их движимым имуществом (нередко везли и мебель, пианино), но частично и на лошадях.

Немцы бомбили ж.-д. линии и большие шоссейные дороги, а по просёлочным дорогам ехать было сравнительно безопасно. Поэтому немало евреев предпочли этот способ эвакуации, как, хоть и медленный, но зато, безопасный.

От горсовета получалось предписание председателям колхозов и совхозов предоставить предъявителю пару лошадей, перевозочные средства и необходимый фураж.

С такими предписаниями евреи и ехали по просёлкам, меняя в попутных колхозах или совхозах лошадей и пополняя запас фуража, до того пункта, где можно было погрузиться в вагоны для дальнейшего следования за Урал. Лошади и повозки, при этом, бросались на произвол судьбы.

Немецкие войска, при наступлении, обнаружили в нескольких километрах от областного города Сумы, недалеко от Харькова, много тысяч брошенных лошадей со сбитыми холками и плечами и поэтому негодных для упряжки. Это были брошенные евреями лошади, на которых они эвакуировались на восток.

Сумские власти, незадолго до прихода немцев, организовали ветеринарный лазарет с целью подлечить этих лошадей и сделать пригодными для упряжки.

Так, всеми путями и способами, впереди наступающих немцев двигалась на восток волна эвакуирующихся евреев.

Согласно заявлению советского еврейского писателя Бергельсона , из районов, попавших под власть немцев, 80% проживавших там евреев были эвакуированы.

Точное число евреев, уничтоженных немцами в оккупированных ими районах СССР до настоящего времени (1966 год) с полной достоверностью не установлено.

Так, например, данные о самом крупном массовом уничтожении евреев в Киеве (Бабий Яр — 1941 год) не могут быть признаны абсолютно точными. В разное время, разные авторы и исследователи называют разные цифры.

Сначала говорилось о 70 или даже о 80 тысячах; теперь эта цифра упала до 34 тысяч. Установить точную цифру — задача будущих объективных исследователей этого вопроса, если это вообще окажется осуществимым.

Точное число их неизвестно, но что их было не меньше, а больше, чем евреев, расстрелянных в Бабьем Яру — не подлежит никакому сомнению.

Вообще, каждый объективный исследователь вопроса об эвакуации евреев, при наступлении немцев, не может не признать что те, в чьих руках тогда была власть в СССР, делали всё возможное для спасения евреев, часто в ущерб коренному населению, по отношению к которому забот проявлялось меньше (или вовсе никаких), чем к представителям еврейской этнической группы.

Население это видело, но, скованное страхом, молчало и не смело поднять голос протеста.

Но представители правящего класса, которые распоряжались эвакуацией, делали вид, что ничего не слышат или пытались ласковыми уговорами успокоить протестующих.

В годы войны, а также, в первые годы после её окончания, вопрос о том, что советская власть всемерно содействовала спасению евреев считался не подлежащим никакому сомнению и об этом много писалось в периодической печати вне СССР, как еврейской, так и не-еврейской.

Позже, в своей большой работе о миграциях еврейского населения, изданной в 1948 году Колумбийским Университетам, Кулишер пишет:

Моше Каганович , бывший партизан, выпустил две книги воспоминаний (одну — в 1948 году в Италии, вторую — в 1956 году в Аргентине), в которых категорически утверждает, что, по предписанию властей, для эвакуации евреев предоставлялись все имеющиеся транспортные средства, а также, что было приказано евреев эвакуировать в первую очередь .

В числе лиц, с которыми разговаривал Гольдберг, он называет и киевского раввина Шехтмана .

Приведённые выше высказывания нескольких евреев-эмигрантов полностью совпадают с многочисленными свидетельствами очевидцев, тех граждан СССР, которые сами были свидетелями того, как происходила эвакуация евреев.

И, до 1948 года , когда наступил резкий перелом в отношении еврейства к СССР, никто больше этого вопроса и не поднимал.

Но, как только выяснилось, что евреи в СССР начинают терять монопольное право на управление страной — всё сразу и резко переменилось и подверглось переоценке, в том числе и вопрос о том, помогло ли советское правительство евреям во время войны или к их судьбе было безучастно.

Всё высказанное и

напечатанное по этому вопросу С. Шварц берёт под сомнение, даже и свидетельство раввина Шехтмана, по той причине, что нигде в советских органах печати и правительственных распоряжениях ему не удалось найти письменного подтверждения, что евреев надлежит эвакуировать в первую очередь или им оказывать преимущество.

Нигде, например, не было напечатано о переполнении евреями российских революционных партий и их центральных комитетов, всякого рода совдепов, руководящих постов во всех областях жизни СССР, дипломатических и торговых представительств за границей, органов Чека и отделов пропаганды в первые четверть века после октябрьской революции.

Однако, всё это было и отрицать не сможет даже Соломон Шварц.

Нигде, например, не было напечатано, что дипломатическим представителем государства Израиль не может быть лицо не-еврейского племени и не-иудейского вероисповедания.

Однако, это нигде не напечатанное правило неукоснительно проводится в жизнь в демократическом государстве Израиль, которое имеет больше десяти процентов населения не-евреев,

То, чего искал в советской печати С. Шварц и не мог найти не было напечатано по причине, ясной для каждого объективного исследователя.

Причина этого — нежелание обострять резко отрицательное отношение всего населения страны к тому привилегированному положению, которое, к моменту войны, занимали евреи в СССР.

Напечатать что-либо подобное тому, что искал и не нашёл С. Шварц — было бы вызовом, по отношению ко всему населению страны и легко могло бы привести к последствиям, нежелательным для всего правящего класса.

Настроения широких народных масс были отлично известны тем, кто руководил тогда политикой и пропагандой. А потому, ничего и не печаталось, в интересах самих евреев.

Но зато, неукоснительно проводилось в жизнь, благодаря чему, не одна сотня тысяч евреев избежала расправы немцев и смогла благополучно отсиживаться за Уралом.

В чём другом (и во многом) можно упрекнуть Советскую власть, но только не в нежелании спасать евреев.

Как бы на это реагировали киевляне, не-евреи? Не стало бы это поводом к бунту, причины к которому назревали уже два десятилетия.

Ответ на все вопросы сразу может дать и всё население СССР, и исследователь, способный быть объективным, а не рассматривать всё со своей, исключительно субъективной, еврейской, точки зрения.

Ответ может быть только один: «чтобы не вызывать раздражение и возмущение всего населения страны выделением евреев, пострадавших от немцев, в, то время, как не-евреев погибло неизмеримо больше , чем евреев.

Чтобы не пробуждать воспоминаний о многих миллионах не-евреев, погибших в годы террора и искусственного голода, когда страной управлял евреи.

Если всё это не ясно г. Шварцу, бросающему обвинение всему населению СССР в отсутствии почитания памяти погибших евреев, то тем, кто находится сейчас у власти в СССР, это и ясно, и понятно, а потому, особых памятников евреям там и не воздвигают.

Требования же, чтобы они были воздвигнуты, которые предъявляет не один только С. Шварц, вызывает только обратную реакцию во всём СССР.

А реакция эта легко может вылиться в требование точного подсчёта, во что обошлось всему населению СССР тридцатилетнее пребывание евреев на положении правящего класса . И вряд ли он будет выгоден для евреев.

Если евреи подсчитывают и пересчитывают евреев, погибших от немцев, то, весьма возможно, когда-нибудь и русский народ займётся подсчётами .

Память о миллионах, погибших от искусственно созданного голода, когда на Украине всем заправлял Каганович , и о миллионах, погибших в концлагерях под управлением Френкеля , не исчезнет в памяти народной.

И, учитывая обстановку и народные настроения, можно с уверенностью сказать, что возвращение еврейской этнической группы на положение правящего класса в России или в СССР, поскольку это название ещё задержится, невозможно.

Настроения же эти, к концу войны, были таковы, что легко могли закончиться взрывом, при котором не уцелело бы и правительство.

Только своевременно принятыми мерами — постепенным, без всякого шума и печатания в газетах, отстранением евреев с руководящих постов, — этот взрыв был предотвращён.

Вспышки народного негодования, выливавшиеся в погромы, были характерны для настроений в первые послевоенные годы и далеко не единичны, хотя, в советской прессе, об этом и не печаталось.

Все эти отдельные вспышки легко могли слиться в огромный бунт, при котором, не уцелела бы и сама советская власть, что правительство учитывало и принимало соответствующие меры, не желая и не рискуя раздражать население.

Так шло до 1947 года — года создания независимого государства Израиль, к каковому вопросу евреи-граждане СССР проявили особый интерес и выявили свои настроения, которые поставили под вопрос их лояльность, как советских граждан.

1. Ниндидер бала югалды.
2. Кемгэ(татарская э)дер(кемгэдер пишется) мэсьэлэ(веезде татарская э) бик жинел(татарская н)
3. Чакырган кунаклар нигэ(татарская э)дер (нигэдер) килмэде(татарская э)
4. Каядыр янгыр(татарская н) ява.
5. Кайчандыр ул Мэскэудэ(татарская э, татарская у) булды.
6. Куршелэ(э татарская)р сойлэштелэр(о татарская, в слоге лэ-буква э татарская) нэрсэгэ (везьде э татарская)дер.
7. Марат каядыр барды.
8. Ул хат(х татарская) турында кемгэ(в слоге гэ- э татарская)дер язды.

Патриархат - форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета.


21:20 21.02.2015 • В.Воробьев, Е.Воробьева


В ряду таких, с позволения сказать, специалистов и знатоков особенно выделились глава украинского правительства А.Яценюк, заявивший о том, что СССР напал на Украину и Германию, и польский министр иностранных дел Г.Схетына, предложивший провести Парад Победы не в Москве, а в Варшаве или Лондоне, хотя впоследствии, справедливости ради, надо признать, что Президент Польши Б.Коморовский принес извинения. (Хотя все это выглядит странно, когда президент государства извиняется за своего министра иностранных дел.)

Поэтому сегодня актуальной задачей являются анализ и рассмотрение положения евреев во Второй мировой войне, с акцентом на показ их героической роли в борьбе с фашизмом.

Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году и принесшая за пять с половиной лет множество бед еврейскому народу, когда во время холокоста в нацистских лагерях было уничтожено около 6 млн. представителей этой нации, не только не сломила еврейский дух, но и стала очередным шагом к созданию еврейского государства.

Советский Союз - страна, на территории которой проживала одна из крупнейших в мире еврейских общин; страна, которая внесла решающий вклад в победу над нацистской Германией, ставившей целью физическое уничтожение всех евреев; страна, бывшая в течение практически полувека одной из двух сверхдержав, определявших мировую политику, - сыграл ключевую роль в возникновении и становлении Государства Израиль. В критически важный период Второй мировой войны, а также послевоенных дипломатических баталий в ООН относительно будущего Палестины именно советская поддержка, как дипломатическая, так и военно-политическая, оказывала решающее воздействие на ход событий. В поисках помощи и содействия лидеры еврейской общины Палестины, а позднее руководители Израиля, в критически сложный период войны за независимость обращались именно к Советскому Союзу.

Позиция руководства СССР и его политика по отношению к еврейской общине Палестины стала особенно заметной, когда к власти в Германии пришла Национал-социалистическая партия. На территории Советского Союза в тот период проживали 3 млн. 100 тыс. евреев. В годы Великой Отечественной войны наибольшее число евреев сохранились благодаря грамотно организованной советским руководством эвакуации, а затем именно Красная армия освободила многие лагеря смерти в Восточной Европе, спасая тем самым жизни остававшихся там евреев.

Образование современного Израиля можно считать одним из наиболее ярких событий XX века как в истории еврейского народа, так и всего мира. Выражаясь современным языком, проект возрождения израильского государства является уникальным с точки зрения его успешности. Это государство возникло точно в срок, предсказанный основателем политического сионизма Т.Герцлем - практически через 50 лет после первого сионистского конгресса.

Чтобы убедиться в абсурдности такого рода выводов, обратимся к реальным, отраженным в документах и высказываниях политических деятелей, событиям и фактам.

С самого начала боевых действий на Восточном фронте 22 июня 1941 года советское правительство начало проводить политику эвакуации населения и материальных ценностей за Урал и в Среднюю Азию. В ходе переноса в тыл предприятий промышленности и перемещения гражданского населения, начавшихся в первые дни войны и продолжавшихся вплоть до 1942 года, спаслось большое количество евреев, проживавших на территории СССР. Согласно приблизительным данным, в Советском Союзе, в границах 1939 года, проживало, как уже отмечалось, свыше 3 млн. евреев. После присоединения к нему западных частей Белоруссии, Украины и Молдавии численность евреев увеличилась еще на 2 млн. человек.

Таким образом, общее число советских евреев, находившихся вне зоны немецкой оккупации в ходе всей войны, а потому не подвергавшихся риску физического уничтожения, составляло 2 млн. 250 тыс.человек (из которых, как уже отмечалось выше, около 200 тыс. человек было вывезено из западных регионов СССР, еще чуть более 1 млн. - из европейской части страны, в том числе из Москвы и Ленинграда, и, наконец, еще около 1 млн. евреев проживало на территориях, не подвергшихся немецкой оккупации вообще) 4 . Сразу после начала войны, 24 июня 1941 года, был создан Совет по эвакуации при СНК СССР под председательством Л.М.Кагановича. Хотя никаких прямых и отдельных директив относительно перемещения евреев Совет не издавал, процент евреев среди 12 млн. вывезенных за Урал людей на практике был высок. По материалам Еврейского антифашистского комитета, значительная часть эвакуированных была расселена в Западной Сибири, Казахстане и Узбекистане. Судьба людей, оставшихся на территориях, оккупированных немецкой армией, была схожа с судьбами восточноевропейских евреев - их помещали в гетто, имущество конфисковывали, а впоследствии их самих уничтожали.

В конце Второй мировой войны стало ясно, что именно в Советском Союзе выжило наибольшее число евреев, несмотря на большое число жертв среди населения, жившего на оккупированных территориях. Так, в странах Восточной Европы в концентрационных лагерях погибло от 50% (как это было в Румынии) до 90% (в Польше) еврейских жителей.

Еще до прихода фюрера к власти еврейские интеллектуалы Германии (среди многих имен наиболее известны Арнольд Цвейг и Курт Тухольский) безрезультатно пытались привлечь внимание влиятельных евреев Германии и диаспоры к опасностям, которые несет нацизм прежде всего евреям. Многие немецкие интеллектуалы поплатились жизнями за эти предупреждения, но так и не добились у еврейской элиты понимания опасности.

Еврейские добровольцы из Ишува служили во всех родах войск и на всех фронтах. Они несли службу в саперных частях во Франции, Ливии и Греции. Сотни волонтеров из Палестины сложили головы в тяжелых боях с танковым корпусом генерала Роммеля у Эль-Аламейна (Египет). Они служили в инженерных войсках в Ливане, Тунисе, Ливии, Ираке и Иране. Врачи и медсестры из Ишува состояли на службе в медицинских войсках в Эфиопии. Солдаты из Палестины служили также в британской артиллерии, авиации и морском флоте. Женщин призывали на службу во вспомогательный женский корпус.

Летом 1942 года, когда лидеры Ишува стали получать сведения о массовом истреблении нацистами миллионов евреев Европы, они обратились к англичанам с предложением организовать обучение в британских военных лагерях еврейских парашютистов с целью заброски их на контролируемую гитлеровцами территорию. В задачи таких агентов включалась помощь еврейскому подполью, организация актов саботажа против нацистов и передача разведывательных данных союзным странам. В октябре 1943 года были заброшены десанты из числа евреев Палестины в Румынию, Югославию, Венгрию, Словакию и Италию. 12 парашютистов попали в руки нацистов или их пособников. Семеро из них, в том числе командир группы Э.Серени, поэтесса X.Сенеш и одна из активисток кибуцианского движения X.Райк, погибли в фашистских застенках.

В середине 1944 года в рамках британской армии была создана Еврейская бригада. Возглавил ее канадский еврей, бригадный генерал Бенджамин. За несколько месяцев до окончания войны бригада приступила к выполнению боевой операции на севере Италии, на берегу реки Сенио. Впервые в истории евреи вступили в бой с нацистами в составе еврейского воинского формирования и под цветами флага будущего Государства Израиль. Солдаты и офицеры, имевшие опыт сражений в борьбе с гитлеровцами, составили впоследствии костяк Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).

Советское руководство, поддерживая идею очага государственности для евреев в Палестине, находило в сионизме много привлекательного. По его мнению, сионизм первой половины XX века сочетал национальную идею с утопическим социализмом. Только на Святой земле можно обеспечить условия для нормального развития еврейского пролетариата, который станет авангардом борьбы с еврейским и международным капиталом, доказывал в начале века один из идеологов сионизма Б.Ворохов 14 . Население Палестины включало в себя много выходцев из России, и оно сохраняло ностальгические симпатии к ней.

Как только специальная комиссия ООН сформулировала свои предложения, в Москве начались обсуждения предложенного проекта. Министр иностранных дел СССР В.Молотов отправил в Нью-Йорк своему заместителю А.Вышинскому телеграмму:

В телеграмме Вышинского Молотову от 15 октября 1947 года указывалось:

26 октября 1947 года И.Сталин дал свое согласие на поддержку раздела Палестины.

Позиция СССР при этом имела определяющее значение. Решить палестинскую проблему в Совете Безопасности ООН было невозможно, так как Великобритания в этом случае могла применить право вето. На пленарной сессии ГА ООН - организации, состоявшей в 1947 году из 60 членов, советское руководство контролировало голоса сразу пяти стран - членов ООН: СССР, Украины (УССР), Белоруссии (БССР), Чехословакии и Польши. Для обеспечения квалифицированного большинства в две трети не хватило одного голоса. Поэтому срочно по инициативе американцев были доставлены в Нью-Йорк отсутствовавшие на предварительном голосовании представители Филиппин и Парагвая. Перед вторым решающим голосованием с ясным и твердым предложением о создании двух государств выступил А.А.Громыко. В конечном итоге в решающем голосовании пять стран советского блока обеспечили необходимое большинство в две трети голосов.

В резолюции за номером 181/11 Генассамблея ООН одобрила раздел Палестины и согласилась на образование на ее территории двух государств: арабского и еврейского. Еврейскому отводилась площадь в 14,1 тыс. кв. км (56% от всей территории Палестины), населенная 509 780 арабами и 499 020 евреями; арабскому - 11,1 тыс. кв. км, где должны были проживать 749 тыс. арабов и 9520 евреев, а также учреждалась международная зона - Иерусалим с 105 540 арабами и 99 690 евреями. Резолюция предусматривала не только поддержание тесных отношений между двумя государствами (экономические и таможенные союзы, общность валют, система транспортной сети и коммуникаций, совместное использование ирригационной системы) 19 . В соответствии с ней главным условием образования обоих государств было принятие постоянных конституций и только после этого они становились бы независимыми и самостоятельными субъектами международного права.

В октябре 1947 года объединенная комиссия Национального комитета и исполкома Еврейского агентства составили проекты Конституции и кодекса законов будущего Государства Израиль. В марте 1948 года был создан Временный государственный совет, ставший фактически правительством еврейского государства до его провозглашения. Он состоял из представителей 12 политических партий. Именно на его заседании 14 мая 1948 года было сформировано Временное правительство из 13 министров. 16 мая 1948 года X.Вейцман был избран президентом государства. Главой Временного правительства стал лидер партии МАПАЙ Д.Бен-Гурион 22 . Таким образом, Государство Израиль было образовано. Это было сделано в определенной мере в нарушение резолюции ГА ООН 181, предусматривающей, как известно, создание к октябрю 1948 года арабского и еврейского государств при обязательном участии Специальной комиссии ООН, одной из главных задач которой была разработка необходимых мер по созданию конституционных основ обоих государств.

Ровно в час истечения срока британского мандатного управления в Палестине, в ночь с 14 на 15 мая 1948 года, Временный государственный совет провел свое заседание, на котором Д.Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание Государства Израиль. США через два часа признали Израиль де-факто. Соединенные Штаты ждали процедуры выборов и избрания легитимного правительства для того, чтобы признать новое государство де-юре. СССР признал Израиль через два дня после провозглашения независимости, но сразу де-юре.

Возвращаясь к рассмотрению роли СССР в создании и становлении современного Израиля, следует отметить, что вслед за мощной дипломатической поддержкой вновь образованного государства наша страна в конце 1940-х и в 1950-х годах оказала ему политическую поддержку, значительную военную и экономическую помощь. Учитывая усиление соперничества великих держав в этой части мира, Советский Союз зачастую действовал через своих новых восточноевропейских союзников.

Позиция СССР в поддержку Израиля оставалась неизменной на протяжении первой арабо-израильской войны. Так, СССР осудил действия арабских государств и квалифицировал вооруженные действия со стороны Израиля как акт законной самообороны. Москва предоставила Израилю оружие через Чехословакию, возражала против июльского 1948 года плана Бернадотта, по которому большая часть пустыни Негев должна была перейти под арабский суверенитет, поддержала вступление Израиля в ООН 27 . Экономическая помощь Израилю осуществлялась в форме поставок нефти, которыми занималась Румыния, координировавшая свои действия с Москвой.

Важно отметить, что активная внешнеполитическая и военная помощь осуществлялась на фоне значительного влияния, которое оказала наша страна на становление нового государства в области государственного и партийного строительства, формирования модели хозяйственного механизма, культурного развития Израиля. Несмотря на сложные периоды в межгосударственных отношениях, обе страны были тесно связаны на протяжении всего прошлого века. Израиль испытал на себе сильное влияние политических традиций и опыта государственного строительства Российской империи, а затем СССР. Неслучайно в научных кругах существует мнение, что Израиль стал прообразом того, чем была бы наша страна в случае сохранения в СССР многопартийности, НЭПа и отсутствия массовых репрессий. И сегодня израильское общество (так же как и российское) продолжает демонстрировать своеобразный синтез западных и восточных моделей развития.

Не следует преуменьшать и влияние Советского Союза на формирование хозяйственных основ, идеологии правящей элиты Ишува, а впоследствии - Израиля. Многие элементы израильской экономической модели были заимствованы из советского хозяйственного опыта. Социалистическая, а точнее - социал-демократическая ориентация значительной части населения страны (социал-демократы находились у власти в общей сложности около 35 лет) явилась важным фактором образования и сохранения государственной собственности на землю, развития кооперативных форм ведения сельского хозяйства.

Первоначально прогнозы на развитие советско-израильских отношений были радужными. Социалистическая ориентация значительной части политического истеблишмента и населения Израиля, вклад Советского Союза в создание этого государства позволяли советскому руководству надеяться на то, что Государство Израиль станет своего рода плацдармом для сдерживания западных стран на Ближнем Востоке. Особые надежды возлагались на помощь Израиля в вытеснении Великобритании из этого стратегически важного региона. Израильские власти, в свою очередь, первоначально были заинтересованы в установлении особых отношений с СССР.

Внешнеполитическая ориентация Израиля была в 1948 году определена как неидентификация, то есть курс на неприсоединение к существующим военно-политическим блокам. Израильское правительство заботила также судьба евреев в различных государствах восточного блока, и оно не хотело портить отношения с ними, открыто став на сторону западного мира.

Основные внешнеполитические цели Израиля сводились к обеспечению легитимности, безопасности завоевания международной поддержки своих позиций, развитию взаимовыгодных экономических отношений с внешним миром и поддержанию связей с мировым еврейством. Будучи маленьким и весьма уязвимым государством, созданным по решению ГА ООН, Израиль на первых порах был вынужден определить для себя сбалансированную линию поведения, тем более что во время войны за независимость он пользовался поддержкой как СССР, так и некоторых западных государств. Однако очень скоро кредит доверия был исчерпан. Уже в начале 1950-х годов Израиль сделал выбор в пользу сотрудничества с западными государствами под влиянием тех политических реалий, с которыми он столкнулся, - обострения холодной войны и политики Сталина в еврейском вопросе 29 .

С позиций сегодняшнего дня ни у кого не вызывает сомнения, что Государство Израиль не просто состоялось, оно, демонстрируя высокую жизнестойкость и созидательную энергию, заняло достойное место среди других государств мира.

Таким образом, если взглянуть на идею создания израильского государства с другой стороны, то можно сказать, что мечта Гитлера его венской юности блестяще осуществилась. Действительно, те жестокие репрессии, которые обрушил на евреев нацистский режим, вызвали волну еврейской эмиграции сначала из Германии, а потом из оккупированных ею стран и способствовали возникновению после войны еврейского государства. Как это ни парадоксально, утверждает Кардель, нацисты не имели ничего против создания еврейского государства в Палестине, хотя их главные цели были, конечно, совсем другие.

1 Официальный сайт Президента России. 29.01.2015.

2 Занд Шломо. Кто и когда изобрел еврейский народ. М.: ЭКСМО, 2010. С. 486.

3 Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР Владимир: Калейдоскоп, 1999. С. 28.

4 Куповецкий М. Людские потери еврейского населения в послевоенных границах СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Еврейского университета в Москве. 1995. №2 (9). С. 145.

5 Шварц С. Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны, 1939-1965. Нью-Йорк: Изд. Американского еврейского рабочего комитета, 1966. С. 55.

8 Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944) // Сборник документов и материалов / И.Арада. Иерусалим: Яд Ва-Шем, 1991. С. 14.

9 Штереншис М. История Государства Израиль (1896-2002 гг.). Герцлия: Исра ДОН, 2003. С. 123.

11 Штереншис М. Указ. соч. С. 136.

12 Советско-израильские отношения // Сборник документов: в 2 томах. Том 1 (1941-1953). МИД РФ, МИД Израиля. М.: Международные отношения, 2000.

13 Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1996. С. 349.

14 Цит. по: Коммерсантъ-Власть. 26.10.1999.

15 См.: Herzl T. The Jewish State. N.Y., 1904. P. 53.

16 Цит. по: Freedman R. Moscow and Israel. The Ups and Downs of a Fifty-Year Relationship // Israel’s First Fifty Years. Gainesville, 2000. С. 2.

17 Стрижов Ю. СССР и создание Государства Израиль // Международная жизнь. 1995. №11-12. С. 94.

19 Политическая энциклопедия. Бейрут, 1974. С. 574 (араб. яз.).

20 Стрижов Ю. Указ. соч. С. 96.

21 Записка министра иностранных дел СССР В.М.Молотова председателю Совета министров СССР И.В.Сталину о проекте директив советской делегации на чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о Палестине // АВП РФ. Ф. 06. Оп. 10. П. 15. Д. 160. Л. 4-7.

22 Государство Израиль. Справочник. М., 1986. С. 108.

23 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 10. П. 346. Д. 623. Л. 4.

25 Меир Голда. Моя жизнь. Автобиография. Иерусалим: Б-ка Алия, 1990. С. 258.

26 Международная жизнь. 2008. №6. С. 74.

27 Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Государство Израиль. М., 2005. С. 146-147.

28 Леви Ш. Длительное влияние русской культуры // Международная жизнь. 1998. Осень. С. 77.

29 Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Указ. соч. С. 106-107.

30 Бен-Цур Э. Первые семь лет // Международная жизнь. 1998. №10. С. 15.

Читайте также: